Автор: Зеленева Татьяна Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СШ №33 Населённый пункт: Архангельск Наименование материала: Конспект урока Тема: Урок исторической памяти Раздел: начальное образование
УРОК ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПРАЗДНОВАНИЮ
ИМЕНИН ГОРОДА
АРХАНГЕЛЬСКА
«ГОРОД Х РАНИМЫЙ»
Разработка:
учитель
МОУ
СОШ
№33
Зеленева
Татьяна
Юрьевна,
высшая
категория
Цель урока:
приобщить
детей
к
русским
духовным
традициям,
возродить
в
ребёнке
ощущения себя гражданином.
Задачи:
1)
Обобщение
знаний
о
истории
родного
города,
знакомство
с
историек
имени и гербом г.
Архангельска.
2)
Развитие познавательного интереса, творческих способноcmей.
3) В любви к родному городу, уважения к символам, гордости за имя, которое
носишь ты, твой город, твоя страна.
Методы: Исследование, игра, метод кейсов, экскурсия.
Наглядность:
П р е з е н т а ц и я «Город
хранимый»,
макеты
Михайло-
Архангельского
монастыря,
Кирхи, «Высотки»,
деревянных
домов
Малых
Корел,
рисунки
герба
г.
Архангельска,
альтернативных
гербов,
Выставка
изделий народных умельцев, плакаты на А2: «Город деревянный»,
«Твоё имя»,
«Герб г. Архангельска», «Кроссворд «Архангельск», мяч.
Учащиеся разбиваются на 4 группы. Каждой группе даны задания:
1)
Узнать
историю
возникновения
г.
Архангельска,
выполнить
макет.
Ответить на вопрос: правильно ли было основать в этом месте город?
2)
Узнать
историю
возникновения
герба,
выполнить
рисунки
его
и
альтернативные гербы.
3)
Познакомиться
с
культурными
традициями
г.
Архангельска,
организовать выставку изделий народного творчества.
4)
П озн акоми т ь ся
с современной
архитектурой
г.
Архангельска,
выполнить макеты современных зданий, написать сочинение «Если бы
мэром города был я»
(Перед выполнением заданий автобусная экскурсия по городу)
Звучит колокольный звон (Слайд 1)
1) Игра «Что означает твоё имя».
-Ребята,
сегодня
мы
собрались
все
вместе,
что
бы
отметить
именины
нашего
города.
Постарайтесь
внимательно
слушать
новое,
запомнить
все
важное
и
сумейте
показать,
что
вы у ж е знаете
о
городе,
в
котором
живете.
-Что
такое
именины?
(праздник
имени)
В.И.
Даль
в
своем
толковом
словаре
пишет
об
имени:
«Имя
–
названье,
наименование,
слово,
которым
зовут
личность»
-Расскажите,
как
вас
зовут.
Кому
я
брошу
мяч,
тот
должен
сказать,
как
его
зовут
и
что
обозначает
его
имя.
2)История
возникновения
г.
Архангельска.
-У
нашего
города
гоже
есть
имя.
-Как
он
называется?
-Почему
наш
город
носит
такое имя. С чем
это
связано?
-Послушаем выступление ребят, которые расскажут вам об этом
(Смотри
приложение
№1.
Выступление
сопровождается
презентацией–
слайд
2.
Рассматриваются
макеты
деревянного
Михайло-
Архангельского
монастыря,
выполненные
учащимися).
3)
История
возникновения
герба
г.
Архангельска
А кто такой архангел Михаил?
Давайте
послушаем
библейское
сказание (зажигаются
свечи,
выключается
свет звучит тихая мелодия – слайд 3).
Всё, вокруг нас – это мир, который существовал давным-давно, II никто из
людей не помнит того времени, когда не было этого мира.
Но прежде всех земных стихий - воздуха, огня, воды, земли, прежде человека
Бог создал невидимый мир - мир ангелов.
Все ангелы сотворены добрыми, чтобы любить Бога и друг друга.
Один, самый могущественный ангел по имени Денница, возгордился своей
силой
и
решил
сам
стать
равным
Богу.
Он
начал
клеветать
на
Создателя,
противиться ему и поэтому стал злым, тёмным духом, дьяволом, сатаной,
Слово «дьявол» значит – «клеветник», а «сатана» - «противник» Бога и всего
доброго, Этот злой дух увлёк за собой других возгордившихся ангелов, которые
тоже стали злыми духами-бесами. Так возникло в Божьем царстве зло.
( музыка выключается, смотри слайд 3)
Выступил тогда против сатаны один из высших ангелов, Архангел Михаил, и
сказал: «Кто равен Богу? Никто!». И произошла на небе битва: Михаил и ангелы
воевали
против
сатаны
и
бесов.
Не
могла
злая
сила
устоять
против
ангелов
Божьих, упал сатана вместе с бесами, как молния, вниз, в преисподнюю, в ад.
В память о победе добра над злом православная церковь ежегодно 21 ноября
отмечает Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.
(включается электрический свет)
Считается,
что
Бог
даёт
каждому
человеку
при
крещении
Ангела
хранителя,
который
невидимо
охраняет
человека
всю
его
жиз нь .
Ка ж д ы й
ч е л о в е к
н о с и т
и м я
ка ко го - н и буд ь
с вя то го .
2 1
н о я б р я
отмечают
именины
Михаилы.
Гавриилы.
Рафаилы.
Город
наш
также
родился
и
был
назван
в
честь
Архангела
Михаила.
Вот
поч ем у
именины
города
и
празднуют
21
ноября.
А
Архангел
Михаил
незримо
охраняет
город,
названный
в
его
честь.
А наш праздный мы назвали «Город хранимый»... (смотри слайд 3)
-У
каждого
государства,
города
есть
символ
–
герб.
Это художественная
миниатюра,
которая
кратко
повествует
о
героическом
прошлом
города,
о
ремёслах,
обычаях.
Рассказ
ученика:
В
золотом
поле
щита
виден
летящий
Архангел,
который
вооружён
пламенным
мечем
и
щитом
и
поражает
поверженного
диавола.
Высочайше
утверждён
царицей
Екатериной
II
в
1781г..
2
октября.
-Давайте
попробуем
собрать
герб
г.Архангельска
из
мозаики
(группам
учащихся
выдаются
разрезанные
детали
герба)
(Рассматривается
выставка
работ
учащихся
посвящённых
гербу
г.Архангельска,
выполненных
в
разной
технике
из
разных
материалов,
а
также
представлены
работы
учащихся,
которые
изобразили
альтернативный
герб).
4) Путешествие по памятным местам г. Архангельска
-Наш
прекрасный
город
славится
своими
улицами,
памятниками
культуры
и
архитектуры.
Отправимся
в
путешествие
по
историческим
и
культурным
местам
г.Архангельска.(Выступление
группы
учащихся
сопровождается
презентацией
–
смотри
слайд
4,
приложение
2)
(Рассматривается
выставка
архангельских
народных
умельцев:
деревянная
утварь, вышивка, вязание, резьба по кости, изделия фабрики
«Беломорские
узоры»)
5)
Путешествие
по
современному
Архангельску.
-Славен наш город и современными зданиями культуры и архитектуры.
Некоторые из них мы сегодня вспомним.
(Выступление группы учащихся
сопровождается презентацией – смотри
слайд 4, приложение 3)
6)
Викторина
-А теперь давайте повторим всё что мы узнали о нашем городе и ответим на
вопросы
викторины. (смотри слайды 5 – 19)
(Рассматриваются
макеты
современных
зданий,
работы
выполнены
учащимися,
читаются
сочинения «Если бы мэром г.Архангельска был я»).
7)Кроссворд «Архангельск»
(Выдаётся листок с кроссвордом 4-м командам, приложение 4)
8) Заключение.
-Кем же храним г. Архангельск? (Михаилом Архангелом)
-А ещё кем?
-Верно.
-Мы с вами являемся то же хранителями
нашего города, его исторических и
культурных традиций.
-Ни один праздник не обходится без подарков. Вот и мы к именинам города
приготовили в подарок стихиоб Архангельске.
Д а в а й т е
п о с л у ш а е м
с т и х и ,
ко т о р ы е
с о ч и н и л и
н а ш и
р е б я т а .
(Смотри приложение 5)
Раньше на Руси был обычай в день именин с утра ходить в храм на службу ,
а
вернувшись домой, все садились за праздничный стол, главным украшением
которого
был
именинный
пирог
-
каравай,
Именно
с
тех
пор
дети
поют
именинникам
хороводную
песню
«Караван»,
Давайте
и
мы
споём
«Каравай»
славному
нашему
городу.
(Bсe
становятся,
в
хоровод,
вносится
торт
со
свечами)
«Как
на
Архангельские
именины
Испекли
мы
каравай.
Вот
такой
вышины.
Вот
такой
нижины,
Вот
такой
ширины,
Вот
такой
ужины.
Караван,
каравай,
кого
любишь
выбирай.
(Все
пьют
чай
с
тортом)