Музыкальное воспитание, образование и творческая самореализация детей в условиях Детской музыкальной школы
Автор: Габдрахманов Тимур Динарович Должность: преподаватель по классу баян/аккордеон Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Чунская детская музыкальная школа" Населённый пункт: п.р.Чунский Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Музыкальное воспитание, образование и творческая самореализация детей в условиях Детской музыкальной школы Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Чунская детская музыкальная школа»
Музыкальное воспитание, образование и творческая самореализация
детей в условиях Детской музыкальной школы
Методическая разработка
Выполнил: преподаватель МБУ ДО
« Ч у н с к а я
Д М Ш »
п о
к л а с с у
баян/аккордеон Габдрахманов Тимур
Динарович
р.п. Чунский
2017 г.
Содержание
Введение………………………………………………….………………………..3
1. Музыкальное воспитание и образование в системе развития личности … 4
2.Творческая
самореализация
детей
в
процессе
музыкального
образования……………………………………………………………………... 12
3. Детская музыкальная школа в системе личностного развития и творческого
потенциала детей……………………………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………………....24
Список использованной литературы………………………….......................... 26
Приложение …………………………………………………………………….. 29
2
Введение
Музыкальное воспитание и образование детей – важное звено общей
системы
воспитания,
поскольку
музыкальное
искусство
обращено
к
духовному миру детей. Педагог своим мастерством может воздействовать на
тонкую субстанцию – душу ребенка, его гуманные чувства: сопереживание,
сострадание,
сочувствие,
которые
воспитываются
в
процессе
восприятия
эмоционально-образного содержания музыкальных произведений.
Современного ребенка окружает богатый мир звуков, который
создают,
прежде
всего,
телевидение,
радио,
кино.
Он
слушает
музыку
доступную
и
недоступную
его
пониманию,
близкую
и
интересную
по
тематике. Вот почему весь процесс музыкального воспитания, и в частности
слушание
музыки,
должен
быть
ясно
целенаправленным.
Достижение
основной задачи – воспитание интереса, любви, потребность общения с
искусством
–
возможно
только
в
том
случае,
если
дети
приобретают
необходимые навыки восприятия музыки, что в свою очередь, невозможно
без систематического музыкального слухового развития ребенка. Занимаясь
музыкой,
слушая
вокальные
и
инструментальные
музыкальные
произведения,
ребенок
накапливает
свои
музыкальные
впечатления,
обогащает восприятие разнохарактерными интонациями.
Музыка,
являясь
одной
из
самых
влиятельных
форм
искусства,
оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности. Музыка
способна пробуждать самые различные эмоции и чувства, которые человек
переносит
в
окружающую
жизнь.
Кроме
того,
она
является
источником
эстетических
чувств,
потребностей
и
идеалов,
которые
стимулируют
общественно полезную деятельность.
Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на
всестороннее развитие ребенка, побуждать к творческой самореализации,
вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению, а вместе с
этим и к выработке активной жизненной позиции.
3
1.
Музыкальное воспитание и образование в системе развития
личности
Музыкальное
воспитание
-
целенаправленное
и
систематическое
развитие
музыкальной
культуры,
музыкальных
способностей
человека,
воспитание
в
нём
эмоциональной
отзывчивости
к
музыке,
понимания
и
глубокого
переживания
её
содержания.
Музыкальное
воспитание
есть
процесс
передачи
общественно-исторического
опыта
музыкальной
деятельности
новому
поколению,
оно
включает
элементы
музыкального
обучения и музыкального образования. Современную теорию музыкально-
эстетического
воспитания
отличает
убеждённость
в
возможность
формирования музыкальных способностей у широкого круга людей.
Музыкальное
воспитание,
осуществляемое
в
общеобразовательной
школе, в учреждениях дополнительного образования через хоровое пение,
игру
на
инструментах,
слушание
музыки
и
музыкальную
грамоту,
способствует
формированию
мировоззрения,
художественных
взглядов
и
вкусов, воспитанию чувств и нравственных качеств личности.
Исследования психологов (А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, Г. С. Костюк,
В. Н. Мясищев) показали, что становление интереса к музыке зависит от
многих факторов, взаимодействующих между собой. Среди них: возрастные
особенности,
индивидуальные
типологические
данные,
имеющийся
опыт
восприятия
музыкального
искусства;
социально-демографические
особенности, связанные со спецификой личности, живущей в определённой
географической среде и другие. Музыкальное воспитание тесно связано с
процессами, происходящими в искусстве, музыкальной практике. Привычка к
определённым музыкальным интонациям со временем меняется. Поэтому
форма
музыкального
воспитания
зависит
от
ежедневной
«музыкальной
атмосферы», окружающей слушателя.
С древних времён музыка привлекалась для воспитания подрастающих
поколений. Её значение определялось общими задачами воспитания, которые
выдвигала каждая эпоха по отношению к детям тех или иных общественных
4
классов,
сословий
или
групп.
В
Индии
известен
миф,
герой
которого
стремится достигнуть славы и милости богов, обучаясь искусству пения у
мудрой птицы – «Друга песни», т. к. овладеть искусством пения - значит
освободиться от дурных чувств и желаний. В Древней Индии существовали
воззрения,
согласно
которым
музыка
и
музыкальное
воспитание
способствуют достижению благочестия, богатства, доставляют наслаждение.
Были выработаны требования к музыке, призванной воздействовать на людей
определённого возраста. Так, для детей считалась полезной весёлая музыка в
быстром темпе, для юношества - в среднем, для людей зрелого возраста - в
медленном,
спокойного
и
торжественного
характера.
В
музыкальных
трактатах
стран
Древнего
Востока
утверждалось,
что
музыкальное
воспитание призвано привести в равновесие добродетели, развивать в людях
человечность,
справедливость,
предусмотрительность
и
искренность.
Вопросы музыкального воспитания в Древнем Китае находились в ведении
государства. Значительное место занимали они в учении философа Конфуция
(551-479
до
н.
э.).
Он
подчинял
музыку
строгой
регламентации,
распространяя
на
музыкальное
воспитание
политическую
точку
зрения,
запрещал исполнять музыку, преследующую иную цель, чем воспитание
нравственности. Эта концепция развивалась в сочинениях последователей
Конфуция - Мэн-цзы и Сюнь-цзы. В 4 в. до н. э. конфуцианское учение о
музыке подверг критике философ-утопист Мо-цзы, протестовавший против
утилитарного подхода к музыке и музыкальному воспитанию.
Рассматривая музыкальное воспитание как сложную художественную
деятельность, музыкальная наука подчеркивает, что оно осуществляется в
различных
формах
музыкальной
деятельности.
Одна
из
этих
форм
–
слушание музыки, которое Б.В.Астафьев считал необходимым использовать
для
«гимнастики»
музыкального
чувства
и
сознательного
восприятия
музыки». «Музыкальная культура, - писал он, - нуждается в слушателе,
способном
критически
разобраться
в
художественных
музыкальных
явлениях, а не в пассивном созерцателе».
5
Другой формой приобщения детей к музыке является творческая
исполнительская
деятельность,
которая
может
осуществляться
в
самых
различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре,
сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения).
В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети
познают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся
осознавать
и
воспроизводить
музыку,
приобщаются
к
занятиям
нотной
грамотой.
Все
это
расширяет
кругозор
учащихся,
раздвигает
горизонты
исполнительской
деятельности,
дает
возможность
значительно
повысить
уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.
Но,
кроме
указанных
выше
форм
музыкальной
деятельности,
необходимо отметить еще одну, которую можно отнести к высшему этапу
музыкально-эстетического
воспитания.
Она
проявляется,
прежде
всего,
в
осознании потребности общения со слушателями, в чувстве необходимости
пропагандировать
музыкальное
искусство.
Это
своеобразная
форма
проявления
творческой
активности
личности,
способной
отдавать
свою
любовь к музыке и свои знания на благо обществу. Такая общественно
полезная деятельность в то же время пробуждает чувство ответственности,
побуждает
к
расширению
своих
музыкальных
знаний,
заставляет
систематически их совершенствовать.
Влияние
музыки
на
воспитание
личности
проявляется
и
осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:
а) слушание музыки;
б) творческой деятельности, исполнительстве;
в) познавательной деятельности (музыкальной грамотности);
г)
общественно-полезной
деятельности,
выражающейся
в
необходимости
сознательной
и
активной
пропаганды
музыкального
искусства.
Все формы музыкальной деятельности помогают формировать
навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей,
6
прививают
им
знания,
что
в
целом
является
важной
предпосылкой
обогащения музыкальной культуры школьников.
Музыкальное
воспитание
можно,
следовательно,
понимать
в
широком и более узком смысле.
В
широком
смысле
музыкального
воспитание
–
это
формирование
духовных
потребностей
человека,
его
нравственных
представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и
эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное
воспитание – это воспитание Человека.
Таким образом, цель занятий искусством с детьми – пробуждать
творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству.
Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться
лишь пассивным наблюдением; необходимо также и творческое проявление
себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального
исполнительства. В последнее десятилетие музыкальное воспитание детей
характеризуется устойчивыми тенденциями к обновлению его содержания. В
школьной практике многие музыкальные руководители стали подчинять свою
работу
главным
музыкально-творческим,
воспитательным
задачам,
побуждать
детей
к
освоению
музыки.
Для
этого
они
привлекают
разнообразный
художественный
материал,
используют
инновационные
методические приемы работы с детьми и т.д.
1
Традиции музыкального воспитания детей имеют давнюю историю.
Это и многолетний опыт семейного воспитания, и традиции так называемой
народной
педагогики,
различные
системы,
созданные
композиторами
Золтаном Кодаем, Карлом Орфом и др., система работы с учащимися, а
также многообразный опыт работы в кружках, студиях и т. д.
Музыка является средством эстетического воспитания
2
.
1
Школяр Л.В. Дети и музыка / Л.В. Школяр – М.: ЦИТАДЕЛЬ-ТРЕЙД, 2003, с. 19.
2
Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая –
М.: Просвещение, 1995. – C.45.
7
Э с т е т и ч е с к о е
в о с п и т а н и е
н а п р а в л е н о
н а
р а з в и т и е
способностей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать
хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем
самым к различным видам художественной деятельности.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства человека, формирует
его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным,
чем
уговоры
или
указания.
Знакомя
обучающихся
с
произведениями
различного
эмоционально-образного
содержания,
мы
побуждаем
их
к
сопереживанию.
Решению
воспитательных
задач
во
многом
спо собствуют
коллективное пение, игра, когда дети охвачены общими переживаниями.
Общие
переживания
создают
благотворную
почву
для
индивидуального
развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения
активизируют
робких,
нерешительных.
Для
избалованного
вниманием,
излишне
самоуверенного
успешное
выступление
других
детей
служит
известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ученику можно
предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность
и одновременно развивая его индивидуальные способности.
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения. Чередование
различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на
инструментах) требует внимания, сообразительности, быстроты реакции,
организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя
начать и закончить ее, уметь действовать, подчиняясь музыке.. Все это
совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.
8
Таким
образом,
музыкальная
деятельность
создает
необходимые
условия для формирования нравственных качеств личности, закладывает
первоначальные основы общей культуры.
3
Кроме
того,
восприятие
музыки
тесно
связано
с
умственными
процессами.
Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение.
В ней отражены жизненные явления, обогащающие школьников новыми
представлениями.
Развивая
ребенка
эстетически
и
умственно,
необходимо
всячески
поддерживать творческие проявления, которые активизируют восприятие и
представление,
будят
фантазию
и
воображение.
Когда
учитель
ставит
творческие
задания,
то
возникает
поисковая
деятельность,
требующая
умственной
активности.
Например,
в
пении
учащийся
импровизирует,
создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного
текста выразительным интонациям.
4
Таким образом, особенности музыкального воспитания заключаются в
том,
что
это
воспитание
выступает
как
разносторонний
процесс,
направленный на формирование и развитие различных сторон личности.
Необходимо отметить, что в воспитании и развитии музыкальных
интересов детей школьного возраста одинаково равноценны теоретические и
практические
формы
занятий.
При
этом
имеют
место
две
концепции
музыкального воспитания. Согласно одной из них центральное место должно
быть отведено познанию музыкального произведения. Развитие музыкальных
интересов,
согласно
этой
концепции,
должно
осуществляться
через
подробное
изучение
законченного
музыкального
продукта
во
всей
его
семантической и тектонической сложности.
3
Юдина Е. И. Первые уроки музыкального творчества / Е.И. Юдина. - М. «Аквариум»,
1999 – С.39.
4
Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы./ Г. Шанских //Искусство в
школе. 2003. - № 5. - С. 52.
9
Согласно
другой
концепции,
музыкальное
воспитание
должно
происходить в процессе личного творчества (в широком смысле этого слова)
каждого
ученика.
Основной
упор
здесь
делается
на
воспитание
художественно-эстетическое,
на
самовыражение
ребенка
через
пение,
ритмопластику и игру на инструментах. В процессе общения с музыкой
должно
совершаться
пробуждение
музыкальных
интересов,
развитие
творческого начала.
Задачи
воспитания
музыкальных
интересов
требуют
тщательного
планирования и учета всей работы, чтобы установить связь между всеми
видами музыкальной деятельности и формами ее организации, обеспечить
последовательность и успешность развития музыкальных интересов каждого.
Рассмотрев
основные
позиции
воздействия
музыки
на
развитие
индивидуальности,
нам
бы
хотелось
подвести
некоторый
итог
всего
вышесказанного.
Музыка,
являясь
одной
из
самых
влиятельных
форм
искусства,
оказывает
огромное
воздействие
на
субъективный
мир
личности.
Общение
с
искусством
имеет
огромное
значение
в
психологическом
становлении
личности,
в
развитии
ее
общечеловеческих
задатков
и
социально
активных
личностных
качеств.
Получая
от
художественных
и
музыкальных
произведений
огромное
количество
впечатлений,
человек
перерабатывает их и реализует в своей творческой деятельности, тем самым
они
играют
неоценимую
роль
в
развитии
творческой
индивидуальности,
являясь фактором социально активной личности.
Творческий
процесс
не
мыслим
без
музыкально-эстетического
воспитания и образования личности. Музыкально-эстетическое воспитание
формируется
под
влиянием
практики
человека
и
окружающего
его
музыкального пространства.
Музыкальное
образование
-
специфическая
органическая
часть
системы общего и профессионального образования, представляющая собой
процесс
и
результат
формирования
личности
ребёнка
в
условиях
10
развивающей среды, представляющая детям интеллектуальные, психолого-
педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе
свободного выбора и самоопределения.
Дать общее музыкальное образование, сформировать эстетические
вкусы,
воспитать
подготовленного
слушателя,
активного
участника
самодеятельности,
обучить
игре
на
музыкальных
инструментах,
развить
творческие задатки эти задачи по-прежнему определяют направления работы
детских музыкальных школ
5
.
Учебные
программы
и
методики
ориентированы
на
развитие
творческих
музыкальных
способностей
и
кругозора,
воспитание
эстетического вкуса, навыков бытового и ансамблевого музицирования, а
также
закладывают
основы
для
продолжения
образования
в
средних
специальных и высших учебных заведениях, готовящих специалистов как
музыкальных, так и смежных профессий.
Учитывая
главные
задачи
музыкальной
школы
сегодня,
а
именно:
общеразвивающее
эстетическое
воспитание
детей
и
подготовка
наиболее
одарённых
к
будущей
профессии,
необходимо
сочетание
в
программах
традиционно
академического
образования
с
современными
требованиями
музыкальной педагогики, т.е. применение дифференцированного обучения и
внедрение
в
практику
разноуровневых
программ;
организация
учебного
процесса на основе изучения индивидуально-психологических особенностей
личности
учащихся;
развитие
способностей
посредством
творческих
заданий;
качественный
отбор
учебного
материала;
использование
произведений
современных
композиторов
и
популярной
музыки,
что
позволит
значительно
расширить
традиционный
репертуарный
перечень
типовых программ
6
.
Важнейшей задачей образования в нашей стране является всестороннее
развитие молодого поколения. Значительный вклад в решение этой задачи
5
Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся /
Кузнецов В.М- . М., 1994.-С.56.
6
Дополнительное образование детей. /Под ред. Лебедева О.Е. М., 2000 – С.78.
11
вносят
детские
музыкальные
школы,
художественные
школы,
школы
искусств, хореографические школы и т.д., где дети через мир искусства
постигают богатство человеческого духа, учатся мыслить, искать, творить.
Как важно, чтобы каждому была привита любовь к музыке, чтобы каждый из
них,
независимо
от
того,
станет
он
профессионалом
или
нет,
научился
передавать свои переживания, мысли языком музыки и понимать ее.
2.
Творческая самореализация детей в процессе музыкального
образования
Самореализация
человека,
как
одна
из
наиболее
глубинных
потребностей личности, находит свое воплощение в системе многообразных
отношений, в которые личность включена. Самореализация учащегося - это
реализация
его
возможностей,
его
«Я»,
предъявление
себя
другим
во
взаимодействии с миром и людьми, реализация ценностных ориентации,
раскрывающих
смысл
жизни
ребенка,
характер
и
направленность
его
деятельности, общения, межличностных отношений.
В контексте данного исследования важным является понимание того,
что
самореализация
детей
есть
реализация
целенаправленно
(в
процессе
педагогического руководства и воспитательных воздействий) формируемой у
него
системы
отношений,
образующих
содержание
творче ской
самореализации. Реализация этих отношений определяет сущность явления
творческой самореализации.
Потребность
в
самореализации
–
стремление
к
счастью;
желание
использовать весь свой потенциал, все возможности, полученные природой и
приобретенные в опыте, чтобы достичь своих целей, сделать то, к чему
чувствуешь
предназначение;
стать
тем,
кем
хочешь.
Реализуя
себя,
свои
стремления, используя свои возможности, строя свою жизнь, человек растет,
развивается, строит свою личность.
12
В силу объективных причин сегодня наиболее благоприятные условия
для
раскрытия и развития творческого потенциала детей, их творческой
самореализации предоставляются в условиях музыкальных школ.
Различные
формы
концертной
деятельности,
музыкальных
выступлений
-
это «полигон
для
испытаний» различных
возможностей
ребенка,
своеобразный
социально-психологический
тренинг,
постоянный,
новый опыт, расширение представлений о себе и других людях, прекрасная
возможность творческой самореализации личности.
Известна
нелюбовь
детей
ко
всякого
рода
«обязаловке»,
поэтому
максимально должны быть использованы возможности выбора и «свободы
передвижения»
ребенка
в
организации
детской
м у з ы ка л ь н о й
школы. Принцип добровольности, пожалуй, самое важное условие успешной
самореализации ребенка в творческой музыкальной деятельности.
Второе условие - это осознавание педагогом мотива, который привел
ребенка в детскую музыкальную школу. Изучив личностные мотивы всех
участников
группы,
педагог
формулирует
значимую
и
эмоционально
наполненную, общую для всех детей цель.
Это может быть создание какого-либо общего «творческого продукта»
(музыкального спектакля, ансамбля, концерта), выбор которого зависит от
степени готовности данного продукта. Педагогу необходимо помнить, что
решение о конечном творческом результате - это момент «доброй воли».
Предложение может
исходить и
от
самих
детей, и от
педагога,
но
оно
должно быть обсуждено и принято всеми детьми.
Третье условие
- создание образовательной
среды
(окружающей
обстановки и
психологической
атмосферы), наилучшим
образом
способствующей организации той
деятельности,
которую сам
ребенок
оценивает как полезную и интересную.
7
7
Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления
/Под ред. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
13
Организация
такой
деятельности,
по
мнению
автора,
должна
базироваться
на
гуманистических
принципах
психологии
и
педагогики.
Важно,
чтобы
ребенок чувствовал себя в музыкальной школе в условиях
«психологической безопасности».
Качества, необходимые для личностной самореализации, на наш взгляд,
необходимо развивать в комплексе. Под этими качествами мы понимаем:
1) творческое мышление;
2) инициативность;
3) способность к обоснованному риску;
4) уверенность в себе;
5) адекватную самооценку;
6) умение сотрудничать;
7) мотивацию достижения;
8) высокую работоспособность.
Свобода
выбора,
неформальное
общение,
отсутствие
жёсткой
регламентации
делают
дополнительное
образование
(занятие
музыкой)
привлекательным для учащихся любого возраста. Музыка способна являться
ведущим факторов развития творческой самореализации детей. Она имеет
значительный
педагогический
потенциал
и
благотворно
сказывается
на
воспитании личностного достоинства ребенка.
Понимание
музыкального
искусства
способствует
правильному
формированию и развитию личности, так как занятия музыкой имеют своей
целью, по мнению Д.Б. Кабалевского «не столько обучению музыке самой по
себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся»
8
.
Интересно
мнение
Н.Г.
Тухтаманова
о
том,
что
наряду
с
воспитательной, эстетической и пересемантизирующей функциями, музыке
также присуща функция самореализации
9
.
8
Кабалевский,
Д.Б.
Основные
методы
и
принципы
программы
по
музыке
для
общеобразовательной школы / Д.Б. Кабалевский // Программно-методические материалы.
Начальная школа. - М., Просвещение, 2001. - С.28.
9
Тухтаманов,
Н.Г.
Музыка
как
средство
гуманизации
педагогической
подготовки
слушателей: автореф. … канд. пед. наук / Н.Г. Тухтаманов. - СПб., 1997. - 24 с.
14
В своих исследованиях Р.А. Тельчарова отмечает, что «музыкальная
деятельность как сфера духовного производства, направленная на освоение и
увеличение
духовного
богатства
общества»,
приводит
к самоизменению
личности,
т.е.
к
производимым
в
себе
преобразованиям,
личностному
музыкальному развитию, к перестройке личностной культуры.
По
мнению
ученого,
субъект
музыкальной
деятельности,
обладая
сознанием как предпосылкой музыкально-эстетического отношения, развитой
мотивацией, сенсорной культурой и воображением, музыкально-слуховыми и
музыкально-эстетическими
способностями,
тезаурусом,
оживляет
все
систему
музыкальной
деятельности,
формирует
продукт
музыкальной
деятельности и самого себя.
Анализ литературы показал, что музыкальное мышление в качестве
процесса
познания
собственной
души
инициируется
музыкальным
произведением, которое во время своего звучания «погружается» в личность,
в ее внутренний мир, где и разворачиваются все психологические события.
По
окончании
звучания
эти
события,
происшедшие
в
нем,
человек
естественно связывает с прозвучавшей музыкой. В то же время, музыкальное
произведение само является результатом деятельности, в процессе которой
происходит преобразование в самом создателе, его способностях, знаниях,
устремлениях.
В работах Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Н.А.
Ветлугиной,
Е.В.
Назайкинского
и
ряда
других
педагогов
музыкальная
деятельность определена как продуктивная сторона музыкальной активности
личности.
Творческая сущность музыкального исполнительства, проявляющаяся в
интерпретации музыкального произведения и позволяющая проявить свою
индивидуальность, фантазию в трактовке художественного образа, требует
точной
передачи
авторского
замысла
и
соблюдения
стилевых
традиций.
Исполнительство как «вторичное» творчество, соавторство исполнителя и
композитора
сочетает
в
себе
субъективное
(связанное
с
личностью
15
исполнителя) и объективное (передаваемое через авторский текст) начала,
что соответствует теоретическим положениям самореализации
10
.
Таким
образом,
для
создания
индивидуального
творческого
пути
важным
является
творческое
самосознание,
проявляющееся
в
исполнительской
самостоятельности,
активной
личностной
позиции,
музыка льно-про светительской
уст ановке,
и
и н д и в и д у а л ь н ы е
психологические и физиологические особенности музыканта-исполнителя.
Истоки творческих сил человека восходят к детству, когда творческие
проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Исследуя
особенности детского творчества, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов,
Г.И. Щукина, П.М. Якобсон рассматривали творческую деятельность детей
как основной двигатель творческой самореализии.
В
музыкальной
педагогике
Б.В.
Асафьев,
Н.А.
Ветлугина,
Л.В.
Горюнова, Л.Н. Гродзенская, Л.Г. Дмитриева, Г.М. Цыпин, Б.Л. Яворский при
изучении детского творчества использовали различные термины - детское
музыкальное творчество, сочинительство, импровизация, музицирование, но
все они единодушны в том, что творчество является средством музыкального
образования и имеет воспитательную ценность
11
.
Несомненно,
что
творческая
активность
личности,
являясь
высшей
формой реализации человеком себя, в большей мере способствует развитию
его возможностей и творческого потенциала, обеспечивает реконструкцию
значимой для него деятельности и преобразование действительности.
Таким
образом,
для
самореализации
учащегося
в
музыкальной
деятельности характерна активность в осуществлении творческих замыслов,
актуализирующая его способности и позволяющая объективно (на уровне
10
Методологическая культура педагога-музыканта : учебное пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; под ред.Э.Б.
Абдуллина. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
11
Алиев, Э.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта (б-ка учителя музыки) -
М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
16
продуктов деятельности) и субъективно (на уровне удовлетворенности) быть
успешным в музыкальной деятельности.
На
основании
вышеизложенного
мы
можем
сделать
вывод,
что
содержательный потенциал музыкальной культуры может быть использован в
процессе самореализации очень продуктивно, но лишь учащимся, имеющим
потребность
быть
активным
во
всех
видах
музыкальной
деятельности
(информационном,
практическом,
творческом),
а
также
обладающим
р а з в и т ы м и
с а м о п о з н а н и е м ,
с а м о о п р е д е л е н и е м ,
у м е н и я м и
самопроектирования, самоорганизации.
3. Детская музыкальная школа в системе личностного развития и
творческого потенциала детей
Следуя
общепризнанному
выводу,
что
свободная
творческая
деятельность, развитие фантазии и воображения имеют огромное значение в
работе с детьми, в детских музыкальных школах, как правило, создаются
оптимальные условия для занятия музыкальным творчеством, что в полной
мере отражает право ребёнка на полноценное развитие независимо от его
возможностей.
Детская музыкальная школа (ДМШ) — учебное заведение, в котором
дети,
учащиеся
в
обычных
общеобразовательных школах, дополнительно
получают музыкальные знания и навыки. Учащиеся ДМШ обучаются игре на
музыкальном
инструменте,
а
также
пению,
основным
музыкально-
теоретическим дисциплинам (сольфеджио и элементарной теории музыки),
изучают историю музыки. ДМШ являются первой ступенью музыкального
образования
и
воспитывают
культурных
музыкантов-любителей,
а
профессионально
одарённых
учеников
готовят
для
поступления
в
музыкальные училища.
Особые
ДМШ-десятилетки,
существующие,
как
правило,
при
консерваториях, объединяют в своих учебных планах общеобразовательные и
17
музыкальные
предметы,
и
готовят
своих
учеников
для
поступления
в
консерваторию.
В России насчитывается около трёх тысяч детских музыкальных школ.
Целями образовательной деятельности Детских музыкальных школ, как
правило, сегодня являются:
- удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и
государства
в
области
музыкального,
художественного
и
эстетического
воспитания;
-
целенаправленное
обучение
детей
и
подростков
музыкальному
искусству;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
-
обеспечение
необходимых
условий
для
личностного
развития,
укрепления
здоровья
и
профессионального
самоопределения,
творческого
труда детей в возрасте от 6 до 16 лет;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание
новых
материальных
и
духовных
ценностей.
Будучи
по
своей
сущности
культурно-историческим
явлением,
творчество
имеет
психологический
аспект:
личностный
и
процессуальный.
Оно
предполагает
наличие
у
личности
способностей,
мотивов,
знаний,
и
умений
благодаря
которым
создаётся
продукт,
отличающийся
новизной,
оригинально стью,
уникальностью.
Изучение
этих
свойств
личности
выявило
важную
роль
воображения, интуиции, неосознанных компонентов умственной активности,
а
так
же
потребностей
личности
в
самоактуализации,
в
раскрытии
и
расширении своих созидательных возможностей
12
.
12
Яковлев Д.Е. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного
образования детей / Яковлев Д.Е. – М., Айрис-пресс 2004. – 108 с.
18
Преимущество
творческой
деятельности
заключается
в
том,
что
в
любом случае, она положительно сказывается на воспитании и развитии
ребёнка. «Творчество само по себе обладает целительной силой», - писал
К.Д.Ушинский.
Почему?
Прежде
всего,
потому,
что
творческий
процесс
ребёнка связан с радостью. А радость повышает уверенность в своих силах,
даёт
возможность
найти
своё
место
в
детском
социуме
и
формирует
позитивное отношение к жизни. Это те качества, в развитии которых всё
больше и больше нуждаются наши дети
13
.
В
детской
музыкальной
школе
основными
предметами
являются:
специальность,
сольфеджио,
хор,
музыкальная
литература.
Основной
принцип, на котором сможет строиться программа сохранения и развития
детской
музыкальной
школы
–
это
создание
условий,
способствующих
творческому росту учащихся.
Наиболее ярко творческая деятельность детей проявляется на предмете
сольфеджио.
Развитие
творческой
инициативы
играет
огромную
роль
в
процессе обучения, способствует
эмоциональному отношению к музыке,
раскрывает
индивидуальные
возможности
учеников,
вызывает
интерес
к
предмету, что является необходимой предпосылкой для успешных занятий не
только в классе, но и в исполнительской практике учащихся.
Творческие
упражнения
на
уроках
по
предмету
«сольфеджио»
психологически раскрепощают детей, развивают их вкус и наблюдательность,
активизируют слуховое внимание, тренируют музыкальный слух.
Цель
творческих
упражнений
–
в
приобретении
и
закреплении
основных навыков пения с листа, записи диктантов, анализа на слух.
Творческие задания должны быть доступны по трудности учащимся.
Их необходимо хорошо продумывать и подбирать в зависимости от состава
13
Степанова З.А. Воспитание творчеством / Степанова З.А. // Дополнительное образование
№ 12. 2005. – 26 с.
19
группы
(возраста,
уровня
слухового
развития,
владения
различными
инструментами).
В работе с детьми в детской музыкальной школе используют виды
творческих заданий:
Допевание мелодии до тоники;
Сочинение ответной фразы;
Сочинения
фрагмента
мелодии
(окончание
или
пропущенных
тактов);
Сочинение
мелодий
на
данный
ритмический
рисунок
или
стихотворный текст;
Сочинение ритмического аккомпанемента к мелодии;
Сочинение
мелодии
определённого
жанра
(песня,
танец,
марш),
характера, с использованием заданных выразительных средств;
Сочинение мелодии к данному аккомпанементу;
Подбор аккомпанемента с использованием пройденных аккордов;
Сочинение второго голоса к мелодии и пр.
Поскольку
творчество
ребёнка
связанно
с
самостоятельными
действиями,
он
психологически
раскрепощается,
становится
смелее
при
выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые
решения,
аналитически
мыслить.
Всё
это
очень
важно
как
для
детей
профессионально
перспективных,
так
и
для
детей
со
средними
музыкальными данными.
К творческой работе в детской музыкальной школе относятся так же
импровизация. Это может быть:
Импровизация мелодии на данный ритмический рисунок;
Варьирование небольших, нетрудных подпевок;
Импровизация мелодии на данный или собственный текст;
Ритмическая,
мелодическая
импровизация
на
простейших
музыкальных инструментах.
20
Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с
условием обязательной проверки или обсуждение работ всем классам.
Необходимо
заметить,
что
для
раскрытия
и
развития
творческих
способностей
ребенка
нужны
атмосфера
психологического
комфорта,
уважения к личности
ребенка и его творческим проявлениям; помощь
взрослых в раскрытии творческих способностей – не только внимательное
отношение
к
ребенку,
но
и
раскрытие
ему
новых
возможностей
для
творческого
поиска
и
самовыражения.
Стимулирование
раскрытия
творческого
потенциала
наиболее
эффективно
при
использовании
творческих заданий, развивающих способности самостоятельного решения
ребенком разного рода проблем и вопросов.
Для
работы
с
детьми
в
условиях
музыкальной
школы
важна
значимость личности самого педагога Он должен быть доброжелательным
и
чутким;
разбираться
в
особенностях
психологии
способностей,
одаренности, в особенностях психики детей, чувствовать их потребности и
интересы;
иметь
высокий
уровень
интеллектуального
развития,
быть
всесторонне
развитым
педагогом
и
постоянно
совершенствовать
свой
кругозор,
свои
специальные
знания;
иметь
широкий
круг
интересов
и
умений;
быть
готовым
к
выполнению
самых
различных
обязанностей,
связанных с обучением детей; иметь живой и активный характер; обладать
чувством юмора; проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих
взглядов
и
постоянному
самосовершенствованию;
иметь
творческое,
нетрадиционное личное мировоззрение.
Сегодня функционирует много детских музыкальных школ в регионах
России. Тысячи ребят идут учиться в эти школы, приобщаясь к чудесному
искусству музыки. В последнее время отмечается особая тяга ребят к музыки,
им нравится участвовать в конкурсах и фестивалях, добиваться позитивных
результатов и просто быть музыкально грамотными.
В большинстве случаев родители ведут своих детей, для того чтобы
приблизить их к музыке, что бы сделать их культурными людьми, что бы
21
музыка оказала свое благотворное влияние на формирование их духовного
мира;
часть
родителей
надеется
и
мечтают
о
том,
что
музыка
станет
профессией их детей.
Однако
музыкальная
школа
предъявляет
строгие
профессиональные
требования и не все их выдерживают.
В музыкальной школе большую роль для воспитания и музыкального
образования играет концертно-просветительская деятельность. Она является
одним из основных видов профессиональной деятельности преподавателей и
учащихся
школы.
Велика
её
роль
как
средства
обучения
и
воспитания
учащихся.
Она
стимулирует
интерес
у
учащихся
к
занятиям,
оказывает
благотворное влияние на развитие их музыкально-эстетических вкусов.
Концертно-просветительская работа школы выполняет и социальные
функции, которые наиболее актуальны на периферии. Активная работа в этом
направлении повышает престиж школы, служит средством формирования её
положительного имиджа.
Концертно
-
просветительская
работа
осуществляется
в
различных
формах ее проявления:
1.
Отчетные концерты: школьные, отделенческие, классные.
2.
Хоры, оркестры, ансамбли выступают в роли исполнителей.
3.
Концертные
выступления
в
дошкольных
учреждениях
и
общеобразовательных школах.
4.
Участие
в
концертных
мероприятиях
в
порядке
творческого
обмена между коллективами музыкальных школ.
5.
Участие в праздничных и юбилейных концертах.
6.
Сольные концерты преподавателей и учащихся и пр.
Верными помощниками в воспитании учащихся являются такие формы
работы,
как:
концерты
с
обсуждением
исполнения
самими
учащимися;
конкурсы
самостоятельно
выученной
пьесы,
подбор
аккомпанемента,
коллективные посещения концертов.
22
Заключение
Центром приобщения детей к музыкальному жанру остаются детские
музыкальные школы. Дать общее музыкальное образование, сформировать
эстетические
вкусы,
воспитать
подготовленного
слушателя,
активного
участника самодеятельности, обучить игре на музыкальных инструментах,
развить
творческие
задатки
–
эти
задачи
по-прежнему
определяют
направления работы детских школ искусств.
Музыкальное
воспитание
и
образование
предусмат ривает
целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей
детей, формирование эмоциональной отзывчивости, способности понимать и
глубоко переживать содержание искусства. Важнейшим итогом музыкального
воспитания является формирование общей культуры личности. Причем оно
рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным, особо одаренным
детям,
но
как
составная
часть
общего
развития
всего
подрастающего
поколения.
Бесспорно, из всех искусств музыка оказывает наибольшее влияние на
процесс
формирование
детской
личности,
его
вкусов,
взглядов
на
окружающий
мир.
Для
подрастающего
поколения
музыка
наиболее
популярный, известный вид искусства.
Музыка
вновь
и
вновь
доказывает
свое
право
и
обязанность
формировать сознание людей, участвовать в идейном воспитании общества и
его преобразовании.
Современный
этап
развития
музыкального
образования
отмечен
значительным интересом к общекультурной проблематике и ее влиянию на
все
отрасли
музыкально-педагогической
науки.
В
последние
годы
в
отечественном
музыкознании
усилилась
тенденция,
связанная
с
рассмотрением
и
изучением
музыки
в
ряду
других
искусств.
Изучение
музыки
в
контексте
мировой
художественной
культуры
с
привлечением
культурологических
представлений
является
для
будущих
музыкантов
23
необходимым условием для передачи новым поколениям художественно и
нравственно-эстетических ценностей заключенных в музыке. Суть проблемы
заключается
в
выявлении
закономерностей
социального
формирования
личности,
применительно
к
системе
современного
культурологического
образования.
24
Список использованной литературы
1.
Анисимов
В.П.
Диагностика
музыкальных
способностей
у
детей:
Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений./ В.П. Анисимов. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
2.
Апраксина
О.А.
Из
истории
музыкального
воспитания
/
О.А.
Апраскина – М., Просвещение, 1990.
3.
Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования : учебник для студ.
высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.:
Академия, 2004. - 336 с.
4.
Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования : учебник для
студентов высших учебных заведений - Музыкальное образование / Э.
Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - Москва : Музыка, 2006. - 334 c.
5.
Алиев,
Э.Б.
Настольная
книга
школьного
учителя-музыканта
(б-ка
учителя музыки) - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
6.
Ахьямова
И.А.
Раннее
музыкальное
развитие
ребёнка
/
И.А.
Ахьямова // Искусство и образование №2, 2005.
7.
Баренбойм Л. А. Музыкальное воспитание в XX веке / Л.А. Баренбойм
- М. «Советский композитор»,1985.
8.
Боронина, Е. Г. Музыкальный фольклор как комплексная программа
приобщения детей 5-7 лет к традиционной народной культуре / Е. Г.
Боронина // Искусство и образование. - 2006. - № 4. - С. 52-61.
9.
Горюнова, Л.В. О развитии музыкальной культуры подростков / Л.В.
Горюнова. - Новосибирск, 1969. - 22 с.
10.Горюнова,
Л.В.,
Школяр,
Л.В.
Развитие
художественно-образного
мышления детей на уроках музыки / Л.В. Горюнова, Л.В. Школяр //
Музыка в школе. - 1991. - № 2. - С.30-33.
11.Гродзенская, Н.Л. Школьники слушают музыку / Н.Л. Гродзенская. -
М., Просвещение, 1969. - 77 с.
25
12.Дедюхина
О.В.
Обеспечение
творческой
с а мо р е а л и за ц и и
воспитанников
/
О.В.
Дедюхина
//Дополнительное
образование
и
воспитание № 1. /2006.
13.Дмитриева
Л.
Г.,
Черноиваненко
Н.
М.
Методика
музыкального
воспитания
в
школе
/
Л.Г.
Дмитриева,
Н.М.
Черноиванеко
.-
М.
«Академия»,1998
14.Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития : пособие для
музыкальных
руководителей
и
воспитателей
образовательных
учреждений
/
Е.
А.
Дубровская
;
[Программа
"Из
детства
-
в
отрочество"]. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2004. - 172с.
15.Кабалевский, Д.Б. Основные методы и принципы программы по музыке
для общеобразовательной школы / Д.Б. Кабалевский // Программно-
методические материалы. Начальная школа. - М., Просвещение, 2001. -
С.28.
16.Каган,
М.С.
Роль
и
взаимодействие
искусств
в
педагогическом
процессе / М.С. Каган // Музыка в школе. - 1987. - № 4. - С.28-32.
17.Красноперова, Т. В. Конструирование процесса формирования интереса
к музыке у учащихся 1-8-х классов / Т. В. Красноперова. // Искусство и
образование. - 2006. - № 6. - С. 76-89.
18.Коростылева, Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук
о
человеке
/
Л.А.
Коростылева
//
Психологические
проблемы
самореализации личности; под ред.А. А. Крылова, Л.А. Коростылевой.
- СПб.: Изд-во СПбУ, 1997. - С.3-19.
19.Крылова,
Н.Б.
Социокультурный
контекст
образования
//
Новые
ценности образования: Содержание гуманистического образования. -
М.: Инноватор, 1995. - С.67-103.
20.Крылова, Н.Г. Педагогические условия самореализации подростка в
деятельности учреждений дополнительного образования : автореф. …
канд. пед. наук / Н.Г. Крылова. - Кострома, 1999. - 23 с.
21.Киселева
Т.Г.,
Красильников
Д.Д.
Основы
социально
–
культурной
26
деятельности / Киселева Т.Г. - М., 1995.
22.Культурно-досуговая
деятельность:
Учебник
/
Под
науч.
ред.
А.Д.
Жаркова и В.М. Чижикова. – М.:МГУК, 1998.
23.Мартынюк, И.О. Самореализация личности как способ формирования
ее жизненных целей / И.О. Мартынюк // Жизненный цели личности:
понятие, структура, механизмы существования. - Киев: Наукова думка,
1990. - С.86-89.
24.Методологическая культура педагога-музыканта : учебное пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина,
Н.В. Морозова и др.; под ред.Э.Б. Абдуллина. - М.: Академия, 2002. -
272 с.
25.Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В. Назайкинский. - М.:
Музыка, 1988. - 254 с.
26.Недашковская, М.А. Самореализация личности как феномен культуры:
автореф. … канд. филос. наук / М.А. Недашковская. - Киев, 1990. - 24 с.
27.Немыкина, И.Н. Основы музыкальной педагогики / И.Н. Немыкина. -
Екатеринбург, 1993. - 320 с.
28.Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания
младших школьников / М.С. Осеннева, Л.А. Бехбородова – М. ИД
«Академия», 2001.
29.Педагогические
условия
музыкально-творческой
самореализации
учащихся / Кузьмина С.В. // Современное музыкальное образование:
перспективы развития: Материалы всероссийской научно-практической
конференции
23-24
ноября
2006
г.
-
Пенза:
изд-во
ПГПУ
им.В.Г.
Белинского, 2006. - С.263-269.
30.Пиличяускас, А.А. Познание музыки как педагогическая проблема ] /
А.А. Пиличяускас // Музыка в школе. - 1989. - № 1. - С.6-12.
27
Анкета
Дорогой друг!
Просим ответить тебя на вопросы анкеты. Наша задача – выявить
условия музыкального воспитания и образования и выработать рекомендации
для дальнейшего совершенствования детской музыкальной школы.
Внимательно прочитай вопросы и дай на них полные и точные ответы.
Анкета носит анонимный характер. Спасибо за сотрудничество!
1.
Твой пол:
1)
девочка
2)
мальчик
2.
Сколько тебе лет?
1)
6-8 лет
2)
9-11 лет
3)
12-15 лет
3.
В какой сфере работают твои родители?
1)
Сфера образования и воспитания
2)
Сфера торговли
3)
Сфера бизнеса
4)
Сфера предпринимательства
5)
Друга сфера________________
4.
Как давно ты посещаешь детскую музыкальную школу?
1)
Один год
2)
Два года
3)
Три года
4)
Более трех лет
5.
Считаешь ли ты, что такие занятия, как теория музыки, сольфеджио
способствуют твоему музыкальному образованию?
1)
Да
2)
Нет
3)
Не задумывался (лась)
28
6.
Интересуешься
ли
ты
историей
музыки
самостоятельно
из
дополнительных источников литературы?
1)
Да
2)
Нет
__________________________
7. Какая музыка тебе больше всего нравится?
1)
классическая
2)
эстрадная
3)
народная
4)
джазовая
5)
рок-музыка
6)
другой вариант________________
8. На каких музыкальных инструментах ты играешь?
1)
Баян
2)
Фортепиано
3)
Гитара
4)
Балалайка
5)
Добра
6)
Аккордеон
7)
Скрипка
8)
Другой___________________
9. Любишь ли ты участвовать в концертных мероприятиях?
1)
люблю
2)
не очень
3)
не люблю
10. Увлечены ли музыкой твои родители?
1)
играют и слушают музыку
2)
только слушают
3)
равнодушны
11. Как часто ты посещаешь концерты, музыкальные представления?
29
1)
часто
б) иногда
в) редко
г) не посещаю
12. Нравится ли тебе посещать музыкальную школу?
1)
а) очень нравится
2)
б) не очень нравится
3)
в) не нравится.
13. Хорошо ли к тебе относятся преподаватели ДМШ?
1)
все хорошо относятся
2)
не все хорошо относятся
3)
все плохо относятся
14. Все ли музыкальные произведения, которые тебе задают, нравятся?
1)
все
2)
большая часть
3)
только некоторые
4)
все не нравятся
15. Испытываешь ли трудности на занятиях?
1)
все получается легко
2)
трудно, так как педагог недостаточно внимателен ко мне
3)
трудно, так как я сам невнимателен, неусидчив
4)
сложная программа
5)
другие варианты__________________________________
16. Сложно ли тебе заниматься в коллективе: в оркестре, ансамбле, хоре?
Подчеркни ответ, который считаешь нужным.
Очень сложно
Не очень
сложно
Не сложно
Затрудняюсь
ответить
Оркестр
1
2
3
Ансамбль
1
2
3
Хор
1
2
3
17. Кто из преподавателей является примером для тебя?__________________
30
_________________________________________________________________
18. Какие качества воспитывает Детская музыкальная школа в процессе
обучения?
1)
дисциплинированность
2)
грамотность
3)
доброта
4)
чувство прекрасного
5)
расширяется кругозор
6)
другие качества_______________________________
19. Как часто ты самостоятельно занимаешься на инструменте?
1)
каждый день
2)
не каждый день
3)
перед уроком
4)
не занимаюсь совсем.
20. Хотелось бы тебе в дальнейшем связать свою жизнедеятельность с
профессиональным музыкальным искусством?
1)
Да
2)
Нет
3)
Не задумывался (лась)
Спасибо!
31