Педализация в процессе обучения игре на фортепиано
Автор: Овчинникова Наталья Ивановна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: ГБОУДОГС "Севастопольская музыкальная школа №5" Населённый пункт: г. Севастополь, Республика Крым, РФ Наименование материала: методическая работа Тема: Педализация в процессе обучения игре на фортепиано Раздел: дополнительное образование
в процессе обучения игре на фортепиано»
Автор:
Овчинникова Наталья Ивановна
Преподаватель фортепиано
ГБОУДОГС «Севастопольская музыкальная школа №5»
Обучение педализации в детской музыкальной школе.
Педаль – ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано. Педаль использовали все
композиторы, начиная с Бетховена. Фортепианная литература XIX-XX веков мыслилась
композиторами с педалью, поэтому исполнительское мышление пианистов также не может
существовать вне педали.
Проблема педализации – одна из труднейших в фортепианной педагогике. Она меньше всего
поддается систематизации, так как умение педализировать – один из компонентов
художественного мышления музыканта-исполнителя.
В педализации проявляется творческое воображение и яркость образных представлений, глубина
понимания музыки и чувства стиля, богатство звуковой палитры, артистичность.
Научить педализации – значит прежде всего научить слушать, улавливать оттенки звучания и
вслушиваться в них.
Методика обучения педализации сводится к двум разделам:
1.
Овладение приемами и навыками педализации.
2.
Воспитание отношения к педализации, как к творческому процессу.
Первое применение педали. Запаздывающая педаль. Смена педали.
Начинать обучение педализации с простейших случаев можно уже на втором году обучения (если
ребенок достаточно высок ростом).
Начинать обучение педализации целесообразно с приёма запаздывающей педали: ученик
слушает чистое, обогащенное обертонами звучание, и у него автоматизируется необходимая
координация движений (рука вниз, нога вверх).
Первое применение педали – событие в музыкальной жизни ребенка. Стоит выбрать такие
произведения, в которых педаль встречалась бы лишь в отдельных местах. Это заставит ребенка
настроить свой слух в определенный момент, он яснее услышит появление нового звучания в
результате нажима педали и исчезновения его в момент отпускания педали.
Можно использовать упражнения и для обучения педализации. Необходимо сразу требовать от
ученика бесшумности нажатия и, особенно, отпускания педали, слитности ноги с педалью, надо
следить, чтобы ученик накрывал ногой только «лапку» педали.
Если в пьесе педализируется заключительный аккорд, нужно снимать и руки и педаль
одновременно.
Если в пьесе педаль применяется хотя бы один раз, то нога должна находиться на педали с самого
начала исполнения.
На ранних этапах обучения полезно сравнить звучание пьес без педали и с педалью.
В процессе работы ученик прежде выучит нотный текст без педали. Когда же включится педаль, то
ребенок услышит новый звуковой колорит. F-dur-ная пьеса Е. Гнесиной без педали звучит
двухголосно, а на педали звуки собираются в аккорд и ученик слышит уже гармонию.
Пьесы с повторяющимися аккордами при постоянной смене педали могут воспитать в ученике
умение непрерывно слушать гармонию на педали, слушать исчезновение прежнего звучания в
момент появления нового.
Ученикам полезно играть левую руку отдельно с педалью.
На пьесах с такой фактурой, где на педали происходит собирание звуков в один аккорд, ученик
услышит, как обогащается гармония благодаря постепенному появлению новых аккордовых
звуков разной громкости, как исчезает прежняя гармония в момент смены педали.
Прямая педаль.
Прямая педаль употребляется, главным образом, в пьесах с острым четким или танцевальным
ритмом. Она подчеркивает сильные доли или создает ритмическую опору фразы.
В «Марше» Шумана чеканным штрихом надо передать веселую детскую торжественность;
решительное начало фразы следует окрасить глубокой, относительно продолжительной педалью.
В «Смелом наезднике» при легком стаккато в довольно быстром темпе предполагается короткий и
неглубокий нажим педали, оттеняющий упругость ритма.
Короткая педаль на сильную долю в пьесах танцевального характера даст ученику возможность
лучше почувствовать ритм, «педальное дыхание», прелесть беспедального звучания между
педальным.
Во многих танцевальных пьесах ритмическая педаль на сильную долю является также и
связующей, т.к. соединяет отдаленный бас с аккордом. Здесь нужно учить отдельно левую с
педалью.
Ритмическая педаль в танцевальных пьесах в большинстве случае бывает неглубокая, но не всегда
абсолютно прямая. Если мелодия начинается с затакта, то педаль нужно брать не одновременно, а
почти одновременно со звуком на сильной доле такта, как бы следом за звуком, так, чтобы
педалью не прихватывался последний затактовый звук.
Педализация певучих пьес.
Легкие певучие пьесы на ранних этапах обучения следует сначала выучить без педали, чтобы
красивый звук, легато и выразительность достигались бы прежде пальцами, а затем начинать
работу над педализацией.
Как один из первых шагов, можно предложить педализацию кульминационных звуков
музыкальных фраз или просто относительно более долгих звуков мелодий.
Одна из задач педагога заключается в том, чтобы развить в ученике умение слушать и искать.
Объяснение ошибок даст ученику основание попробовать самому разобраться в неудачах.
В медленных певучих пьесах педаль можно брать на каждый долгий звук мелодии, вслушиваясь в
чистое звучание.
В некоторых, даже легких, пьесах роль педали в создании художественного образа настолько
велика, что без педали они просто не звучат. В пьесе Осокина «Колыбельная» весь 8-й такт может
быть исполнен на одной педали.
В пьесе Любарского «Вечер» все проходящие звуки должны звучать на педали, чтобы создать
прелесть светлой задумчивости, навеянной сумерками летнего вечера.
В пьесе Глиэра «В полях» нет единообразной педализации, как в пьесе Любарского. Поэзия пьесы
– в изменениях звукового колорита. В начале пьесы педаль нажимается перед первым аккордом.
Полнозвучная фраза возникшей песни исполняется forte на пустой педали.
Трудным моментом для учащихся является педализация таких построений, где мелодия в верхнем
голосе должна звучать легато, а в сопровождении отдаленный бас, основа гармонии берется
форшлагом.
Левой педалью в первые годы обучения лучше вообще не пользоваться, чтобы не толкнуть
ученика на легкий, но ложный путь достигать piano с помощью левой педали. Заниматься левой
педалью стоит, только если она необходима, как звуковая краска. Техника педализации левой
педалью очень проста, надо только приучить ребенка нажимать педаль перед звукоизвлечением.
В старших классах школы можно заняться левой педалью специально на произведениях
клавесинистов, объяснив в общих чертах устройство клавесина, наличие двух клавиатур, дающих
разное звучание и эффекты включения клавесинных регистров.
Педаль в полифонии.
Большинство полифонических произведений в школе исполняются без педали. Этим достигается
цель – умение слушать учеником две или три относительно самостоятельных линии
одновременно.
В некоторых произведениях русских композиторов применение педали возможно, но только в тех
местах, где она абсолютно необходима.
В некоторых трехголосных произведениях иногда возникают затруднения при исполнении легато.
Короткий легкий нажим педали сможет помочь этому.
В обработках органных полифонических произведений педальная краска очень разнообразна: от
легкой связующей до глубокой, гармонически густой, вызывающей большое количество
обертонов, что способствует имитации органного звучания.
Педаль в этюдах.
Добиваться двигательной четкости и точности звукоизвлечения необходимо без педали. Тип этюда
определяет возможность и необходимость применения педали в нем.
Этюды Черни, как правило, играют без педали. В этюдах Лешгорна можно кое-где брать педаль на
аккорды или отдельные мотивы фигурации. Иногда можно окрасить педалью певучие места в
средней части этюда.
Некоторые аккордовые этюды безусловно требуют педали. Этюды-картины нельзя рассматривать
как технические упражнения, поэтому здесь нужна педаль.
Зависимость педализации от стиля произведения.
Звуковой колорит и фортепианная фактура произведений разных стилей очень различна. Даже
для выражения относительно сходных идей и чувств композиторы-классики и композиторы-
романтики пользуются совсем различными музыкальными средствами.
Произведения венских классиков, включая раннего Бетховена, не могли быть задуманы авторами
с педалью. Вся музыкальная ткань в них воспринимается почти графически ясно и прозрачно.
Поэтому педализация не должна лишать музыкальную ткань ее прозрачности; включение педали,
поддерживающей гармонию, должно чередоваться с беспедальным звучанием.
Для композиторов-романтиков более характерно густое гармоническое звучание с охватом
большого диапазона, что возможно только благодаря педализации. Многие произведения
предполагают почти непрерывную педализацию. В них встречаются моменты, где звучат на
педали взлеты по хроматической гамме, трели и пассажи из ломаных интервалов.
Полупедаль. Постепенное снятие педали.
В репертуаре ДМШ иногда встречаются и более сложные приемы: полупедали и постепенное
снятие педали.
Педаль только тогда может оказывать известное художественное воздействие, когда она является
краской, которая в те или другие моменты, иногда продолжительные, иногда короткие, вводится в
действие. Если же мы будем всегда и все играть с педалью, педализируя при этом идеально чисто,
- педаль утратит всякое свое значение.