Автор: Фасыхова Наина Гаясовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Средняя школа с. Рязаново" Населённый пункт: село Рязаново Наименование материала: внеклассное мероприятие Тема: Путешествие в Книгоград Раздел: начальное образование
Цели:
1.
В игровой форме обобщить и систематизировать
знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова,
расширять читательский кругозор учащихся.
2.
Содействовать развитию репродуктивной
деятельности, связанной с активной работой
мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать,
обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.
3.
Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа),
формированию умения взаимодействовать с одноклассниками.
Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, магнитофон и кассета,
телевизор, DVD, фрагменты из мультфильмов, плакаты с высказываниями, костюмы,
набор предметов для конкурса, выставка рисунков детей, поделок, творческих работ:
кроссвордов, книжек – малышек, мини – сочинений, раздаточный материал для конкурсов,
рассказы Н.Н.Носова.
На доске:
“Книга не самолет, а за тридевять земель унесет”.
“Всем хорошим во мне я обязан книгам”.
М. Горький.
“Книга твой друг. Без нее как без рук”.
“Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде”.
“Одна книга тысячу людей учит”.
“Все герои Николая Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки
учат читателей добру”.
С. В. Михалков.
Ход внеклассного мероприятия:
Вступление.
Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие к самому Великому чуду на свете.
Что же это за чудо? Послушайте и скажите:
Ты беседуй чаще с ней -
Будешь в четверо умней. (Книга).
1
- Подумайте и скажите, в какое путешествие мы отправимся?
Мы отправляемся в Книгоград.
(Открывается название на доске). Выходят ученики и читают стихи.
1 уч. Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.
2 уч. Книга нам про все расскажет,
Книга нам все покажет.
Почему садится солнце
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаешь.
3 уч. В одиночестве, в покое,
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам друзья и карты в руки.
Пусть герои оживут.
4 уч. Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
Ребята обратите внимание на выставку. Книги какого писателя вы видите на выставке?
Правильно. книги Н.Н.Носова. (учитель открывает портрет).
Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (веселые, смешные,
поучительные, забавные, интересные). О ком и для кого писал Н. Носов?
Библиотекарь рассказывает о жизни и творчестве Н.Н. Носова.
Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он
увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он
сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве.
Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ “Затейники” был
опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих
рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с
юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом,
работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.
Деление на команды и выполнение заданий.
2
А сейчас активно отвечайте на “Спринт-вопросы” и занимайте места за столиками.
1. Назовите имя и отчество Носова.
2. Где и когда родился Носов?
3. Кто испугался волка под кроватью? Назови имя героя и рассказ. (Валя “Затейники”)
4. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (картофель)
5. Ее заваривают, затевая неприятности…..
Хлопотливое дело, а потом распутывают это дело….
Ее просит дырявая обувь….. (каша)
6. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”)
7. Кто уронил в колодец чайник и ведро, назови рассказ и имя героя. (Мишка)
8. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы.
(“Фантазеры”)
9. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения
Незнайки и его друзей”).
10. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
11. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город?
12. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка).
13 Что мастерили Винтик и Шпунтик? (Пылесос)
14. Как называется рассказ, где мальчики разобрали телефон и звонок? (телефон)
15. Кто сочинял из коротышек стихи?
16. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка).
1 конкурс.
“Бюро находок”.
Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. (учитель показывает
вещи, каждая команда за правильный ответ получает жетон.
Шляпа - “ Живая шляпа”.
Нитки, иголки, ткань - “Заплатка”
Отвертка, винтики - сказка “Приключения Незнайки и его друзей”
“Винтик и Шпунтик”
Лопата, песок - “На горке”.
3
Телефон - “Телефон”.
Учебник математики – “Федина задача”.
2конкурс "Угадай рассказ, отгадав загадку".
Вильнёт хвостом туда-сюда
И нет её, и нет следа.
(Рыбка. Рассказ "Карасик".)
Без крыльев, а летит.
Без языка, а говорит.
(Письмо. Рассказы "Дружок" или "Автомобиль")
На грядке длинный и зелёный,
в кадке жёлтый и солёный.
(Огурец. Рассказы"Огурцы" и "Огородники")
Не летает, не жужжит.
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль. Рассказ "Автомобиль")
Поверну волшебный круг
И меня услышит друг.
Через поле и лесок
Подается голосок
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышно там.
(Телефон. Рассказ "Телефон")
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.
(Собака. Рассказ "Дружок")
Птичка-невеличка:
Носик стальной, хвостик льняной.
(Иголка с ниткой. Рассказ "Заплатка")
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй.
(Метро. Рассказ "Метро")
На малину налетели,
Поклевать её хотели,
4
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки.
(Огородное пугало. Рассказ "Огородники")
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Ледяная горка. Рассказ"На горке")
3 конкурс
Кем были по профессии коротышки? Задание на листочках каждой команде .
Пилюлькин
Тюбик
Цветик
Гусля
Винтик и Шпунтик
Знайка
врач
художник.
поэт
музыкант
механики – изобретатели.
ученый.
4.конкурс Из какого рассказа эти диалоги? (Каждая команда разыгрывает диалог
для другой команды)
– Она жи-жи-живая!
– Кто живая?
– Шля-шля-шля-па.
– Что ты! Разве шляпы бывает живые?
("Живая шляпа")
Вдруг слышу сквозь сон: тук-тук-тук!
– Кто-то стучит», – говорю.
– Кто же может стучать?
– А вот послушай.
("Тук-тук-тук")
– А я раньше летать умел!
– А ну, полети!
– Сейчас не могу: разучился.
("Фантазёры")
– Давай верёвку. – А её нет, верёвки.
– Где же она?
– Там.
– Где – там?
5
– Ну... в колодце.
– Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?
– Ну да.
("Мишкина каша")
Исполнение песни. “Про кузнечика”.
- Про кого сочинил знаменитый Цветик песенку? Давайте все вместе ее споем.
Физкультминутка. (Все дети встают, поют и выполняют танцевальные движения).
5конкурс. Какие стихи сочинил Незнайка?
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул чрез овечку.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
ИТОГ ИГРЫ.
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА ПО РАССКАЗУ НОСОВА..
6