Формирование учебно-организационных умений и навыков в процессе овладения грамотным письмом в условиях введения и реализации ФГОС
Автор: Пыркина Юлия Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ школа 518 Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Формирование учебно-организационных умений и навыков в процессе овладения грамотным письмом в условиях введения и реализации ФГОС Раздел: начальное образование
Формирование учебно-организационных умений и навыков в процессе
овладения грамотным письмом в условиях введения и реализации ФГОС
Формирование учебно-организационных умений и навыков в процессе
овладения грамотным письмом
Пыркина Ю. В.
ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа 518»
Г. Санкт-Петербурга
В
образовательном
стандарте
начального
общего
образования
определено, что важнейшим приоритетом учебной деятельности остаётся
формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в
значительной
мере
предполагает
успешность
обучения
на
последующих
ступенях непрерывного образования.
Данной проблемой в педагогической науке и практической деятельности
школы
занимаются
десятилетия.
К
сожалению,
и
сегодня
основной
недостаток
современного
образования,
и
начального
в
том
числе,
тесно
связано с неумением обучающихся учиться.
Педагоги
начальной
школы
стараются
перестроиться
в
своей
деятельности
на
новые
цели
начального
обучения,
простроенные
в
ходе
модернизации структуры и содержания образования: в главенство ставится
научить
школьников
младших
классов
учиться,
формировать
у
детей
отдельные
компоненты
учебной
деятельности:
понимание
и
чёткое
выполнение инструкции, понимание учебной задачи, самоконтроль.
И.Я.
Лернер
признаёт:
«Задача
состоит
в
том,
чтобы
список
общеучебных умений был учтён и предусмотрен в основных своих пунктах в
зависимости от возраста учащихся в программах, учебниках и реальном
учебном
процессе.
Учебные
умения
призваны
вооружить
учащихся
способностью
и
готовностью
к
самоорганизации,
реализации
своих
возможностей и самоконтроля» [8, с. 276].
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место,
так
как
направлен
на
формирование
функциональной
грамотности
и
коммуникативной компетенции младших школьников.
Значение
и
функции
предмета
носят
универсальный,
обобщающий
характер.
Таким образом, общеучебные умения и навыки объединены в четыре
блока:
учебно-организационные,
учебно-информационные,
учебно-
логические, учебно-коммуникативные.
Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают
планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной
учебной деятельности учащимися. К ним относятся:
определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
выбор наиболее рациональной последовательности действий
по выполнению учебной задачи;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение различными формами самоконтроля;
оценивание своей учебной деятельности и установление причины
возникших проблем;
постановка целей самообразовательной деятельности.
Успешное
обучение
невозможно
без
формирования
у
ребёнка
следующих
организационных
умений,
которые
необходимы
в
процессе
учебной деятельности и позволяют ему:
составлять план учебной работы;
определять задачи учебной работы;
планировать основные этапы её выполнения;
оценивать качество работы в соответствии с принятыми требованиями;
владеть разными способами контроля.
При
обучении
русскому
языку
можно
использовать
разнообразные
приёмы,
способствующие
формированию
учебно-организационных
компетенций.
Планирование учения – важный, но сложный вид деятельности для
младших школьников, Задача учителя научить преодолевать все трудности,
побуждать к самостоятельности и обучать умению планировать умственные и
практические действия при выполнении разнообразных заданий.
Обучение работе с планом может быть начато с использования плана
обобщённого действия.
В качестве примера фрагмент урока по теме «Наречие как часть речи».
Прочитайте слова. Что о них можно сказать?
Вес…ло, л…пить, ранний, п…нал, уч…ник, ж…лтый, с…йчас, х…
ккей, х…р…шо, с…рока, д…журный, см…треть.
Обучающиеся придумывают и выполняют устно задания, которые можно
выполнить с этими словами (решают орфографические задачи).
Педагог
просит
распределить
слова
в
группы,
выслушивает
предложения детей и обращает внимание на нужное группирование: (по
частям речи). Работая в парах, ученики замечают «лишние» слова: весело,
сейчас, хорошо, и объясняют, почему данные слова не вошли ни в одну
группу
(не
относятся
ни
к
одной
известной
части
речи).
Предлагается
открыть
учебник,
прочитать
тему
урока,
определить
цель
урока
и
проговорите её друг другу в парах. Желающие озвучивают цель занятия
всему классу, после чего составляется лесенка к её достижению:
Узнаю.
Тренируюсь.
Проверяю.
Достиг(ла) цели.
Выяснив, что на данном этапе находимся на первой ступени лесенки,
высказываем, о чём хотим узнать про новую часть речи. Учитель фиксирует
пожелания
детей
на
доске.
Последовательность
изучаемых
вопросов
корректируется и по ходу работы составляется план изучения темы. Итак,
цель поставлена, план намечен, можно двигаться вперёд к её достижению.
По мере изучения темы следует постоянно обращаться к составленному
плану и проводить рефлексию, на какой вопрос плана уже ответили, на какой
предстоит ответить дальше, и на какой ступени мы стоим на данном этапе
урока.
Огромную
роль в
формирование
учебно-организационных
умений
и
навыков
в
процессе
овладения
грамотным
письмом
играют
задания
на
отработку умения понимать последовательность действий при выполнении
учебной задачи:
письмо под диктовку, определение орфограмм на слух и выделение их в
тексте;
списывание текста и выделение орфограмм;
исправление деформированного текста (текста с ошибками);
классификация слов в соответствии с орфограммами;
выбор слов из текста с заданной орфограммой;
постановка пропущенных букв в места орфограмм;
самостоятельное придумывание заданий;
выполнение задания по алгоритму;
выполнение задания по наводящим вопросам;
выполнение задания по образцу;
подбор
нескольких
способов
выполнения
задания
и
выбор
самого
рационального.
Списывание
с
предварительным
выполнением
ряда
вспомогательных
операций (выделение орфограмм). Способ списывания, разработанный
П.С. Жедек, часто используется в практике начальной школы.
Шаги этого вида задания следующие:
прочитать слово или предложение, чтобы понять его и запомнить;
отметить «опасные места»;
прочитать вслух или шёпотом так, как написано;
повторить, не глядя на запись, так, как было написано;
закрыть и писать, диктуя себе вслух или шепотом, так, как было написано,
отметить «опасные места»;
открыть, сравнить «опасные места» в записи на доске, в книге и у себя.
Конечно, процедура списывания оказывается довольно трудоёмкой, но у
неё
неоспоримые
преимущества.
Эффективность
такого
списывания
объясняется
тем,
что
каждая
его
операция
заключает
в
себе
важный
обучающий
смысл.
Так,
вторая
операция
способствует
становлению
орфографической
зоркости,
третья,
четвертая
и
пятая
–
развитию
орфографической
памяти;
последняя
–
развитию
самоконтроля.
Данная
технология списывания обеспечивает активное включение всех видов памяти.
Уже в младших классах обязательны задания на формирование умения
оценивать качество своей работы в соответствии с принятыми требованиями.
Ученики должны понимать, чем старше они становятся, тем большая
ответственность
за
собственную
работу
возлагается
на
себя
самого.
Успевающие
ученики
умеют
проверить
свою
работу,
исправить
в
ней
ошибки и поставить перед собой цели по улучшению своей деятельности.
Есть
несколько
форм
самооценки,
с
которыми
нужно
знакомить
обучающихся:
попробуй оценить часть выполненной работы и посмотри, насколько она
тебя удовлетворяет;
попроси своего друга помочь тебе оценить твою работу;
воспользуйся схемой самооценки для того, чтобы улучшить свои умения
выполнять задания.
В арсенале обучающихся имеется схема-памятка для самооценки
внешнего вида работы:
выглядит ли она аккуратной?
Есть ли у неё заголовок (если он необходим)?
Пользуешься ли ты полями?
Аккуратно ли ты подчёркиваешь заголовок и другие разделы работы?
Начинаешь ли ты каждый абзац с необходимого отступа?
Возможны ли способы улучшения внешнего вида работы?
Схема-памятка, устанавливающая важные элементы работы:
Легко ли прочесть то, что ты написал?
Проверяешь ли ты правильность написания?
Проверяешь ли ты знаки препинания?
Можешь ли ты сказать про свои схемы и рисунки, что они выполнены
аккуратно?
Исправляешь ли ты ошибки?
Можешь
ли
ты
с
чистой
совестью
сказать,
что
сделал
всё,
на
что
способен?
Обещания ребёнка стараться, часто не выполняются по одной простой
причине: непонимание, как это сделать. Задача учителя научить ученика
совершенствовать свою деятельность - это значит, научить решать для себя,
как с максимальным старанием выполнить ближайшее задание. Когда работа
будет
выполнена,
проверить
её
и
собственное
совершенствование
предлагается по схеме-памятке:
Что предполагалось улучшить в моей работе над этим заданием?
Как мною планировалось это сделать?
Моя
оценка
за
старание.
(Отлично.
Хорошо.
Удовлетворительно.
Плохо.)
Задания на формирование умения осуществлять самоконтроль:
взаимопроверка;
наведение справки в учебнике, словаре, таблице, Интернете;
сверка с образцом.
Успешно справившимся с работой даётся дополнительное задание
по
выбору, а с теми, у кого возникли проблемы, учитель разбирает ошибки
и причины их
возникновения.
Конечно,
такая
проверка
не
гарантирует
абсолютного качества
выявления
знаний
учащихся,
но
использование
ее
в системе с другими формами и приёмами контроля даёт ощутимые ре-
зультаты:
у
учащихся
формируются
навыки
самоконтроля,
пропуск
с о б с т в е н н ы х
о ш и б о к
с т а н о в и т с я
р е ж е .
Итак,
формирование
учебно-организационных
умений
и
навыков
в
процессе овладения грамотным письмом во многом зависит и от достоинства
урока. Достоинство
урока
определяется
качеством
подготовки
к
нему
учителя.Чтобы
урок
был
продуктивным,
проходил
на
высоком
уровне,
учитель обязан в ходе подготовки постараться сделать его своеобразным
произведением искусства, в котором присутствует интригующий замысел,
познавательная завязка и радостная развязка, приносящая удовлетворение от
совместной творческой деятельности.