Напоминание

Формирование учебно-организационных умений и навыков в процессе овладения грамотным письмом в условиях введения и реализации ФГОС


Автор: Пыркина Юлия Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа 518
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование учебно-организационных умений и навыков в процессе овладения грамотным письмом в условиях введения и реализации ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад





Формирование учебно-организационных умений и навыков в процессе

овладения грамотным письмом в условиях введения и реализации ФГОС

Формирование учебно-организационных умений и навыков в процессе

овладения грамотным письмом
Пыркина Ю. В. ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа 518» Г. Санкт-Петербурга В образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом учебной деятельности остаётся формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования. Данной проблемой в педагогической науке и практической деятельности школы занимаются десятилетия. К сожалению, и сегодня основной недостаток современного образования, и начального в том числе, тесно связано с неумением обучающихся учиться. Педагоги начальной школы стараются перестроиться в своей деятельности на новые цели начального обучения, простроенные в ходе модернизации структуры и содержания образования: в главенство ставится научить школьников младших классов учиться, формировать у детей отдельные компоненты учебной деятельности: понимание и чёткое выполнение инструкции, понимание учебной задачи, самоконтроль. И.Я. Лернер признаёт: «Задача состоит в том, чтобы список общеучебных умений был учтён и предусмотрен в основных своих пунктах в зависимости от возраста учащихся в программах, учебниках и реальном учебном процессе. Учебные умения призваны вооружить учащихся способностью и готовностью к самоорганизации, реализации своих возможностей и самоконтроля» [8, с. 276]. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Значение и функции предмета носят универсальный, обобщающий характер. Таким образом, общеучебные умения и навыки объединены в четыре блока: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно- логические, учебно-коммуникативные. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся:  определение индивидуальных и коллективных учебных задач;  выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;  сравнение полученных результатов с учебной задачей;  владение различными формами самоконтроля;
 оценивание своей учебной деятельности и установление причины возникших проблем;  постановка целей самообразовательной деятельности. Успешное обучение невозможно без формирования у ребёнка следующих организационных умений, которые необходимы в процессе учебной деятельности и позволяют ему:  составлять план учебной работы;  определять задачи учебной работы;  планировать основные этапы её выполнения;  оценивать качество работы в соответствии с принятыми требованиями;  владеть разными способами контроля. При обучении русскому языку можно использовать разнообразные приёмы, способствующие формированию учебно-организационных компетенций. Планирование учения – важный, но сложный вид деятельности для младших школьников, Задача учителя научить преодолевать все трудности, побуждать к самостоятельности и обучать умению планировать умственные и практические действия при выполнении разнообразных заданий. Обучение работе с планом может быть начато с использования плана обобщённого действия. В качестве примера фрагмент урока по теме «Наречие как часть речи». Прочитайте слова. Что о них можно сказать?
Вес…ло, л…пить, ранний, п…нал, уч…ник, ж…лтый, с…йчас, х…

ккей, х…р…шо, с…рока, д…журный, см…треть.
Обучающиеся придумывают и выполняют устно задания, которые можно выполнить с этими словами (решают орфографические задачи). Педагог просит распределить слова в группы, выслушивает предложения детей и обращает внимание на нужное группирование: (по частям речи). Работая в парах, ученики замечают «лишние» слова: весело, сейчас, хорошо, и объясняют, почему данные слова не вошли ни в одну группу (не относятся ни к одной известной части речи). Предлагается открыть учебник, прочитать тему урока, определить цель урока и проговорите её друг другу в парах. Желающие озвучивают цель занятия всему классу, после чего составляется лесенка к её достижению:  Узнаю.  Тренируюсь.  Проверяю.  Достиг(ла) цели. Выяснив, что на данном этапе находимся на первой ступени лесенки, высказываем, о чём хотим узнать про новую часть речи. Учитель фиксирует пожелания детей на доске. Последовательность изучаемых вопросов корректируется и по ходу работы составляется план изучения темы. Итак, цель поставлена, план намечен, можно двигаться вперёд к её достижению. По мере изучения темы следует постоянно обращаться к составленному плану и проводить рефлексию, на какой вопрос плана уже ответили, на какой
предстоит ответить дальше, и на какой ступени мы стоим на данном этапе урока. Огромную роль в формирование учебно-организационных умений и навыков в процессе овладения грамотным письмом играют задания на отработку умения понимать последовательность действий при выполнении учебной задачи:  письмо под диктовку, определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;  списывание текста и выделение орфограмм;  исправление деформированного текста (текста с ошибками);  классификация слов в соответствии с орфограммами;  выбор слов из текста с заданной орфограммой;  постановка пропущенных букв в места орфограмм;  самостоятельное придумывание заданий;  выполнение задания по алгоритму;  выполнение задания по наводящим вопросам;  выполнение задания по образцу;  подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального. Списывание с предварительным выполнением ряда вспомогательных операций (выделение орфограмм). Способ списывания, разработанный П.С. Жедек, часто используется в практике начальной школы. Шаги этого вида задания следующие:  прочитать слово или предложение, чтобы понять его и запомнить;  отметить «опасные места»;  прочитать вслух или шёпотом так, как написано;  повторить, не глядя на запись, так, как было написано;  закрыть и писать, диктуя себе вслух или шепотом, так, как было написано, отметить «опасные места»;  открыть, сравнить «опасные места» в записи на доске, в книге и у себя. Конечно, процедура списывания оказывается довольно трудоёмкой, но у неё неоспоримые преимущества. Эффективность такого списывания объясняется тем, что каждая его операция заключает в себе важный обучающий смысл. Так, вторая операция способствует становлению орфографической зоркости, третья, четвертая и пятая – развитию орфографической памяти; последняя – развитию самоконтроля. Данная технология списывания обеспечивает активное включение всех видов памяти. Уже в младших классах обязательны задания на формирование умения оценивать качество своей работы в соответствии с принятыми требованиями. Ученики должны понимать, чем старше они становятся, тем большая ответственность за собственную работу возлагается на себя самого. Успевающие ученики умеют проверить свою работу, исправить в ней ошибки и поставить перед собой цели по улучшению своей деятельности. Есть несколько форм самооценки, с которыми нужно знакомить обучающихся:
 попробуй оценить часть выполненной работы и посмотри, насколько она тебя удовлетворяет;  попроси своего друга помочь тебе оценить твою работу;  воспользуйся схемой самооценки для того, чтобы улучшить свои умения выполнять задания. В арсенале обучающихся имеется схема-памятка для самооценки внешнего вида работы:  выглядит ли она аккуратной?  Есть ли у неё заголовок (если он необходим)?  Пользуешься ли ты полями?  Аккуратно ли ты подчёркиваешь заголовок и другие разделы работы?  Начинаешь ли ты каждый абзац с необходимого отступа?  Возможны ли способы улучшения внешнего вида работы? Схема-памятка, устанавливающая важные элементы работы:  Легко ли прочесть то, что ты написал?  Проверяешь ли ты правильность написания?  Проверяешь ли ты знаки препинания?  Можешь ли ты сказать про свои схемы и рисунки, что они выполнены аккуратно?  Исправляешь ли ты ошибки?  Можешь ли ты с чистой совестью сказать, что сделал всё, на что способен? Обещания ребёнка стараться, часто не выполняются по одной простой причине: непонимание, как это сделать. Задача учителя научить ученика совершенствовать свою деятельность - это значит, научить решать для себя, как с максимальным старанием выполнить ближайшее задание. Когда работа будет выполнена, проверить её и собственное совершенствование предлагается по схеме-памятке:  Что предполагалось улучшить в моей работе над этим заданием?  Как мною планировалось это сделать?  Моя оценка за старание. (Отлично. Хорошо. Удовлетворительно. Плохо.) Задания на формирование умения осуществлять самоконтроль:  взаимопроверка;  наведение справки в учебнике, словаре, таблице, Интернете;  сверка с образцом. Успешно справившимся с работой даётся дополнительное задание по выбору, а с теми, у кого возникли проблемы, учитель разбирает ошибки и причины их возникновения. Конечно, такая проверка не гарантирует абсолютного качества выявления знаний учащихся, но использование ее в системе с другими формами и приёмами контроля даёт ощутимые ре- зультаты: у учащихся формируются навыки самоконтроля, пропуск с о б с т в е н н ы х о ш и б о к с т а н о в и т с я р е ж е .
Итак, формирование учебно-организационных умений и навыков в процессе овладения грамотным письмом во многом зависит и от достоинства урока. Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя.Чтобы урок был продуктивным, проходил на высоком уровне, учитель обязан в ходе подготовки постараться сделать его своеобразным произведением искусства, в котором присутствует интригующий замысел, познавательная завязка и радостная развязка, приносящая удовлетворение от совместной творческой деятельности.


В раздел образования