Напоминание

" ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ"


Автор: Кривоногова Нина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 7 имени Героя Советского Союза Б. С. Левина"
Населённый пункт: г. Рославль Смоленской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: " ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №7 имени Героя Советского Союза Б. С. Левина» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ:
« ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ»
ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ: КРИВОНОГОВА Н.М. Рославль 2016

Ход урока:

Цели:
1. Познавательная - закрепление представления о полной взаимосвязи человека и природы, знакомство с двумя сторонами экономики. 2. Развивающая - развитие речи учащихся, активности, самостоятельности, умение отстоять свою точку зрения; 3. Коммуникативная - создание ситуации для успешной деятельности по обмену своими мыслями, впечатлениями, работа в парах. 4. Организационно - деятельностная - продолжение обучения учащихся формулировать тему и цели урока, подводить итог. 5. Воспитательная - воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью.
1.Организационный момент:
- Ребята, закройте глазки. Представьте, что у вас в руках зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха . Еще раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в легкие и сдуйте все преграды и сложности на своем пути. Откройте глазки . Молодцы! А теперь тихо займите свои места.
2.Проверка домашнего задания.
Вопросы записаны на доске. -Что такое семейный бюджет? -Для чего он нужен? -Какие виды доходов может получать семья? -Перечисли самые необходимые семейные расходы. - На что еще семья тратит деньги? - А если в семье немного денег, тогда приходится…..
3.Сценка.

Фея.
Здравствуйте, ребята! Экология - наука о связи между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. Какие пять признаков жизни вы знаете?

Ученик
. Все живое дышит, питается, растет, размножается, умирает.
Гном Эконом.
Экономика мой любимый предмет, без нее жить невозможно. Она позволяет нам понять, что такое экономические потребности, какие нужны товары, зачем нужны деньги.
Гном Эконом.
А что значит экономить?
Ученик.
Быть бережливым и хозяйственным, экономить деньги, электричество.
Гном Эконом.
А что еще можно беречь?
Ученик.
Вещи, дома воду, электричество, газ.
Гном Эконом.
Что такое потребности?
Ученик.
Потребности – это желания.
Фея
. А есть ли различия в потребностях животных и людей?
Ученик.
У людей, например, есть потребность в образовании.
Фея
. Да в школе мы учимся и получаем образование. А теперь, ребята, решите задачу. Одно большое дерево выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В нашем городе из- за избытка выхлопных газов, выделение кислорода снижается в 5 раз. Сколько должно быть деревьев вокруг нашей школы, если в ней учится 600 человек. 600*5=3000(д.) Молодцы!
Гном Эконом
, посмотри перед тобой средства, позволяющие хорошо вымыть посуду: сода, мыло и стиральный порошок. – Что бы ты выбрал, чтобы природе не нанести большой вред. Ученик проделывает опыты и делает вывод(сода хорошо растворяется, раствор без цвета и запаха, если капнуть уксусную кислоту, то раствор вскипит это уходит углекислый газ) Мыло в природе будет разлагаться постепенно, но большого вреда природе не нанесет. А вот стиральный порошок мы долго будем смывать и обесцвечивание не происходит, значит это большой вред природе.
4. Учитель : Молодцы, ребята, я поняла вы будете использовать экологически - чистые вещества и будете экономить. У экономики, как и у любой медали есть две стороны: одну сторону вы мне уже сегодня называли. - Для чего нам необходима экономика? ( открываем схему) -Вторую сторону экономики вы назовёте сейчас сами. -Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей? (бутылка, салфетка, пакет) -Как? -Что сделает человек с этими предметами, когда их использует? -Куда выбросит? -Все ли люди так поступают? -Что произойдёт с планетой, если все будут разбрасывать мусор? -Так какая вторая неприятная и опасная сторона экономики -Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде.
5.
Презентация.
6.
Выступления детей
:

1.
Аральское море до усыхания являлось четвертым по площади озером в мире после Каспийского моря. Его обмеление началось в 1960-х, когда Минсельхоз СССР стал забирать большую часть стока Сырдарьи и Амударьи в каналы, орошающие хлопковые и рисовые поля на территории Узбекистана и южного Казахстана. В
результате море
значительно отступило от своего берега, и обнажилось дно, покрытое морскими солями с примесью пестицидов и других химикатов. На 2003 год площадь поверхности Аральского моря составляла около четверти первоначальной, а объем воды - около 10 %.
Чернобыльская катастрофа, СССР.
Разрушение 26 апреля 1986 года четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС, расположенной на территории Украинской ССР (ныне - Украина). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю ядерной
энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу.
Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе
Авария, произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе и со временем переросшая в техногенную катастрофу сначала локального, затем регионального масштаба, с негативными последствиями для экосистемы региона на многие десятилетия вперед. - От кого же зависит состояние окружающей среды?( от человека) Ребята, вы наше будущее, каждому человеку хочется быть здоровым, дышать чистым воздухом, пить прозрачную воду, растить овощи и фрукты на незагрязненной земле. А можно ли избежать катастроф? Поможет нам сделать вывод игра. Перед вами условные обозначения: таблички (синий - потребители, оранжевый - экономисты, зелёный - экологи).  Давайте займёмся поиском ответа на вопрос: “ Хорошо или плохо рвать полевые цветы,  Отвечайте со своих позиций. Скоро лето, и такая ситуация может случиться. Д (потребители): Нарвать красивых цветов это хорошо. Их можно подарить кому-нибудь, они хорошо пахнут. Когда в комнате стоят цветы, становится уютно. Д (экономисты): Рвать цветы можно, но разумно. Это выгода, так как их можно продать, будут деньги, а на деньги можно купить что хочешь. Д (экологи): Природу нужно беречь, нельзя забывать о правилах поведения в природе, нужно поступать так, чтобы не нанести ей вред! - Какой же мы сделаем вывод? Д: Потребители и экономисты ищут выгоду для себя. Экологи поступают правильно, по законам природы. А если не будем соблюдать правила природы, то будут происходить экологические катастрофы, а они опасны для всего живого на земле.
5.Физкультминутка. Музыка. Точечный массаж. Ходьба по коврикам . Цветные круги Базарова.
6.
Мы с вами учились быть экологами. А теперь мы с вами узнаем что такое прогноз из учебника? Работа с учебником, стр. 82, 83 - Что же такое прогноз? Слово прогноз означает «научное предсказание» Мы хорошо знаем, что такое прогноз погоды, но существует еще и экологический прогноз. Это тоже предсказание. Ученые - экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Мы попробуем составить свои экологические прогнозы. Работаем в парах. 1 ряд. Что будет, если произойдет авария нефтеналивного танкера? 2 ряд. Что будет, если в озеро сбросят ядовитые отходы производства? 3ряд. Что будет, если предприятие химической промышленности выбрасывают в окружающую среду опасные отходы? - Посмотрите глазами эколога на наш город. Чтобы вы сделали для улучшения экологии нашего города?(посадили деревья, поставили везде урны, школы построили в тихом районе)
7. Игра «Экологический свет»
- Я предлагаю вам различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, вы поднимаете красный кружок, если действия не вредят природе – зелёный кружок.
1 ситуация.
Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок. -Не опоздал! – радостно подумал Валера.
2 ситуация.
Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об этом библиотекарю.
3 ситуация.
Бабушка попросила Андрея собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать чай от простуды. Андрей вышел из дома и стал искать липу. Оказалось, что далеко идти не надо – вдоль шоссе росли липы. Андрей быстро сорвал цветки и принёс бабушке.
8. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Над чем данный урок заставил вас задуматься?
(Гибнет природа, ее нужно сохранить). Сравните свой вывод с выводом в учебнике на стр. 84. - Что же люди должны делать, чтобы не было экологических катастроф? - Строить очистные сооружения. - Устанавливать фильтры. - Не загрязнять землю ядохимикатами. - Не засорять нашу планету. - Делать экологические прогнозы. - Вспомните, какими вы были на уроке? (Активными, внимательными). - Оправдались ли ваши ожидания? - Хлопните в ладоши, если вам было интересно.. Релаксация глаз «Закат»


В раздел образования