Напоминание

Индивидуальный подход педагога к учащимся


Автор: Иванова Людмила Ивановна
Должность: преподаватель аккордеонист
Учебное заведение: ГБОУДОГС “Севастопольская музыкальная школа №5”
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальный подход педагога к учащимся
Раздел: дополнительное образование





Назад





Методическая разработка

Индивидуальный подход педагога к учащимся
Успех педагога в очень большой мере зависит от умения индивидуально подойти к каждому ученику. Для этого необходимо изучать личность ученика, знать, чем он живет, интересуется, какова окружающая его среда. Нет ни чего более ошибочного, как составив вначале об ученике определенное мнение, руководствоваться им всецело на протяжении многих лет, забывая о том, что человек способен быстро меняться, как в одну сторону, так и в другую. И что его личные качества могут стать иными. В каждой индивидуальности есть положительные и отрицательные черты, более или менее ценные элементы. Индивидуальный подход педагога — это умение учитывать все факторы, которые могут тормозить или напротив влиять на развитие ученика. Индивидуальность человека отражает пройденный им путь. Формирование свойств зависит от людей, которые окружают человека (в данном случае ученика). Педагог должен направить внимание на формирование свойств, необходимых человеку социального общества. Педагог должен изучать особенности каждого ученика, прежде всего его психические свойства. Каждый из них будет отличаться. Первая отличительная черта – их интересы. Интересы – важный стимул в приобретении знаний, поэтому они должны быть разнообразны. Если основной интерес – стремление стать музыкантом, - он будет приносить пользу обществу. Очень важно, чтобы основной интерес был устойчив, иначе человек не достигнет значительных успехов. Вторая отличительная черта – способности учащегося. Это психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Совокупность способностей, необходимых для выполнения той или иной деятельности называется одаренностью. Высшая степень одаренности называется талантом.
Одаренность не является врожденным качеством. Врожденные особенности, создающие возможность для развития способностей, могут быть реализованы в результате систематической работы. Одаренность нельзя смешивать с мастерством. Мастерство – сумма необходимых знания, умения, навыков, приобретённых в результате овладения данной профессией. Так на пример: от одаренности зависит быстрота приобретения им мастерства. Составной частью одаренности является склонность к труду. Ясная целеустремленность, сознание своего долга в совокупности с вдумчивым трудом, помогают достигнуть больших результатов. О значении человеческого труда П. И. Чайковский высказался: “Чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться”. К основным способностям относиться музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, наблюдательность, эмоциональное воображение. На педагогах, принимающих экзамены лежит большая ответственность, они должны определить к какой деятельности учащийся имеет наибольшую склонность. Кроме интересов, одарённости, способностей ученики отличаются эмоциональной возбудимостью. Это индивидуальная способность называется темпераментом. Темперамент подразделяется на четыре в и д а : сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический. Ученик, сангвинического темперамента – отзывчив, легко реагирует. Увлёкшись произведением, он пытается овладеть им с налёта, но после первой неудачи, оставляет пьесу, несмотря на то, что пьеса нравиться. Ученик холерического темперамента, также быстро реагирует, однако возбудимость его стойкая. Ученик энергичен, смело берется за разбор произведения, любит довести дело до конца. Отрицательная черта, то что ученик может увлечься как хорошим, так и плохим. Он бывает упрям, злопамятен и резок.
Ученик меланхолического темперамента склонен к размышлениям, реагирует на все медленно, зато возбуждение его глубокое. Он вдумчив, чуток. К таким ученикам нужно относиться очень внимательно, так как он и могут быть застенчивы, замкнуты, малоактивны. Флегматик – ведет себя спокойно, ровно, мало живёт чувством, пассивно реагирует на окружающее. Обычно они сонны и вялы. К произведениям относиться без увлечения, однако то что сделает, то сделает добросовестно и обстоятельно. Неверно считать один темперамент лучшим, а другой худшим. Большую способность и одаренность могут иметь учащиеся всякого темперамента. Задача педагога направлять работу ученика так, чтобы он мог владеть своим темпераментом, бороться с недостатками и развивать положительные стороны. Педагоги иногда концентрирую свое внимание на недостатках ученика и стремясь к гармоническому развитию его личности прилагают свои знания главным образом к подтягиванию отстающих элементов. Нередко мало уделяют внимание наиболее ценному самобытному ценному, самобытному, что есть в индивидуальности ученика. К концу обучения у ученика не будет недостатков, которые бросались бы в глаза, но он не выделяется теми чертами, которые в нем раньше привлекали. Например, если раньше ученик играл темпераментно, несколько сумбурно, - то через несколько лет игра его при помощи педагога стала бледная и сухая из-за того, что он ввел себя в более строгие рамки. Конечно важно знать недостатки ученика и работать над их устранением, но достигать этого лучше обходным путем на основе развития сильных сторон. В связи с различием индивидуальности учеников, приходится использовать разнообразные пути воспитания. Неорганизованные ученики небрежны к работе, не аккуратны в выполнении своих обязанностей. Неорганизованность часто объясняется отсутствием интереса к делу, слабостью воли. Ученик часто откладывает приготовление задания, плохо его
выполняет, часто боится нареканий со стороны педагога, не является на урок. В процессе обучения важна внимательность со стороны педагога. Из бесед с учащимися можно установить, что некоторые не любят свою специальность. Причиной часто является неинтересное преподавание. Иногда успешному развитию вредит чрезмерная застенчивость, скромность, неуверенность. Если не преодолеть вначале, то это будет мешать на протяжении жизни. Имея дело с такими учениками надо с особой заботой относиться к тому, чтобы занятия музыкой приносили им больше пользы, удовлетворенности и поменьше разочарования, чтобы успехи окрыляли их. Нужно использовать малейшую удачу для укрепления уверенности в своих силах. Важно поощрять его соблюдая при этом осторожность, дабы по возможности предупредить срывы, которые пагубно влияют на натуры такого рода. Преодолению застенчивости способствует систематическое общение с коллективом: игра на концертах, всевозможные выступления в хорах, ансамблях, оркестрах. Эстрадные данные учащихся требуют внимательного отношения. Педагог должен знать, волнуется ли ученик на сцене и как это отражается на исполнении. Некоторым ученикам не достает инициативы. Они просят, чтобы им показали, объяснили. Первое их желание услышать, как нужно исполнять. Таких учеников важно поставить в условия\ при которых они должны были бы проявлять свою самостоятельность. Необходимо быть чутким ко всем проблескам их инициатив. Проигрывать ли произведение педагогу? И когда? Хорошее исполнение обогатит ученика, послужит стимулом для дальнейшей работы. Но играя ученику необходимо учитывать иго возможности. Иногда хорошее исполнение педагога может привести к отрицательному результату. Исполнять произведение лучше в начальной стадии его изучения., либо в конце, когда это поможет собрать пьесу, лучше почувствовать форму, глубже проникнуть в образ. Однако с первых же шагов обучения нужно давать ученикам самостоятельные задания, чтобы развивать
инициативу. При выборе репертуара важно учитывать и вводить в план сочинения, которые могли бы ярче раскрыть ученика. Некоторые ученик и долго работая над произведением начинают относиться к ним без интереса при этом теряют веру в свои силы. Поэтому для устранения этих недостатков, лучше всего выбрать произведение не слишком чуждое индивидуальности ученика. Иногда ученик на прямой вопрос педагога: - какие из предложенных произведений хотелось бы играть? Отвечает: - все равно. Иногда педагоги начинают возмущаться вместо того чтобы задуматься сделали они сами все возможное для пробуждения активного интереса к тому, что он будет играть. Педагог всегда должен оставаться в роли учителя, а не консультанта. Педагог всегда должен понимать, что перед учащимися с различными способностями, темпераментом, характером, нужно ставить различные требования, к ним следует подходить по-разному. Только хорошее знание ученика в сочетании с правильным педагогическим подходом приносит желаемые результаты в работе с учеником. Нередко не правильны подход педагога вызывает озлобление учащегося, желание делать все наперекор. Необходимо отмечать как достижение – хорошее исполнение учащимися со средними способностями. Чем более одарен ученик, тем чаще приходиться сталкиваться с ярким и зачастую неожиданным проявлением его индивидуальности. Если одаренный ученик исполняет произведение только хорошо, то следует подчеркнуть, что такое исполнение является результатом недоработки. Итак – средство и методы влияния на учащегося должны быть результатом глубокого изучения его. В этом и состоит сущность индивидуального подхода педагога к своим воспитанникам. Преподаватель Иванова Людмила Ивановна ГБОУДОГС “Севастопольская музыкальная школа №5”


В раздел образования