"Подготовка к написанию сочинения-повествования о событиях от лица их участника по повести В.Г. Короленко "
Автор: Понамарева Галина Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "Кожевниковская СОШ №1" Населённый пункт: Кожевниково, Томской области Наименование материала: "Мастерская творческого письма". Тема: "Подготовка к написанию сочинения-повествования о событиях от лица их участника по повести В.Г. Короленко " Раздел: дополнительное образование
Растём профессионально вместе!
Уверена, каждый из нас, прослуживших российскому образованию не
один десяток лет, не однажды вспоминал свои первые шаги в профессии.
Непослушные дети, привередливые родители, недостаточный багаж знаний,
отсутствие педагогического опыта... Именно поэтому, не выдержав этих первых
испытаний, покидают школу молодые люди, получившие профессию учителя.
А школа сегодня, как никогда, нуждается в молодых учителях, в притоке
свежих
сил!
Ей
нужны
энергичные,
грамотные
специалисты,
способные
повести
за
собой
подрастающее
поколение.
И
наша
задача
-
помочь
им
адаптироваться профессионально.
Именно
такую
задачу
ставит
перед
собой
Школа
молодого
учителя
Кожевниковского района Томской области, руководителем которой я являюсь с
2009 года. О её деятельности и хочется немного рассказать.
Сначала
наша
Школа
«Растём
профессионально»
работала
как
составляющая Ресурсно-внедренческого центра инноваций (РВЦИ), который
действовал на базе Кожевниковской СОШ №1. Это было время, когда молодые
учителя,
согласно
плану
работы,
ежемесячно
съезжались
на
свои
встречи,
проводили
открытые
уроки
на
"чужих
детях",
набирались
педагогического
опыта на уроках наших учителей-стажистов. И это была хорошая практика для
сельских учителей, которые работают в классе с 5-8 учащимися.
С сентября 2013 года Школа стала носить статус районной, в связи с чем
режим и характер её работы изменился. Сегодня - это составляющая МКУ
"Кожевниковский РМЦ". Цель работы ШМУ - оказание практической помощи
молодым учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и
повышения педагогического мастерства.
Задачи нашей Школы:
1)
выявлять
ведущие
потребности
начинающих
специалистов
в
образовательном процессе и выбирать соответствующие формы организации
методической работы;
2) знакомить с нормативно-правовой документацией;
3)
способствовать
формированию
индивидуального
стиля
творческой
деятельности начинающихся учителей;
4) формировать у начинающих учителей потребность в непрерывном
образовании.
Кроме оказания практической помощи молодым учителям в вопросах
совершенствования
теоретических
знаний
и
повышения
педагогического
мастерства, мы знакомим их с передовым опытом учителей-стажистов, готовим
к профессиональным конкурсам. Пройдя не один очный профессиональный
конкурс, я не понаслышке знаю о тех трудностях, с которыми встречаются
конкурсанты, потому с первых дней работы с каждым новым составом Школы
мы организовываем работу так, чтобы каждый молодой учитель в системе
получал необходимую для работы информацию, привыкал выступать перед
аудиторией,
уверенно
представлять
крупицы
своего
опыта
своим
коллегам,
учился отвечать на вопросы аудитории. С этой целью готовим и проводим
открытые уроки, обмениваемся контактами и необходимой информацией.
Очные встречи молодых учителей, согласно рекомендации РМЦ, проходят
три раза в год. Кроме того, для профессиональной адаптации молодых коллег
предусмотрены сотрудничество с наставниками на местах, работа в рамках
предметных районных методических объединений и дистанционное общение
по мере необходимости. Завершается учебный год районной педагогической
мастерской - фестивалем, где молодые учителя представляют свой полученный
за год опыт работы. В 2013-2014 учебном году это был фестиваль медиауроков,
в
2014-2015
и
2015-2016
учебных
годах
- фестивали
«Мои
первые
педагогические проекты», где мы значительно расширили рамки участников:
принять участие в фестивале могли педагоги со стажем до 10 лет.
Самой
многочисленной
наша
ШМУ
была
в
2013-2014
и
2014-2015
учебных годах
-
по списочному составу у нас было 20 молодых учителей
различных специальностей.
ШМУ, несомненно, играет позитивную роль в формировании личности
начинающих учителей, помогает им успешно пройти период профессиональной
адаптации. Хочется отметить наших активных и успешных выпускников. Это
лауреаты конкурса "Учитель года" (2015г.) Анна Игоревна Осипова и Алексей
Владимирович
Калугин. Их открытые уроки на заседаниях ШМУ вызывали
всеобщее одобрение, и мы гордимся их успехами - это наша общая победа!
В 2015-2016 учебном году в ШМУ было тринадцать молодых учителей.
На сегодняшний день их у нас одиннадцать, среди них три учителя начальных
классов, три истории и обществознания,
один физик-математик, по одному
учителю иностранного языка, физкультуры, музыки и ИЗО.
Работа
наша
плодотворна,
интересна.
Наши
молодые
специалисты
талантливы, грамотны и порой мы учимся друг у друга. Успешным опытом
разработки и реализации педагогического проекта с нами делилась Зоненшильд
Евгения Викторовна - учитель биологии, химии, географии Батуринской ООШ.
Прекрасные уроки в своей родной школе показала Малышева Алина Сергеевна,
учитель начальных классов КСОШ № 2. Мы очень ценим стремление стать
успешным учителем, бесконечный интерес к опыту "взрослых" коллег Шамина
Александра
Михайловича,
учителя
математики
МАОУ
«Зайцевская
ООШ».
Напутствие на успешность получил на последнем заседании Школы (октябрь
2016г) Степанов Николай Сергеевич, учитель обществознания КСОШ №2. В
ноябре
он
давал
открытый
урок
регионального
уровня
по
деятельностной
технологии, которая была рассмотрена нами на заседании ШМУ накануне. Урок
развивающего
контроля,
проведённый
нашим
молодым
коллегой
получил
положительную оценку строгого компетентного жюри, в составе которого были
методисты томских вузов, кандидаты педагогических наук.
Для
организации
деятельности
Школы
молодого
учителя
разработана
Программа, рассчитанная на три года.. К каждому заседанию разрабатывается
план его проведения.
За 7-летний период работы ШМУ по сопровождению профессиональной
адаптации
молодых
учителей
Кожевниковского
района
на
заседаниях
многократно
представлялся
опыт
работы
успешных
учителей,
победителей
профессиональных конкурсов в различных формах и по различным темам:
"Работа
с
одарёнными
детьми",
"Организации
проектной
деятельности",
"Создание электронных учебников", "Разработка и реализация педагогического
проекта",
"Организация
учебного
процесса
по
технологии
деятельностного
метода Л. Петерсон".
Молодые учителя очень живо реагируют на полученную информацию,
отбирают для себя наиболее приемлемые формы работы, более глубоко изучают
понравившиеся технологии и успешно применяют их в своей работе.
Общение
с
коллегами
через
ШМУ
позволяет
нашим
"школярам"
чувствовать себя в команде, помогает увидеть своё место в рабочем строю,
"себя
показать
и
на
других
посмотреть",
просто
пообщаться
на
профессиональном языке, ведь известно, что среди факторов, которые влияют
на адаптацию молодых учителей, большинство исследователей на первое место
ставят эмоциональное общение.
Истину о том, что учитель – это не просто профессия, а образ жизни,
педагог начинает осознавать, съев не один пуд соли. Мы помогаем молодым
учителям с честью выдерживать эти испытания, подчиняясь девизу нашей
школы: "Растём профессионально вместе!" Мы-то знаем, что если испытание
выдержано в течение хотя бы пяти лет, можно быть убеждённым, что такой
молодой специалист останется в школе надолго. В этом и заключается миссия
Школы молодого учителя!
Понамарева Г.Н.,
руководитель ШМУ
Кожевниковского района
Томской области.