Урок окружающего мира как средство развития творческих способнотей
Автор: Орлова Нина Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ школа №561 Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Урок окружающего мира как средство развития творческих способнотей Раздел: начальное образование
развития творческих способностей
На уроках ознакомления с окружающим миром у учителя есть огромные
возможности
для
развития
творческих
способностей
у
учащихся.
Младшие школьники проявляют большой интерес к урокам ознакомления с
окружающим
миром.
На
вопрос
«Почему
тебе
нравятся
эти
уроки?»
учащиеся
отвечают:
«Потому
что
мы
много
гуляем
и
рассматриваем»,
«Потому что мы много играем», «Потому что разговариваем о том, что
интересно». Как видно, этот предмет мало похож на другие, более «строгие»
учебные предметы: темы близки детским интересам, задания достаточно
легко выполняются, многое из того, что изучается, знакомо детям. Этим как
раз и определяется значение предмета «Окружающий мир».
Ребенок
семи
лет
быстро
утомляется,
не
может
долго
заниматься
однообразной
деятельностью.
Время,
после
которого
он
начинает
отвлекаться,
проявлять
признаки
утомления
и
невнимания,
составляет
примерно
12–15
минут.
Поэтому
урок
должен
состоять
из
нескольких
взаимосвязанных частей, различающихся по характеру деятельности.
Обычно урок ознакомления с окружающим миром у меня начинается с
речевой разминки. Речевые разминки решают следующие задачи:
— научить детей слушать вопрос, строить собственный вопрос,
обращенный к разным людям — сверстникам, взрослым, друзьям, знакомым;
— учить школьников участвовать в небольшом диалоге;
— разыгрывать небольшие сценки, участники которых имеют разное
настроение, характер, особенности поведения;
— учить понимать жесты, мимику, воспроизводить различные жесты,
мимические реакции, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.
Например, можно начать урок так:
— Спросите меня о чем-нибудь....
— О чем? — удивляются дети.
— Спросите, какое у меня настроение.
— Какое у Вас настроение? — спрашивают ученики.
— Плохое...
Такой ответ учителя побуждает школьников задать следующие
вопросы: почему? Что случилось? Кто виноват? Как помочь? Когда пройдет
плохое настроение? И т. д. Ведя диалог, учитель незаметно для детей учит их
задавать различные вопросы, используя вопросительные слова и
вопросительную интонацию.
Это упражнение может повторяться в различных вариантах: спроси о
чем-нибудь
друга;
спроси,
как
найти
дорогу;
спроси,
какой
сегодня
день;
спроси, как он (она) провел воскресный день, и т. д.
Интересно
проходят
такие
упражнения
с
использованием
художественных
произведений:
стихов,
репродукций
картин,
рисунков.
Например, диалог- драматизация стихотворения В. Берестова «Где ваш дом?».
Ведущим становится хорошо читающий ребенок или учитель.
Чайки, чайки! Где ваш дом?
Чайки, чайки! Где ваш дом?
На земле, на волне
Или в синей вышине?
— Ну конечно, на земле!
На земле рождаемся!
Ну конечно, на волне!
На волне качаемся!
Ну конечно, в вышине!
В вышине летаем!
Край земли, волну и небо
Домом мы считаем!
Эти упражнения занимают совсем небольшое время на уроке — 3–5
минут, однако проводятся часто.
Другим интересным и очень важным упражнением для речевой
разминки
является
разыгрывание
небольших
диалогов.
В
1
классе
последовательно можно использовать разные виды этих упражнений:
— диалоги реальных лиц, телефонные диалоги (беседуют мама и
дочка,
бабушка
и
внучка;
внук
поздравляет
деда
с
праздником;
мальчик
(девочка) приглашает друга в гости; нужно узнать номер телефона, адрес, время
прибытия поезда и т. д.);
— диалоги животных и растений («Лесное собрание «О подготовке к
зиме»; «Выглянул подснежник из-под снега, оглянулся и увидел... «Кого он
увидел?»; «Встретил ежик грустного зайчика...»; «Пошел кот на рыбалку, а по
дороге встретил...»; «Собрались козлята в лес гулять, а Коза им говорит...» и т.
д.);
— диалоги неодушевленных предметов («В чулане разговорились
старые
вещи
—
самовар
с
мятым
боком,
чашка
без
ручки,
обгоревшая
свечка...»;
«В
ночь
под
Новый
год
елочные
игрушки
поделились
своими
воспоминаниями...», «В один удивительный день в городе ожили все предметы
— скамейки и ворота, фонари и светофоры, деревья и цветы. И все наперебой
стали рассказывать о себе...»).
Для организации небольших диалогов можно использовать литературные
произведения, в которых подразумевается вопрос, требующий разных ответов.
Например:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук.
За то, что ты — сын.
За то, что малыш.
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож...
В. Берестов
Учащиеся
могут
продолжать
это
стихотворение,
добавляя,
за
что
родители могут любить своего ребенка.
Одни из самых интересных для детей упражнений в речевых разминках
те,
которые
решают
задачу
ознакомления
детей
со
значением
различных
мимических
выражений,
жестами,
элементами
пантомимы.
Для
этого
целесообразно использовать иллюстративный материал: рисунки лиц с разным
выражением (удивление, радость, печаль, восторг, страх и пр.), графическое
изображение разных поз и жестов. Учащиеся получают задание определить,
какое
настроение
у
данного
персонажа,
с
какими
событиями
может
быть
связана такая реакция человека. Вот некоторые примеры ответов детей:
1. — Это мальчик радуется. Сегодня день
его рождения. Он встречает гостей.
— У мальчика папа часто в командиров-
ки уезжает. И вдруг вернулся. Вот он от ра-
дости и кричит.
2. — Это, конечно, ученик двойку получил.
— Ребенок набедокурил. Ему стыдно
стало.
— Что-то такое произошло, за что мама
ругать будет.
Следующим структурным элементом (частью) урока по ознакомлению с
окружающим миром является игра. Особенно дети любят ролевые игры.
Творческая функция ролевой игры состоит во влиянии на развитие
творческого воображения, инициативы, умения самостоятельно развертывать
сюжет игры, согласовывать свои действия с ее участниками, устанавливать
правильные взаимоотношения — как ролевые, так и реальные.
Например, после уроков, которые знакомят с осенними изменениями в
природе,
целесообразно
провести
ролевую
игру
«Лесное
собрание».
Дети
распределяют роли (медведь, заяц, еж, белка, ящерица, бабочка, дятел, грач и т.
п.), выбирают «председателя» собрания, затем каждый участник рассказывает
другим, как он готовится к зиме, как будет проводить зиму.
Остальные «животные» задают ему вопросы, советуют или возражают. Могут
быть предложены и другие темы ролевых игр.
Дети берут на себя роли врача, медсестры, пациентов («Прием у врача»),
экскурсоводов
и
посетителей
(«Экскурсия
в
Петропавловскую
крепость»),
жителей
Севера
и
их
гостей
(«Поездка
на
Север»),
артистов
и
зрителей
(«Праздник 8 марта») и др.
Небольшие ролевые игры могут быть частью «сочинялок», которых
достаточно много в учебнике и рабочей тетради.
По своему усмотрению в
соответствии
с
темой
урока
можно
предложить
и
другие
ролевые
игры-
«сочинялки». Например: «Встретились три брата: Март, Апрель и Май — и
заспорили, кто из них самый умный да красивый, трудолюбивый да богатый.
Послушаем братьев и попробуем найти правого...»
«Разговорились как-то кухонные предметы: запыхтел самовар, забренчали
чашки, заохала сковорода... Все стали вспоминать истории, которые с ними
приключались...»
«Пришла Маша в магазин игрушек. Сколько там разных кукол, плюшевых
зайцев, слонов и крокодилов! Тут и мягкая мебель, и чудесная посуда. Глаза
разбегаются! Не знает Маша, какую игрушку выбрать. Вот и стали игрушки
себя хвалить...»
Одним из видов ролевых игр, интересных для детей этого возраста, являются
театрализованные игры, основанные на художественных произведениях. Эти
мини-спектакли
привлекают
первоклассников
возможностью
поиграть,
нарядиться в необычные костюмы, подвигаться под музыку.
Например, могут быть использованы такие тексты Н. Сладкова:
Лиса и Еж
— Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
— А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
— Да не то чтобы некрасивый...
— Может, я с колючками неуклюжий?
— Да не то чтобы неуклюжий...
— Так какой же я такой с колючками то?
— Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный...
Лиса и Мышь
— Мышка-трусишка, ты треска боишься?
— Ни крошечки не боюсь!
— А громкого топота?
— Ни капельки не боюсь!
— А страшного рева?
— Нисколечко не боюсь!
— А чего же ты тогда боишься?
— Да тихого шороха...
Творческие задания, обучающие детей разыгрывать различные роли, могут
включать небольшие мимические и пантомимические сценки. Например, один
школьник изображает какое-то действие, а другие отгадывают его (укладывает
маленькую
сестренку
спать;
порезал
палец;
разбил
чашку;
моет
посуду;
открывает дверь и т. п.).
Ролевые игры развивают детские взаимоотношения, снижают застенчивость,
скованность, помогают ребенку раскрыть свои творческие возможности.
Можно
использовать
и
такие
задания:
пусть
дети
сочиняют
продолжения
сказок, составляют рассказы о жизни детей, природы, придумывают разные
смешные и грустные истории. Работа над «сочинялками» может быть весьма
существенной
частью
урока
«Окружающего
мира».
Это
могут
быть
как
описательные рассказы («Моя собака», «Кого мы видели в зоопарке», «Попугай
Ромка» и др.), так и сюжетные («Что случилось в цирке», «Как подружились
собака и кошка», «Зимние развлечения», «Воскресный день» и т. п.) Помогает
развитию словесного творчества детей и такой прием: учитель дает начало
рассказа (сказки), а дети придумывают продолжение.
В этой работе я рассказала о некоторых приёмах, которые применяю на
уроках ознакомления с окружающим миром для развития творческих
способностей учащихся первого класса.