Напоминание

Урок окружающего мира как средство развития творческих способнотей


Автор: Орлова Нина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №561
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Урок окружающего мира как средство развития творческих способнотей
Раздел: начальное образование





Назад





Урок ознакомления с окружающим миром как средство

развития творческих способностей
На уроках ознакомления с окружающим миром у учителя есть огромные возможности для развития творческих способностей у учащихся. Младшие школьники проявляют большой интерес к урокам ознакомления с окружающим миром. На вопрос «Почему тебе нравятся эти уроки?» учащиеся отвечают: «Потому что мы много гуляем и рассматриваем», «Потому что мы много играем», «Потому что разговариваем о том, что интересно». Как видно, этот предмет мало похож на другие, более «строгие» учебные предметы: темы близки детским интересам, задания достаточно легко выполняются, многое из того, что изучается, знакомо детям. Этим как раз и определяется значение предмета «Окружающий мир». Ребенок семи лет быстро утомляется, не может долго заниматься однообразной деятельностью. Время, после которого он начинает отвлекаться, проявлять признаки утомления и невнимания, составляет примерно 12–15 минут. Поэтому урок должен состоять из нескольких взаимосвязанных частей, различающихся по характеру деятельности. Обычно урок ознакомления с окружающим миром у меня начинается с речевой разминки. Речевые разминки решают следующие задачи: — научить детей слушать вопрос, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям — сверстникам, взрослым, друзьям, знакомым; — учить школьников участвовать в небольшом диалоге; — разыгрывать небольшие сценки, участники которых имеют разное настроение, характер, особенности поведения; — учить понимать жесты, мимику, воспроизводить различные жесты, мимические реакции, разыгрывать небольшие пантомимические сценки. Например, можно начать урок так: — Спросите меня о чем-нибудь.... — О чем? — удивляются дети. — Спросите, какое у меня настроение.
— Какое у Вас настроение? — спрашивают ученики. — Плохое... Такой ответ учителя побуждает школьников задать следующие вопросы: почему? Что случилось? Кто виноват? Как помочь? Когда пройдет плохое настроение? И т. д. Ведя диалог, учитель незаметно для детей учит их задавать различные вопросы, используя вопросительные слова и вопросительную интонацию. Это упражнение может повторяться в различных вариантах: спроси о чем-нибудь друга; спроси, как найти дорогу; спроси, какой сегодня день; спроси, как он (она) провел воскресный день, и т. д. Интересно проходят такие упражнения с использованием художественных произведений: стихов, репродукций картин, рисунков. Например, диалог- драматизация стихотворения В. Берестова «Где ваш дом?». Ведущим становится хорошо читающий ребенок или учитель. Чайки, чайки! Где ваш дом? Чайки, чайки! Где ваш дом? На земле, на волне Или в синей вышине? — Ну конечно, на земле! На земле рождаемся! Ну конечно, на волне! На волне качаемся! Ну конечно, в вышине! В вышине летаем! Край земли, волну и небо Домом мы считаем! Эти упражнения занимают совсем небольшое время на уроке — 3–5 минут, однако проводятся часто.
Другим интересным и очень важным упражнением для речевой разминки является разыгрывание небольших диалогов. В 1 классе последовательно можно использовать разные виды этих упражнений: — диалоги реальных лиц, телефонные диалоги (беседуют мама и дочка, бабушка и внучка; внук поздравляет деда с праздником; мальчик (девочка) приглашает друга в гости; нужно узнать номер телефона, адрес, время прибытия поезда и т. д.); — диалоги животных и растений («Лесное собрание «О подготовке к зиме»; «Выглянул подснежник из-под снега, оглянулся и увидел... «Кого он увидел?»; «Встретил ежик грустного зайчика...»; «Пошел кот на рыбалку, а по дороге встретил...»; «Собрались козлята в лес гулять, а Коза им говорит...» и т. д.); — диалоги неодушевленных предметов («В чулане разговорились старые вещи — самовар с мятым боком, чашка без ручки, обгоревшая свечка...»; «В ночь под Новый год елочные игрушки поделились своими воспоминаниями...», «В один удивительный день в городе ожили все предметы — скамейки и ворота, фонари и светофоры, деревья и цветы. И все наперебой стали рассказывать о себе...»). Для организации небольших диалогов можно использовать литературные произведения, в которых подразумевается вопрос, требующий разных ответов. Например: Любили тебя без особых причин За то, что ты — внук. За то, что ты — сын. За то, что малыш. За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож... В. Берестов Учащиеся могут продолжать это стихотворение, добавляя, за что родители могут любить своего ребенка.
Одни из самых интересных для детей упражнений в речевых разминках те, которые решают задачу ознакомления детей со значением различных мимических выражений, жестами, элементами пантомимы. Для этого целесообразно использовать иллюстративный материал: рисунки лиц с разным выражением (удивление, радость, печаль, восторг, страх и пр.), графическое изображение разных поз и жестов. Учащиеся получают задание определить, какое настроение у данного персонажа, с какими событиями может быть связана такая реакция человека. Вот некоторые примеры ответов детей: 1. — Это мальчик радуется. Сегодня день его рождения. Он встречает гостей. — У мальчика папа часто в командиров- ки уезжает. И вдруг вернулся. Вот он от ра- дости и кричит. 2. — Это, конечно, ученик двойку получил. — Ребенок набедокурил. Ему стыдно стало. — Что-то такое произошло, за что мама ругать будет. Следующим структурным элементом (частью) урока по ознакомлению с окружающим миром является игра. Особенно дети любят ролевые игры. Творческая функция ролевой игры состоит во влиянии на развитие творческого воображения, инициативы, умения самостоятельно развертывать сюжет игры, согласовывать свои действия с ее участниками, устанавливать правильные взаимоотношения — как ролевые, так и реальные. Например, после уроков, которые знакомят с осенними изменениями в природе, целесообразно провести ролевую игру «Лесное собрание». Дети распределяют роли (медведь, заяц, еж, белка, ящерица, бабочка, дятел, грач и т. п.), выбирают «председателя» собрания, затем каждый участник рассказывает другим, как он готовится к зиме, как будет проводить зиму.
Остальные «животные» задают ему вопросы, советуют или возражают. Могут быть предложены и другие темы ролевых игр. Дети берут на себя роли врача, медсестры, пациентов («Прием у врача»), экскурсоводов и посетителей («Экскурсия в Петропавловскую крепость»), жителей Севера и их гостей («Поездка на Север»), артистов и зрителей («Праздник 8 марта») и др. Небольшие ролевые игры могут быть частью «сочинялок», которых достаточно много в учебнике и рабочей тетради. По своему усмотрению в соответствии с темой урока можно предложить и другие ролевые игры- «сочинялки». Например: «Встретились три брата: Март, Апрель и Май — и заспорили, кто из них самый умный да красивый, трудолюбивый да богатый. Послушаем братьев и попробуем найти правого...» «Разговорились как-то кухонные предметы: запыхтел самовар, забренчали чашки, заохала сковорода... Все стали вспоминать истории, которые с ними приключались...» «Пришла Маша в магазин игрушек. Сколько там разных кукол, плюшевых зайцев, слонов и крокодилов! Тут и мягкая мебель, и чудесная посуда. Глаза разбегаются! Не знает Маша, какую игрушку выбрать. Вот и стали игрушки себя хвалить...» Одним из видов ролевых игр, интересных для детей этого возраста, являются театрализованные игры, основанные на художественных произведениях. Эти мини-спектакли привлекают первоклассников возможностью поиграть, нарядиться в необычные костюмы, подвигаться под музыку. Например, могут быть использованы такие тексты Н. Сладкова: Лиса и Еж — Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу! — А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли? — Да не то чтобы некрасивый... — Может, я с колючками неуклюжий? — Да не то чтобы неуклюжий...
— Так какой же я такой с колючками то? — Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный... Лиса и Мышь — Мышка-трусишка, ты треска боишься? — Ни крошечки не боюсь! — А громкого топота? — Ни капельки не боюсь! — А страшного рева? — Нисколечко не боюсь! — А чего же ты тогда боишься? — Да тихого шороха... Творческие задания, обучающие детей разыгрывать различные роли, могут включать небольшие мимические и пантомимические сценки. Например, один школьник изображает какое-то действие, а другие отгадывают его (укладывает маленькую сестренку спать; порезал палец; разбил чашку; моет посуду; открывает дверь и т. п.). Ролевые игры развивают детские взаимоотношения, снижают застенчивость, скованность, помогают ребенку раскрыть свои творческие возможности. Можно использовать и такие задания: пусть дети сочиняют продолжения сказок, составляют рассказы о жизни детей, природы, придумывают разные смешные и грустные истории. Работа над «сочинялками» может быть весьма существенной частью урока «Окружающего мира». Это могут быть как описательные рассказы («Моя собака», «Кого мы видели в зоопарке», «Попугай Ромка» и др.), так и сюжетные («Что случилось в цирке», «Как подружились собака и кошка», «Зимние развлечения», «Воскресный день» и т. п.) Помогает развитию словесного творчества детей и такой прием: учитель дает начало рассказа (сказки), а дети придумывают продолжение. В этой работе я рассказала о некоторых приёмах, которые применяю на уроках ознакомления с окружающим миром для развития творческих способностей учащихся первого класса.


В раздел образования