"Формирование экологической культуры младших школьников".
Автор: Широкова Наталья Фёдоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №14 имени А. И. Покрышкина Населённый пункт: станица Кавказская Краснодарский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Формирование экологической культуры младших школьников". Раздел: начальное образование
школьников».
Материал подготовила
Широкова Наталья Фёдоровна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №14
имени А. И. Покрышкина.
ст. Кавказская
Краснодарского края.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил
( Н. Заболоцкий)
Для формирования экологической культуры младших школьников и
их родителей мною была разработана образовательная программа «Друзья
природы».
Она
является
частью
школьной
общеобразовательной
программы «Природоведение». Она не только предоставляет знания об
окружающей среде и экологических проблемах, а способствует развитию у
детей умения принимать осознанные действия в правильном отношении к
окружающей среде.
Основная цель программы : создание условий для развития у детей
чувства
сопричастности
в
решении
экологических
проблем
через
непосредственное включение их в учебно – познавательный процесс.
Задачи 1-го года обучения:
Пробудить и развить чувства ребенка;
Знакомить с окружающим миром через чувственное эмоциональное
восприятие;
Освоение элементарных практических навыков и правил поведения
во время прогулок и экскурсий на природу.
Задачи 2-го года обучения:
Создание образовательной среды, позволяющей детям освоить
информацию по краеведению, экологии, наукам о Земле;
Овладение простыми приемами художественного творчества;
Приобретение навыков межличностного общения;
Изучение приёмов взаимосвязи растений и животных, способов
приспособления живых организмов; изучение влияния неживой
природы на живой организм.
Задачи 3-го года обучения :
Развитие представлений о природных сообществах как совокупности
совместно обитающих, находящихся в тесной взаимосвязи
организмов:
Знакомство с экологическими законами, как основами о природном
равновесии и роли человека в его сохранении.
Задачи 4-го года обучения :
Углубление и расширение экологических знаний;
Формирование восприятия мира как единого целого, как системы, в
которой взаимодействуют все объекты;
Понимание роли человека как главной образующей силы;
Обучение способам выражения своего отношения к природе через
изобразительную практическую деятельность.
Содержание программы «Друзья природы» строится в форме годичных
эколого-краеведческих игр-экспедиций:
«Айболята» (6,5 – 7 лет);
«Разведчики природы» (7 -8 лет);
«Светлячки» (8 - 9 лет);
«Планета загадок» (9- 11 лет).
Объединение «Айболята»
«Айболята» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой,
школьным двором, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести
наблюдения за живой и неживой природой в разное время года. Основная
задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка,
знакомить
с
окружающим
миром
через
чувственно-эмоциональное
восприятие,
освоение
элементарных
практических
навыков
и
правил
поведения во время прогулок и экскурсий на природу.
Объединение «Разведчики природы»
На втором году предполагается создание образовательной среды,
позволяющей
детям
освоить
определенный
объем
информации
по
краеведению, экологии, наукам о Земле, овладение простыми приемами
художественного
творчества,
приобретаются
навыки
межличностного
общения. Главной лабораторией по изучению природы становится парк,
поле,
лес.
Дети
должны
узнать
о
взаимосвязях
между
растениями
и
животными
на
лугу,
в
лесу,
в
водоеме,
о
приспособлении
живых
организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой
организм.
Объединение «Светлячки»
Образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется.
Это
позволяет
младшим
школьникам
развивать
свои
представления
о
природных
сообществах,
как
совокупности
совместно
обитающих
и
находящихся
в
тесной
взаимосвязи
организмов.
Знакомство
с
экологическими законами является основой представления о природном
равновесии и роли человека в его сохранении.
Объединение «Планета загадок»
На
основе
расширяющихся
и
углубляющихся
знаний
у
детей
формируется восприятие мира, как единого целого, как системы, в которой
взаимодействуют все объекты. Дети должны осознать роль человека как
сына природы и ее главной преобразующей силы, понимать, что усилия
каждого
человека
значимы
для
всех
процессов
в
природе,
научиться
выражать
свое
отношение
к
природе
через
изобразительную
и
практическую деятельность.
Занимаясь туризмом и краеведением, дети удовлетворяют свою
потребность
и
в
физической
активности,
получают
возможность
знакомиться
с
предметами
и
явлениями
окружающего
мира
непосредственно
в
природе,
где можно
не
только
увидеть,
но
и
потрогать, понюхать и попробовать на вкус.
Универсальным средством психического развития ребенка является
игра.
Игра,
как
феномен
культуры,
обучает,
развивает,
воспитывает,
социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования
духовных
потребностей
и
раскрытия
творческого
потенциала
личности
ребенка, ученика. В своей работе я использую игровую технологию как в
учебной деятельности, так и на занятиях экологического кружка «Друзья
природы».
Для развития познавательных способностей учащихся и выполнения
задач экологического характера, для формирования чувства коллективизма,
товарищеской
взаимопомощи,
для
того,
чтобы
научить осваивать мир,
взаимодействуя друг с другом, так как человек – это главный объект
природы, дети должны учиться беречь и охранять людей, как часть
природы.
Для осуществления этих целей и задач я делю класс на команды:
«Друзья
порядка»,
«Друзья
Айболита»,
«Лесовички»,
«Друзья
Золушки»,
«Знайки»,
«Игровики». Команды выполняют определенные
обязанности. Эти поручения меняются через неделю. В течение года все
ребята побывают и не один раз и «знайками», и «лесовичками», и «друзьями
Золушки», и т.д.
За работу на уроках, в кружке, во внеклассной работе дети получают
очки.
Осенью
это
различные
листики,
зимой
–
снежинки,
весной
–
разноцветные цветочки. Вся работа отслеживается на классном уголке.
Дети
видят
свои
результаты
и
результаты
своих
товарищей.
Ведется
подсчёт очков каждую неделю. Выигравшим ставлю на стол подставку:
«Победители. Умники и умницы». В этой игре-соревновании учитывается
буквально
все:
и
взаимоотношения
ребят,
и
качество
выполнения
обязанностей все командой, работа на уроке и на кружке каждого члена
команды. Ребята стараются заработать очки для своей команды, а для этого
нужно правильно ответить, объяснить товарищу то, в чем он не смог сам
разобраться.
Дети увлечены игрой-соревнованием и активно выполняют задания
экологического
характера. «Друзья Айболита» читают и рассказывают о
лечебных травах, о пользе воды, знакомят с правилами оказания первой
помощи, о вреде курения и других вредных привычках. «Друзья Золушки»
знакомят с правилами личной гигиены и уборки помещений, о вреде пыли,
грязных
рук,
одежды,
посуды .
«Знайки»
очень
много
читают
и
рассказывают
об
удивительном
и
интересном
животном
мире.
«Лесовички» читают и рассказывают о растительном мире. «Игровики»
знакомят ребят с новыми играми на переменах. «Друзья порядка» следят
за порядком в классе, за состоянием учебных принадлежностей у учащихся,
помогают учителю в учебном процессе и в организации занятий кружка.
Таким образом, экологическое воспитание тесно связано с учебным
процессом, с организацией жизнедеятельности в классе, с внеклассной
работой
на
занятиях
объединений «Друзья
природы» .
Уже
с
первого
класса я приучаю детей рассказывать свои сообщения, а не читать. В
целом можно сказать, что в эколого-краеведческом образовании в период
детства
через
игру
возможно
становление
научно-познавательного,
эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения детей к
их природному и социальному окружению, основанного на сплаве знаний,
чувств и действий. Поэтому, в уроки и на занятиях кружка я включаю
научно-познавательные компоненты.