Напоминание

"Формирование экологической культуры младших школьников".


Автор: Широкова Наталья Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14 имени А. И. Покрышкина
Населённый пункт: станица Кавказская Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование экологической культуры младших школьников".
Раздел: начальное образование





Назад




Экология.
Тема:

«Формирование

экологической

культуры

младших

школьников».
Материал подготовила Широкова Наталья Фёдоровна учитель начальных классов МОУ СОШ №14 имени А. И. Покрышкина. ст. Кавказская Краснодарского края.
Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил

( Н. Заболоцкий)
Для формирования экологической культуры младших школьников и их родителей мною была разработана образовательная программа
«Друзья

природы».
Она является частью школьной общеобразовательной программы «Природоведение». Она не только предоставляет знания об окружающей среде и экологических проблемах, а способствует развитию у детей умения принимать осознанные действия в правильном отношении к окружающей среде.
Основная цель программы
: создание условий для развития у детей чувства сопричастности в решении экологических проблем через непосредственное включение их в учебно – познавательный процесс.
Задачи 1-го года обучения:
 Пробудить и развить чувства ребенка;  Знакомить с окружающим миром через чувственное эмоциональное восприятие;
 Освоение элементарных практических навыков и правил поведения во время прогулок и экскурсий на природу.
Задачи 2-го года обучения:
 Создание образовательной среды, позволяющей детям освоить информацию по краеведению, экологии, наукам о Земле;  Овладение простыми приемами художественного творчества;  Приобретение навыков межличностного общения;  Изучение приёмов взаимосвязи растений и животных, способов приспособления живых организмов; изучение влияния неживой природы на живой организм.
Задачи 3-го года обучения
:  Развитие представлений о природных сообществах как совокупности совместно обитающих, находящихся в тесной взаимосвязи организмов:  Знакомство с экологическими законами, как основами о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Задачи 4-го года обучения
:  Углубление и расширение экологических знаний;  Формирование восприятия мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты;  Понимание роли человека как главной образующей силы;  Обучение способам выражения своего отношения к природе через изобразительную практическую деятельность. Содержание программы
«Друзья природы»
строится в форме годичных эколого-краеведческих игр-экспедиций:  «Айболята» (6,5 – 7 лет);  «Разведчики природы» (7 -8 лет);  «Светлячки» (8 - 9 лет);  «Планета загадок» (9- 11 лет).

Объединение «Айболята»
«Айболята» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, школьным двором, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдения за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, освоение элементарных практических навыков и правил поведения во время прогулок и экскурсий на природу.
Объединение «Разведчики природы»
На втором году предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладение простыми приемами художественного творчества, приобретаются навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы становится парк, поле, лес. Дети должны узнать о взаимосвязях между растениями и животными на лугу, в лесу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.
Объединение «Светлячки»
Образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах, как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Объединение «Планета загадок»
На основе расширяющихся и углубляющихся знаний у детей формируется восприятие мира, как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты. Дети должны осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, понимать, что усилия
каждого человека значимы для всех процессов в природе, научиться выражать свое отношение к природе через изобразительную и практическую деятельность. Занимаясь туризмом и краеведением, дети удовлетворяют свою потребность и в физической активности, получают возможность знакомиться с предметами и явлениями окружающего мира непосредственно в природе, где можно не только увидеть, но и потрогать, понюхать и попробовать на вкус. Универсальным средством психического развития ребенка является игра. Игра, как феномен культуры, обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности ребенка, ученика. В своей работе я использую игровую технологию как в учебной деятельности, так и на занятиях экологического кружка
«Друзья

природы».
Для развития познавательных способностей учащихся и выполнения задач экологического характера, для формирования чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи, для того, чтобы научить осваивать мир, взаимодействуя друг с другом, так как
человек – это главный объект

природы, дети должны учиться беречь и охранять людей, как часть

природы.
Для осуществления этих целей и задач я делю класс на команды:
«Друзья

порядка»,

«Друзья

Айболита»,

«Лесовички»,

«Друзья

Золушки»,

«Знайки»,

«Игровики».
Команды выполняют определенные обязанности. Эти поручения меняются через неделю. В течение года все ребята побывают и не один раз и «знайками», и «лесовичками», и «друзьями Золушки», и т.д. За работу на уроках, в кружке, во внеклассной работе дети получают очки. Осенью это различные листики, зимой – снежинки, весной – разноцветные цветочки. Вся работа отслеживается на классном уголке.
Дети видят свои результаты и результаты своих товарищей. Ведется подсчёт очков каждую неделю. Выигравшим ставлю на стол подставку:
«Победители. Умники и умницы».
В этой игре-соревновании учитывается буквально все: и взаимоотношения ребят, и качество выполнения обязанностей все командой, работа на уроке и на кружке каждого члена команды. Ребята стараются заработать очки для своей команды, а для этого нужно правильно ответить, объяснить товарищу то, в чем он не смог сам разобраться. Дети увлечены игрой-соревнованием и активно выполняют задания экологического характера.
«Друзья Айболита»
читают и рассказывают о лечебных травах, о пользе воды, знакомят с правилами оказания первой помощи, о вреде курения и других вредных привычках.
«Друзья Золушки»
знакомят с правилами личной гигиены и уборки помещений, о вреде пыли, грязных рук, одежды, посуды
.

«Знайки»
очень много читают и рассказывают об удивительном и интересном животном мире.
«Лесовички»
читают и рассказывают о растительном мире.
«Игровики»
знакомят ребят с новыми играми на переменах.
«Друзья порядка»
следят за порядком в классе, за состоянием учебных принадлежностей у учащихся, помогают учителю в учебном процессе и в организации занятий кружка. Таким образом, экологическое воспитание тесно связано с учебным процессом, с организацией жизнедеятельности в классе, с внеклассной работой на занятиях объединений
«Друзья

природы»
. Уже с первого класса я приучаю детей рассказывать свои сообщения, а не читать. В целом можно сказать, что в эколого-краеведческом образовании в период детства через игру возможно становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения детей к их природному и социальному окружению, основанного на сплаве знаний, чувств и действий. Поэтому, в уроки и на занятиях кружка я включаю научно-познавательные компоненты.


В раздел образования