Формирование универсальных учебных действий через программу "Истоки".
Автор: Ильина Екатерина Вячеславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ гимназия №44 им .Деева В.Н. Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: методическая разработка Тема: Формирование универсальных учебных действий через программу "Истоки". Раздел: начальное образование
через программу «Истоки».
Ильина Екатерина Вячеславовна, учитель начальных классов.
(из опыта работы) 2015-2016 уч.год
Исток чист — и в устье вода чистая.
(Китайская мудрость).
В
программе
«Истоки»
задачи,
а
соответственно
и
результаты
формирования УУД рассматриваются через пять аспектов качества
образования.
Соотнесем их с терминологией стандартов.
Результаты по аспектам соответствуют:
Содержательный - предметные результаты
Коммуникативный - коммуникативные результаты
Управленческий и
Психологический - регулятивные результаты
Социокультурный - личностные результаты
Коммуникативный аспект
Развитие коммуникативных универсальных действий в стандартах
выделено
отдельно
и
рассматривается
как
смысловой
аспект
общения и социального взаимодействия.
В
нашем
мониторинге
подробно
прописаны
показатели
коммуникативного
развития:
речевые,
социально-педагогические,
психологические,
нормы
речевого
этикета,
умение
использовать
невербальные средства общения.
Умение вступать в общение
Знать,
когда
и
как
можно
начать
общение
со
знакомым,
незнакомым
человеком,
человеком,
который
занят
или
разговаривает с другим человеком.
Умение поддержать общение
Контактность собеседника, которая проявляется в незначительных
репликах,
возгласах,
междометиях,
жестах,
взгляде,
мимике.
Фактически умение поддерживать общение – это умение слушать и
слышать.
Умение завершить общение
Найти фразы, которые указывали бы на вашу удовлетворенность
данным
актом
общения,
а
с
другой
стороны
не
обижали
бы
собеседника.
Эмпатия
Способность к постижению эмоционального состояния другого
человека в форме сопереживания. Не рациональное осмысление его
проблем,
а
эмоциональный
отклик
на
его
проблемы.
Но
нет
отождествления с этим человеком. Принятие во внимание линии
поведения другого человека (отношение с сочувствием).
Эмпатия
важна
при
социальном
взаимодействии
(Мы
ожидаем
отклика и сопереживания от других людей на свои эмоции).
Развивается через поведение значимых взрослых, идентификацию с
героями произведений, переживание их эмоций.
Невербальные средства общения
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей
от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных
средств общения. Невербальные средства важны для установления
эмоционального контакта и поддержания его в процессе беседы, а
так же для получения информации о том, что
люди думают о
других.
Учителю важно самому грамотно использовать мимику, взгляд,
позу, жесты, выбирать дистанцию общения и пространственное
расположение.
Бесконфликтное поведение
В коммуникативном аспекте выделяется такое умение, как умение
снижать напряжение в общении (умение преодолевать трудности в
общении с другими детьми). По сути все обучение по программе
«Истоки» учит бесконфликтному поведению.
Бесконфликтное поведение предполагает развитие умений:
1.
Умение
слушать
и
слышать
(выслушивать
о
потребностях и переживаниях других)
2.
Умение
сообщить
о
своих
пот ребно стях
и
переживаниях, используя «я- сообщение»
3.
Умение
приходить
к
согласию
в
определении
(формулировании) проблемы
4.
Умение искать варианты решений и делать выбор
5.
Умение видеть последствия своих решений и принимать
решения
Позитивный стиль взаимодействия включает в себя разрешение
проблемы,
сотрудничество,
принятие
совместного
решения,
удовлетворение потребностей, преодоление затруднений.
Стремление выслушать человека, понять его точку зрения, учесть
его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее
все
стороны
–
необходимые
умения
для
любых
долгосрочных
отношений.
Качества личности, важные для бесконфликтного общения:
1.
Эмпатия
2.
Аутентичность
(умение
быть
естественным
в
отношениях, не скрываться за масками и ролями)
3.
Конкретность
(отказ
от
многозначных
и
невнятных
замечаний, общих рассуждений, готовность однозначно
отвечать на вопросы)
4.
Доброжелательность
5.
Инициативность (способность устанавливать контакты, а
не только реагировать на действия других)
6.
Непосредственность
(умение
говорить
напрямую,
честная демонстрация отношения)
7.
Открытость
(готовность
и
умение
говорить
о
своих
мыслях и чувствах)
8.
Принятие своих чувств и чувств других людей
9.
Отсутствие
страха
перед
конфронтацией,
если
это
необходимо в случае несходства мнений. Но не с целью
испугать, а с надеждой на установление искренних и
честных отношений
10.
Готовность
к
самопознанию,
в
том
числе
через
использование информации о себе, поступающей от других
людей
Управленческий аспект
Рефлексия
Рефлексия
–
обязательная
составляющая
современного
урока.
Своеобразное подведение итогов, некий самоанализ, позволяющий
зафиксировать
достигнутый
результат,
оценить
свою
работу.
Рефлексия позволяет переосмыслить свои собственные изменения,
развитие взаимоотношений с другими людьми.
Ребенок
нуждается
в
рефлексивных
умениях
не
только
для
успешного
учения.
Уровень
развития
рефлексивных
умений
существенно
определяет
качество
нашей
повседневной,
личной
жизни.
Программа «Истоки» привнесла понятие рефлексии в российское
образование еще в 90-е годы. В истоковской методике рефлексия
является
важным
моментом.
Мы
отмечаем,
что
на
истоковском
занятии
всегда
присутствует
рефлексия
ребенка
и
рефлексия,
которую осуществляет учитель.
В Истоках она осуществляется на занятии не один раз. С нее может
начинаться урок, когда учитель просит рассказать о своем опыте
использования
знаний.
Она
может
стать
содержанием
активной
формы на уроке. Рефлексия по истоковской методике проводится
после АФО и обязательно в конце урока. ( Когда АФО проводится в
конце урока, проводится общая рефлексия на активное занятие и на
урок).
Рефлексия выступает как продукт интеграции всех трех основных
классов
психических
процессов
–
когнитивных,
регулятивных,
коммуникативных.
Рефлексия в раннем возрасте (от 1 до 3 лет)
Формируется
самосознание,
способность
осознавать
себя,
появляется
собственное
«Я»
ребенка,
что
составляет
основу
формирования рефлексии. Ребенок учится осознавать себя и других
людей, сравнивать себя с другими людьми в ситуации общения.
Сравнение происходит в соответствии с нормами, выражающимися
для ребенка в понятных ему «можно» и «нельзя».
Рефлексия в дошкольном возрасте (от 3до7 лет)
Ребенок
пытается
проанализировать
собственное
психическое
состояние,
проецировать
свои
поступки
на
возможные
реакции
других людей, при этом хочет, чтобы люди испытывали к нему
благосклонность, благодарность, признавали и ценили его хороший
поступок.
Рефлексия в младшем школьном возрасте
Формируются первоначальные основы рефлексии. Рефлексивность
проявляется в умении анализировать собственную деятельность,
видеть себя со стороны и допускать существование другой точки
зрения.
Рефлексируя,
ребенок
сравнивает
себя
прежнего
и
себя
нынешнего.
Собственные
изменения
прослеживаются
и
выявляются на уровне достижений. Не умел – умею, не мог – могу,
был – стал.
Рефлексия в подростковом возрасте
Происходит расширение и переориентация оценки собственных
возможностей за пределы учебной деятельности. Направленность
рефлексии на самого себя. Подросток приобретает свою «Я» –
идентичность.
Для развития рефлексии необходимо:
-
организовывать
участие
детей
в
оценивании,
в
выработке
критериев
оценки
и
их
применении
к
различным
ситуациям.
Учителю необходимо научить ребенка фиксировать
свои изменения;
-
содействовать
пробуждению
рефлексии
(побуждать
ребенка
рассказывать о школьных проблемах, не стесняться в проявлениях
своего
отношения
к
школе,
помогать
справиться
с
негативным
отношением и т.д.);
- акцентировать внимание ребенка не на отметках, а на причинах
неуспеха
и
путях
их
преодоления
(Попросить
ребенка
самого
оценить лучше или хуже у него получилась работа по сравнению с
прошлым разом, самому принять решение, стоит ли переделывать
выполненное задание);
- давать конструктивную обратную связь о конкретных действиях,
о
том,
что
следует
сделать
в
следующий
раз.
Давать
ребенку
информацию о «зонах роста», что можно улучшить и как, что
можно добавить, что стоит изменить и как. Следует отметить, что
конструктивная
обратная
связь
должна
содержать
больше
информации о плюсах, чем о зонах роста. Обратная связь может
обеспечиваться посредством вопросов, задаваемых детям.
-
организовывать
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками.
Организовывать
работу,
которая
предполагает
совме стное
обсуждение,
обмен
взглядами,
м ы с л я м и ,
предположениями.
Такая
работа
учит
намечать
дальнейшие
действия, распределять и выстраивать деятельность, направленную
на выполнение задания.
Совместное преодоление трудностей и
мотивация на достижение результата, успеха это то, что особенно
необходимо в младшем школьном возрасте;
- развивать умение рассуждать, давать развернутые обоснованные
пояснения своим оценкам;
-
организовывать
работу,
предполагающую
самооценку,
взаимооценку и взаимоконтроль;
В программе «Истоки» важно обратить внимание:
на
рефлексию
собственной
деятельности (
собственных
действий, осмысление представления о себе, своем «Я». Сюда
же отнесится рефлексия своего эмоционального состояния);
рефлексию содержания программы;
рефлексию взаимодействия и сотрудничества с другими
людьми.
Рефлексия собственной деятельности
Идет оценка собственного продвижения. От уровня, когда ребенок
называет трудности, к уровню называния причин успехов и неудач
(трудностей), до уровня перечисления умений и навыков, которые
помогли
в
работе
или
будут
необходимы
в
других
видах
деятельности.
Что было делать легко, а что вызвало затруднения.
Что нужно, чтобы у меня получилось, какие умения мне нужны,
какая информация мне нужна.
Анализ не только результата, но и процесса деятельности.
Что я сегодня сделал и что мне нужно еще достигнуть.
Мне захотелось…
Я могу…
Было интересно…
Что мне сегодня понравилось, каким было мое настроение на
уроке, как оно изменилось после выполнения задания.
Что меня сегодня порадовало, удивило или огорчило и т.д.
Благодаря этому осмыслению пассивное поведение переводится в
направленную рефлексию над своим опытом
Рефлексия содержания
В «Истоках» важно не просто знание и понимание содержания
программы (духовно-нравственных и социокультурных категорий и
ценностей). Необходимо соотнести эти знания со своим личным
опытом, поведением.
Что я узнал, что я понял
Какие знания и опыт я сегодня получил
Почему мне важна эта информация
Где я могу применять эти знания
Появилось ли желание познавать дальше
Рефлексия взаимодействия и сотрудничества
Чем я помог сегодня другим, чем порадовал
Как другие отнеслись к моему поведению, словам
Легко ли было придти к согласию
Удалось ли найти общее решение
Легко ли (приятно ли) было общаться
Помогало ли общение выполнить работу
Кто мне сегодня помог и чем
Кому я сегодня хочу сказать слова благодарности и за что
Как справился лидер в группе
Все ли активно работали в группе
Была ли работа интересной и т.д
Учителю
важно
показывать
свою
рефлексию
(на
этапы
своей
деятельности на уроке, свое эмоциональное состояние, рефлексия
по результатам
работы детей в активной форме, по результатам
урока).
Результаты развития рефлексии
- наличие рефлексивных высказываний – положительный признак
адаптации и освоения школьного пространства;
-умение
ребенка
фиксировать
свои
изменения
и
понимать
их
является
необходимой
составляющей
развития
способности
ребенка
управлять
своей
деятельностью
и
связано
напрямую
с
регулятивными действиями. Недостаточное усвоение содержания
нравственных качеств личности, отсутствие рефлексивности при
самооценке
ведет
к
ограничению
ее
регулятивных
функций:
появляется
конфликтность,
настороженность
в
отношениях
со
сверстниками;
-дети с рефлексивной самооценкой более коммуникабельны, чутко
улавливают требования сверстников, стремятся им соответствовать,
тянутся к общению с ними и хорошо принимаются сверстниками.
Рефлексия позволяет учителю взглянуть на урок глазами детей.
Рефлексия
на
уроке
это
совместная
деятельность
ученика
и
учителя.
Психологический аспект
Одним
из
результатов,
который
отслеживается
ч е р е з
психологический аспект, является эмоциональное развитие ребенка.
Эмоциональное развитие предполагает четыре главных навыка:
Осознание своих эмоций
Осознание эмоций других
Умение управлять своими эмоциями
Умение управлять эмоциями других
Осознание своих эмоций
Младшие школьники могут распознать свое внутреннее состояние,
эмоциональное
состояние
своих
сверстников
и
выражать
свое
отношение к ним. Эмоции участвуют в формировании социального
взаимодействия.
В младшем школьном возрасте важно развивать навык, планомерно
обращать внимание на свои эмоции.
Через что развивается умение осознавать свои эмоции:
1.
Называние
своих
эмоций.
Формирование
собственного
эмоционального словаря для обозначения переживаний и мыслей.
Важно разговаривать о чувствах, поскольку при проговаривании,
назывании
эмоций,
мы
помогаем
ребенку
о с м ы с л и т ь
эмоциональный опыт.
2.
Использование
механизма
подражания.
Подражание
осуществляется
через
копирование
поведения
и
чувств.
Копирование
действий,
поступков,
мимики.
Надо
помнить,
что
ребенок непроизвольно подражает любым проявлениям чувств, а не
только красивым и достойным.
3. Использование механизма идентификации.
Наиболее ярко это
проявляется при слушании сказок и рассказов, когда речь идет о
персонаже,
который
попал
в
беду.
Чувства,
испытываемые
ребенком
при
слушании
сказок,
превращают
его
из
пассивного
слушателя в активного участника событий.
4. Создание положительного эмоционального фона общения
и работы.
5. Проведение рефлексии эмоционального состояния – что
удалось заметить, что порадовало, что удивило и т.д..
6. Умение отслеживать физические ощущения в своем теле.
Физическое напряжение в теле создает эмоции. Важно
научиться через это осознавать свои эмоции.
7. Ответственность за то, что я сам испытываю.
Осознание эмоций других
Методы осознания:
эмпатия;
наблюдение за невербальными сигналами( открытая поза,
контакт глаз, расположение тела по отношению к говорящему
и т.д.);
вербальное
взаимодействие(
вопросы
и
предположения
о
чувствах других);
подчеркивание общности с другими людьми ( как чувствуют
себя
другие
можно
осознать
через
свои
собственные
чувства);
распознавание
эмоций
по
рисункам,
фотографиям,
в
рассказах, стихах, насыщенных эмоциями.
Управление своими эмоциями
Осознание
своих
эмоций.
Само
осознание
уже
является
управлением.
Осознание
целенаправленно
включает
мыслительный
процесс,
а
,следовательно,
снижает
уровень
эмоций.
Признание
(принятие)
своих
эмоций.
Не
существует
«правильных»
или
«неправильных» эмоций. Они такие,
какие есть. Все эмоции несут информацию. Пока не признали,
не «видим» ее, мы не можем видеть ситуацию в целом, т.е. не
обладаем информацией достаточной.
Принцип ответственности за свои эмоции. Ответственность за
то, что испытываю.
Развитие
позитивного
восприятия
и
мышления.
Развитие
целеполагающего мышления – что я хочу получить в данной
ситуации.
Создание ситуаций, позволяющих ребенку высказывать, все,
что он думает и выбирать вместе с ребенком подходящий для
него способ себя вести.
Умение находиться в ресурсном состоянии.
(Дополнительно
-
лекция
«Социокультурные
технологии
эффективного обучения»)
Умение
использовать
мышечную
релаксацию.
Физическое
напряжение в теле создают эмоции. Снимая напряжение и
расслабляясь, мы снимаем и эмоциональное напряжение.
Умение управлять своими эмоциями это максимально эффективные
действия
те,
которые
помогут
достичь
нужного
результата
при
наименьших
затратах,
в
том
числе
и
эмоциональных.
Задача
управлять своими эмоциями так, чтобы чувствовать себя комфортно
и действовать в сложившейся ситуации наилучшим образом.
Управление эмоциями других
безусловное
принятие
людей,
их
эмоций
(
подчеркивание
значимости других в нашей жизни);
присоединение
к
чувствам
других
(
также
как
и
я),
подчеркивание общности с другими людьми;
контроль
за
невербальной
коммуникацией
(
спокойная
интонация, жесты и т.д.) своей и другого человека;
проявление сочувствия;
вербализация чувств другого( я-сообщение);
возможность человеку выговорится;
целеполагание. Осознавать какой результат хотите получить
при общении с другим человеком.
Результаты развития эмоциональной компетенции::
- эмоциональная устойчивость;
- положительное отношение к себе;
-
готовность видеть причину происходящих событий в
себе, а не в окружающих людях или случайных факторах;
- развитие эмпатии;
- управление своей собственной жизнью