Напоминание

Формирование универсальных учебных действий через программу "Истоки".


Автор: Ильина Екатерина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №44 им .Деева В.Н.
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование универсальных учебных действий через программу "Истоки".
Раздел: начальное образование





Назад





Формирование универсальных учебных действий

через программу «Истоки».
Ильина Екатерина Вячеславовна, учитель начальных классов. (из опыта работы) 2015-2016 уч.год Исток чист — и в устье вода чистая. (Китайская мудрость). В программе «Истоки» задачи, а соответственно и результаты формирования УУД рассматриваются через пять аспектов качества образования. Соотнесем их с терминологией стандартов. Результаты по аспектам соответствуют: Содержательный - предметные результаты Коммуникативный - коммуникативные результаты Управленческий и Психологический - регулятивные результаты Социокультурный - личностные результаты
Коммуникативный аспект
Развитие коммуникативных универсальных действий в стандартах выделено отдельно и рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. В нашем мониторинге подробно прописаны показатели коммуникативного развития: речевые, социально-педагогические, психологические, нормы речевого этикета, умение использовать невербальные средства общения.
Умение вступать в общение
Знать, когда и как можно начать общение со знакомым, незнакомым человеком, человеком, который занят или разговаривает с другим человеком.
Умение поддержать общение
Контактность собеседника, которая проявляется в незначительных репликах, возгласах, междометиях, жестах, взгляде, мимике. Фактически умение поддерживать общение – это умение слушать и слышать.
Умение завершить общение

Найти фразы, которые указывали бы на вашу удовлетворенность данным актом общения, а с другой стороны не обижали бы собеседника.
Эмпатия
Способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Не рациональное осмысление его проблем, а эмоциональный отклик на его проблемы. Но нет отождествления с этим человеком. Принятие во внимание линии поведения другого человека (отношение с сочувствием). Эмпатия важна при социальном взаимодействии (Мы ожидаем отклика и сопереживания от других людей на свои эмоции). Развивается через поведение значимых взрослых, идентификацию с героями произведений, переживание их эмоций.
Невербальные средства общения
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств общения. Невербальные средства важны для установления эмоционального контакта и поддержания его в процессе беседы, а так же для получения информации о том, что люди думают о других. Учителю важно самому грамотно использовать мимику, взгляд, позу, жесты, выбирать дистанцию общения и пространственное расположение.
Бесконфликтное поведение
В коммуникативном аспекте выделяется такое умение, как умение снижать напряжение в общении (умение преодолевать трудности в общении с другими детьми). По сути все обучение по программе «Истоки» учит бесконфликтному поведению. Бесконфликтное поведение предполагает развитие умений: 1. Умение слушать и слышать (выслушивать о потребностях и переживаниях других) 2. Умение сообщить о своих пот ребно стях и переживаниях, используя «я- сообщение» 3. Умение приходить к согласию в определении (формулировании) проблемы 4. Умение искать варианты решений и делать выбор
5. Умение видеть последствия своих решений и принимать решения Позитивный стиль взаимодействия включает в себя разрешение проблемы, сотрудничество, принятие совместного решения, удовлетворение потребностей, преодоление затруднений. Стремление выслушать человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны – необходимые умения для любых долгосрочных отношений. Качества личности, важные для бесконфликтного общения: 1. Эмпатия 2. Аутентичность (умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями) 3. Конкретность (отказ от многозначных и невнятных замечаний, общих рассуждений, готовность однозначно отвечать на вопросы) 4. Доброжелательность 5. Инициативность (способность устанавливать контакты, а не только реагировать на действия других) 6. Непосредственность (умение говорить напрямую, честная демонстрация отношения) 7. Открытость (готовность и умение говорить о своих мыслях и чувствах) 8. Принятие своих чувств и чувств других людей 9. Отсутствие страха перед конфронтацией, если это необходимо в случае несходства мнений. Но не с целью испугать, а с надеждой на установление искренних и честных отношений 10. Готовность к самопознанию, в том числе через использование информации о себе, поступающей от других людей
Управленческий аспект

Рефлексия

Рефлексия – обязательная составляющая современного урока. Своеобразное подведение итогов, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат, оценить свою работу. Рефлексия позволяет переосмыслить свои собственные изменения, развитие взаимоотношений с другими людьми. Ребенок нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни. Программа «Истоки» привнесла понятие рефлексии в российское образование еще в 90-е годы. В истоковской методике рефлексия является важным моментом. Мы отмечаем, что на истоковском занятии всегда присутствует рефлексия ребенка и рефлексия, которую осуществляет учитель. В Истоках она осуществляется на занятии не один раз. С нее может начинаться урок, когда учитель просит рассказать о своем опыте использования знаний. Она может стать содержанием активной формы на уроке. Рефлексия по истоковской методике проводится после АФО и обязательно в конце урока. ( Когда АФО проводится в конце урока, проводится общая рефлексия на активное занятие и на урок). Рефлексия выступает как продукт интеграции всех трех основных классов психических процессов – когнитивных, регулятивных, коммуникативных. Рефлексия в раннем возрасте (от 1 до 3 лет) Формируется самосознание, способность осознавать себя, появляется собственное «Я» ребенка, что составляет основу формирования рефлексии. Ребенок учится осознавать себя и других людей, сравнивать себя с другими людьми в ситуации общения. Сравнение происходит в соответствии с нормами, выражающимися для ребенка в понятных ему «можно» и «нельзя». Рефлексия в дошкольном возрасте (от 3до7 лет) Ребенок пытается проанализировать собственное психическое состояние, проецировать свои поступки на возможные реакции
других людей, при этом хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. Рефлексия в младшем школьном возрасте Формируются первоначальные основы рефлексии. Рефлексивность проявляется в умении анализировать собственную деятельность, видеть себя со стороны и допускать существование другой точки зрения. Рефлексируя, ребенок сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственные изменения прослеживаются и выявляются на уровне достижений. Не умел – умею, не мог – могу, был – стал. Рефлексия в подростковом возрасте Происходит расширение и переориентация оценки собственных возможностей за пределы учебной деятельности. Направленность рефлексии на самого себя. Подросток приобретает свою «Я» – идентичность. Для развития рефлексии необходимо: - организовывать участие детей в оценивании, в выработке критериев оценки и их применении к различным ситуациям. Учителю необходимо научить ребенка фиксировать свои изменения; - содействовать пробуждению рефлексии (побуждать ребенка рассказывать о школьных проблемах, не стесняться в проявлениях своего отношения к школе, помогать справиться с негативным отношением и т.д.); - акцентировать внимание ребенка не на отметках, а на причинах неуспеха и путях их преодоления (Попросить ребенка самого оценить лучше или хуже у него получилась работа по сравнению с прошлым разом, самому принять решение, стоит ли переделывать выполненное задание); - давать конструктивную обратную связь о конкретных действиях, о том, что следует сделать в следующий раз. Давать ребенку информацию о «зонах роста», что можно улучшить и как, что можно добавить, что стоит изменить и как. Следует отметить, что конструктивная обратная связь должна содержать больше информации о плюсах, чем о зонах роста. Обратная связь может обеспечиваться посредством вопросов, задаваемых детям.
- организовывать взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Организовывать работу, которая предполагает совме стное обсуждение, обмен взглядами, м ы с л я м и , предположениями. Такая работа учит намечать дальнейшие действия, распределять и выстраивать деятельность, направленную на выполнение задания. Совместное преодоление трудностей и мотивация на достижение результата, успеха это то, что особенно необходимо в младшем школьном возрасте; - развивать умение рассуждать, давать развернутые обоснованные пояснения своим оценкам; - организовывать работу, предполагающую самооценку, взаимооценку и взаимоконтроль; В программе «Истоки» важно обратить внимание: 
на

рефлексию

собственной

деятельности
( собственных действий, осмысление представления о себе, своем «Я». Сюда же отнесится рефлексия своего эмоционального состояния); 
рефлексию содержания программы;

рефлексию взаимодействия и сотрудничества с другими

людьми.
Рефлексия собственной деятельности Идет оценка собственного продвижения. От уровня, когда ребенок называет трудности, к уровню называния причин успехов и неудач (трудностей), до уровня перечисления умений и навыков, которые помогли в работе или будут необходимы в других видах деятельности.  Что было делать легко, а что вызвало затруднения.  Что нужно, чтобы у меня получилось, какие умения мне нужны, какая информация мне нужна.  Анализ не только результата, но и процесса деятельности.  Что я сегодня сделал и что мне нужно еще достигнуть.  Мне захотелось…  Я могу…  Было интересно…  Что мне сегодня понравилось, каким было мое настроение на уроке, как оно изменилось после выполнения задания.  Что меня сегодня порадовало, удивило или огорчило и т.д.
Благодаря этому осмыслению пассивное поведение переводится в направленную рефлексию над своим опытом Рефлексия содержания В «Истоках» важно не просто знание и понимание содержания программы (духовно-нравственных и социокультурных категорий и ценностей). Необходимо соотнести эти знания со своим личным опытом, поведением.  Что я узнал, что я понял  Какие знания и опыт я сегодня получил  Почему мне важна эта информация  Где я могу применять эти знания  Появилось ли желание познавать дальше Рефлексия взаимодействия и сотрудничества  Чем я помог сегодня другим, чем порадовал  Как другие отнеслись к моему поведению, словам  Легко ли было придти к согласию  Удалось ли найти общее решение  Легко ли (приятно ли) было общаться  Помогало ли общение выполнить работу  Кто мне сегодня помог и чем  Кому я сегодня хочу сказать слова благодарности и за что  Как справился лидер в группе  Все ли активно работали в группе  Была ли работа интересной и т.д Учителю важно показывать свою рефлексию (на этапы своей деятельности на уроке, свое эмоциональное состояние, рефлексия по результатам работы детей в активной форме, по результатам урока). Результаты развития рефлексии - наличие рефлексивных высказываний – положительный признак адаптации и освоения школьного пространства; -умение ребенка фиксировать свои изменения и понимать их является необходимой составляющей развития способности ребенка управлять своей деятельностью и связано напрямую с регулятивными действиями. Недостаточное усвоение содержания нравственных качеств личности, отсутствие рефлексивности при самооценке ведет к ограничению ее регулятивных функций:
появляется конфликтность, настороженность в отношениях со сверстниками; -дети с рефлексивной самооценкой более коммуникабельны, чутко улавливают требования сверстников, стремятся им соответствовать, тянутся к общению с ними и хорошо принимаются сверстниками. Рефлексия позволяет учителю взглянуть на урок глазами детей. Рефлексия на уроке это совместная деятельность ученика и учителя.
Психологический аспект
Одним из результатов, который отслеживается ч е р е з психологический аспект, является эмоциональное развитие ребенка. Эмоциональное развитие предполагает четыре главных навыка:  Осознание своих эмоций  Осознание эмоций других  Умение управлять своими эмоциями  Умение управлять эмоциями других Осознание своих эмоций Младшие школьники могут распознать свое внутреннее состояние, эмоциональное состояние своих сверстников и выражать свое отношение к ним. Эмоции участвуют в формировании социального взаимодействия. В младшем школьном возрасте важно развивать навык, планомерно обращать внимание на свои эмоции. Через что развивается умение осознавать свои эмоции: 1. Называние своих эмоций. Формирование собственного эмоционального словаря для обозначения переживаний и мыслей. Важно разговаривать о чувствах, поскольку при проговаривании, назывании эмоций, мы помогаем ребенку о с м ы с л и т ь эмоциональный опыт. 2. Использование механизма подражания. Подражание осуществляется через копирование поведения и чувств. Копирование действий, поступков, мимики. Надо помнить, что ребенок непроизвольно подражает любым проявлениям чувств, а не только красивым и достойным. 3. Использование механизма идентификации.

Наиболее ярко это проявляется при слушании сказок и рассказов, когда речь идет о
персонаже, который попал в беду. Чувства, испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. 4. Создание положительного эмоционального фона общения и работы. 5. Проведение рефлексии эмоционального состояния – что удалось заметить, что порадовало, что удивило и т.д.. 6. Умение отслеживать физические ощущения в своем теле. Физическое напряжение в теле создает эмоции. Важно научиться через это осознавать свои эмоции. 7. Ответственность за то, что я сам испытываю. Осознание эмоций других Методы осознания:  эмпатия;  наблюдение за невербальными сигналами( открытая поза, контакт глаз, расположение тела по отношению к говорящему и т.д.);  вербальное взаимодействие( вопросы и предположения о чувствах других);  подчеркивание общности с другими людьми ( как чувствуют себя другие можно осознать через свои собственные чувства);  распознавание эмоций по рисункам, фотографиям, в рассказах, стихах, насыщенных эмоциями. Управление своими эмоциями  Осознание своих эмоций. Само осознание уже является управлением. Осознание целенаправленно включает мыслительный процесс, а ,следовательно, снижает уровень эмоций.  Признание (принятие) своих эмоций. Не существует «правильных» или «неправильных» эмоций. Они такие, какие есть. Все эмоции несут информацию. Пока не признали, не «видим» ее, мы не можем видеть ситуацию в целом, т.е. не обладаем информацией достаточной.  Принцип ответственности за свои эмоции. Ответственность за то, что испытываю.  Развитие позитивного восприятия и мышления. Развитие целеполагающего мышления – что я хочу получить в данной ситуации.
 Создание ситуаций, позволяющих ребенку высказывать, все, что он думает и выбирать вместе с ребенком подходящий для него способ себя вести.  Умение находиться в ресурсном состоянии. (Дополнительно - лекция «Социокультурные технологии эффективного обучения»)  Умение использовать мышечную релаксацию. Физическое напряжение в теле создают эмоции. Снимая напряжение и расслабляясь, мы снимаем и эмоциональное напряжение. Умение управлять своими эмоциями это максимально эффективные действия те, которые помогут достичь нужного результата при наименьших затратах, в том числе и эмоциональных. Задача управлять своими эмоциями так, чтобы чувствовать себя комфортно и действовать в сложившейся ситуации наилучшим образом. Управление эмоциями других  безусловное принятие людей, их эмоций ( подчеркивание значимости других в нашей жизни);  присоединение к чувствам других ( также как и я), подчеркивание общности с другими людьми;  контроль за невербальной коммуникацией ( спокойная интонация, жесты и т.д.) своей и другого человека;  проявление сочувствия;  вербализация чувств другого( я-сообщение);  возможность человеку выговорится;  целеполагание. Осознавать какой результат хотите получить при общении с другим человеком. Результаты развития эмоциональной компетенции:: - эмоциональная устойчивость; - положительное отношение к себе; - готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях или случайных факторах; - развитие эмпатии; - управление своей собственной жизнью


В раздел образования