Программа краеведческого курса "Саратов вчера,сегодня,завтра"
Автор: Вихляева Наталья Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Лицей № 15 Населённый пункт: город Саратов Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа краеведческого курса "Саратов вчера,сегодня,завтра" Раздел: начальное образование
№п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Сроки
реализации
Корректир
овка
Раздел 1: Мы — граждане единого Отечества (2 часа)
1
Введение. Что изучает краеведение.
1
02.09–10.09
2
Твой
родной
край
–
частичка
России.
1
Раздел 2: Природа родного края (7 часов)
3
Особенности
формирования
Земли
на
территории
С а р ат о в с ко го
края.Полезные ископаемые.
1
10.10–17.10
4
Водоемы.
1
17.10–22.10
5
Рельеф.
1
6
Растительный
и
животный
мир
Саратовской области.
1
24.10–29.10
7
Памятники природы родного края.
1
8
Природа в опасности. Ее спасение
зависит от тебя!
1
07.11–12.11
9
Красная книга Саратовской области.
1
Раздел 3: Путешествие во времени (15 часов)
10
В путь по Реке времени. Наш край в
древности.
1
16.12–21.12
11
Путешествуем
с
археологами.
Золотоордынский
город
Укек
–
первый город на территории нашей
области.
1
12
Поволжье
–
часть
Российского
государства.
1
23.12–28.12
13
Истоки Древнего города Саратова.
1
09.01–13.01
14
Мудрый выбор. Саратов на левом
берегу Волги.
1
16.01–20.01
15
Степан Разин на земле Саратовской.
1
16
Саратов на правом берегу.
1
23.01-27.01
17
Освоение земель Поволжья.
1
18
Кре стьянская
в о й н а . Е м е л ь я н
Пугачев в Саратове.
1
13.02–18.02
19
Образование Саратовской губернии.
1
20
Развитие Саратова в 19 веке.
1
20.02–25.02
21
Первый в России цирк.
1
22
Саратовский край в 20 веке.
1
27.02–04.03
23
«Вставай, страна огромная!»
С а р а т о в
в
г о д ы
В е л и к о й
Отечественной войны.
1
24
Трудовой фронт России.
Послевоенные годы Саратова.
1
06.03–11.03
Раздел 4: Мы строим будущее России. Саратовский край сегодня (6 часов)
25
Современный Саратов. Наш край –
часть большой страны.
1
17.04–22.04
26
Хороша честь, когда есть, что есть.
Вклад
родного
края
в
хозяйство
страны.
1
24.04–29.04
27
Саратов– многонациональный.
1
28
Культура Саратова.
1
03.05–06.05
29
Архитектура города.
1
30
Достопримечательности и символы
Саратова.
1
08.05–13.05
31
Из прошлого в будущее своего края,
своей страны.
1
Раздел 4: Повторение (3 часа)
32
Урок-конференция
«Я
с т р о ю
будущее Саратова».
1
15.05–03.09
33
Урок-путешествие
«Один
день
из
жизни
средневекового
города
Укека».
ОБЖ .
П р а в и л а
б е з о п а с н о г о
поведения в походе.
1
34
Проект «Огней так много золотых
на улицах Саратова…».
1
22.05–27.05
Содержание учебного предмета
Саратов вчера, сегодня, завтра… (34 часа)
Раздел №1. Мы — граждане единого Отечества
Содержание учебного предмета
Формы организации учебных
занятий
Основные виды учебной
деятельности
— Духовно-нравственные и
культурные ценности –Что изучает
краеведение
— Российский народ как
сообщество граждан, связанных
едиными целями и интересами.
— Факторы, объединяющие
граждан России между собой:
память о прошлом, созидательный
труд в настоящем и надежды на
будущее.
— Государственный язык и
символика России и Саратовской
области(герб, флаг, гимн).
Урок-экскурсия.
Урок повторения ЗУНов.
Урок обобщения и
систематизации ЗУНов.
Урок первичного предъявления
новых знаний и способов
учебных действий.
Урок овладения новыми ЗУНами.
Урок применения ЗУНов (в т. ч.
работа в группе/паре, решение
практических задач (ситуативные
игры), «творческая мастерская»).
Контрольный урок.
Систематизировать у
же имеющиеся
представления о
необходимости
объединения людей в
сообщества.
Приводить примеры
распределения
обязанностей и
разделения труда в
сообществах наших
предков и в современных
сообществах, выявлять о
бщее и различное
Характеризовать об
щие цели и интересы
различных сообществ и
общественных групп;
определять сообщества,
в которые человек
входит в течение
жизни. Сопоставлять пон
ятия «гражданин» и
«соотечественник»,
выявлять общее и
различное.
Называть объединяю
щие факторы, приводить
примеры этих факторов
из реальной жизни
своего края как
проявление
общенациональной
российской
солидарности;
характеризовать государс
твенную символику
России и Саратовской
области.
Использовать источн
ики дополнительной
информации, в том числе
Интернет, для
составления рассказа о
реальном или заочном
путешествии в страны
ближнего зарубежья (по
выбору). По
карте определять назван
ия столиц; рассказывать о
важнейших природных и
культурных объектах.
Моделировать ситуации
общения с зарубежными
сверстниками в
соответствии с
традициями
добрососедства и
гостеприимства.
Подбирать в
дополнительных
источниках пословицы и
поговорки, местные
гидронимы (названия
рек и других водоемов);
анализировать их
содержание.
Презентовать рассказ о
жизни и деятельности
создателя национальной
письменности.
Моделировать игровые
ситуации дружеского
общения со
сверстниками в классе.
Презентовать расска
з о жизни и творчестве
выдающихся деятелей
культуры народов своего
края. Оценивать роль
русского языка и
культуры в их
творчестве. Высказывать
мотивированное
суждение о диалоге
культур народов России
как способе взаимного
духовного и культурного
обогащения.
Раздел №2. Природа родного края
Содержание учебного предмета
Формы организации учебных
занятий
Основные виды учебной
деятельности
— Физическая карта России.
Россия — самая большая по
территории страна мира. Место
Саратовской области на карте
России.
— Формы земной поверхности:
равнины, горы, низменности,
возвышенности, холмы, балки,
овраги. Равнины и горы Саратова.
Урок повторения ЗУНов.
Урок обобщения и
систематизации ЗУНов.
Урок первичного предъявления
новых знаний и способов
учебных действий.
Урок овладения новыми ЗУНами.
Урок применения ЗУНов (в т. ч.
работа в группе/паре, решение
Сравнивать масштаб
физической карты
России и карты
Саратовской области,
объяснять разницу.
Изучать условные знаки
физической карты
России, выделять среди
них уже
Особенности поверхности родного
края (краткая характеристика на
основе наблюдений).
— Полезные ископаемые
Саратовской области, их роль в
хозяйстве страны, условные
обозначения на карте. Нефть и
природный газ – важнейшие
подземные богатства России.
Бережное отношение к полезным
ископаемым.
— Волга: значение в жизни людей,
эологические проблемы.
— Особенности хозяйственной
жизни народов Саратовской
области. Зависимость ее от
особенностей природных зон
обитания. Ландшафт, растительный
и животный мир родного края в
загадках, пословицах, сказках,
преданиях, местных названиях.
— Экологические проблемы и
охрана природы в Саратовской
области.
— Растения и животные из Красной
книги Саратовской области.
практических задач (ситуативные
игры), «творческая мастерская»).
Контрольный урок.
известные. Рассказывать
по физической карте о
нашей губернии.
Анализировать текст
ТПО, различать
информацию, которую
можно получить с
помощью карты, и ту,
которая содержится в
тексте.
Сравнивать формы
земной поверхности:
холм и гору, балку и
овраг. Моделировать фор
мы земной поверхности,
используя пластилин
(влажный песок, глину).
В ходе
коллективного
обсуждения выявлять свя
зь между особенностями
земной поверхности и
хозяйственной
деятельностью людей, их
обычаями, традициями.
Изучать полезные
ископаемые родного края
(по физической карте),
рассказывать о
них, соотносить условны
е знаки и фотографии
образцов полезных
ископаемых.
В ходе практической
работы изучать образцы
полезных
ископаемых, описывать и
х по приведенному в
учебнике плану,
извлекать информацию
из разных источников, в
том числе из атласа-
определителя.
Сравнивать нефть и
природный газ,
использовать с этой
целью информацию из
текста ТПО.
Высказывать обосно
ванные суждения о
необходимости
бережного
использования полезных
ископаемых
Раскрывать значение
рек и озер в жизни
людей.
Знакомиться по ТПО
с экологическими
проблемами и охраной
природы в Саратовской
губернии
Знакомиться по ТПО
с растениями и
животными из Красной
книги Саратовской
области.
Знакомиться по
материалам
дополнительной
литературы и интернет-
имсточникам с
заповедниками и
национальными парками
Саратовской губернии.
Раздел №3. Путешествие во времени
Содержание учебного предмета
Формы организации учебных
занятий
Основные виды учебной
деятельности
— Героико-эпические песни,
предания. Сказания, легенды как
форма устной памяти о прошлом до
изобретения письменности. Два
значения понятия история: как
науки. Исследующей события,
происшедшие в мире человеческих
сообществ, и как
последовательности и причинно-
следственной взаимосвязи этих
событий во времени.
— Роль археологии в изучении
прошлого. Особенности работы
археологов.Археологические
находки из золотоордынского Укека
— «Повесть временных лет» —
древнерусская летопись.
Многообразие славянских и
неславянских племен, обитавших
на Восточно-европейской равнине.
Связь названий славянских племён
с особенностями мест обитания и
именами предполагаемых
родоначальников.
- Саратов – город-крепость.
Древние торговые пути, их
Урок повторения ЗУНов.
Урок обобщения и
систематизации ЗУНов.
Урок первичного предъявления
новых знаний и способов
учебных действий.
Урок овладения новыми ЗУНами.
Урок применения ЗУНов (в т. ч.
работа в группе/паре, решение
практических задач (ситуативные
игры), «творческая мастерская»).
Урок-экскурсия.
Контрольный урок.
На основе устных
рассказов о недавнем
прошлом своего края
определять их
значимость для
сохранения народной
памяти. Различать в них
поэтический вымысел и
реальную историческую
основу. Характеризовать
народную оценку
события по сюжету
устного произведения.
Различать два значения
понятия истории.
Обозначать на схеме
«Река времени» даты
жизни людей и события
истории. Определять по
дате век события.
Показывать на
исторической карте
места обитания разных
племен; объяснять
значение названий
славянских племен.
значение в объединении разных
племен в единое.
— Деяния соотечественников в XVI
– XVII вв. Развитие самых разных
направлений деятельного
творчества людей: летописание,
книгопечатание, открытие новых
земель, строительство новых
городов, забота о благоустройстве
материальной и духовной жизни
человека.
— Степан Разин и Емельян Пугачев
на земле саратовской.Легенды и
сказания.
- Саратов в XIX в. Развитие
промышленности и торговли.
Строительство первых железных
дорог в России.
— События в истории Саратова
начала XX в.: Образование
Саратовской губернии.
— Саратов в годы Великой
Отечественной войны 1941–1945 гг.
Трудовой фронт. Семейная память –
основа исторической памяти
народа.
— Восстановление разрушенного
войной народного хозяйства в
первые пять лет после Великой
Отечественной войны.
Показывать на карте
древние торговые пути;
рассказывать о
берестяных грамотах;
показывать на карте
древние русские города
Презентовать рассказы
об основании волжских
городов (по выбору);
высказывать
мотивированное
суждение о роли общего
летописания и
книгопечатания.
Характеризовать лучшие
человеческие качества,
проявляющиеся в
конкретных делах и
поступках
соотечественников.
Обсуждать значимость
единства в интересах
граждан для сохранения
независимости страны.
Характеризовать лучшие
человеческие качества,
проявляющиеся в
конкретных делах и
поступках людей в
переломные моменты
истории страны.
Показывать на карте
поволжские города-
соседей г.Саратова.
Высказывать
мотивированное
суждение о
необходимости
отечественных армии и
флота, промышленности,
науки и образования для
развития страны и
сохранения ее
независимости.
Характеризовать
архитектурный облик
Саратова; объяснять
значение названия
города;
Характеризовать
развитие
промышленности и сети
железных дорог в XIX в.
Отмечать даты открытия
железных дорог на схеме
«Река времени»;
приводить примеры
достижений России на
Всемирной выставке в
Париже 1900 г.
Характеризовать
развитие театрального и
музыкального искусства
России в XIX в.
Приводить полные
названия первых
консерваторий; даты
создания отмечать на
схеме «Река времени»;
приводить примеры
всемирного признания
достижений российского
искусства; передавать
впечатление от
восприятия
музыкального
произведения
отечественного
композитора XIX –
начала XX в.
Обобщать знания о
произведениях великих
русских художников и
писателей, полученные в
начальной школе;
характеризовать
достижения мирового
уровня в этих видах
искусства; называть
имена и названия
любимых произведений
отечественных
писателей.
Составлять рассказ о
воздействии событий
Великой Отечественной
войны на жизнь своей
семьи в этот период.
Характеризовать
основные этапы Великой
Отечественной войны;
приводить примеры
героизма фронтовиков в
борьбе с фашизмом, в
том числе своих
земляков; по
возможности составлять
рассказ о членах своей
семьи – ветеранах
Великой Отечественной
войны.
Характеризовать
созидательную
деятельность наших
соотечественников в
первые пять
послевоенных лет.
Характеризовать
созидательную
деятельность страны в
50–70-е гг. XX в.;
приводить примеры
достижений в науке и
технике,
промышленности и
образовании, искусстве и
спорте за этот период.
Рассказывать о земляках
– тружениках второй
половины XX в., в том
числе о членах своей
семьи.
Раздел №4. Мы строим будущее России. Саратовский край сегодня.
Содержание учебного предмета
Формы организации учебных
занятий
Основные виды учебной
деятельности
— Современный
Саратов.
Наш
край – часть большой страны.
— Хороша честь, когда есть, что
е сть.
Вклад
родного
края
в
х о з я й с т в о
с т р а н ы.
Продовольственная
безопасность
страны
—
важнейшая
задача
современности.
— Саратов– многонациональный.
—
В ы д а ю щ и е с я
я в л е н и я
в
современной
культурной
жизни
России,
их
значение
для
нашей
страны и для других стран мира.
— Положительный опыт развития
творческих способностей и лучших
человеческих качеств сверстников,
отличившихся
в
разных
видах
д е я т е л ь н о с т и .
С вя з ь
м е ж д у
личностным совершенствованием и
у с п е ш н ы м
с т р о и т е л ь с т в о м
будущего России.
Урок повторения ЗУНов.
Урок обобщения и
систематизации ЗУНов.
Урок первичного предъявления
новых знаний и способов
учебных действий.
Урок овладения новыми ЗУНами.
Урок применения ЗУНов (в т. ч.
работа в группе/паре, решение
практических задач (ситуативные
игры), «творческая мастерская»).
Контрольный урок.
Характеризовать
о с о бе н н о с т и
ж и з н и
Саратова
во
вт о р о й
половине 80-90-х гг. XX
в. и в первое десятилетие
X X I
в . ;
п р и в о д и т ь
примеры
преобразований,
в
том
числе и в своем крае.
Характеризовать
положительный
опыт
в
развитии
современного
сельского
хо зя йства;
выявлять связь успехов в
производстве
отечественных
продуктов
питания
с
улучшением
каче ства
ж и з н и ,
з д о р о в ь я ,
долголетия
сельских
и
городских
ж и т е л е й ;
приводить примеры.
Обсуждать
з н ач е н и е
понятия
«социальная
ответственность»;
устанавливать
зависимость
успехов
в
промышленном
п р о и з в о д с т в е
о т
результатов
внедрения
научных
р аз р аб ото к;
характеризовать
положительный
опыт
сотрудничества
п р о м ы ш л е н н о с т и
и
науки
для
улучшения
у с л о в и й
ж и з н и
сотрудников
промышленных
предприятий и горожан;
приводить примеры.
Характеризовать
выдающиеся
явления
в
современной культурной
ж и з н и
С а р а т о в а ;
п р и вод и т ь
п р и м е р ы
т а к и х
я в л е н и й
и
событий;
с о с т а вл я т ь
рассказ о таком событии.
Аргументировать
необходимость личной
ответственности каждого
за будущее Отечества на
примерах деятельности
своих сверстников.
Оценивать уровень
личных достижений и
ставить достойные цели
на будущее. Высказывать
доказательное суждение
о взаимной зависимости
между собственным
благом и процветанием
России.
Раздел №5. Повторение
Содержание учебного предмета
Формы организации учебных
занятий
Основные виды учебной
деятельности
— История возникновения
названий географических объектов.
— Правила экологической этики.
— Основные события в истории
Саратовской губернии и России.
Урок повторения ЗУНов.
Урок обобщения и
систематизации ЗУНов.
Урок первичного предъявления
новых знаний и способов
Презентовать свою
работу и работы группы.
Выполнять
исследовательские
задания об охраняемых
учебных действий.
Урок овладения новыми ЗУНами.
Урок применения ЗУНов (в т. ч.
работа в группе/паре, решение
практических задач (ситуативные
игры), «творческая мастерская»).
Контрольный урок.
территориях.
Анализировать
исторические события.
Выполнить и
презентовать проектную
работу.
Планируемые результаты.
Предметные результаты
Предметными результатамиизучения курса «Саратов вчера, сегодня, завтра…» является
сформированность следующих умений.
Обучающиеся научатся:
составлять рассказы о семье, её традициях, составлять родословную;
принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.
пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих
понятиях
составлять “паспорт” реки, растения, животных нашей области;
изготавливать гербарий растений различных природных сообществ области;
готовить доклады, рефераты по данным темам.
Учащиеся получат возможность научиться узнать :
что изучает краеведение;
историю возникновения и развития города Саратова, Саратовской области;
семейные традиции, профессии;
особенности природы саратовской области;
имена земляков, вошедших в историю края;
памятники и памятные места г.Саратова;
заповедные места нашей области;
символику города Саратова, Саратовской области;
Литература .
Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических,
организационно-практических материалов по проблемам воспитания (под
ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А. Зимней), Москва, 2013 г.
Краеведческая работа в начальной школе. – М.: Просвещение, 2014.
Краеведение / под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 2012.
Кулагина Г. А. Сто игр по истории. – М., 2015.
Методические
рекомендациидля
учителей
начальных
классов
по
формированию
гражданственности
на
основе
краеведческого
материала.
(Составители
Л.
А.
Обухова,
Н.
С.
Махина).
–
Воронеж,
2013
.
МякшеваЛ.В.Краеведение.Саратовский
край.Начальная
школа.
–
Саратов:Лицей,2012.
Краеведение Саратовской области.