Напоминание

Программа краеведческого курса "Саратов вчера,сегодня,завтра"


Автор: Вихляева Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Лицей № 15
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа краеведческого курса "Саратов вчера,сегодня,завтра"
Раздел: начальное образование





Назад





Календарно-тематическое планирование

№п/п Тема урока Кол-во часов Сроки реализации Корректир овка
Раздел 1: Мы — граждане единого Отечества (2 часа)
1 Введение. Что изучает краеведение. 1 02.09–10.09 2 Твой родной край – частичка России. 1
Раздел 2: Природа родного края (7 часов)
3 Особенности формирования Земли на территории С а р ат о в с ко го края.Полезные ископаемые. 1 10.10–17.10 4 Водоемы. 1 17.10–22.10 5 Рельеф. 1 6 Растительный и животный мир Саратовской области. 1 24.10–29.10 7 Памятники природы родного края. 1 8 Природа в опасности. Ее спасение зависит от тебя! 1 07.11–12.11 9 Красная книга Саратовской области. 1

Раздел 3: Путешествие во времени (15 часов)
10 В путь по Реке времени. Наш край в древности. 1 16.12–21.12 11 Путешествуем с археологами. Золотоордынский город Укек – первый город на территории нашей области. 1 12 Поволжье – часть Российского государства. 1 23.12–28.12 13 Истоки Древнего города Саратова. 1 09.01–13.01 14 Мудрый выбор. Саратов на левом берегу Волги. 1 16.01–20.01 15 Степан Разин на земле Саратовской. 1 16 Саратов на правом берегу. 1 23.01-27.01 17 Освоение земель Поволжья. 1 18 Кре стьянская в о й н а . Е м е л ь я н Пугачев в Саратове. 1 13.02–18.02 19 Образование Саратовской губернии. 1 20 Развитие Саратова в 19 веке. 1 20.02–25.02 21 Первый в России цирк. 1
22 Саратовский край в 20 веке. 1 27.02–04.03 23 «Вставай, страна огромная!» С а р а т о в в г о д ы В е л и к о й Отечественной войны. 1 24 Трудовой фронт России. Послевоенные годы Саратова. 1 06.03–11.03
Раздел 4: Мы строим будущее России. Саратовский край сегодня (6 часов)
25 Современный Саратов. Наш край – часть большой страны. 1 17.04–22.04 26 Хороша честь, когда есть, что есть. Вклад родного края в хозяйство страны. 1 24.04–29.04 27 Саратов– многонациональный. 1 28 Культура Саратова. 1 03.05–06.05 29 Архитектура города. 1 30 Достопримечательности и символы Саратова. 1 08.05–13.05 31 Из прошлого в будущее своего края, своей страны. 1

Раздел 4: Повторение (3 часа)
32 Урок-конференция «Я с т р о ю будущее Саратова». 1 15.05–03.09 33 Урок-путешествие «Один день из жизни средневекового города Укека».
ОБЖ
. П р а в и л а б е з о п а с н о г о поведения в походе. 1 34 Проект «Огней так много золотых на улицах Саратова…». 1 22.05–27.05




Содержание учебного предмета

Саратов вчера, сегодня, завтра… (34 часа)

Раздел №1. Мы — граждане единого Отечества

Содержание учебного предмета Формы организации учебных занятий Основные виды учебной деятельности — Духовно-нравственные и культурные ценности –Что изучает краеведение — Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами. — Факторы, объединяющие граждан России между собой: память о прошлом, созидательный труд в настоящем и надежды на будущее. — Государственный язык и символика России и Саратовской области(герб, флаг, гимн). Урок-экскурсия. Урок повторения ЗУНов. Урок обобщения и систематизации ЗУНов. Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. Урок овладения новыми ЗУНами. Урок применения ЗУНов (в т. ч. работа в группе/паре, решение практических задач (ситуативные игры), «творческая мастерская»). Контрольный урок. Систематизировать у же имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных сообществах, выявлять о бщее и различное Характеризовать об щие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни. Сопоставлять пон ятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное. Называть объединяю щие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности; характеризовать государс твенную символику России и Саратовской области. Использовать источн ики дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья (по выбору). По карте определять назван ия столиц; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах. Моделировать ситуации
общения с зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства и гостеприимства. Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы (названия рек и других водоемов); анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности. Моделировать игровые ситуации дружеского общения со сверстниками в классе. Презентовать расска з о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения.
Раздел №2. Природа родного края
Содержание учебного предмета Формы организации учебных занятий Основные виды учебной деятельности — Физическая карта России. Россия — самая большая по территории страна мира. Место Саратовской области на карте России. — Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Равнины и горы Саратова. Урок повторения ЗУНов. Урок обобщения и систематизации ЗУНов. Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. Урок овладения новыми ЗУНами. Урок применения ЗУНов (в т. ч. работа в группе/паре, решение Сравнивать масштаб физической карты России и карты Саратовской области, объяснять разницу. Изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). — Полезные ископаемые Саратовской области, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Нефть и природный газ – важнейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым. — Волга: значение в жизни людей, эологические проблемы. — Особенности хозяйственной жизни народов Саратовской области. Зависимость ее от особенностей природных зон обитания. Ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях. — Экологические проблемы и охрана природы в Саратовской области. — Растения и животные из Красной книги Саратовской области. практических задач (ситуативные игры), «творческая мастерская»). Контрольный урок. известные. Рассказывать по физической карте о нашей губернии. Анализировать текст ТПО, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится в тексте. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать фор мы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок, глину). В ходе коллективного обсуждения выявлять свя зь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями. Изучать полезные ископаемые родного края (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условны е знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. В ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать и х по приведенному в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа- определителя. Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста ТПО. Высказывать обосно ванные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых Раскрывать значение
рек и озер в жизни людей. Знакомиться по ТПО с экологическими проблемами и охраной природы в Саратовской губернии Знакомиться по ТПО с растениями и животными из Красной книги Саратовской области. Знакомиться по материалам дополнительной литературы и интернет- имсточникам с заповедниками и национальными парками Саратовской губернии.
Раздел №3. Путешествие во времени
Содержание учебного предмета Формы организации учебных занятий Основные виды учебной деятельности — Героико-эпические песни, предания. Сказания, легенды как форма устной памяти о прошлом до изобретения письменности. Два значения понятия история: как науки. Исследующей события, происшедшие в мире человеческих сообществ, и как последовательности и причинно- следственной взаимосвязи этих событий во времени. — Роль археологии в изучении прошлого. Особенности работы археологов.Археологические находки из золотоордынского Укека — «Повесть временных лет» — древнерусская летопись. Многообразие славянских и неславянских племен, обитавших на Восточно-европейской равнине. Связь названий славянских племён с особенностями мест обитания и именами предполагаемых родоначальников. - Саратов – город-крепость. Древние торговые пути, их Урок повторения ЗУНов. Урок обобщения и систематизации ЗУНов. Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. Урок овладения новыми ЗУНами. Урок применения ЗУНов (в т. ч. работа в группе/паре, решение практических задач (ситуативные игры), «творческая мастерская»). Урок-экскурсия. Контрольный урок. На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значение названий славянских племен.
значение в объединении разных племен в единое. — Деяния соотечественников в XVI – XVII вв. Развитие самых разных направлений деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека. — Степан Разин и Емельян Пугачев на земле саратовской.Легенды и сказания. - Саратов в XIX в. Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог в России. — События в истории Саратова начала XX в.: Образование Саратовской губернии. — Саратов в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Трудовой фронт. Семейная память – основа исторической памяти народа. — Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после Великой Отечественной войны. Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города Презентовать рассказы об основании волжских городов (по выбору); высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников. Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны. Показывать на карте поволжские города- соседей г.Саратова. Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости. Характеризовать архитектурный облик Саратова; объяснять значение названия города; Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в. Отмечать даты открытия железных дорог на схеме
«Река времени»; приводить примеры достижений России на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в. Приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства; передавать впечатление от восприятия музыкального произведения отечественного композитора XIX – начала XX в. Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе; характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства; называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей. Составлять рассказ о воздействии событий Великой Отечественной войны на жизнь своей семьи в этот период. Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; по возможности составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной
войны. Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Характеризовать созидательную деятельность страны в 50–70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период. Рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи.
Раздел №4. Мы строим будущее России. Саратовский край сегодня.
Содержание учебного предмета Формы организации учебных занятий Основные виды учебной деятельности — Современный Саратов. Наш край – часть большой страны. — Хороша честь, когда есть, что е сть. Вклад родного края в х о з я й с т в о с т р а н ы. Продовольственная безопасность страны — важнейшая задача современности. — Саратов– многонациональный. — В ы д а ю щ и е с я я в л е н и я в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира. — Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах д е я т е л ь н о с т и . С вя з ь м е ж д у личностным совершенствованием и у с п е ш н ы м с т р о и т е л ь с т в о м будущего России. Урок повторения ЗУНов. Урок обобщения и систематизации ЗУНов. Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. Урок овладения новыми ЗУНами. Урок применения ЗУНов (в т. ч. работа в группе/паре, решение практических задач (ситуативные игры), «творческая мастерская»). Контрольный урок. Характеризовать о с о бе н н о с т и ж и з н и Саратова во вт о р о й половине 80-90-х гг. XX в. и в первое десятилетие X X I в . ; п р и в о д и т ь примеры преобразований, в том числе и в своем крае. Характеризовать положительный опыт в развитии современного сельского хо зя йства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением каче ства ж и з н и , з д о р о в ь я , долголетия сельских и городских ж и т е л е й ; приводить примеры. Обсуждать з н ач е н и е понятия «социальная
ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном п р о и з в о д с т в е о т результатов внедрения научных р аз р аб ото к; характеризовать положительный опыт сотрудничества п р о м ы ш л е н н о с т и и науки для улучшения у с л о в и й ж и з н и сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры. Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной ж и з н и С а р а т о в а ; п р и вод и т ь п р и м е р ы т а к и х я в л е н и й и событий; с о с т а вл я т ь рассказ о таком событии. Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России.
Раздел №5. Повторение
Содержание учебного предмета Формы организации учебных занятий Основные виды учебной деятельности — История возникновения названий географических объектов. — Правила экологической этики. — Основные события в истории Саратовской губернии и России. Урок повторения ЗУНов. Урок обобщения и систематизации ЗУНов. Урок первичного предъявления новых знаний и способов Презентовать свою работу и работы группы. Выполнять исследовательские задания об охраняемых
учебных действий. Урок овладения новыми ЗУНами. Урок применения ЗУНов (в т. ч. работа в группе/паре, решение практических задач (ситуативные игры), «творческая мастерская»). Контрольный урок. территориях. Анализировать исторические события. Выполнить и презентовать проектную работу.
Планируемые результаты.

Предметные результаты
Предметными результатамиизучения курса «Саратов вчера, сегодня, завтра…» является сформированность следующих умений.
Обучающиеся научатся:
 составлять рассказы о семье, её традициях, составлять родословную;  принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.  пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях  составлять “паспорт” реки, растения, животных нашей области;  изготавливать гербарий растений различных природных сообществ области;  готовить доклады, рефераты по данным темам.
Учащиеся получат возможность научиться узнать :
 что изучает краеведение;  историю возникновения и развития города Саратова, Саратовской области;  семейные традиции, профессии;  особенности природы саратовской области;  имена земляков, вошедших в историю края;  памятники и памятные места г.Саратова;  заповедные места нашей области;  символику города Саратова, Саратовской области;
Литература
.  Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания (под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А. Зимней), Москва, 2013 г.  Краеведческая работа в начальной школе. – М.: Просвещение, 2014.
 Краеведение / под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 2012.  Кулагина Г. А. Сто игр по истории. – М., 2015.  Методические рекомендациидля учителей начальных классов по формированию гражданственности на основе краеведческого материала. (Составители Л. А. Обухова, Н. С. Махина). – Воронеж, 2013 . МякшеваЛ.В.Краеведение.Саратовский край.Начальная школа. – Саратов:Лицей,2012.  Краеведение Саратовской области.


В раздел образования