Автор: Бакшайкина Елена Георгиевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ "НОШ №1" г. Чебоксары Населённый пункт: г. Чебоксары Наименование материала: конспект Тема: Гласные буквы 1 и 2 ряда Раздел: начальное образование
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
с учащимися 2 класса, имеющими нарушения письма и чтения,
обусловленные с неформированностью навыка анализа и синтеза
Тема: Гласные буквы I и II ряда.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.
Задачи:
1)
познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;
2)
развивать фонематическое восприятие;
3)
развивать навыки языкового анализа и синтеза;
4)
учить делать выводы, слушать и понимать других;
5)
развивать память, внимание и мышление.
Ход занятия.
1.
Оргмомент.
-Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Звуков. На чем можно отправиться в
путешествие? (примерные ответы детей: на машине, автобусе, на самолете и т.д.)
А мы будем путешествовать га воздушном шаре. Чтобы на шар поднялся в воздух,
мы должны выполнить упражнения (выполнение мозговой гимнастики):
- «Ленивая восьмерка» (чертим в воздухе лежачую восьмерку левой рукой, затем –
правой, затем –вместе обеими).
-
«Перекрестные
движения»
(касание
кистью
или
локтем
противоположенное
колено или ступню)
- «Колечко» (пальцами правой руки, затем – левой, вместе).
2. Повторение.
- Итак, мы полетели в страну звуков. Чтобы приземлиться, нам нужно ответить на
вопросы:
- На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные)
- Какие звуки произносятся без преграды? (обозначаем красным цветом).
- Какие с преградой? (обозначаем синим или зеленым).
- Чем отличается звук от буквы?
Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.
3. Объяснение новой темы. Логопед рассказывает сказку. Параллельно ведется
запись в тетрадях и используется).
- Итак, в Стране звуков объявлен бал. Собрались звуки в разных залах. В одном
веселятся согласные звуки, а в другом – гласные. Вспомните, какие гласные звуки
бывают. Слева в столбик записываем гласные звуки [а], [о], [у] [э] [ы].
Только [и]
решил постоять в стороне (в правый столбик на уровне [ы] ).
Гласным звукам немного было скучно, потому что их было мало. Это заметил
звук [й] и решил их развеселить (дать характеристику звука [й] – согласный,
звонкий, мягкий).
[Й] пригласил на танец звук [а] (запись [йа] ). Стали они кружится все быстрее
и быстрее, и все гости услышали ЯЯЯЯЯ . Получилась буква Я (запись в правом
столбике [йа]= я).
[Й] пригласил на танец звук [о] (запись [йо] ). Стали они кружится все быстрее
и быстрее, и все гости услышали ЁЁЁЁЁ . Получилась буква Ё (запись в правом
столбике [йо]= ё).
[Й] пригласил на танец звук [у] (запись [йу] ). Стали они кружится все быстрее и
быстрее,
и
все
гости
услышали ЮЮЮЮЮ .
Получилась
буква Ю (запись в
правом столбике [йу]= ю).
[Й] пригласил на танец звук [э] (запись [йэ] ). Стали они кружится все быстрее и
быстрее, и все гости услышали ЕЕЕЕЕ . Получилась буква Е (запись в правом
столбике [йэ]= е).
А вот танец со звуком [и] не получился, и он остался один ( [и] = и).
Звуки [йа] обозначают буквой Я . Когда читаем букву Я, слышим два звука.
Звуки [йо] обозначают буквой Ё . Когда читаем букву Ё, слышим два звука.
Звуки [йу] обозначают буквой Ю . Когда читаем букву Ю, слышим два звука.
Буквы Я, Ё, Ю, Е, И –гласные2 ряда.
Звуки [а], [о], [у] [э] [ы] тоже обозначаются буквами (запись [а]= а, [о]= о, [у]= у,
[э]= э,
[ы]= ы). Буквы А, О, У. Э, Ы – гласные 1 ряда.
4. Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ, (топаем)
Мы руками хлоп-хлоп, (хлопаем)
Мы глазами миг-миг, (мигаем)
Мы плечами чик–чик! (пожимаем плечами)
Раз присели, два – привстали, (соответствующие движения)
Руки кверху все подняли,
Руки к телу все прижали,
И подскоки делать стали.
Раз-два, раз-два
Заниматься нам пора.
5. Развитие фонематического восприятия.
Гласные буквы приготовили для нас задания.
1 задание . Записать первую букву слов. Какой звук обозначает гласная букв?
Аист, огурец, укроп, юла, индюк, якорь, ёж, экскаватор, ежевика.
Запись в тетрадях:
[а] [о] [у] [йу] [и]
йа] [йо] [э] [йэ]
А О У Ю И
Я Ё Э Е
2 задание . Игра «Скажи наоборот». Логопед бросает мяч и произносит слог МА.
Ребенок должен ответить МЯ и вернуть мяч.
- Запиши слоги парами с гласными I и II ряда (МА-МЯ).
- Прочитайте слоги первого столбика. Как звучит согласный? (твердо). Гласные I
ряда
дают
команду
согласным
быть твердыми.
Подчеркните
согласные
определенным цветом (синим).
- Прочитайте слоги второго столбика.Как звучит согласный? (мягко). Гласные
II
ряда
дают
команду
согласным
быть мягкими.
Подчеркните
согласные
определенным цветом (зеленым).
6. Разминка для глаз.
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (повторить 5 раз);
- Быстро поморгать;
- Следить за движущемуся к носу указательным пальцем, затем отвести палец.
7. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
Гласные хотят с нами поиграть.
Первая игра «Посели в домик». Каждый предмет должен поселиться в свой
домик. Например: слова, где пишется буква А , вселяются в избушку с буквой А и
т.д.
Запись в тетрадях: А - бант, шар. У – гусь, жук. О – волк, слон. Ы – сыр, мышь.
Вторая
игра
«Загони
мяч
в
ворота». Поставь между буквой М и Л данные
гласные буквы.
- Какие слова получились? (мал, мял, мел, мёл, мул).
Прочитайте
стихотворение,
вставляя
пропущенные
слова.
Сравните
слова
по
значению, по произношению. Запишите звуковой анализ слов (мал - [м,ал]).
- Придумайте предложения с данными словами. Одно из них запишите (Мой брат
слишком мал.)
8. Итог занятия.
- Назовите гласные I ряда, гласные II ряда.
- Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько букв?
- Помогите закончить предложения:
Если согласный звучит твердо, то пишем …
Если согласный звучит мягко, то пишем …
Молодцы! Теперь гласные буквы всегда будут с нами дружить. И на этом наше
путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в класс.
9. Релаксация.
- Если занятие вам понравилось и все было понятно, рисуем смайлик с улыбкой.
- Если осталось что-то непонятным, то рисуем серьёзного смайлика, а если не
понравилось многое не поняли, то грустного смайлика.