Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе
Автор: Шаткова Ирина Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОАУ "СОШ им. Н. Р. Ирикова" Населённый пункт: Башкортостан, с.Зилаир Наименование материала: Статья Тема: Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе Раздел: начальное образование
Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе
Учитель начальных классов: Шаткова Ирина Анатольевна
При переходе на федеральный государственный стандарт нового поколения
приоритетом
начального
общего
образования
становится
формирование
общеучебных
умений
и
навыков,
а
также
способов
деятельности,
уровень
освоения
которых
в
значительной
мере
предопределяет
успешность
всего
последующего обучения. К таким способам деятельности относится освоение
учащимися универсальных
учебных
действий
(УУД),
обеспечивающих
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться ,
и межпредметными понятиями.
Поэтому
в
настоящее
время
все
более
актуальным
в
образовательном
процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые
формируют
умения
самостоятельно
добывать
новые
знания,
собирать
необходимую
информацию,
выдвигать
гипотезы,
делать
выводы
и
умозаключения.
Эту
проблему
в
начальной
школе
можно
решить
через
организацию
проектной
деятельности .
Метод
проектов
составляет
основу
проектного
обучения,
смысл
которого
заключается
в
создании
условий
д л я
самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе
выполнения проектов.
Проектная деятельность – это самостоятельное исследование различных
тем, проводимое учениками в течение некоторого времени. Этот прием может
быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения
климата
в
коллективе,
индивидуализации
и
дифференциации
обучения.
Его
лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.
Проект (лат. «projectus») - «брошенный вперед», т.е. замысел в виде
прототипа, прообраза объекта:
а) совокупность документов для создания изделия;
б) предварительный текст документа;
в) замысел, план, прообраз какого-либо объекта.
Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие
познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать
свои
знания
и
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развивать
критическое мышление.
Младший
школьный
возраст
является
начальным
этапом
вхождения
в
проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Этот
период
обучения
может
быть
назван
«Введением
в
проектную
деятельность». Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.
Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения.
Типология проектов
Познакомимся с основной классификацией, определяющей содержательную
специфику каждого проекта.
Практико-ориентированный
проект нацелен на социальные интересы
самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и
может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, села,
государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета
рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность
использования продукта на практике и его способность решить поставленную
проблему.
Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по
правилам
научного
исследования.
Он
включает
обоснование
актуальности
избранной
темы,
обозначение
задач
исследования,
обязательное
выдвижение
гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При
этом
используются
методы
современной
науки:
лабораторный
эксперимент,
моделирование, социологический опрос и другие.
Творческий
проект
предполагает
максимально
свободный
авторский
подход
в
решении
проблемы.
Продукт
–
альманахи,
совместная
газета
и
сочинение,
театрализация,
произведения
изобразительного
или
декоративно-
прикладного искусства.
Ролево-игровой
проект
–
участники
принимают
на
себя
определенные
роли,
обусловленные
характером
и
содержанием
проекта,
особенностью
решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные
герои,
имитирующие
социальные
или
деловые
отношения
с
придуманными
участниками, ситуациями.
Информационный
проект
–
это
сбор
и
обработка
информации
по
значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ,
информация в сети Интернет).
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области)
можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной
области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей
знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время
и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.
Они могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. (Уроки используются
для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная
работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации
осуществляется во внеклассной деятельности и дома.)
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. (Их
выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии
руководителя.)
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
(Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации
выполняются во внеурочное время.)
По количеству участников проекты бывают: личностные, парные,
групповые.
В
современной
педагогике
метод
проектов
используется
не
вместо
систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы
образования.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности
педагогической
деятельности.
Если
большинство
общеизвестных
методов
обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса
–
учителя,
ученика
(или
группы
учеников)
и
учебного
материала,
который
необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
1.Необходимо
наличие
социально
значимой
задачи
(проблемы)
–
исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение
проекта
начинается
с
планирования
действий
по
разрешению
проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с
определения вида продукта и формы презентации.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким
образом,
отличительная
черта
проектной
деятельности
–
поиск
информации,
которая
затем
будет
обработана,
осмыслена
и
представлена
участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является
продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику, как наиболее
приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего
продукта.
Проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт –
Презентация.
Этапы работы над проектом
1. Мотивационный - постановка целей и задач, актуализация проблемы,
разработка основных идей.
2. Планирующий-подготовительный – формирование групп по интересам и
работа в них: формирование команды, распределение обязанностей. сбор
информации.
3. Информационная обеспеченность проекта – сбор информации,
исследование.
4. Этап реализации проекта - интегрирование всей собранной информации,
подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации.
5. Презентационный - презентация проекта, изучение возможностей
использования результатов.
6. Оценочно-рефлексивный - внесение корректив, подведение итогов,
обсуждение результатов проекта.
Особенности организации проектов
Тема проекта:
•
Выбирается из содержания учебных предметов;
•
Близка и понятна детям;
•
Находится в зоне их ближайшего развития.
Оценка выполнения проекта:
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Формы продуктов проектной деятельности:
•
справочник; газета; журнал;
•
альбом;
•
гербарий;
•
карта;
•
экскурсия;
•
игра; сценарий праздника;
•
костюм; макет; модель; сувенир;
•
мультимедийный продукт;
•
учебное пособие и др.
Формы презентации проектов:
•
демонстрация медиа-презентации, макета, журнала, игрушек, предметов
домашнего обихода;
•
защита реферата;
•
сюжетно-ролевая игра или экскурсия;
•
праздник или инсценировка;
•
демонстрация учебного пособия и т.п.
Защита проектов может проходить на родительском собрании, на уроке, во
внеурочное время.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать
что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя
свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать
свои
силы,
приложить
свои
знания,
принести
пользу
и
показать
публично
достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной
проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда
результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит
практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно,
интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство,
позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по
нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из
этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Это и задание для
учащихся,
сформулированное
в
виде
проблемы,
и
их
целенаправленная
деятельность,
и
форма
организации
взаимодействия
учащихся
с
учителем
и
учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ
решения проблемы проекта.
Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему, его
следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного
обучения”. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами
обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом
учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного
обучения.