Напоминание

Типы композиции


Автор: Котов Владимир Васильевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Детская школа искусств
Населённый пункт: Волгоградская обл. г. Камышин
Наименование материала: План-конспект занятия.
Тема: Типы композиции
Раздел: дополнительное образование





Назад




Урок композиции проводится в 1 классе ДШИ. Возраст учеников 10-12 лет.
План-конспект занятия.

Предмет
: Композиция.
Тема:
Типы композиции
Вид занятия
: Беседа, практическая работа. Количество часов - 4 часа.
Цели:

Обучающая:
- Рассмотреть

типы композиций: симметричная, асимметричная, динамичная, доминанта в композиции.
Развивающая
: - развитие способностей к художественному творчеству. - развитие творческого самовыражения личности. - развитие воображения, фантазии и эстетического восприятия.
Воспитывающая
– воспитать любовь к искусству и интерес к творческой деятельности.
Задачи:
1. Дать понятие композиции. Типы композиции. 2. Рассмотреть абстрактные композиции К. Малевича и П. Мондриана. 3. Выполнить упражнение на заданную тему. 4. Развить навыки работы над композицией, используя приобретённые знания по данной теме. 5. Воспитывать художественно-эстетический вкус.
Методы
: - беседа с элементами исследования - совместный поиск - практический метод.
Оборудование для преподавателя: -
репродукции работ художников К. Малевича и П. Мондриана. ( Приложение 1,2.) - работы учащихся школы из методического фонда. (Приложение 3) - классная доска, маркеры.
Оборудование для учащихся:-
бумага, шаблоны из картона, карандаши, кисти, гуашь.
План занятия

Теоретическая часть.
1. Организационная часть: - проверка готовности, организация рабочего места учащихся. - сообщение темы, цели и задачи занятия.
Практическая часть:
- выполнение упражнений.
Подведение итогов.


Ход урока

1.

Организационная часть
: Приветствие, проверка учащихся готовности к уроку. Сообщение темы
.
Композиция. Типы композиции.
2.

Теоретическая часть
Композиция – сочинение, соединение элементов в единое целое по законам гармонии. Красота не возможна без гармонии, а гармония – единство многообразного, согласие противоположного. Композиция это с одной стороны, творческий интуитивный процесс создания произведения искусства от начала до конца, от появления замысла до его завершения, с другой стороны – своеобразный комплекс закономерностей приёмов и средств, служащих решению замысла. Познав закономерности построения композиции, человек получает ключ к пониманию и анализу произведений различных видов и жанров искусства. Как объяснить принципы построения композиции? Рассуждения о композиции, её принципах, свойствах и закономерностях выстроим в виде системы упражнений. Формы и средства упражнений носит абстрактный характер. Это позволит нам всё внимание сосредоточить только на решении формальных задач композиции. Большую роль в понимании композиции играет абстракция, в которой отказ от изображения форм реального мира, заменяется «беспредметными» сочетаниями цветовых пятен или геометрических элементов и линий. Рассмотрим основные типы композиции.
Симметричная композиция
Основная черта симметричной композиции - равновесие. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы – стремлению к устойчивости. Строить симметричные изображения легко, достаточно только определить границы изображения и ось симметрии, затем повторить рисунок в зеркальном отражении. Симметрия гармонична, но если всякое изображение делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены однообразными произведениями. Художественное творчество настолько далеко выходит за рамки геометрической правильности, что во многих случаях надо сознательно нарушать симметрию в композиции, иначе трудно передать движение, изменение, противоречие. При объяснении материала показывается работы К. Малевича и П. Мондриана, детские работы из методического фонда. (Приложение 1,2,3). «Расшифровав» ту или иную работу, преподаватель привлекает к анализу композиции учеников. Из их высказываний преподаватель понимает, что теоретический материал усвоен и можно перейти, к практической работе.
3. Практическая часть.
Упражнения выполняются на белой бумаге не более15 см. по большей стороне. Из заготовленных геометрических шаблонов различного размера и тона ученики составляют композицию, соответствующую заданию. Перемещая на плоскости фигуры, ребята наглядно видят результат изменения в композиции, а внутренняя интуиция и чувство гармонии всегда подскажут правильное решение. Важен постоянный диалог между преподавателем и учениками. Сотворчество – как элемент познавательного процесса.
По окончанию выполнения упражнения с подвижными картонными шаблонами, согласовав и уточнив композицию с преподавателем, ученики выполняют её гуашью. Это помогает закрепить знания по теме, развивать моторику и глазомер. Этот эскиз может служить отправной точкой для следующей композиции «Осень». В результате работы абстрактные пятна в их композиции превращаются в деревья, дома и т.д.
Ассиметричная композиция
Ассиметричная композиция не содержит оси или точки симметрии. В таких композициях большое внимание уделяется уравновешенности, как непременному условию грамотного построения картины. При объяснении материала показывается работы К. Малевича и П. Мондриана, детские работы из методического фонда. (Приложение 1,2,3). Практическая часть.
Динамичная композиция.
Внешне устойчивый, склонный к движению, асимметрия, открытости, -этот тип композиции прекрасно отражает наше время с его культом скорости, напора, жаждой новизны, со стремительностью моды. Динамика часто исключает величавость основательность, классическую завершенность; но будет большой ошибкой считать простую небрежность в работе динамикой, это совершенно не равнозначные понятия. Динамичные композиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания. При объяснении материала показывается работы К. Малевича детские работы из методического фонда. (Приложение 1,3). Практическая часть.
Доминанта в композиции.
Главный элемент композиции обычно сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие, второстепенные элементы, оттеняя, выделяя и направляя взгляд при рассматривании произведения. Это смысловой центр композиции. Ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с геометрическим центром картины. Центр, фокус композиции, её главный элемент может быть и на ближнем плане, и на дальнем, может оказаться на периферии или в середине картины – это не важно, главное, что второстепенные элементы подводят взгляд к кульминации изображения. При объяснении материала показывается работы К. Малевича детские работы из методического фонда. (Приложение 1,3). Практическая часть. В выполненных раннее эскизах учащиеся должны выявить композиционный центр, найдя для него место, добавив по размеру и цвету пятно из дополнительных шаблонов.
4. Подведение итогов
Просмотр выполненных работ учащихся. Активное обсуждение. Оценка работ. Литература: 1. Сартан М.Н. Живопись авангарда, Как её понимать и как о ней рассказывать. Дистанционный курс повышения квалификации. Педагогический университет 1 сентября. 2. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства Школа изобразительных искусств. Ростов - на - Дону: Феникс, 2005. С.80 ил. 3. Искусство. Чёрный квадрат. Учебно-методическая газета 1 сентября №18. 2007. 4. Искусство. Живопись 20 века первая половина. Учебно-методическая газета 1 сентября. №7. 2009. Зымалёва Л.В. Абстрактное понятие красоты. // Изобразительное искусство в школе № 3 2013. С.27.
Приложение № 1 Приложение № 2 Приложение № 3


В раздел образования