"Интегрированные уроки – одно из средств формирования интереса к учебным предметам."
Автор: Лаврентьева Жанна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 5" ГО город Уфа РБ Населённый пункт: г. Уфа Наименование материала: статья Тема: "Интегрированные уроки – одно из средств формирования интереса к учебным предметам." Раздел: начальное образование
Наиболее точное определение категории «межпредметные связи» было дано
Г.Ф.Федорцом:
«Межпредметные
связи
есть
педагогическая
категория
для
обозначения
синтезирующих,
интегративных
отношений
между
объектами,
явлениями
и
процессами
реальной
действительности,
нашедших
своё
отражение
в
содержании,
формах
и
методах
учебно-воспитательного
процесса
и
выполняющих
образовательную,
развивающую
и
воспитывающую функцию в их органическом единстве»
•
«интеграция»
-
педагогический
термин,
от
латинского integration
–
восстановление,
восполнение, integer – полный,
цельный, следовательно, интеграция – объединение в целое, в единство каких-либо элементов.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному
познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных
связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем
обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать
выводы. (напоминает РО)
Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о
взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.
Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности
учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из
различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей
жизни.
Так, если в программах средних и старших звеньев по различным учебным предметам
существует раздел «Межпредметные связи», то в программах начальных классов ни в одном учебном
предмете такого раздела нет. Преобладающее большинство учителей начальных классов решает
проблему межпредметных связей на уровне двух учебных предметов. При этом получается много
комбинаций
Чтение и русский почти со всеми предметами сочетаются.
Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных типов и видов
межпредметных связей в начальных классах, является окружающий мир.
Содержание данного курса может представлять собой органическое соотношение естественного,
гуманитарного и художественного циклов. Следовательно, необходимо установление связей между
предметами 3-4 различных направлений, что позволяет подойти к формированию ведущей идеи
курса – «взаимосвязь природы, человека и общества» - в её целостности и с позиции экологической
проблематики.
Обратимся к программе по окружающему миру с целью выявления межпредметных связей.
тема: «Весенние явления в неживой природе».
Чтение – С.Маршак «Ледоход», А.Чехов «На реке», В.Бианки «Синичкин календарь».
ИЗО – рисование на тему «Весна наступает».
Технология – Аппликация.
Музыка – П. Чайковского «Март», А.Вивальди «Весна».
Тема: «Снег и лёд».
Цель: - Познакомить учащихся со свойствами снега и льда, отображение этих свойств в литературе,
ИЗО.
•
Организационный момент.
•
Проверка домашнего задания, повторение по карточкам.
•
Чтение стихотворения собственного сочинения «Первый снег».
•
Сообщение темы урока. Работа с текстом, сравнение предложений, исправление текста –
характеристика зимы.
•
Рассказ З.Трофимова «Снег – что это такое?»
•
Изучение нового: - практическая работа – свойства снега и льда, параллельно рассматривание
картин А.Пластова «Первый снег» и К. Юона «Русская зима», любительских фотографий и
фотографий
американца
Бетина
и
работа
с
тексами
стихов
А.Яшина
«Ясный
день»,
К.
Бальмонта «Снежинка», А.Пушкина «Опратней модного паркета…»
•
Домашнее задание – нарисовать или вырезать снежинку, описать её жизнь.
Итак, чтобы построить интегрированный урок, надо определить его цель. Общепредметной
целью интеграции является формирование у школьников целостного взгляда на окружающий мир,
места человека в нём, определённого стиля мышления, позволяющего видеть объекты, явления,
процессы в их взаимосвязи и системе, начиная с младшего школьного возраста, умение видеть
природу во всём её многообразии..
Содержание. Для проведения интегрированного урока необходимо:
- проанализировать программы начальной школы по различным учебным предметам;
- выявить одинаковые темы;
- объединить их с позиции идеи и ведущих положений.
При отборе материала для интегрированного урока следует руководствоваться тем, что
содержание
различных
предметов,
объединённых
в
одной
теме,
-
не
простая
сумма
знаний.
Входящие компоненты функционируют как подсистемы, обеспечивающие единое целое. Происходит
самоорганизация нового знания на основе взаимопроникновения содержания учебного материала
различного типа.
Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается
эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого
предмета со своими целями, задачами, программой.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки , на которых
будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.
В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
Часто интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно.
ПРИМЕРЫ моих уроков (все уроки были «открытые»).
- Урок чтения и технологии – Э Мошковская «Трудный путь», смысловая аппликация. (проводили 3
учителя)
- Урок чтения и музыки – Речь. (проводили 2 учителя)
- Урок окружающего мира и математики – Системы органов человека. (1 учитель)
- Урок чтения и музыки «Война и мир» (1 учитель)
•
Выводы:
- современный уровень развития науки и общества обусловливает необходимость использования
системного
подхода
и
теории
и
практике
обучения,
направленного
на
интеграцию
знаний
и
формирование системного мышления;
- при разработке системы интегрированных уроков необходимо определить их цель, пересмотреть
содержание
изучаемого
материала,
выбрать
методы,
средства
и
формы
организации
обучения,
адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат;
- система интегрированных уроков должна занимать большую часть годовой программы учебной
дисциплины.