Напоминание

"Интегрированные уроки – одно из средств формирования интереса к учебным предметам."


Автор: Лаврентьева Жанна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 5" ГО город Уфа РБ
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированные уроки – одно из средств формирования интереса к учебным предметам."
Раздел: начальное образование





Назад





Интегрированные уроки – одно из средств формирования интереса

к учебным предметам.

Проблема межпредметных связей – не новая проблема в теории и практике образования.

Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды

выдвигали Я.А.Коменский, Д.Локк, И.Гербарт, А.Дистервег, К.Д.Ушинский.

Наиболее точное определение категории «межпредметные связи» было дано

Г.Ф.Федорцом:

«Межпредметные

связи

есть

педагогическая

категория

для

обозначения

синтезирующих,

интегративных

отношений

между

объектами,

явлениями

и

процессами

реальной

действительности,

нашедших

своё

отражение

в

содержании,

формах

и

методах

учебно-воспитательного

процесса

и

выполняющих

образовательную,

развивающую

и

воспитывающую функцию в их органическом единстве»
• «интеграция» - педагогический термин, от латинского integration – восстановление, восполнение, integer – полный, цельный, следовательно, интеграция – объединение в целое, в единство каких-либо элементов. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. (напоминает РО) Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Так, если в программах средних и старших звеньев по различным учебным предметам существует раздел «Межпредметные связи», то в программах начальных классов ни в одном учебном предмете такого раздела нет. Преобладающее большинство учителей начальных классов решает проблему межпредметных связей на уровне двух учебных предметов. При этом получается много комбинаций Чтение и русский почти со всеми предметами сочетаются. Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных типов и видов межпредметных связей в начальных классах, является окружающий мир. Содержание данного курса может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Следовательно, необходимо установление связей между предметами 3-4 различных направлений, что позволяет подойти к формированию ведущей идеи курса – «взаимосвязь природы, человека и общества» - в её целостности и с позиции экологической проблематики. Обратимся к программе по окружающему миру с целью выявления межпредметных связей.
тема: «Весенние явления в неживой природе».
Чтение – С.Маршак «Ледоход», А.Чехов «На реке», В.Бианки «Синичкин календарь». ИЗО – рисование на тему «Весна наступает». Технология – Аппликация. Музыка – П. Чайковского «Март», А.Вивальди «Весна».
Тема: «Снег и лёд».
Цель: - Познакомить учащихся со свойствами снега и льда, отображение этих свойств в литературе, ИЗО. • Организационный момент. • Проверка домашнего задания, повторение по карточкам. • Чтение стихотворения собственного сочинения «Первый снег».
• Сообщение темы урока. Работа с текстом, сравнение предложений, исправление текста – характеристика зимы. • Рассказ З.Трофимова «Снег – что это такое?» • Изучение нового: - практическая работа – свойства снега и льда, параллельно рассматривание картин А.Пластова «Первый снег» и К. Юона «Русская зима», любительских фотографий и фотографий американца Бетина и работа с тексами стихов А.Яшина «Ясный день», К. Бальмонта «Снежинка», А.Пушкина «Опратней модного паркета…» • Домашнее задание – нарисовать или вырезать снежинку, описать её жизнь. Итак, чтобы построить интегрированный урок, надо определить его
цель.
Общепредметной целью интеграции является формирование у школьников целостного взгляда на окружающий мир, места человека в нём, определённого стиля мышления, позволяющего видеть объекты, явления, процессы в их взаимосвязи и системе, начиная с младшего школьного возраста, умение видеть природу во всём её многообразии..
Содержание.
Для проведения интегрированного урока необходимо: - проанализировать программы начальной школы по различным учебным предметам; - выявить одинаковые темы; - объединить их с позиции идеи и ведущих положений. При отборе материала для интегрированного урока следует руководствоваться тем, что содержание различных предметов, объединённых в одной теме, - не простая сумма знаний. Входящие компоненты функционируют как подсистемы, обеспечивающие единое целое. Происходит самоорганизация нового знания на основе взаимопроникновения содержания учебного материала различного типа.
Смысл использования межпредметных связей
заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить
обобщающие уроки
, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является
ведущим.
Часто интегрированные уроки являются
спаренными
и проводятся учителями совместно. ПРИМЕРЫ моих уроков (все уроки были «открытые»). - Урок чтения и технологии – Э Мошковская «Трудный путь», смысловая аппликация. (проводили 3 учителя) - Урок чтения и музыки – Речь. (проводили 2 учителя) - Урок окружающего мира и математики – Системы органов человека. (1 учитель) - Урок чтения и музыки «Война и мир» (1 учитель) • Выводы: - современный уровень развития науки и общества обусловливает необходимость использования системного подхода и теории и практике обучения, направленного на интеграцию знаний и формирование системного мышления; - при разработке системы интегрированных уроков необходимо определить их цель, пересмотреть содержание изучаемого материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат; - система интегрированных уроков должна занимать большую часть годовой программы учебной дисциплины.


В раздел образования