Напоминание

"Истоковская педагогика" как средство формирования УУД.


Автор: Загумённых Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №43
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: "Истоковская педагогика" как средство формирования УУД.
Раздел: начальное образование





Назад




Добрый день, уважаемые коллеги. Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов образования и воспитания не только предметные, аи метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Поэтому сегодня согласно теме моего выступления больше внимания будет уделено формированию личностных УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные

УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:  самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;  смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;  нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Существует много приёмов, способов, а в настоящее время и программ для формирования личностных УУД. Но я выбрала и реализую в работе с 2008 года программу « Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности. В системе и тематике занятий по Истокам, форме организации, методическом сопровождении всё направлено на формирование личностных УУД. На практике мне близка технология активных форм обучения, поэтому при реализации программы внеурочной деятельности на занятиях « Истоки» по формированию УУД я использую следующие истоковские технологии: - технологию присоединения; - технологию целостного восприятия мышления; - технологию развития мотивации; - технологию личности; - технологию чувствования; - технологию группы; - технологию развития ресурса успеха; Содержанием программы « Истоки» являются духовно – нравственные ценности российского народа. Ценности – это именно то, что позволяет разным людям, разным народам жить в мире, уважении и понимании. Мои третьеклассники с удовольствием в прошлом году, будучи второклассниками, знакомились с историей своей страны, узнавали более подробно о быте крестьян, о том, как они
жили и трудились. Много узнавали о братьях наших меньших, их помощи для человека на селе. Узнавали о том, что человек старался жить в гармонии с другими людьми, с природой. Посредством разделов « Труд Земной», « «Братья наши меньшие», « Семья» дети осмыслили нелёгкую жизнь человека, который трудится на земле, осознали достоинства людей труда, прониклись уважением к ним, научились отличать положительные качества трудолюбия. На занятиях часто вставал вопрос, какое значение, смысл имеет для нас, живущих в современном мире, знание и память о наших предках. Осмысление категорий истоковской педагогики помогает ребятам самоопределиться, дать представление о самом себе, какими качествами я обладаю, что во мне хорошего и плохого, что для меня главное. А это и есть формирование самоопределения и смыслообразования. Для меня стало открытием, что у детей возникла потребность в таких занятиях, что дети ждут « Истоки». Удивляет и радует, как меняется их мировосприятие
.
Например, на занятиях по проектной деятельности, выбирая темы выступлений, дети вновь обратились к истокам. « Хорошо ли быть добрым?», « Зачем нужна Любовь?», « Почему мы любим Родину?», « Я твёрдо верю в родительскую любовь». Темы сформулировали третьеклассники во время занятий без посторонней помощи. Стало неожиданным и то, что на занятия приходят ребята из других классов
.
Я не оцениваю личностные умения, могу лишь позволить сказать о степени их сформированности. Формирование личностных УУД невозможно без формирования нравственно – этических аспектов личности. В процессе самооценки дети самостоятельно определяли, насколько каждому из них присущи те или иные нравственно – этические качества. Отрадно наблюдать, как повышается дисциплинированность, общительность, чувствительность и падает тревожность, подозрительность и беспечность. В 3м классе перед нами стоит новая задача – узнать о тех основах, на которых стоит человек Вера – это основа его духовной жизни. Надежда – укрепляет его волю. Любовь – делает чистыми его чувства. София – так в старину наши предки именовали мудрость и премудрость. Изучение тем, соприкосновение с Истоками, поможет моим ребятамосознавать себя гражданами России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе. Они учатся объяснять, что связывает их с историей, культурой, судьбой своего народа и всей России. Позволяют испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках. Учатся совершать добрые дела, полезные другим людям, отказываясь ради них от каких – то своих желаний. Вырабатывают в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. Моя задача, как и Ваша – помочь ребёнку принять правильные жизненные ценности как ориентир для будущей жизни. Необходимо сформировать целостную картину мира, развить творчество и коммуникативные навыки. На мой взгляд, мы говорим не просто о воспитании, о формировании
ЛУУД, а о личностном росте каждого: и взрослого, и ребёнка, и умного, и не очень, и богатого, и бедного. О личностном росте, который сопровождает нас на всех этапах жизненного пути, и который позволит сформировать свободную личность. А свободная личность – это ответственная личность перед обществом, перед семьёй, перед Родиной, перед самим собой.


В раздел образования