"Истоковская педагогика" как средство формирования УУД.
Автор: Загумённых Людмила Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №43 Населённый пункт: город Томск Наименование материала: статья Тема: "Истоковская педагогика" как средство формирования УУД. Раздел: начальное образование
Добрый день, уважаемые коллеги.
Федеральный государственный образовательный стандарт
определил в качестве главных
результатов
образования
и воспитания
не
только предметные, аи
метапредметные –
универсальные
учебные
действия:
«Важнейшей
задачей
современной
системы
образования
является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение
учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Всё это достигается путём
сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Поэтому
сегодня
согласно
теме
моего
выступления
больше
внимания
будет
уделено
формированию
личностных
УУД,
которые обеспечивают
ценностно-смысловую
ориентацию
учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные
УУД обеспечивают
ценностно-смысловую
ориентацию
учащихся
(умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и
умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида
действий:
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и
ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность,
ради
чего
она
осуществляется.
Учащийся
должен
задаваться
вопросом
о
том,
«какое
значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая
ориентация
-
действие
нравственно
–
этического
оценивания
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный
моральный
выбор
на
основе
социальных и личностных ценностей.
Существует много приёмов, способов, а в настоящее время и программ для формирования
личностных УУД. Но я выбрала и реализую в работе с 2008 года программу
« Социокультурные
истоки» во внеурочной деятельности.
В системе и тематике занятий по Истокам, форме организации, методическом сопровождении всё
направлено на формирование личностных УУД. На практике мне близка технология активных форм
обучения, поэтому при реализации программы внеурочной деятельности на занятиях « Истоки» по
формированию УУД я использую следующие истоковские технологии:
- технологию присоединения;
- технологию целостного восприятия мышления;
- технологию развития мотивации;
- технологию личности;
- технологию чувствования;
- технологию группы;
- технологию развития ресурса успеха;
Содержанием программы « Истоки» являются духовно – нравственные ценности российского
народа. Ценности – это именно то, что позволяет разным людям, разным народам жить в мире,
уважении и понимании.
Мои третьеклассники с удовольствием в прошлом году,
будучи второклассниками,
знакомились с историей своей страны, узнавали более подробно о быте крестьян, о том, как они
жили и трудились. Много узнавали о братьях наших меньших, их помощи для человека на селе.
Узнавали о том, что человек старался жить в гармонии с другими людьми, с природой.
Посредством разделов « Труд Земной», « «Братья наши меньшие», « Семья» дети осмыслили
нелёгкую
жизнь
человека,
который
трудится
на
земле,
осознали
достоинства
людей
труда,
прониклись
уважением
к
ним,
научились
отличать
положительные
качества
трудолюбия.
На
занятиях часто вставал вопрос, какое значение, смысл имеет для нас, живущих в современном мире,
знание и память о наших предках.
Осмысление категорий истоковской педагогики помогает ребятам самоопределиться, дать
представление о самом себе, какими качествами я обладаю, что во мне хорошего и плохого, что для
меня главное. А это и есть формирование самоопределения и смыслообразования.
Для меня стало открытием, что у детей возникла потребность в таких занятиях, что дети ждут «
Истоки». Удивляет и радует, как меняется их мировосприятие . Например, на занятиях по проектной
деятельности, выбирая темы выступлений, дети вновь обратились к истокам. « Хорошо ли быть
добрым?»,
«
Зачем
нужна
Любовь?»,
«
Почему
мы
любим
Родину?»,
«
Я
твёрдо
верю
в
родительскую любовь». Темы сформулировали третьеклассники во время занятий без посторонней
помощи. Стало неожиданным и то, что на занятия приходят ребята из других классов .
Я не оцениваю личностные умения, могу лишь позволить сказать о степени их сформированности.
Формирование личностных УУД невозможно без формирования нравственно – этических аспектов
личности.
В процессе самооценки дети самостоятельно определяли, насколько каждому из них присущи те
или
иные
нравственно
–
этические
качества.
Отрадно
наблюдать,
как
повышается
дисциплинированность, общительность, чувствительность и падает тревожность, подозрительность
и беспечность.
В 3м классе перед нами стоит новая задача – узнать о тех основах, на которых стоит человек
Вера – это основа его духовной жизни. Надежда – укрепляет его волю. Любовь – делает чистыми
его чувства. София – так в старину наши предки именовали мудрость и премудрость.
Изучение тем, соприкосновение с Истоками, поможет моим ребятамосознавать себя гражданами
России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе. Они учатся объяснять, что
связывает их с историей, культурой, судьбой своего народа и всей России. Позволяют испытывать
чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти
чувства в добрых поступках. Учатся совершать добрые дела, полезные другим людям, отказываясь
ради них от каких – то своих желаний. Вырабатывают в противоречивых конфликтных ситуациях
правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
Моя задача, как и Ваша – помочь ребёнку принять правильные жизненные ценности как ориентир
для будущей жизни. Необходимо сформировать целостную картину мира, развить творчество и
коммуникативные навыки. На мой взгляд, мы говорим не просто о воспитании, о формировании
ЛУУД, а о личностном росте каждого: и взрослого, и ребёнка, и умного, и не очень, и богатого, и
бедного. О личностном росте, который сопровождает нас на всех этапах жизненного пути, и
который позволит сформировать свободную личность. А свободная личность – это ответственная
личность перед обществом, перед семьёй, перед Родиной, перед самим собой.