Автор: Щитова Любовь Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Обдорская гимназия" Населённый пункт: г. Салехард, ЯНАО Наименование материала: Методическая разработка Тема: Учебная работа с тестами, анкетами в сервисе Гугл Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с №2
пос. Дубровка, Дубровского района Брянской области.
«Воспитание речи есть всегда
воспитание мысли»
исследователь детской речи
К . И. Чуковский
Конструирование
как средство
развития речи.
Основы
подготовки
к занятию
•
Строительный материал
пред-
ставляет собой набор разно-
образных геометрических тел
(куб, цилиндр, призма и т.д.). Он
делится на мелкий(настольный)
и крупный.
•
Во время занятий всего мате-
риала должно быть больше, чем
требуется для данной постройки
(и по элементам, и по коли-
честву),чтобы приучать детей
отбирать только необходимые
детали соответствующие их
замыслу.
Межпредметные связи в
конструктивной деятельности
Организуя детскую конструктивную
деятельность из строительных
материалов, мы используем и
разнообразные мелкие игрушки,
изображающие людей, живот-
ных, растения, транспорт, картинки,
схемы построек и многое другое
что могло бы помочь детям в
выборе образца для собственного
творчества.
Занятия по конструированию , как и другие
виды деятельности, носят коррекционную
направленность, так как они способствуют
развитию не только мелкой моторики и
планирующей функции речи , но и развитию
речевой активности у дошкольников .
Только межпредметными
связями может быть обес-
печена комплексная реа-
лизация коррекционных и
общеобразовательных задач
в нашем детском саду.
Как педагог с многолетним стажем,
я разделяю мнение психологов и
педагогов, что конструирование яв-
ляется одним из важных видов
деятельности в развитии ребенка ,
так как в его ходе в значительной
степени определяются как познава-
тельные и практические действия ,
так и дидактическое мышление .
Характер конструктивной
деятельности , ее виды исследованы
в трудах А. Р. Лурия, Л. А.
Парамоновой, Н. Н. Подъяковой, В.
Ф. Изотовой.
Исключительность конструктивной
деятельности.
•
особенность
конструктивной
деятельности заключается в
том, что она, как и игра, отвечает интересам и
потребностям ребенка
дошкольного возраста;
•
Она дает возможность действовать с геометрическими
телами, на
практике познавать их цвет
, форму, величину,
усваивать правильные названия деталей;
•
совершенствовать восприятие пространственных
отношений;
•
развивать сенсомоторику,
а это и есть
предпосылки к
формированию правильных речевых навыков
уберечь от излишнего
дидактизма , утомления,
активизирует частую смену
позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д., что
благотворно для детей с речевыми расстройствами
и не только , а и для всех детей занимающихся
конструированием.
Игровая форма занятий
способствует
развитию у
детей познавательного
интереса, позволяет
Примерные словесные
инструкции для
выполнения постройки.
•
Чтоб построить стульчик
надо два кирпичика и один
кубик (как на картинке);
•
Для постройки домика
надо взять кирпичик, кубик
и призму (представьте себе
домик);
•
Чтоб построить качели достаточно кубика, арки и цилиндра
(вспомните как вы качались на качелях);
•
Чтоб построить машину достаточно одной пластины, двух
цилиндров, один полукуб, два куба, один толстый брусок и
один маленький полукуб (посмотрите схему); и т.д.
Мотивация ребёнка конструктивной
деятельности
Выполнение детьми построек по словесному
описанию, способствует
развитию понятийной
стороны речи
, а рассказывание - поэтапного
исполнения постройки
активизирует речь детей
.
•
Выбор
конструктивной
задачи определяется игровой
проблемной ситуацией:
Кукла устала, построй ей стульчик», «Нуф-Нуф и Наф-
Наф остались без домика, построй им домик»,
Африканские звери заболели" - строим самолет и
доктора Айболита, "У котенка нет друзей" - ему нужна
помощь и мн.др.
При проигрывании и обговаривании постройки
дети не только учатся строить по образцу и показу,
но и проговаривают: как строить - что, за чем; как
лучше, чем закончить.
Этим дошкольники обогащают глагольный
словарь , учатся называть действия, упражняются в
словообразовании (приставочный способ),
развивают речевую активность .
В старшем возрасте открываются более широкие
возможности для конструктивной деятельности .
Дети учатся видеть связь между назначением
предметов и его строением, между функциями его
отдельных частей и целесообразной их
организацией в пространстве предмета.
Дети уже умеют располагать конструктор в нужной
плоскости ,
точно соединять и скреплять детали ,
сооружать устойчивые
конструкции .
Для этой работы используют "графические модели".
Дошкольники учатся анализировать их,
размышлять о важности соблюдения
последовательности выполнения работы,
о необходимости выбора нужных деталей.
У них появляется самостоятельность при решении
творческих задач,
развивается гибкость мышления .
В подготовительной к школе
группе занятия носят более
сложный характер. В них
включаются элементы
экспериментирования. Детей ста-
вят в условия свободного выбора
стратегии работы, проверки
выбранного ими способа решения
задачи и его исправления, если
способ решения не верный.
Эти занятия носят познавательный
характер. На них идет обсуждение
тем, связанных с тематическим
еженедельным планированием
По изучению словарно-лексических тем «Мебель",
«Мой посёлок", «Москва – столица России»,
«Транспорт», «Дикие, домашние животные,
животные жарких стран» и тд.
Проявление речевой активности как следствие
конструктивной деятельности
Можно много говорить об
активизации речи
при
изготовлении коллективных работ, отмечу только
некоторые важные аспекты:
•
Дошкольники распределяют роли
, договариваются,
оценивают друг друга, сравнивают, описывают,
выделяют ошибки.
•
На подобных
занятиях
дети не безразличны к работе, их
радует успех, они ищут одобрения и поддержки у
окружающих, в процессе работы у ребенка возникает
вопрос и ему отвечает сверстник. Это
развивает
товарищество
, взаимопомощь,
активизирует речь.
Таким образом к середине учебного года становятся
заметны позитивные изменения в планирующей
речи
детей
.
В результате
целенаправленной
системы работы по
конструированию можно
улучшить качественные
характеристики речевого ,
психического,
интеллектуального
Коллективные обсуждения построек, беседы,
вопросы способствуют расширению пассивного
и активного словаря.