Напоминание

Окружающий мир где зимуют птицы


Автор: Терлекчи Эвелина Сейрановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№42 "им.Эшрефа Шемьи-заде"
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Окружающий мир где зимуют птицы
Раздел: начальное образование





Назад





Окружающий мир 1класс

Тема: «Где зимуют птицы?»

Цели:
 расширить знания детей о птицах;  дать представление о перелётных и зимующих птицах;  развивать наблюдательность, воображение, речь, память;  воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к живой природе; ответственность.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
- Нам радостно, нам весело, Смеёмся мы с утра. Но вот пришло мгновение Серьёзней быть пора. Глазки прикрыли, ручки сложили, Головку опустили, ротик закрыли, И затихли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого А себя лишь одного! II.
Постановка темы, цели урока.
- Урок у нас сегодня необычный. Не покидая класса, мы отправимся в зимний лес. А по дороге я вам расскажу сказку. -Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. Первой взялась за свою волшебную кисть ЗИМА. - Посмотрите, какую чудесную картину нарисовала Зима. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и леса как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то». Днём идёт снег. Кончится - страницы чистые. Утром пройдёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали. -Чьи же следы можно увидеть в лесу? -Догадались, о ком и о чём будем говорить на уроке? (О птицах.) -Правильно. Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе, где они зимуют, и вспомним, как им помочь. III.
Работа над темой урока.

Зимующие птицы.
- Ребята, давайте вспомним, на какие две группы делятся птицы. (Зимующие и перелётные).








































Птицы

Зимующие Перелётные

(Осёдлые) (Кочующие)
- А знаете ли вы, что зимующих птиц ещё называют осёдлыми. Запомните это.
-Ребята, а для чего нам нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы, являются санитарами леса.) - Как вы считаете, что для птиц страшнее голод или холод? Почему? - Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают удалить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. - А что нужно сделать, чтобы птицы легко перенесли голод? (Подкармливать птиц.) -Посмотрите на это дерево, на нем есть кормушка, к ней слетелись птички, чтобы поклевать крошки и зёрнышки. Её мы после уроков повесим на дереве школьного двора. - Вот какие кормушки можно сделать и повесить возле дома. -А кто из вас уже повесил кормушки возле своего дома? Расскажите, какие птицы прилетаю на эту кормушку?
Ученик:
-Угадайте, кто прилетает к моей кормушке? Спинка зеленоватая, Животик желтоватый, Черненькая шапочка И полоска шарфика. ( Синица.)
Ученик:
-А ко мне прилетает вот эта птица: Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый……(воробей.)
Ученик:
Птица эта – пестровата: За ворону бы сошла,- С тем отличием, ребята, Что с боков она бела. И трещит с самого утра: «Пора! Пора!» А что пора? Такая с ней морока, когда трещит…(сорока).
Ученик:
Что за птица Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник? (Дятел.) -Его называют лесным доктором в Красной шапочке. У него длинный язык, им он достает насекомых из глубины деревьев. -Теперь эти и другие птицы будут прилетать на наши кормушки. - Мы кормушку смастерили Мы столовую открыли Пригласили птичек к нам. - Как же называют этих птиц? (Зимующими, осёдлыми). IV.
Физкультминутка.

Руки подняли и покачали, Это деревья в лесу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложим назад. V.
Работа с учебником.
- Откроем учебник, с.12. Посмотрите на зимующих птиц. Перечислите их. - Возьмём голубой карандаш и закрасим кружки возле тех птиц, которых вы видели в природе. I.
Продолжение.

Перелётные птицы.
- Как называются птицы, которые летом живут у нас, а осенью, улетают в тёплые края? (Перелётные). А ещё их называют кочующими. - А знаете ли вы этих птиц? Сейчас проверим. - Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Тёмно розовый…(скворец) - Угадайте, что за птичка- Тёмненькая - невеличка. Беленькая с живота Хвост раздвинут в два хвоста? (Ласточка) - Кто без нот и без свирели, Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежнее? Кто же это…(соловей) -На с.12 мы видим перелётных птиц. Назовите их. -Возьмем зелёный карандаши закрасим кружки возле тех птиц, которых видели в природе. -Почему их так называют? (Они совершают перелёты, перелетают из одного района земли в другой). -Где зимуют перелётные птицы? (Они улетают в теплые края). - Об этом учёные узнали с помощью маленьких колец, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал такую птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы. -На с.77 рассмотрите карту. На ней показаны места обитания ласточки и журавля в летний и зимний период. - Кто из вас знает, как называют учёных, которые изучают птиц? Орнитолог. Физминутка (для глаз).
Итог урока.
-Где же зимуют птицы? ( Перелётные птицы улетают в тёплые края, осёдлые остаются).
- Наш урок подходит к концу, я думаю, что каждый из вас открыл для себя, что-то новое, а главное, вы усвоили, что птицы - наши маленькие друзья и мы должны их беречь и охранять. - Закончить я хочу стихами:
С утра и до позднего вечера,

Освоив полянки страниц,

Хозяйствует в книжке доверчиво

Раздольная музыка птиц.

А может быть, с этого времени

Наступит иная пора-

И станет для птичьего племени

Милее ещё детвора?!

Порадуют снова пернатые

Руладами сердце и слух,

И крепче подружат с юннатами

Речушка, и роща, и луг.

От неба до мира подводного,

Давайте ж, как Родины речь,

Умом и душой благородною

Здоровье планеты беречь!

Единое многообразие

Мы будем ценить неспроста,

Любя и Европу, и Азию,

И наши родные места!
-Прочитаем фразу, которая получилась.
СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛИ!
Об этом мы должны помнить всегда! -Ребята, вы молодцы! Хорошо потрудились и за это получаете на память раскраску «Птицы», а наши гости трафареты птиц. - Спасибо всем. -


В раздел образования