Напоминание

Двигательная активность как условие улучшения состояния здоровья детей младшего школьного возраста


Автор: Швечкова Ирина Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Мухтоловская основная школа"
Населённый пункт: Мухтолово
Наименование материала: реферат
Тема: Двигательная активность как условие улучшения состояния здоровья детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мухтоловсакая основная школа»
Выполнила:
Швечкова И.А., Учитель физической культуры
Реферат на тему
Двигательная активность как условие улучшения состояния здоровья детей младшего школьного возраста
Мухтолово

2017


Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования двигательной активности

у младших школьников
……………………………………………………...6 1.1.Понятие двигательной активности……………………………………… 6 1.2. Сущность проблемы двигательной активности младших школьников……………………………………………………………………14 Вывод по 1 главе …………………………………………………………..22
Глава 2

Двигательная активность как условие улучшения состояния

здоровья детей младшего школьного возраста на уроках физической

культуры
……………………………………………………………………..24 2.1 Двигательная активность на уроках физической культуры………24 2.2. Изучение уровня развития двигательной активности у детей 3 класса…………………………………………………………….26 Вывод по 2 главе…………………………………………………………...32 Заключение…………………………………………………………………...34 Литература………...……………………………………………………….....37 2

Введение
Актуальность проблемы повышения двигательной активности учащихся младшего школьного возраста связана с дефицитом двигательной активности, который продолжает возрастать в связи с угрожающим ростом заболеваемости среди учащихся. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребёнка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей. Если эти органы и структуры не проявляют постоянной активности, то процессы их развития тормозятся и, как следствие этого, возникают разнообразные функциональные и морфологические нарушения. Вместе с тем постоянная активность является своего рода «пусковым механизмом» прогрессивного повышения функциональных возможностей детей. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Выделяют регламентированную, частично регламентированную и нерегламентированную двигательную активность. Регламентируемая двигательная активность представляет собой суммарный объём специально избираемых и направленно воздействующих на организм школьников двигательных действий (например, на уроке физической культуры). Частично регламентируемая двигательная активность – это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время туристического похода). Нерегламентируемая двигательная активность включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту). 3
Средняя норма двигательной активности, включая все её разновидности, для младших школьников должна составлять не менее 12-18 тыс. движений в сутки с обязательным включением 1-1,5 ч организованных занятий физической культурой. Двигательная деятельность – деятельность, основным компонентом которой является движение и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребёнка. Двигательная деятельность является также средством разностороннего развития детей. Двигательная деятельность, в свою очередь, включает в себя двигательные умения и навыки. Для решения многих задач физического воспитания в школе нужно знать, каков характер эволюции двигательного анализатора у детей. Современные представления о рациональном построении системы физического воспитания убеждают нас в том, что именно от развития двигательного анализатора зависит управление своими движениями, владение своим телом. Интенсивность физического развития детей, их здоровья во многом зависит от рациональной организации двигательной активности. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.
Цель работы:
определить условия развития двигательной активности детей младшего школьного возраста.
Объект

исследования
: физическое воспитание младшего школьника.
Предмет

исследования
: организация двигательной активности младших школьников, как фактор, влияющий на их физическое здоровье.
Гипотеза:
развитие двигательной активности детей младшего школьного возраста будет успешным при создании следующих условий  организация физкультурно-игровой среды; 4
 вариативность содержания и проведения форм организации двигательной активности;  дифференцированный подход к детям с разными уровнями двигательной активности.
Задачи исследования
: 1. изучить сущность понятия «двигательная активность»; 2. выявить особенности организации двигательной активности младших школьников, как фактора влияющего на их физическое здоровье; 3. изучить опыт работы по развитию двигательной активности младших школьников.
Методы

исследования
: изучение научной литературы и образовательных программ, наблюдение, обобщение, изучение опыта работы педагогов, учителей физической культуры. Значимость заключается в обобщении теоретических и практических данных и возможности их применения в практической деятельности учителей физической культуры в образовательной организации. Теоретическую основу составили положения и методики физического воспитания, о природе двигательной активности. Важное значение имели труды П.К Петрова, Ю.А.Ашмарина, Ю.Д.Железняк, А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева и другие. Значимость заключается в обобщении теоретических и практических данных и возможности их применения в практической деятельности учителей физической культуры и педагогов.
Структура работы:
исследовательская работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников. 5

Глава 1. Теоретические основы формирования двигательной активности

у младших школьников

1.1.Понятие двигательной активности
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В соответствии с этой концепцией забота о сохранении здоровья должна осуществляться на трёх уровнях: физическом, духовном и социальном. Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Физическое здоровье в светском понимании зависит от следующих основных факторов: здоровое питание, здоровый сон, разумное сочетание труда и отдыха, оптимальная физическая активность, отсутствие длительных разрушительных стрессов, благоприятная экология и т. п. Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и насколько успешно справляется со своими ежедневными обязанностями. Душевно здоровый человек оптимистичен, верит в будущее и делает всё для того, чтобы это будущее было светлым. Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социальное здоровье – это коммуникативные умения человека, его умение общаться. Душевное и социальное здоровье еще называют одним общим термином – психосоциальное здоровье [8] Все уровни здоровья тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. От чего зависит здоровье человека? Личный вклад – уже 50% здоровья. Это образ жизни человека. Генетическими факторами здоровье человека определяется на 20%, от медицины наше здоровье зависит всего на 10%, а остальные 20% определяются другими факторами (экологией, степенью благосостояния и т. д.) 6
Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей, позволяющий человеку долгие годы трудится в полную меру своих способностей, избавляющий его от болезней и недомоганий, дарящий бодрость, силу и энергию, без которых нет полнокровной радости бытия. В школьные годы, начинает формироваться образ жизни, который потом в дальнейшем изменить будет крайне трудно. Здоровый образ жизни школьника – это основа не только крепкого здоровья, но и его умственной активности, и хорошего самочувствия. Правильное питание, соблюдение режима дня, физическая активность, отказ от вредных привычек, соблюдение личной гигиены. Все это – критерии здорового образа жизни, соблюдая которые, вы сохраните свое здоровье на долгие годы. Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А. Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. [3,7] Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов . Двигательная активность - это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Проще говоря, двигательная активность - суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений. Двигательная активность измеряется в количестве израсходованной энергии в результате какой-либо деятельности в количестве 7
выполненной работы, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени. Однако по, данным некоторых авторов, у первоклассника в процессе обучения происходит сокращение двигательной активности на 50 % по сравнению с дошкольниками. Основными причинами этого являются: увеличение продолжительности образовательных занятий с преобладанием статических поз, увлечение компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач и т.д. Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более широкую власть, как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством. Совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении всего этого периода, наделяет их чувством «Я могу» и, безусловно, оказывает мощное воздействие на формирование ребенка, его самооценки. Кроме того, физические умения представляют одну из трех наиболее значимых, «престижных» областей в среде сверстников, а хорошее владение своим телом во многом определяет социальный статус ребенка. Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку основной их является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. Образовательную роль двигательных умений впервые подробно рассмотрел П.Ф. Лесгафт. Исследования в области физической культуры, психологии и педагогики показали, что правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. В младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно 8
связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер. Таким образом, систематическое школьное обучение является, как правило, той деятельностью детей, в процессе которой происходят дальнейшее развитие и постепенная перестройка их умственных (познавательных) процессов. На основе расширения и обогащения двигательного опыта совершенствуется координация движений, активно развиваются его основные виды: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание и т.д. Многообразие движений, используемых в учебном процессе, оказывает на организм учащихся двойное воздействие: специфическое и неспецифическое. Первое выражает в прямом участии двигательного анализатора в любом обучении. Второе состоит в том, что мышечная деятельность вызывает повышение тонуса коры больших полушарий мозга, создавая таким образом благоприятные условия не только для функционирования уже имеющихся связей, но и для выработки новых. В настоящее время программа физического воспитания детей младшего школьного возраста, предусматривая только три физкультурных занятия в неделю обеспечивает двигательный режим всего на 14,5 %. Однако для детей младшего школьного возраста целесообразно проводить от 6 до 15 часов организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями. В последнее время педагогика значимое место определяет здоровьесберегающим технологиям на уроке, выходом из сложившегося положения является введение различных форм двигательной активности, как во время урока, так и после. Необходимым условием гармоничного развития личности младшего школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная 9
двигательная активность, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). У младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно –сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Отрицательные последствия проявляются так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренерованого сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулось. 10
Учёные установили , что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебное заведений. Разница к концу года оказывается значительной: у мальчиков различие в росте составляет 3,2 см. в массе тела 700 гр. А у девочек – соответственно 0,9 см. и 1 кг. 300 гр. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. В литературе описаны следующие наблюдения : у школьников не занимающихся физическими упражнениями становая сила в течение года увеличивалась на 8,7 кг.; у подростков того же возраста, занимавшихся физической культурой, - на13 кг., а у занимавшихся, кроме уроков физвоспитания, ещё и спортом на 23 кг. Наглядное объяснение этому даёт следующий эксперимент. При рассмотрении под микроскопом участка мышц животного было обнаружено, что в одном мм квадратном мышцы , находящейся в покое, нащитывается от 30 до60 капиляров. На этом же участке после усиленной физ. Работы мышцы нащитывалось до 30 000 капиляров то есть в десятки раз больше. Кроме того, каждый капиляр увеличился почти в 2 раза в диаметре. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя они не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки капиляры наполняются кровью, способствуют поступлению в 11
мышцы питательных веществ. Таким образом обмен веществ при мышечный работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много раз. Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и возможно ли ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ. Нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате – так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в 12
магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость ” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких. Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими. Двигательная деятельность – это процесс, это различные способы выполнения физических упражнений, это культура вашего движения. Но мы должны культуру нашего движения привести к эталону. Человек должен правильно ходить, дышать и т.д. Но все это имеет итог, результат. Итогом культуры двигательной деятельности является формирование опорно- двигательного аппарата. Теория решает конкретную задачу изучения закономерностей формирования физической культуры на основе двигательной деятельности. Человек должен быть всесторонне развитым. Мы должны добиваться такого положения, чтобы все качества у него развивались. Это только происходит при правильной организации двигательной деятельности человека. [2, 9] 13

1.2. Сущность проблемы двигательной активности

младших школьников
Двигательная деятельность, будучи специфической формой человеческой деятельности, способствует совершенствованию организма, включая все основные средства физического воспитания. Посредством двигательной деятельности осуществляется взаимодействие организма с окружающей средой, происходит приспособление его к изменяющимся условиям среды. Тренированный к физическим нагрузкам организм становится более устойчивым к изменяющимся условиям среды, а также характеризуется специфическими особенностями функционирования отдельных физиологических систем, как в покое, так и во время нагрузки. Потребность в движении является одной из общебиологических особенностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности. На всех этапах эволюции человек формирование всех его органов и систем происходило формирование всех его органов и систем происходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, отсюда закономерна и неоспорима связь двигательной активности с состоянием здоровья человека: физического и духовного. Дефицит двигательной активности может выступать в качестве тормозящего фактора реализации интеллектуального и физического потенциала ребенка. По данным доктора медицинских наук Аршавского И. А., ребенку, с первых месяцев его существования необходимо обеспечивать определенную двигательную активность, и это – задача родителей. Получая меньше кислорода и питательных веществ (до определенного предела), младенец реагирует на это сокращением мышц. В условиях недостаточной двигательной активности рост тормозится, развитие идет медленнее.[2] Не менее важно обеспечение двигательной свободы, нормальных температурных условий. Систематические водные процедуры дают возможность к проявлению самых неожиданных, на первый взгляд, результатов. 14
Здоровье человека можно определить как состояние полного физиологического, психического и социального благополучия. Однако, главный источник развития и укрепления ресурсов здоровья человека состоит в систематической активности в течении всей жизни. В конечном счете, физическая активность должна стать необходимой составной частью образа жизни каждого человека. В процессе физической активности организм при выполнении движений «включается» весь как живая система – от клетки до коры головного мозга, при этом развертывается физиологические и биохимические процессы обеспечения энергетики движения. Это открывает широкие возможности для влияния на решение воспитательно-образовательных задач. Важно отметить, что объем двигательной активности индивидуален и зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня физического развития и подготовленности, образа жизни, условий труда и быта, географических и климатических условий, наследственных признаков. Для каждого человека определяют диапазон уровня двигательной активности, необходимого для нормального развития и функцию жирования организма, сохранения здоровья: минимальный, максимальный и оптимальный: - минимальный определяет границу, ниже которой воздействие двигательной активности не дает заметного положительного эффекта; - максимальный определяет границу, выход за пределы которой, может быть связан с чрезмерными нагрузками и отрицательными последствиями (переутомление, перетренировка); - оптимальный уровень наиболее приемлем, при нем достигается самый высокий уровень функциональный возможностей и жизнедеятельности организма. Двигательная активность в условиях предоставленной двигательной свободы, как правило, ведет к нормальному росту и развитию организма, в частности его физических качеств, а также функционального состояния сердца. Усиленная двигательная активность, вызывая значительное 15
беспокойство всех систем организма, ведет к стимулированию процесса развития, а также функциональному созреванию его систем. Режимы двигательной активности: - усиленный двигательный режим, - ограниченный двигательный режим, - резко усиленная двигательная активность, - резко ограниченная двигательная активность, Вышеуказанные режимы двигательной активности сопровождаются значительными функциональными изменениями растущего организма, их можно считать выходящими за пределы границы оптимального функционирования физиологических систем. Они являются характерными именно для данных условий взаимодействия организма с самой природой двигательной деятельности человека. Обращает на себя внимание тот факт, что эти условия двигательной активности не только по-разному влияют на функциональное развитие организма, но и выраженность этих изменений оказывается различной. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ. Нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. 16
Основой двигательного режима должны быть движения, позволяющие восполнять дефицит двигательной активности любыми возможными способами. Для этого используются самые различные виды физических упражнений. 1) Утренняя гимнастика, или зарядка,
-
это комплекс физических упражнений, выполнение которых помогает разбудить организм, зарядить силой, бодростью, энергией на целый день. Занятия надо делать под ритмическую музыку и в проветренной комнате, при открытой форточке (зимой) или открытом окне (летом). Часто родители жалуются: никак не удается заставить ребенка делать зарядку. А все дело в том, что «заставляют» от случая к случаю: сегодня делает, завтра проспал — и уже не до нее, послезавтра еще что-то помешало. А вот если бы ребенок занимался ежедневно да еще вместе с взрослыми, очень скоро заставлять и вовсе не пришлось бы — это вошло бы в привычку. Утренняя гимнастика «зарядит» ребенка на весь день хорошим настроением, поможет быстро устранить вялость и сонливость. Очень важно и то, что утренняя гимнастика доступна всем, и требует относительно мало времени. Желательно включить нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в хорошо проветренной комнате и в определенной последовательности: вначале разминка — плавные потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, потом для туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают «заминку» — успокаивающее дыхание. Во время гимнастики родители должны добиваться, чтобы ребенок выполнял упражнения четко, ритмично, без напряжения, следил за осанкой (положение плеч, головы, туловища), и дыханием (глубокое и ритмичное, вдох – носом, выдох – ртом). Гимнастику полезно завершать водными процедурами (обтирание, обливание или душ) и растиранием сухим полотенцем. 17
Продолжительность зарядки в зависимости от возраста — от 10 до 20 минут. Постепенно усложняйте упражнения и ускоряйте темп движений. Комплекс упражнений желательно менять каждые 7 —10 дней. И помните: нет лучшего стимула к зарядке, чем занимающиеся рядом родители. 2) Физкультминутки (физкультпаузы)
-
это комплексы, состоящие из 4-6 упражнений. Они помогают улучшить зрение, повысить внимание и предупредить появление. Этот вид двигательной активности обеспечивает отдых ребенка, переключает его внимание с одного вида деятельности на другой, улучшает дыхание и кровообращение. Физкультминутки проводятся примерно через 45 мин. Занятий (у младших школьников через 30-35 мин.). Общая продолжительность их – не более 3 мин. Упражнения (3-4) подбираются с учетом характера предшествующих учебных занятий. После письменной работы – это упражнения для рук, энергичные сжимания и разжимания пальцев, потряхивание кистями и т.п.; после длительного сидения – приседания, потягивания с глубоким дыханием, повороты туловища. 3) Подвижные игры и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Изучению подвижных игр в школьных программах отводится значительное место. С их помощью педагог решает многообразные педагогические задачи, связанные с обучением двигательным действиям, развитием физических способностей, формирование качеств личности школьников. В подвижных играх на воздухе дети утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит их смелости, предприимчивости, помогает самоутвердиться, проявить себя, узнать товарищей, учит считаться с коллективом, действовать в его интересах. От родителей, особенно тех, у кого дети младшего школьного возраста, требуется не только общее наблюдение за самостоятельными играми, но и реальная помощь: они могут рассказать о тех играх, в которые играли 18
сами, купить нужную книгу, наконец, принять активное участие в оборудовании спортивной площадки во дворе, обеспечить детей спортивным инвентарем: скакалками, санками, лыжами, коньками. Одна из целей самостоятельных занятий физическими упражнениями – получит элементарные спортивные навыки. Какие именно? Для самых маленьких это, в первую очередь, плавание, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на коньках, умение ездить на велосипеде и т.п. Эти навыки, как правило, просты и доступны, лишь немногие при обучении им требуют специальных знаний. 4) Ходьба и бег.

Являются доступными и широко распространёнными физическими упражнениями. Они оказывают большое влияние на разностороннее физическое развитие ребёнка, служат средством укрепления здоровья, активного отдыха, имеют большое гигиеническое значение. а) Оздоровительная ходьба

прекрасное средство физической тренировки, доступное и оказывающее благоприятное воздействие на весь организм – на органы пищеварения, железы внутренней секреции, нервную систему, дыхание. Во время прогулок работают все мышцы, хорошо вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце и т.д. Скорость ходьбы устанавливается в зависимости от вашего самочувствия, но помните, что ускоренный шаг - основа тренировочного эффекта ходьбы. Продолжительность прогулок - до 2-3 ч., расстояние - не менее 5 километров. Очень полезны семейные прогулки перед сном, а также в выходные дни. Прогулки за город, туристические походы вместе с детьми в воскресные дни будут не только приятным отдыхом, дарящим радость общения с природой, возможностью многому научить своих детей, но и значительной физической нагрузкой, тренировкой в овладении различными двигательными навыками. Прогулка позволяет, кроме того, в 19
известной степени компенсировать недельный дефицит двигательной активности. 6) Оздоровительный бег
-
является эффективным средством в борьбе с различными болезнями и в первую очередь, с сердечно - сосудистыми. Если вы решили заняться бегом, то посоветуйтесь с врачом. Вначале необходимо освоить быструю ходьбу и постепенно перейти на бег. Бегать лучше в парке, сквере, лесу, минуя жесткие покрытия (асфальт, брусчатка и т.д.), т.к. это приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата. На первых занятиях не увлекайтесь скоростью и длительностью пробежки. Вначале чередуйте легкий бег с ходьбой, а затем удлините по времени пробежки, но темп и скорость не увеличивайте. Не следует увлекаться длительными пробежками, испытывая свою волю. 7) Лыжные прогулки
-
наиболее популярный и доступный вид спорта в нашей стране, который полезен всем. Во время лыжных прогулок в работу вовлекаются все группы мышц, активизируются дыхание, сердечная деятельность и функции других органов и систем. Лес, деревья в снегу, тишина, чистый воздух и пр. - все это вызывает положительные эмоции, хорошее настроение. Регулярные занятия на лыжах и лыжные прогулки закаливают организм, оказывают положительное влияние на работу систем дыхания, кровообращения и энергообмен, повышают физическую и умственную работоспособность, развивают скоростно-силовые качества, способствуют удалению из организма холестерина, солей, укреплению нервной системы, развитию силы и выносливости. Но для этого кататься на лыжах нужно не менее 2-3 раз в неделю. 8) Плавание

один из популярных видов физической культуры и спорта. Всесторонне развивает организм, усиливает деятельности сердечно -сосудистой и дыхательной систем, повышает обменные процессы, улучшает осанку и закаливает организм. Занятия плаванием 20
воспитывают волю, решительность, трудолюбие, способствуют воспитанию физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. При спокойном плавании движения производятся мягко, ритмично, что дает возможность заниматься им до глубокой старости. 9) Езда на велосипеде

- развивает выносливость, подвижность в суставах нижних конечностей и пр. Езда по живописной местности является хорошим средством снятия психоэмоционального напряжения после рабочего дня. Продолжительность велосипедных прогулок может составлять 1-3 часа. 21

Вывод по 1 главе
Итак, все больше внимания школьные образовательные учреждения уделяют физическому воспитанию школьников и приобщению их к здоровому образу жизни. Необходимым условием гармоничного развития личности ребенка является достаточная двигательная активность. Проблема грамотного планирования и реализации программ двигательной активности и в частности утренних гимнастических упражнений является достаточно важной и нуждается в дополнительном изучении. Анализ теоретической литературы позволяет сказать, что потребность в движении является одной из общебиологических особенностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности. Дефицит двигательной активности может выступать в качестве тормозящего фактора реализации интеллектуального и физического потенциала ребенка. Важно отметить, что объем двигательной активности индивидуален. Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создает хорошее настроение. Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. Показателями физического развития выступают антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки и др.), а характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств свидетельствуют о физической подготовленности ребёнка. В зависимости от овладения основными видами движений, физических и волевых качеств младших школьников можно разделит на три группы – дети, имеющие высокий, средние и низкие показатели физической подготовленности. Эти группам свойственен и разный уровень двигательной активности, под которой понимается объём, продолжительность и содержание движений. 22
Одним из важнейших факторов целенаправленного развития двигательной активности является физическая культура, которая рассматривается как культура здоровья, телосложения и как культура двигательная, обеспечивающая развитие потребностей ребёнка в здоровой двигательной активности, проявление возможностей преодолевать безболезненно жизненные проблемы и находиться в эмоционально положительном тонусе в течение длительного времени. К младшему возрасту дети овладевают основными движениями, стремятся самостоятельно выполнять достаточно сложные упражнения. Развивающееся двигательное воображение становится одним из стимулов увеличения двигательной активности за счёт освоения способов действий с разными предметами и пособиями. 23

Глава 2

Двигательная активность как условие улучшения

состояния здоровья детей младшего школьного возраста на уроках

физической культуры

2.1 Двигательная активность на уроках физической культуры
Активность, проявляемую учащимися во время занятий, делят на познавательную и двигательную. Познавательная активность связана с проявлением учащимися внимания, восприятием ими учебного материала, с осмыслением информации, с ее запоминанием и воспроизведением. Двигательная активность связана с непосредственным выполнением физических упражнений. И при познавательной и при двигательной активности прежде всего психическая активность, а последняя находит отражение и в моторной активности. Заботясь о повышении активности учащихся на уроке, важно управлять этой активностью, подчинять ее педагогическим задачам, т. е. стимулировать организованную активность учащихся, строить урок таким образом, чтобы у учащихся не было повода и времени проявлять неорганизованную активность. Чем большее место занимает первый вид активности, тем выше организация урока. О р г а н и з о в а н н а я д в и г ат е л ь н а я а к т и в н о с т ь ш ко л ь н и ко в определяет моторную плотность урока физической культуры. Достижение высокой моторной плотности урока не должно являться самоцелью для учителя физической культуры. Во-первых, надо исходить из задач урока: повышение двигательной активности. Во-вторых, нужно учитывать ограниченные физические возможности школьников, необходимость для них периодов отдыха после выполнения серии физических упражнений. Факторы, обусловливающие активность учащихся на уроке физической культуры, исходя из двойственной природы активности человека это социальные и биологические. Которые определяют учебную активность школьников на уроке физической культуры. К социальным факторам стоит 24
отнести: особенности организации деятельности учащихся на уроке учителем, оценку деятельности учащегося на уроке со стороны учителя и товарищей, удовлетворенность учащихся уроками, наличие у них интереса к физической культуре и цели занятий физической культурой. К биобиологическим факторам прежде всего следует отнести потребность в движениях. Степень активности учащегося на уроке определяется совокупностью этих факторов, однако ведущими для разных учащихся могут быть разные факторы. Это создает неоднозначную картину проявления школьниками учебной активности, в которой учителю физической культуры для управления активности школьников требуется разобраться в каждом конкретном случае отдельно. Только тогда можно узнать, чем вызвана пассивность одного ученика и активность другого. Важно знать направленность активности школьника, какие цели она преследует: эгоистические или коллективные, общественные или антиобщественные. Иначе, заботясь о повышении активности и воспитывая таким путем трудолюбие, как одно из положительных качеств личности, можно невольно способствовать развитию других, уже отрицательных качеств. Уроки физической культуры я стараюсь проводить в основном на улице. Это влияет на организм как закаливающие процедуры. Тема: Кроссовая подготовка Цели: Обучающая. Совершенствование техники бега на короткие и длинные дистанции; совершенствование техники прыжка в длину с места. Развивающая. Развитие выносливости, скоростно-силовых качеств, быстроты реакции, подвижности суставов, слухового и зрительного внимания. Задачи: Совершенствование основных двигательных умений и навыков, необходимых для овладения техникой бега и прыжков. 25
Выполнение бега 30 м и прыжка в длину с места в соответствии с нормативными результатами. Содействие формированию волевых качеств – решимости, смелости, настойчивости. Тип урока: развивающий Методы проведения: поточный, фронтальный, групповой, игровой. Место проведения: спортивная площадка Инвентарь: скакалки, большой обруч, секундомер, карточки-задания.
2.2. Изучение уровня развития двигательной активности у детей 3

класса
В 2001 году правительством РФ было принято постановление «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». В соответствии с постановлением, каждое общеобразовательное учреждение должно вначале и по окончании учебного года провести тестирование учащихся основной и подготовительной группы по следующим тестам: бег 30 м, 1000 м, прыжок в длину с места, подтягивание в висе (мальчики) и поднимание туловища из и.п. лежа на спине за 30 секунд (девочки). Организацию мониторинга осуществляет образовательное учреждение. Контроль и сбор информации осуществляют районные отделы образования и Детско-юношеский центр «Олимпиец». С целью изучения особенностей формирования двигательной активности у учащихся младшего школьного возраст, проводилась систематическая и последовательная экспериментальная работа, в которой приняли участие учащиеся 3 класса в количестве 5 человек. Для организации эффективного процесса развития и коррекции двигательной сферы необходимо определить двигательный статус ребенка. Исследование двигательной деятельности ребенка возможно с самого 26
раннего возраста, что позволяет своевременно определить уровень и диагностику его общего развития. Двигательная активность нормируется по объему и интенсивности движений, а также по продолжительности двигательного компонента в режиме дня. Объем движений определяется количеством шагов в сутки или в определенный отрезок времени. Для детей 3 лет количество шагов в сутки должно составлять 9-9,5 тысяч, 4 лет – 10-10,5 тысяч, 5 лет – 11-12 тысяч, 6 лет – 13-13,5 тысяч, 7 лет – 14,5-15 тысяч, 8 лет – 15,5-16 тысяч, 9 лет – 16,5- 17 тысяч. Для качественного и количественного анализа режимов двигательной активности была проведена методика «шагометрия». Результаты методики «Шагометрия» у младших школьников Таблица № 1 №Список детейПоказатели шагометрии 1 Ксения Ч 14556 2 Мария П 13021 3 Алина П 12072 4 Мария Ж 14920 5 Эльвира К 12129 Анализ результатов методики «шагометрия» подтвердил существующее в литературе мнение о влиянии сезонов года, возраста и пола испытуемых на количество шагов, совершаемых детьми в сутки. Диапазон средних значений показателей шагометрии представлен в таблице 2. Диапазон средних значений показателей шагометрии (к-во шагов) Таблица № 2 Возраст (лет)Девочки 8 11587 – 15130 27
9 13240 – 15660 Таким образом, среди детей, принимавших участие в констатирующем эксперименте, преобладающее большинство показали значительное снижение двигательной активности. С целью определения эффективности осуществленной физической подготовки учащихся младшего школьного возраста, мной были просмотрены и проанализированы три урока физической культуры. Показателем интенсивности двигательной активности является частота сердечных сокращений. Измерение частоты сердечных сокращений осуществлялась до урока, после вводной части (разминки), основной части (основные движения), заключительной части (медленный бег, упражнения на восстановление дыхания), после занятий. Изменение частоты сердечных сокращений на первом физкультурном занятии Таблица № 3 №Список детей Показатели пульса До урока Вводная часть Основная часть Заключительная часть После урока 1 Ксения Ч 61 61 88 89 65 2 Мария П 59 60 87 85 68 3 Алина П 56 57 88 87 71 4 Мария Ж 62 63 91 88 73 5 Эльвира К 60 62 95 93 81 6 Средний показатель 60 60 90 88 71
Изменение

частоты

сердечных

сокращений

на

втором

уроке

физической культуры
Таблица № 4 Список Показатели пульса 28
детей До урока Вводная часть Основная часть Заключительная часть После урока Ксения Ч 60 65 92 78 69 Мария П 59 62 98 82 67 Алина П 60 63 96 86 66 Мария Ж 61 67 93 84 65 Эльвира К 57 64 95 91 64 Средний показатель
59

64

94

84

66

Изменение

частоты

сердечных

сокращений

на

третьем

уроке

физической культуры
Таблица № 5 Список детей Показатели пульса До урока Вводная часть Основная часть Заключительная часть После урока Ксения Ч 60 90 76 62 61 Мария П 54 87 82 68 62 Алина П 58 90 91 71 62 Мария Ж 62 90 84 73 64 Эльвира К 58 93 93 78 62 Средний показатель
58

90

85

70

62

Показатели частоты сердечных сокращений
Диаграмма 1 29
Из представленной выше диаграммы видно, что все 3 урока представленные на графике, были организованы методически верно, грамотно, учитель верно подобрал упражнения для вводной и основной части, использовал нужную дозировку (количество повторений), включая в основную часть упражнения высокой степени подвижности, что отразилось на моторной плотности занятия. Ещё одним способом изучения двигательной активности является расчет показателей продолжительности двигательного компонента в течение дня.
Показатели продолжительности двигательного компонента

в течение дня
Таблица № 8 Динамический и статический компонент в течение дня Двигательный компонент 1ч.45мин. 25 % Состояние покоя 5ч.15мин. 75 % 30
Из данных, приведённых в таблице 8 видно, что у пяти детей данного класса на двигательную активность отводится всего 25% времени, что говорит о наметившейся тенденции к развитию гипокинезии (состояние недостаточной двигательной активности организма с ограничением темпа и объёма движений). 31

Вывод по 2 главе
Таким образом, данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о наличии у учащихся данного класса значительного снижения показателей двигательной активности, что негативно сказывается не только на моторном, физическом развитии, но и приводит к ухудшению работоспособности, усидчивости, познавательной активности. Оценка вклада каждого уровня двигательной деятельности в суточную двигательную активность и определение взаимосвязи этих величин с показателями соматического здоровья позволяет внести соответствующие изменения в режим двигательной активности с целью достижения и поддержания у детей стабильного уровня здоровья. Педагоги стараются организовать режим двигательной активности младших школьников с учётом индивидуального уровня физического развития. С помощью тестов определяется степень сформированности у детей навыков основных видов движений (бег, метание, лазание, прыжки, поднимание туловища), развитие физических и волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, гибкость и.т.д.) Уровни развития двигательной активности детей педагоги совместно определяют методом шагометрии и с помощью наблюдения по показателям продолжительности объёма и продолжительности движений. Наблюдения ведутся за двигательной активностью детей в ходе уроков физической культуры и во время ходьбы в школу и домой. Беря во внимание эти данные, педагоги проводят воспитательно- образовательную работу по обогащению двигательной активности младших школьников, которая включает следующие направления: 1. Обогащение детей элементарными знаниями о многообразии физических и спортивных упражнений. 2. Создание разнообразной физкультурно-игровой среды, направленной на оптимизацию двигательной активности. 32
В течение учебного года организуются различные формы двигательной активности детей, содержание которых постоянно обновляется. Более половины уроков по физической культуре - это игровые занятия, которые строятся на основе подвижных игр в разной степени интенсивности. Эти уроки доставляют многим детям удовольствие, так как они включают упражнения игрового, имитационного характера.
Заключение
33
Занятия спортом.

Прежде чем разрешить заниматься в какой-либо секции или спортивной школе, нужно определить, какой вид спорта больше подходит ребенку. Родители должны учесть индивидуальные особенности – конституционные, физические, психические качества его характера, темпы развития. И непременно посоветоваться с участковым врачом и учителем физической культуры. Большое значение имеет также интерес ребенка к определенному виду спорта. Но, конечно, основной выбор за специалистами, тренерами при отборе в секции. Если же ребенка приняли в спортивную секцию, ДЮСШ родители должны проследить за соответствующими изменениями в его режиме дня. Опасения о перегрузке детей, занимающихся в секциях, необоснованны. При правильной организации режима, занятия в спортивных секциях хорошо вписываются в распорядок дня, не нарушая нормативов основных режимных моментов. Контроль над физическими нагрузками на тренировках и соревнованиях осуществляется медицинскими работниками. Родители должны проявлять интерес к спортивным занятиям детей, поощрять их первые победы. Утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры – те формы двигательного режима, которые могут организовать и проконтролировать родители. В течение учебного года время на физкультурные мероприятия в режиме дня распределяются примерно так, как указано в таблице:
Физкультурные

мероприятия в режиме дня

Продолжительность
Утренняя гимнастика 10-15 мин Гимнастика до уроков в школе 10-20 мин Физкультминутки в школе 6-12 мин Игры и развлечения на переменах 15-20 мин Физкультминутки дома 10 мин 34
Самостоятельные занятия играми и физическими упражнениями дома 2,5-3 часа В дни школьных каникул распорядок дня школьников должен быть построен так, чтобы школьникам можно было максимальное время находиться на воздухе, заниматься спортивными и подвижными играми. Эффективность занятий физической культурой в семье будет по- настоящему высокой лишь при последовательном, ежедневном их проведении без скидок на занятость, усталость и т.п. И конечно, все наставления родителей о пользе и значении утренней гимнастики, закаливания, занятий спортом останутся словами, если они сами не будут следовать им. Личный пример родителей лучше всяких наставлений. Именно от родителей, от того, насколько они возьмутся за дело, зависит физическое здоровье и развитие детей.

Пожалуйста, не думайте, что, подрастая, он будет вас безоговорочно слушаться и беспрекословно выполнять все указания. Он еще будет и внимательно наблюдать за вами, сопоставляя ваш приказ и ваши действия. Если папа скажет: «Делай зарядку», а сам останется лежать в постели, в скором будущем сын перестанет делать зарядку. Поэтому, продолжая сохранять двигательную активность, вы своим примером приучите к тому же и своего ребенка. Если вас не обидит такой пример, то мы уточним нашу мысль: этим вы готовите себе учителя в будущем. Не жалейте сил и энергии для воспитания своего ребенка в таком духе. Можете не сомневаться: придет время, и вам будет лень вставать, лень делать зарядку. Но дети не дадут вам пребывать в таком благодушии. Так будет, и надо быть благодарным детям за это посеянное вами стремление.
Здоровые дети могут быть только у здоровых родителей!
35
Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодёжи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Из опыта работы
Формы организации двигательной активности:
● Гимнастика до учебных занятий ● Физкультминутки на всех уроках ● Подвижные игры на переменах ● Занятия и прогулки на свежем воздухе ● Дни здоровья ● Занятия в кружках и спортивных секциях ● Массовые и культурно оздоровительные мероприятия ● Стандартные и нестандартные уроки по физической культуре В своей работе я стараюсь использовать разнообразные формы организации двигательной активности учащихся как на уроке, и во внеклассной работе. Я считаю, что повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой является одной из задач учителя. С этой целью в своей работе я использую подвижные игры и эстафеты, начиная с младшего школьного возраста. Школьникам гораздо больше нравится играть, чем заставлять себя активно и настойчиво учиться. Здесь стоит задача грамотно и умело включать ситуационно-подходящие подвижные игры в свои уроки. Игры особенно полезны на этапе начального освоения физических упражнений… 36

Литература
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания под редакцией. Б.А.Ашмарина. – М.: - Просвещение, 1990 – 287 с. 2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: ФиС, 1978-223 с. 3. Аршавский, И.А. Ваш малыш может не болеть [Текст]: физкультура для здоровья / И.А. Аршавский; - М.: Советский спорт, 1990 - 30 с. 4. Абзалов Р.А., Абзалов Н.И. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебное пособие.- Казань, изд-во "Вестфалика", 2013- 202 с. 5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна ; – М., 1997 - 348 с. 6. Виленский М.Я., Лях В.И. Программа: Физическая культура. Рабочие программы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Лях В.И. – М.: Просвещение, 2011 – 104 с. 7. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: "Академия", 2013-288 с. 8. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. СПБ, Питер, 2000 – 385 с. 9. Карпов А.М. Здравствуйте, если хотите. Образовательные основы интеграции медицины, экологии, образа жизни и власти./ Казань, 2008- 224 с. 10.Коробейников Н.К., А.А.Михеев, И.Г.Николенко, Физическое воспитание. М., Высшая школа, 1989 – 384 с. 11. Козин А.М. Здоровьесберегающая физкультура в школе. Челябинск, ЧГУ, 2000 – 321 с. 12.Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008-146 с. 37
13.Коссов Б.Б. Психомоторное развитее младших школьников. М., Наука, 1999 – 254 с. 14.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1978-272 с. 15.Лесгафт П.Ф.Руководство по физическому образованию детей школьного возраста Полн. собр. соч.- т.1.- М.: Просвещение, 1951- 795 с. 16.Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы, М., «Просвещение» 2001. 17.Макаренко А.С. Журнал "Педагогика" 2002 - 77 с. 18.Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983 – 240 с. 19.Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 199 - 543 с, 20.Матвеев А.П. Физическая культура. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П.Матвеева: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.П. Матвеев.- М.: Просвещение, 2011. 21.Матвеев А.П. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы/А.П.Матвеев.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2009. 22.Матвеев А.П., С.Б.Мельников Методика физического воспитания с основами теории, Просвещение 1991 г. 23.Нестеров В.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков. Хабаровск, ДВГАФК, 2001 – 90 с. 24.Петров П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы. - М.: Изд-во ВЛАДОС_ПРЕСС, 2003-112 с. 25.Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М., Детская лит-ра, 1989 – 367 с. 26.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: 1979 – 640 с. 27.Чекалов В.А, Оптимизация психомоторного развития младших школьников. М., Наука, 2002-276 с. 28.Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания под редакцией Б.М.Шияна. М.: Просвещение, 1988.-224 с. 38
В настоящее время федеральным министерством образования рекомендовано несколько
примерных
образовательных программ. 29.Матвеев А.П. и др. Физическая культура // программа для учащихся 1-4 классов. М. Дрофа, 2006 г. 30.Матвеев А.П. и др. Физическая культура // программа для учащихся основной (5-9 класс) и средней (полной) школы (10-11 класс). М. Дрофа, 2006 г. 31.Петров П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы. - М.: Изд-во ВЛАДОС_ПРЕСС, 2003-112 с. 32.Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания (для учащихся 1-11 классов). М., Просвещение, 2004 г. 33.Чичикин В.Т. Региональная программа для учащихся 1-4 классов (основной и подготовительной медицинских групп). Н.Новгород, 2002 г. 34.Матвеев А.П. и др. Федеральная программа для учащихся 1-11 классов специальной медицинской группы. (М, Дрофа, 2004 г.). 39


В раздел образования