Система работы с родителями: новые подходы к воспитательному процессу.
Автор: Повненькая Ирина Борисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Побединская МБОУ СОШ №4 Населённый пункт: Республика Адыгея, Майкопский район, П.Победа Наименование материала: Из опыта работы. Тема: Система работы с родителями: новые подходы к воспитательному процессу. Раздел: начальное образование
новые подходы к воспитательному процессу».
Повненькая Ирина Борисовна
учитель начальных классов,
высшая квалификационная
категория.
П. Победа майкопский район.
2
Майкоп - 2014
(Слайд 2)
Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей.
В. А. Сухомлинский.
Педагогическая
культура
родителей
–
один
из
самых
действенных
факторов
духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации
младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из
важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу
этого повышение педагогической культуры родителей я рассматриваю как
одно
из
важнейших
направлений
в
работе
по
духовно
–
нравственному
воспитанию.
С
введением
Федерального
государственного
стандарта
большое
внимание
уделяется
работе
с
родителями.
Следовательно,
необходимо
проводить
работу
по
педагогическому
просвещению
и
образованию
родителей, по укреплению сотрудничества с родителями.
(Слайд 3)
Система работы по повышению педагогической культуры родителей
основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
сочетание
педагогического
просвещения
с
педагогиче ским
самообразованием родителей;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития
педагогической культуры каждого из родителей;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания
детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Работа
с
родителями,
как
и
всякая
работа
в
образовательном
учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к
3
случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, а
дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать
не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько
общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе
искать пути и способы их решения
.
Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе
представлять
типы
семей,
различающиеся
по
своим
ценностным
ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения
в
семье
могут
повлиять
на
личностное
развитие
ребенка,
его
характер,
поведенческие реакции.
(Слайд 4)
Основные направления сотрудничества учителя с родителями:
1. Стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи
(наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование).
2. Психолого – педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары,
индивидуальные консультации, практикумы).
3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские
собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-
технической базы).
4.
Участие
родителей
в
управлении
учебно-воспитательным
процессом
(управляющий Совет школы, родительский комитет).
(Слайд 5)
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на
повышение
педагогической
культуры
родителей,
на
укрепление
взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями
Традиционные
Нетрадиционные
Родительские собрания.
Общеклассные и общешкольные
Родительские тренинги.
Дискуссии.
4
конференции.
Индивидуальные консультации
педагога.
Посещения на дому.
Психологические разминки.
Круглые столы.
Устные журналы.
Практикумы.
Родительские вечера.
Родительские чтения.
Родительские ринги.
Задача
каждого
классного
руководителя
–
стать
для
родителей
помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе
детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи.
В
своей
работе
я
использую
разные
формы
сотрудничества
с
родителями. Хотелось бы остановиться на родительских собраниях.
(Слайд 6)
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса,
планирование воспитательной работы, определение путей тесного
сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических
проблем.
(Слайд 7)
Рекомендации по проведению родительских собраний.
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать
ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:
анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей
учащихся.
Чтобы родители пришли на собрание, нужно их заинтересовать. Для
этого, во первых, мы вместе с детьми делаем пригласительные билеты для
5
родителей. Также интересным моментом на родительском собрании является
использование метафор и сказок.
Сейчас
я
покажу
фрагмент
родительского
собрания
на
котором
использовала всем нам известную сказку «Колобок».
(Слайд 8)
Жили – были дед и бабка и не было у них детей. Говорит дед бабке,
слепи ка ты колобок.
(Слайд 9)
Отсюда следует первая заповедь:
Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.
(Слайд 10)
Положила бабка колобка на окошко остудить.
Отсюда следует вторая заповедь:
Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
(Слайд 11)
Покатился колобок по тропинке и встретил зайца, волка, медведя.
Отсюда следует третья заповедь:
Научите ребёнка общаться с окружающим миром.
(Слайд 12)
Покатился колобок дальше и встретил хитрую, лукавую лису.
Отсюда следует четвёртая заповедь:
Научите ребёнка различать добро и зло, истинные намерения людей.
(Слайд 13)
Съела его хитрая лисица.
Отсюда следует пятая заповедь:
Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для
жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
Литература
6
1.
Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в
школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2012г
2.
Журнал “Классный руководитель” (1997–2012 гг.)
3.
Кузнецова
Л.В.
Воспитательная
работа
в
школе.
М.
“Школьная
пресса”, 2014г..
4.
Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр
“Педагогический поиск”, 2010г..
5.
Созонов
В.П.
Организация
воспитательной
работы
в
классе.
М.
“Педагогический поиск”, 2013г.