Напоминание

Система работы с родителями: новые подходы к воспитательному процессу.


Автор: Повненькая Ирина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Побединская МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: Республика Адыгея, Майкопский район, П.Победа
Наименование материала: Из опыта работы.
Тема: Система работы с родителями: новые подходы к воспитательному процессу.
Раздел: начальное образование





Назад




1
«Система работы с родителями:

новые подходы к воспитательному процессу».
Повненькая Ирина Борисовна учитель начальных классов, высшая квалификационная категория. П. Победа майкопский район.
2 Майкоп - 2014 (Слайд 2) Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. В. А. Сухомлинский. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей я рассматриваю как одно из важнейших направлений в работе по духовно – нравственному воспитанию. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Следовательно, необходимо проводить работу по педагогическому просвещению и образованию родителей, по укреплению сотрудничества с родителями. (Слайд 3) Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:  совместная педагогическая деятельность семьи и школы;  сочетание педагогического просвещения с педагогиче ским самообразованием родителей;  педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;  поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;  содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;  опора на положительный опыт семейного воспитания. Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к
3 случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения . Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. (Слайд 4) Основные направления сотрудничества учителя с родителями: 1. Стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). 2. Психолого – педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы). 3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально- технической базы). 4. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (управляющий Совет школы, родительский комитет). (Слайд 5) Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование. Формы работы с родителями Традиционные Нетрадиционные Родительские собрания. Общеклассные и общешкольные Родительские тренинги. Дискуссии.
4 конференции. Индивидуальные консультации педагога. Посещения на дому. Психологические разминки. Круглые столы. Устные журналы. Практикумы. Родительские вечера. Родительские чтения. Родительские ринги. Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями. Хотелось бы остановиться на родительских собраниях. (Слайд 6) Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем. (Слайд 7) Рекомендации по проведению родительских собраний. 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Чтобы родители пришли на собрание, нужно их заинтересовать. Для этого, во первых, мы вместе с детьми делаем пригласительные билеты для
5 родителей. Также интересным моментом на родительском собрании является использование метафор и сказок. Сейчас я покажу фрагмент родительского собрания на котором использовала всем нам известную сказку «Колобок». (Слайд 8) Жили – были дед и бабка и не было у них детей. Говорит дед бабке, слепи ка ты колобок. (Слайд 9) Отсюда следует первая заповедь: Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным. (Слайд 10) Положила бабка колобка на окошко остудить. Отсюда следует вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра. (Слайд 11) Покатился колобок по тропинке и встретил зайца, волка, медведя. Отсюда следует третья заповедь: Научите ребёнка общаться с окружающим миром. (Слайд 12) Покатился колобок дальше и встретил хитрую, лукавую лису. Отсюда следует четвёртая заповедь: Научите ребёнка различать добро и зло, истинные намерения людей. (Слайд 13) Съела его хитрая лисица. Отсюда следует пятая заповедь: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
Литература

6 1. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2012г 2. Журнал “Классный руководитель” (1997–2012 гг.) 3. Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2014г.. 4. Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2010г.. 5. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М. “Педагогический поиск”, 2013г.


В раздел образования