Напоминание

Технологическая карта урока "Разнообразие растений"


Автор: Токарева Елена Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Академическая гимназия №56" Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока "Разнообразие растений"
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая карта урока

ФИО ___
Токарева Елена Алексеевна
______________________

Район, ОУ ___
ГБОУ «Академическая гимназия №56»
________

УМК _ «
Школа России
» ________________________________

Предмет __
окружающий мир
_____________________________

Класс _____
3
_____________________________

Тема:
Разнообразие растений
Тип :
освоение нового материала
Цель урока:
познакомить с основной классификацией растений.
Планируемые результаты

Предметные:
Ученик научится:  различать группы растений по их строению ;  классифицировать растения. .
Метапредметные:

Коммуникативные:
Ученик научится:  слушать партнера по общению и вести диалог;  строить понятные для партнёра высказывания;  договариваться и приходить к общему решению;  интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседником; .
Познавательные:
 ориентироваться в своей системе знаний;  находить ответы на вопросы в тексте;  преобразовывать информацию в таблицу;  использовать сведения из энциклопедии и атласа-определителя «От земли до неба»;  уметь работать с информацией в малых группах;  уметь анализировать, классифицировать найденную информацию.
Регулятивные:
 определять и формулировать учебную задачу на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с
Личностные:
Формировать у учащихся:  положительное отношение к школе и учебной деятельности;  п от р е б н о с т ь с от руд н и ч е с т в а с о взрослыми и сверстниками в ходе работы в паре, группе, со взрослым;  п р а в и л а р а б о т ы в г р у п п е , д о б р ож е л ат е л ь н о е от н о ш е н и е к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -
поставленной задачей;  уметь принимать и сохранять учебную задачу;  осуществлять проверку при работе в паре;  оценивать результаты своей деятельности.
Основные понятия
Разнообразие растений, группы растений, классификация, ботаника.
Ресурсы:

Информационный материал
: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник ч.1, с.69-73. 2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 3 класс, ч.2, с. 39-40. 3. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба», с.78, 81,83,85. 4. Плешаков А.А. Зелёные страницы. «Подружись с крапивой», с. 23.
Раздаточный материал
: рабочие листы для каждого ученика, таблицы для групповой работы; картинки с представителями каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения; текст о каждой группе растений.
Видеоматериал
: слайд-шоу; презентация
Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к деятельности

Психологически настраивает учащихся на урок.
- Улыбнитесь. Пусть этот урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и удачи! Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.
Актуализация необходимых знаний


-Отгадайте, о чём идёт речь? Почва – это то, о чём необходимо заботиться. При правильном уходе за ней можно получить «золотой урожай». (Почва.) -Назовите главное свойство почвы. (Плодородие.) -Где используется это свойство почвы. (В растениеводстве.) -Всем ли растениям нужна почва? (нет)
-
Есть растения, которые живут на деревьях, болотах, в воде. Давайте посмотрим, как прекрасен и разнообразен мир растений. Слайд-шоу. Разгадывают загадку. Отвечают на вопросы.
-Попробуйте сформулировать тему урока. (Разнообразие растений.) -Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали выражение « Растения – зеленая одежда Земли». - Как вы понимаете это выражение? -И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой! Работа с таблицей. Учитель заполняет 1 и 2 столбики таблицы.
-
На какие группы можно разделить все растения? (Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные. Культурные и дикорастущие.) -Что вы хотите узнать о растениях? - На какие ещё группы можно разделить все растения? -Какие учебные задачи поставим перед собой? Учебные задачи: -узнать, на какие группы учёные делят царство растений; -учиться классифицировать растения; -определять растения с помощью атласа-определителя. Формулируют с помощью учителя тему урока. Объясняют смысл выражения. Рассматривают картинку с зелёным нарядом планеты на рабочем листе. Отвечают на вопросы. Формулирование учебных задач.
Организация познавательной деятельности
Знаю Хочу узнать Узнал

-
Прочитайте первое задание на рабочем листе. 1.Предположите, верны ли эти утверждения. Обведи «да» или «нет». -Подчеркните главные слова в инструкции. Наука о растениях называется ботаникой. Да Нет У мхов не бывает корней. Да Нет Водоросли – это жители воды. Да Нет Плодов у папоротников не бывает. Да Нет Хвоинки – это листья. Да Нет У хвойных растений на месте плодов образуются шишки. Да Нет Цветковые растения наиболее разнообразны. Да Нет -Поднимите руки те, у кого все утверждения неверные. У кого есть верные и неверные? А у кого все утверждения верные? -Как можно проверить ваши ответы? (С помощью учебника.) -А теперь откройте учебник на стр. 70 .Прочитайте текст и проверьте свою работу.Правильные ответы обведите зелёной ручкой. -Проверьте, все утверждения верные.(Слайд.)
Работа с учебником.

-
Как называется наука о растениях?(Ботаника ) -На какие группы учёные-ботаники делят царство растений? ( Водоросли, мхи и др.). -По каким признакам учёные разделили все растения на группы? (По наличию стебля, листьев, плодов и семян, т.е. по строению растения) -Как определить, к какой группе относится растение? ( Надо знать строение растений каждой группы, надо изучить каждую группу) -Чтобы легче классифицировать растение, давайте всю информацию о каждой группе соберём в таблицу. Читают задание, подчёркивают главные слова в инструкции. Делают предположения. Читают статью в учебнике. Самопроверка предположений. Находят ответы на вопросы в учебнике.

Работа в четвёрках.
-Сейчас каждая четвёрка ботаников будет изучать указанную на листе группу растений, пользуясь текстом учебника, атласом- определителем “От земли до неба” и Энциклопедией для детей. Результаты исследования надо занести в таблицу и по плану рассказать о своей группе растений.
Работа скарточками.
-А вам ,мои помощники, я предлагаю поработать с текстом из Детской энциклопедии и, выполнив задание, найти интересную информацию о группе. Проверка работы четвёрок. Результаты исследования заносятся в таблицу. Выслушиваются помощники. Группа растений Корень Стебель Листья Плоды и семена Представители группы Водоросли - - - - Морская капуста,багрянки Мхи - + + - Кукушкин лён, сфагнум Папоротники + + + _ Орляк, голокучник Хвойные + + В виде иголок (хвоя) Семена образуются в шишках Можжевельник, туя Цветковые + + + Из цветков образуются плоды с семенами Клён , рябина -С какой целью мы изучали так подробно каждую группу? (Чтобы классифицировать растения)
ФИЗМИНУТКА
Работают в четвёрках. Находят информацию. Заполняют таблицу. Рассказывают о своей группе по плану. Находят информацию в тексте из Детской энциклопедии. Каждый ученик на своём рабочем листе заполняет таблицу.
Продолжение работы над темой.
Работа в парах.
Игра “Лото” -Предлагаю поиграть в “Лото”, но необычное. Вам надо достать из конверта картинки с растениями и в паре определить, к какой группе относится каждое растение. Вы можете пользоваться таблицей и атласом – определителем «От земли до неба» Проверка по слайду на доске. -Какую учебную задачу решали, играя в «Лото»? (Учились классифицировать растения) Виды растений На доске появляется слайд с цветковыми растениями. -Чем пожожи растения? (Цветковые растения.) -Чем отличаются растения? ( Разных видов.) -В каждой группе растений много видов. -Какие ещё виды цветковых растенгий вы знаете? (Роза, пион и др.) -Обратите внимание на то, что каждый вид имеет название, состоящее из двух слов. Такие названия им дают учёные, а мы обычно называем растения просто: одуванчик, клевер, колокольчик. Растения разных видов не похожи друг на друга. Зато все растения одного вида очень сходны между собой.
-
Как вы думаете, в какой группе больше всего видов растений? Как можно узнать об этом? (Прочитав статью в учебнике на с. 72) Самостоятельная работа. Раскладывают в парах картинки растений по группам. Отвечают на вопросы. Самостоятельно заполняют таблицу.
Используя информацию из учебной статьи (с.72), закончите заполнение таблицы.
Группы растений

Число видов
Водоросли 100 000 Мхи Папоротники Хвойные Цветковые -Какая группа растений наиболее богата видами? -В какой группе меньше всего видов?
Рефлексия деятельности
-Подведём итог урока. Знаю Хочу узнать Узнал -Что хотели узнать? - Что узнали? -Все ли учебные задачи выполнены? -Продолжите высказывание:  На этом уроке мне понравилось …  После урока мне захотелось узнать… -На следующих уроках окружающего мира мы продолжим изучать растения.
Домашнее задание
Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание.
1. В учебнике прочитать текст на с. 69-73, ответить на вопросы раздела “Проверь себя” на с. 73. 2. Заполни таблицу “Виды растений”. -Завершить урок я хочу интересной историей. (Рассказ из книги А. Плешакова «Подружись с крапивой». (с.23) Сегодня на обед будут крапивные щи, — объявила бабушка. Мы с братом переглянулись. Крапивные? -Да, да, — подтвердила бабушка. — А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы… Но щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной. Да, людям есть за что благодарить крапиву. Оказывается, из нее можно приготовить не только великолепные щи, но и много других блюд. -Вы догадались окаком растении идт речь?
Домашнее задание для любознательных
Узнай растение по отрывку текста из книги А.Плешакова “Зелёные страницы” и подготовь сообщение о пользе этого растения. Ресурсный материал к уроку
Презентация Карточки для помощников
Лист для работы в парах
Карточки для работы в четвёрках


В раздел образования