Методика начального обучения чтению с листа в классе гитары
Автор: Шипилова Наталия Юрьевна Должность: преподаватель по классу гитары Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №7" Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: методическая разработка Тема: Методика начального обучения чтению с листа в классе гитары Раздел: дополнительное образование
Методика начального обучения чтению с листа в классе гитары.
Умение читать с листа нотный текст сопровождает музыканта всю его
творческую жизнь, начиная с самых первых шагов в музыке. Развитое умение
беглого
и
грамотного
чтения
нотного
текста
создает
предпосылки
для
знакомства
музыканта
с
многообразием
музыкального
репертуара,
его
стилистическими особенностями, закрепляет необходимые исполнительские
умения и навыки, воспитывает внутренний слух.
Не всегда ученик, особенно на начальном этапе обучения, понимает
важность
освоения
навыков
чтения
с
листа.
Педагогу
необходимо
так
организовать занятия, чтобы это стало органичной частью урока. Процесс
воспитания юного музыканта должен быть единым: развитие слуха, усвоение
правильной посадки и постановки рук, звукоизвлечение, чтение нот с листа,
работа над пьесами и техническим материалом. В тех классах, где чтение с
листа не проводится, ученик, как правило, приносит на урок пьесы или
этюды с массой ошибок или пытается с первого раза учить их наизусть,
чтобы не смотреть больше в ноты. Академического часа порой не хватает на
все. Однако очень важно на начальном этапе обучения из урока в урок
задавать ученику на прочтение необходимое количество номеров.
1. Подготовительный период
Для того, чтобы пробудить у ученика интерес к музыке, следует на
начальном этапе познакомить его с такими музыкальными произведениями,
которые ему хотелось бы не только послушать, но и спеть, и в дальнейшем
сыграть. (М. Каркасси Полька, В.Козлов «С неба звездочка упала» В.Калинин
«Маленький испанец» и. т. д.).
Затем следует заняться метроритмом. Лучше всего начать на примере
марша. В дальнейшем нужно познакомить ребенка с новыми песенками и
выучить
с
ним
считалки,
поговорки,
короткие
детские
стихотворения.
Педагог проигрывает и поет песенки, а ученик повторяет их за учителем и
прохлопывает
ритм.
Затем
можно
познакомиться
с
графической
записью
ритма.
Уже
в
первых
песенках
ученик
должен
определять
размер,
темп,
характер исполнения. Можно предложить ему внимательно просмотреть без
игры всю песенку, найти знакомые ритмические рисунки, проанализировать
звуковысотную последовательность движения мелодии, внутренним слухом
представить
ее
звучание.
Необходимо
воспитывать
умение
охватывать
фразовые
построения.
Важно
также
приучить
ученика
слышать
лад
и
тональность, познакомить с разновидностями минора.
2. Чтение с листа с инструментом
К концу подготовительного периода обучения игре на гитаре ребенок
должен уметь правильно сидеть, извлекать звук, играть песенки на открытых
и закрытых струнах, знать распределение нот в первой позиции, уметь играть
арпеджио и созвучия.
К
этому
времени
можно
давать
ученику
чтение
нот
с
листа
на
инструменте
на
открытых
струнах.
Теперь
к
ритмической
графике
присоединяется звучащая нота. Если попросить ученика параллельно петь
эти простые песенки со словами, то ему уже придется не только слышать и
воспринимать звучащий образ, но и правильно интонировать.
Уже в начале обучения нужно ориентировать ученика на чередование и
точные
действия
пальцев
правой
руки.
Нужно
приучать
ученика
ориентироваться на струнах без помощи зрения. При чтении нот с листа
ученик часто забывает, особенно на начальном этапе, о расслаблении пальцев
после звукоизвлечения, о необходимости независимости их друг от друга,
еще раз напомните ему об этом.
Быстрота и точность действий обеих рук играющего на гитаре при
чтении нот с листа зависит от многих факторов. Прежде всего нужно создать
оптимальные
условия
для
глаз:
расположение
нот
должно
быть
рациональным. Пюпитр необходимо поставить на уровне грифа (ближе к
головке), и отрегулировать его на определенную высоту, чтобы в поле зрения
ученика попадали и гриф, и пальцы левой руки, и нотный текст.
Начинать читать с листа нужно с простейших коротких мелодий без
аккомпанемента
с
повторяющимися
ритмическим
рисунком
и
нотными
знаками. Необходимо помнить: прежде чем извлечь звук, следует подготовить
палец
правой
руки,
то
есть
найти
кратковременный
контакт
с
нужной
струной, после чего извлечь звук.
При совместной игре на начальном этапе следует условно разделить
действия пальцев обеих рук: на 1, 2, 3-й струнах; на 3, 4, 5-й струнах; на 4, 5,
6-й струнах. Постепенное смещение пальцев правой и левой рук от 1-й к 6-й
струне предрасполагает к более быстрому усвоению расположения нот на
грифе и технико-постановочных навыков, необходимых при игре на гитаре.
Таким
образом,
при
правильном
подборе
материала
ученик
сначала
воспринимает отдельные ноты, а в дальнейшем – музыкальные мотивы и
фразы.
С первых уроков следует вводить знаки альтерации, вначале случайные,
а затем и ключевые.
Техника игры на гитаре формируется на исполнении гаммообразных
пассажей, арпеджио, аккордов. Необходимо постепенно накапливать в памяти
ученика
типовые
формулы
гаммообразных
пассажей,
аккордов,
концентрировать его внимание на единстве звуко-моторных связей.
Постоянное сосредоточение ученика на определенных закономерностях
организации нотного материала развивает у него мышление и опережающее
видение
нотного
текста.
Следует
проводить
с
учеником
игры
«слепым»
методом – без помощи глаз находить нужные лад и струну.
Особое значение в дальнейшем имеет игра гамм в аппликатуре А.
Сеговии.
Необходимо
стараться
исполнять
гаммы
не
глядя
на
гриф,
концентрируя внимание ученика на рациональных движениях пальцев левой
руки при смене позиций и подготовке пальцев правой руки.
При чтении с листа с первых уроков необходимо вводить понимание
динамических
оттенков.
Это
позволяет
не
только
представить
характер
звучания упражнений и пьес, но и одновременно сформировать необходимые
мышечные ощущения. В простых примерах, подобранных преподавателем,
динамика
простая,
не
требующая
особой
концентрации
внимания.
В
дальнейшем
перед
учеником
встает
задача
градации
звучания piano или
forte ,
а
также
усложнение
динамических
оттенков,
что
связано
с
необходимостью
выражения
эмоционально-образной
сферы
звучания
мукзыкальных
произведений.
При
выполнении
динамических
оттенков
необходимо следить, чтобы сила прижатия струны и сила звукоизвлечения не
переходила
границы
напряжения
и
не
приводила
к
зажатости.
При
постоянном
внимании
к
динамике
звучания
инструмента
со
временем
у
ученика формируются двигательно-слуховые представления о силе звука и о
ее роли в работе над музыкальным произведением.
3. Чтение по вертикали
Прежде чем начинать учить чтению с листа по вертикали, следует
первое время давать для чтения нотный текст только с открытыми струнами,
с
широкими
интервалами
или
по
горизонтали,
но
с
участием
открытых
басовых струн. В дальнейшем постепенно добавляем прижатый бас и сужаем
интервалы. Проигрывая множество интервальных вариантов по горизонтали
и вертикали, ученик свободно и легко запоминает запись их на нотном стане
и закономерности гитарной фактуры.
Ученик также на начальном этапе обучения изучает основные формулы
арпеджио, начиная работать на открытых струнах. Многократное повторение
одних и тех же элементов приводит к аппликатурной автоматичности. На заня
тиях
постепенно
нужно
вводить
восходящие
и
нисходящие
арпеджио,
сложные арпеджио.
Навык чтения с листа по вертикали двойных нот дает возможность
перейти к чтению аккордов. Для первого чтения можно предложить ученику
трезвучия
в
узком
расположении
с
открытыми
струнами.
Внимание
его
нужно направить на правую руку. Левая рука в начале принимает менее
активное участие. Чтобы свободно читать аккорды, необходимо уверенно
знать распределение нот на грифе. Постепенно вводятся аккорды широкого
расположения.
Аккорды
из
четырех
звуков
нужно
начинать
читать
со
знакомых ученику в аппликатурном плане трезвучий
с добавлением баса.
При игре гамм играть каденции в аккордах.
4. Ансамблевая игра
Немаловажное значение для развития навыка чтения с листа имеет
активное использование ансамблевой игры. Очень полезно с первых уроков
вводить практику такого музицирования. Ансамблевая игра дисциплинирует
ритм, волю и, самое главное, приносит детям огромную радость.
5. некоторые рекомендации
На уроке специальности учитель должен часто играть своему ученику
этюды, пьесы из программы. Следует при этом заставлять ученика следить по
нотам, что очень развивает внутренний слух.
Огромное
значение
при
чтении
с
листа
на
начальном
этапе
имеет
тщательный подбор нотной литературы.
При ежедневных занятиях по чтению с листа у ученика постепенно
вырабатываются определенные слуховые и моторно-двигательные установки
на
нотный
текст.
Со
временем
ученик,
внимательно
просматривая
незнакомый материал без инструмента, в своем сознании будет создавать в
обобщенной форме все необходимые игровые действия.