Автор: Фролова Марина Евгеньевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Детская школа искусств Населённый пункт: город Камышин Наименование материала: План-конспект урока Тема: Особенности древнегреческой керамики Раздел: дополнительное образование
« Особенности древнегреческой керамики»
Методические рекомендации: Данный урок – урок по культуре Древней
Греции. Вазопись. Единственный источник ,дающий возможность изучить
живопись Древней Греции .Историей для сюжета служит мифология ,которая
в своей основе антропоморфна. Урок рассчитан на два академический часа. В
1м классе детской художественной школе.(11-12 лет)За это время мы более
подробно остановимся на непосредственно вазописи(стили, сюжеты и т .д).
На данном уроке необходима наглядность ,красочность(картинки с вазами,
будут предоставлены).Учеников надо заинтересовать тем, как делалось то
или иное произведение, что изображалось и почему это все делалось именно
так.
Практическое
задание
на
данном
уроке
-роспись
вазы.
Дети
воспользуются шаблонами (ваз, предоставленном учителем)выберут стиль и
начнут работать в этом стиле(чернофигурный ,краснофигурный,) Ваза есть
идеальным сочетанием формы и образа.
Предмет : Изобразительное искусство
Тема : Особенности древнегреческой керамики
Вид занятия : Рисование на заданную тему
Тип занятий : Комбинированный
Цели:
Обучающие: - Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись
Развивающая :- развитие познавательной и творческой активности
- развитие воображения ,фантазии и эстетического восприятия;
Воспитывающая :- Воспитание интереса и любви к мировому искусству.
Задачи:
1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз
(чернофигурной, краснофигурной и др.), их форме, декоре, о разнообразии
орнаментов.
2. Познакомить учащихся с новым понятием керамика.
3. Формировать умение работать с художественными материалами.
4. Развивать образное и логическое мышление.
5. Закрепить знания о принципах ведения работы( от простого-фона,к
сложному-мелких деталей)
6 Учить самостоятельно решать поставленную творческую задачи в
разных формах;
7 Учить анализировать свою работу и работу сверстников
Методы:
Словесные методы: объяснение,беседа;
Практический метод:6 метод иллюстраций: пособия,работы учащихся из
методического фонда,раздаточный материал.
Оборудование для преподавателя:
1
Иллюстрационный
материал
с
изображением
краснофигурных
и
чернофигурных греческих ваз.
2.Плакаты,таблицы с изображением основных видов древнегреческих ваз.
3. Силуэтные заготовки древнегреческих сосудов и их фрагментов из картона
и бумаги.
Оборудование для учащихся:
1 Краски «гуашь»
2. Кисти
3.Листы для рисования
План занятия
Теоретическая часть.
1 . Организационная часть:
А) Проверка готовности, организация рабочего места учащихся;
Б) Сообщение темы ,цели и задач занятия;
2. Обсуждение оформления упражнений;
Практическая часть.
1.
Выполнения эскиза на заданную тему
2.
Провести самоанализ полученной работы
3.
Оценка преподавателем результат работы
Ход урока
1.
Организационная часть:
А)Приветствие, проверка готовности к уроку: ученики сидят за
мольбертами, перед ними лежать нужные ,подготовленные инструменты
Б)объяснение нового материала ,необходимого для решения
поставленных задач;
В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному
решению подведению темы урока предварительно учить выполнению
отдельных шагов решения, формируя их умения постепенно.
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали.
С детства знакомы любому из вас
И Прометей, и Геракл, и Атлас.
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
Ставили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь каково
Было гончарное их мастерство!
-О чем мы будем говорить на уроке? (О гончарном мастерстве)
- - А где он находится место ,где жили древнегреческие мастера?.
- Назовите самый известный греческий город. (Афины)
- Конечно же, это Афины. Но нас интересует один из районов города -
Керамик. От названия афинского предместья Керамик, где работали
искусные гончары, И откуда же произошло слова «керамика»? (от
названия города)
- Правильно.
-Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и
само гончарное искусство.
Вот мы и подошли к теме нашего урока..
-Во время археологических раскопок было найдено множество
керамических изделий, относящихся к разным периодам развития
древнегреческого общества. Время сохранило красиво декорированные
вазы, амфоры для перевозки и хранения вина, воды, зерна, бытовую
посуду. Изображенные на этих керамических изделиях орнаменты и
сцены, позволяют получить представление о быте людей, живших
много веков назад. Особенно широко представлены различные
моменты соревнований и эпизоды мифологических сказаний на вазах,
которыми награждались победители олимпиад. С течением времени
менялся стиль росписей, орнаменты, излюбленные сюжеты, но рисунок
всегда носил графический, плоскостной характер.
Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи.
— Геометрический (1000–700 гг. до н.э.). Название говорит само за
себя, вазы были украшены геометрическими узорами. Позже между
полосами орнамента стали появляться фигуры животных и людей.
— Ковровый (с VII в. до н.э.). На изделиях этого времени можно
увидеть полихромные изображения животных и фантастических
существ в сочетании с растительным узором.
— Чернофигурный (расцветает в VI в. до н.э. в Аттике). На вазах,
глазурованных красным цветом, изображались фигуры, нанесенные
черным лаком, выполненные белой и пурпуровой краской.
Выразительные детали одежды и орнамента подчеркивались красным,
реже белым цветом. Изображались главным образом мифологические
сцены. Известные мастера того времени — Клитий, Эксекий, Амасис.
— Краснофигурный (ок. 530 г. до н.э.). В это время фон закрашивали
черной глазурью, а фигуры рисовали красным цветом. Рисунок
отличается тем, что более детально прорисованы формы и объем
изображаемых фигур. Крупные мастера — Ефроний, Дурис, так
называемый вазописец Брига.
— Роскошный (кон. V — нач. IV в. до н.э.). Для этого стиля
характерна декоративная пышность ваз, перегруженность композиции,
попытки передать перспективу ,нарушение единства изображения и
формы сосуда.
Керамические изделия были весьма разнообразны. Одни из них
использовались в качестве бытовой посуды, другие предназначались
для ритуальных и погребальных обрядов, третьи — для хранения (15):
канфар — чаша для вина (а);
ойнохоя — сосуд для разливания вина, имеющий вид одноручного
кувшина с овальным туловом и устьем в форме трилистника (б);
кратер — сосуд для смешивания вина с водой (в);
гидрия — сосуд для воды (г);
лекиф — сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд (д);
скифос — большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его
водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и
называлось «пить по-скифски» (е);
киаф — черпак для разбавленного вина (ж);
килик — самая распространенная чаша для вина (з);
амфора — сосуд, служащий для транспортировки вина и масла (и).
Древнегреческий орнамент ритмичен и строится по горизонтали.
Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на
которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем
составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде,
обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и
бытовые
сцены.
В
росписях
прославляли
именно
то,
что
больше
всего
ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.
Еще
раз
мы
посмотрим
,какие
вазы
были
в
древней
Греции.(смотрим
картинки, подготовленные учителем).И выбираем понравившийся стиль.
. 2.Обсуждение оформления упражнений ;
Выполняем задание на заданный образ с помощью наглядного пособия и
своих ассоциаций .И представим себя в роли древнегреческих художников.
Вам нужно создать и украсить вазу.
-
Сначала
вырезать
из
цветной
бумаги
форму
вазы
(
пользуясь
шаблонами),
а
затем
украсить
горлышко и
н о ж к у древнегреческим
орнаментом. Таблица с видами орнаментов у представлена на доске . В
центре
вазы
можно
изобразить олимпионика
или греческого
бога
с
символом. Кто
хочет
выполняет роспись в чернофигурном стиле либо в
краснофигурном . К концу урока вы должны будете не только расписать вазу,
но и объяснить сюжет вашей росписи по следующему плану:
1. Название сосуда
2. Стиль (краснофигурный, чернофигурный)
3. Композиция ( сюжет)
4.Оценка результатов работы
Итак,
подведем
итог
нашего
урока
Формы
контроля:
проводиться
просмотр и анализируют работы друг друга, оцениваю за качество работы и
прилежность в обучение.
. Подведение итога урока.
-Какие виды греческих ваз вы запомнили?
-Назовите стили древнегреческой вазописи.
Выставка работ и обсуждение.
Что тебе больше всего запомнилось, понравилось? Чему ты научился на
уроке?
Какие сюжеты чаще всего изображались на вазах?
Список использованной литературы:
Т.Б,Сапожникова,О,А.Коблова Методика проведения уроков
изобразительного искусства по теме «ДПИ2 в жизни человека». Москва
Педагогический университет «Первое сентября» 2007
1.А.Н. Бадак «Всемирная история», ООО «Харвест» 2007.
2.А.А. Ватагин «История древнего мира», 5 класс, «Просвещение» 2013.
3.Газета «Искусство» №21, 2001
4.Акимова
Л.И.
Искусство
древней
Греции.
Классика.
Санкт-Петербург.
«Азбука-Классика». 2007
5.Вачьянц А.М «Вариации прекрасного» МХК ,МСК Издательство «
Книголюб№ Москва 2000