Напоминание

Особенности древнегреческой керамики


Автор: Фролова Марина Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Детская школа искусств
Населённый пункт: город Камышин
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: Особенности древнегреческой керамики
Раздел: дополнительное образование





Назад





План-конспект занятия


«
Особенности древнегреческой керамики»
Методические рекомендации: Данный урок – урок по культуре Древней Греции. Вазопись. Единственный источник ,дающий возможность изучить живопись Древней Греции .Историей для сюжета служит мифология ,которая в своей основе антропоморфна. Урок рассчитан на два академический часа. В 1м классе детской художественной школе.(11-12 лет)За это время мы более подробно остановимся на непосредственно вазописи(стили, сюжеты и т .д). На данном уроке необходима наглядность ,красочность(картинки с вазами, будут предоставлены).Учеников надо заинтересовать тем, как делалось то или иное произведение, что изображалось и почему это все делалось именно так. Практическое задание на данном уроке -роспись вазы. Дети воспользуются шаблонами (ваз, предоставленном учителем)выберут стиль и начнут работать в этом стиле(чернофигурный ,краснофигурный,) Ваза есть идеальным сочетанием формы и образа.
Предмет
: Изобразительное искусство
Тема
: Особенности древнегреческой керамики
Вид занятия
: Рисование на заданную тему
Тип занятий
: Комбинированный
Цели:

Обучающие:
- Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись
Развивающая
:- развитие познавательной и творческой активности - развитие воображения ,фантазии и эстетического восприятия;
Воспитывающая
:- Воспитание интереса и любви к мировому искусству.
Задачи:
1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной, краснофигурной и др.), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов. 2. Познакомить учащихся с новым понятием керамика. 3. Формировать умение работать с художественными материалами. 4. Развивать образное и логическое мышление. 5. Закрепить знания о принципах ведения работы( от простого-фона,к сложному-мелких деталей)
6 Учить самостоятельно решать поставленную творческую задачи в разных формах; 7 Учить анализировать свою работу и работу сверстников
Методы:
Словесные методы: объяснение,беседа; Практический метод:6 метод иллюстраций: пособия,работы учащихся из методического фонда,раздаточный материал.
Оборудование для преподавателя:
1 Иллюстрационный материал с изображением краснофигурных и чернофигурных греческих ваз. 2.Плакаты,таблицы с изображением основных видов древнегреческих ваз. 3. Силуэтные заготовки древнегреческих сосудов и их фрагментов из картона и бумаги.
Оборудование для учащихся:
1 Краски «гуашь» 2. Кисти 3.Листы для рисования
План занятия

Теоретическая часть.
1
.
Организационная часть: А) Проверка готовности, организация рабочего места учащихся; Б) Сообщение темы ,цели и задач занятия; 2. Обсуждение оформления упражнений;
Практическая часть.
1. Выполнения эскиза на заданную тему 2. Провести самоанализ полученной работы 3. Оценка преподавателем результат работы
Ход урока

1.

Организационная часть:
А)Приветствие, проверка готовности к уроку: ученики сидят за мольбертами, перед ними лежать нужные ,подготовленные инструменты

Б)объяснение нового материала ,необходимого для решения

поставленных задач;
В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению подведению темы урока предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, формируя их умения постепенно. Древние греки, античные греки, Многим прославились греки навеки. Даже порой удивленье берет: Ну, до чего знаменитый народ! Храбро с врагами они воевали, Мудрые мифы они создавали. С детства знакомы любому из вас И Прометей, и Геракл, и Атлас. Древние греки моря бороздили, Время для спорта они находили, И олимпийские игры они Тоже придумали в давние дни! Строили греки театры и храмы, Ставили греки комедии, драмы. А посмотрите теперь каково Было гончарное их мастерство! -О чем мы будем говорить на уроке? (О гончарном мастерстве) - - А где он находится место ,где жили древнегреческие мастера?. - Назовите самый известный греческий город. (Афины) - Конечно же, это Афины. Но нас интересует один из районов города - Керамик. От названия афинского предместья Керамик, где работали искусные гончары, И откуда же произошло слова «керамика»? (от названия города) - Правильно. -Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство. Вот мы и подошли к теме нашего урока.. -Во время археологических раскопок было найдено множество керамических изделий, относящихся к разным периодам развития древнегреческого общества. Время сохранило красиво декорированные вазы, амфоры для перевозки и хранения вина, воды, зерна, бытовую посуду. Изображенные на этих керамических изделиях орнаменты и сцены, позволяют получить представление о быте людей, живших много веков назад. Особенно широко представлены различные моменты соревнований и эпизоды мифологических сказаний на вазах, которыми награждались победители олимпиад. С течением времени менялся стиль росписей, орнаменты, излюбленные сюжеты, но рисунок всегда носил графический, плоскостной характер.
Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи. —
Геометрический
(1000–700 гг. до н.э.). Название говорит само за себя, вазы были украшены геометрическими узорами. Позже между полосами орнамента стали появляться фигуры животных и людей. —
Ковровый
(с VII в. до н.э.). На изделиях этого времени можно увидеть полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором. —
Чернофигурный
(расцветает в VI в. до н.э. в Аттике). На вазах, глазурованных красным цветом, изображались фигуры, нанесенные черным лаком, выполненные белой и пурпуровой краской. Выразительные детали одежды и орнамента подчеркивались красным, реже белым цветом. Изображались главным образом мифологические сцены. Известные мастера того времени — Клитий, Эксекий, Амасис. —
Краснофигурный
(ок. 530 г. до н.э.). В это время фон закрашивали черной глазурью, а фигуры рисовали красным цветом. Рисунок отличается тем, что более детально прорисованы формы и объем изображаемых фигур. Крупные мастера — Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига. —
Роскошный
(кон. V — нач. IV в. до н.э.). Для этого стиля характерна декоративная пышность ваз, перегруженность композиции, попытки передать перспективу ,нарушение единства изображения и формы сосуда. Керамические изделия были весьма разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие предназначались для ритуальных и погребальных обрядов, третьи — для хранения (15):
канфар
— чаша для вина (а);
ойнохоя
— сосуд для разливания вина, имеющий вид одноручного кувшина с овальным туловом и устьем в форме трилистника (б);
кратер
— сосуд для смешивания вина с водой (в); гидрия — сосуд для воды (г);
лекиф
— сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд (д);
скифос
— большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски» (е);
киаф
— черпак для разбавленного вина (ж);
килик
— самая распространенная чаша для вина (з);
амфора
— сосуд, служащий для транспортировки вина и масла (и). Древнегреческий орнамент ритмичен и строится по горизонтали. Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.
Еще раз мы посмотрим ,какие вазы были в древней Греции.(смотрим картинки, подготовленные учителем).И выбираем понравившийся стиль. .
2.Обсуждение оформления упражнений
; Выполняем задание на заданный образ с помощью наглядного пособия и своих ассоциаций .И представим себя в роли древнегреческих художников. Вам нужно создать и украсить вазу. - Сначала вырезать из цветной бумаги форму вазы ( пользуясь шаблонами), а затем украсить горлышко и н о ж к у древнегреческим орнаментом. Таблица с видами орнаментов у представлена на доске . В центре вазы можно изобразить олимпионика или греческого бога с символом. Кто хочет выполняет роспись в чернофигурном стиле либо в краснофигурном . К концу урока вы должны будете не только расписать вазу, но и объяснить сюжет вашей росписи по следующему плану: 1. Название сосуда 2. Стиль (краснофигурный, чернофигурный) 3. Композиция ( сюжет)
4.Оценка результатов работы
Итак, подведем итог нашего урока Формы контроля: проводиться просмотр и анализируют работы друг друга, оцениваю за качество работы и прилежность в обучение.
. Подведение итога урока.
-Какие виды греческих ваз вы запомнили? -Назовите стили древнегреческой вазописи. Выставка работ и обсуждение. Что тебе больше всего запомнилось, понравилось? Чему ты научился на уроке? Какие сюжеты чаще всего изображались на вазах?
Список использованной литературы:

Т.Б,Сапожникова,О,А.Коблова Методика проведения уроков

изобразительного искусства по теме «ДПИ2 в жизни человека». Москва

Педагогический университет «Первое сентября» 2007
1.А.Н. Бадак «Всемирная история», ООО «Харвест» 2007. 2.А.А. Ватагин «История древнего мира», 5 класс, «Просвещение» 2013. 3.Газета «Искусство» №21, 2001 4.Акимова Л.И. Искусство древней Греции. Классика. Санкт-Петербург. «Азбука-Классика». 2007 5.Вачьянц А.М «Вариации прекрасного» МХК ,МСК Издательство « Книголюб№ Москва 2000


В раздел образования