"Интегрированный урок как эффективный метод взаимодействия предметов сольфеджио и фортепиано".
Автор: Шумилова Ирина Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств им. А. Алябьева" города Тобольска Населённый пункт: Тюменская область Наименование материала: Методическая статья Тема: "Интегрированный урок как эффективный метод взаимодействия предметов сольфеджио и фортепиано". Раздел: дополнительное образование
Шумилова Ирина Николаевна
Преподаватель теоретических дисциплин
МАУ ДОД « Детская школа искусств имени А.А.Алябьева»
г. Тобольск, Тюменская область
Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в
одно целое, их взаимовлияние, а также слияние учебного материала двух и
более дисциплин.
Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе
обучение одновременно по нескольким дисциплинам одного понятия, темы
или
явления.
Интегрированные
уроки
в
ДШИ
являются
одной
из
форм
обобщения
знаний,
могут
проводиться
на
основе
внутрипредметной
и
межпредметной интеграции. Для ДШИ это может быть объединение класса
фортепиано и сольфеджио.
Я предлагаю разработку интегрированного урока по сольфеджио в 4
классе.
Тема
урока:
« Интегрированный
урок
как
эффективный
метод
взаимодействия предметов сольфеджио и фортепиано».
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Цель урока: показать комплексное развитие пианистических навыков в
интеграционном процессе предметов сольфеджио, музыкальной литературы и
фортепиано.
Задачи:
а) обучающие: знание теоретических правил построения аккордов; знание
основ закономерности построения гармонических оборотов; формирование
навыка
трехголосного пения; умение применять теоретические знания на
практике; формирование логики музыкального мышления через овладение
основами
пианистического
исполнительства
в
процессе
совмещения
теоретических дисциплин и специальности.
б)
развивающие:
развитие
и
совершенствование
вокально-интонационных
навыков, умение анализировать фрагменты музыкальных произведений по
специальности.
в) воспитывающие: воспитание интереса и эмоциональной отзывчивости на
музыкальных произведениях;
воспитание музыкально-творческого развития
учащихся
через
использование
традиционного
музыкального
материала;
воспитание у учащихся интереса к предмету сольфеджио путем применения
различных форм музыкальной деятельности.
План урока
1.
Организационный момент.
2. Беседа о гармонии.
3. Закрепление теоретических знаний (трехзвучные аккорды, главные и
побочные трезвучия, простой и кадансовый гармонические обороты).
4. Построение и трехголосное пение
гармонических оборотов в
тональности Ре мажор.
5. Гармонический анализ нотного текста.
6. Жанровый аккомпанемент. Игра простого гармонического оборота в
разных жанрах.
7. Итог урока.
Конспект урока.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке мы
объединяем сразу два
предмета
–
сольфеджио
и
фортепиано.
Наша
главная
задача
–
выявить
взаимосвязь
этих
предметов,
показать,
как
вы
используете
полученные
теоретические знания на сольфеджио в классе специальности.
Наш
урок
посвящен
гармонии.
Гармония
с
греческого
языка
-
«связь»,
«сплоченность». Что такое гармония в музыке?
Ученики:
- аккорды, сопровождающие мелодию.
Учитель:
- что такое аккорд?
Ученики:
- аккорд – это сочетание трех и более звуков.
Учитель:
- какие вы знаете трехзвучные аккорды?
Ученики:
- трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд.
Учитель:
- вне лада, вне тональности эти аккорды нужно уметь различать зрительно,
знать их интервальный состав (учащиеся определяют аккорды, написанные на
доске)
-
в
тональности
мы
выделяем
главные
и
побочные
трезвучия.
Что
такое
главные трезвучия?
Ученики:
- T, S,
D - главные трезвучия характеризуют лад. В мажоре они мажорные, в
натуральном миноре – минорные.
Учитель:
- давайте дадим звуковую окраску побочным трезвучиям (учащиеся поют и
дают характеристику трезвучиям в тональности Ре мажор).
Учитель:
- аккорды объединяются в определенную последовательность.
Ученики:
- гармонический оборот.
Учитель:
- определите вид гармонического оборота (карточка T-S64-D6-T )
Ученики:
- простой гармонический оборот.
Учитель проводит интонационную настройку в тональности Ре мажор.
Ученики выстраивают аккорды, пропевают их вертикально, горизонтально
каждую линию голоса, трехголосно.
Та же работа проводится с кадансовым гармоническим оборотом T-S6-K64-
D7-T.
Учитель:
- где используется каданс?
Ученики:
- используется для завершения всего музыкального произведения, его частей
или отдельного периода. Создает ощущение завершенности, законченности.
Учитель:
-
следующее
наше
задание
–
работа
с
нотным
текстом.
Анализируем
заключительные периоды в музыкальных произведениях.
1) В. Моцарт. Соната До мажор (первая часть, реприза).
Исполняет Сайфуллина Альфия.
2) Л. Шитте. Этюд. Исполняет Сайфуллина Альфия
3) А. Гедике. Пьеса. Исполняет Больных Миша ( использование D7).
Учитель:
- что такое музыкальный жанр?
Ученики:
- это вид музыкального произведения: марш, танец, песня, романс, соната,
этюд и др.
Учитель:
-
в
различных
жанрах
вырабатываются
типичные
для
них
средства:
ритмические обороты, мелодические фигуры, формы аккомпанемента. Это
пунктирный
ритм
или
аккордовый
маршевый
ритм,
характерная
форма
вальсового
аккомпанемента,
раскачивающиеся
мелодические
фигуры,
свойственные колыбельной песне.
Задание: сыграть простой гармонический оборот в разных жанрах.
У учащихся карточки (одна мелодия записана в разных жанрах).
Задача:
определить
жанр
(использовать
знания
группировки,
размера,
ритмических особенностей), спеть мелодию под аккомпанемент:
1)
танцевальный аккомпанемент польки;
2)
вальсовый аккомпанемент (чередование баса и аккорда);
3)
аккордовый, маршевый аккомпанемент;
4)
разложенные
аккорды,
раскачивающиеся
мелодические
фигуры
(колыбельная).
Г. Гендель «Пассакалия». Исполняет Михалева Таня.
На примере этого произведения показать принцип вариационной формы на
основе импровизации.
Учитель подводит итоги урока, благодарит учащихся за работу.
Список литературы.
Антонова,
В.И.
Интегрированный
урок.
Проблемы
образования
и
развития личности учащихся. Магнитогорск, МаГУ, 2005.
Антонова,
В.И.
Интеграция
предметов
эстетического
цикла
в
ДШИ.
Гуманизация образования в России: Сборник научных трудов региональной
научной интерактивной конференции. – Магнитогорск, МаГУ, 2006.
Карпова, Л.А., Назаренко Г.В. О роли интеграции на уроках сольфеджио.
МОУ МЭЛ им. А.Г. Шнитке.
Кулагин, П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. – Москва.
Просвещение, 1981.
Максимова, В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема.
Советская педагогика, 1981.
Ражников,
В.Г.
Три
принципа
новой
педагогики
в
музыкальном
обучении. Вопросы психологии, 1988.