Напоминание

Формирование коммуникативно-речевой активности педагога


Автор: Криницкая Людмила Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №2 им. В.А. Коха
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование коммуникативно-речевой активности педагога
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМ. В.А. КОХА Методическая разработка на тему: Формование коммуникативно-речевой активности педагога Автор: преподаватель по классу флейта Криницкая Л.М. г. Ноябрьск 2017 год
Содержание: I. Введение. II.Эмоциональное развитие учащегося. III. Общение-ведущая роль в обучении, воспитании и развитии. IV. Что понимать под коммуникативно-речевой активностью. V. Формирование коммуникативно-речевых умений. VI. Социально-психологический тренинг - это активная подготовка . к общению. VII. Работа над созданием собственного образа и самоанализ. VIII. Заключение. I.
Очень много детей приходит к нам с неадекватным поведением, оно выражается в резкой возбудимости, чрезмерной агрессивности. И здесь очень много зависит от педагога - не встать на одну ступень с учащимися, а проявить терпение к проявлениям его тяжелого характера. Педагог должен быть внимательным ко всем особенностям психологического становления детей. Нельзя угнетать нервную систему ребенка. Дети не готовы управлять своими чувствами. Они полностью зависят от старших. Хуже всего, когда ребенок вял, безразличен, когда у него отсутствует энергия поиска, темперамент. В благоприятных условиях развития ребенок может победить в себе многие недостатки, сам себя воспитать. Под натиском негативных явлений современной жизни (информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений и др.) эмоциональная сфера современного ребенка подвергается огромным перегрузкам. Результат подобных неблагоприятных воздействий - обилие негативных реакций: нетерпимость, бесчувственность, агрессивность, жестокость. Отсутствие должного внимания и своевременного воздействия взрослых на эту сторону психической жизни ребенка, отрицательно сказывается на его развитии. II. Нередко оказывается, что в эмоциональной « реабилитации» нуждаются внешне благополучные, хорошо успевающие в школе дети, чья замкнутость, отгороженность от сверстников, неконтактность трактуется как скромность и воспитанность, а жестокость, вспыльчивость других объясняются особенностями возраста, минутной слабостью. Педагоги располагают большими возможностями целенаправленно воздействовать на эмоциональную сферу детей. Для многих детей время, проведенное в музыкальной школе, является самым эмоционально насыщенным и значимым. Именно в музыкальной школе (особенно на индивидуальных занятиях) реализуются возможности для непосредственного (и тесного) общения ребенка с педагогом. К сожалению, имея преимущество перед другими взрослыми окружающими детей, учителя недостаточно реализуют его. Это объясняется неподготовленностью педагогов и отсутствием коммуникативно-речевой активности в их методическом арсенале. III. Известно, что в сфере педагогического труда ведущую роль играет общение, в процессе которого осуществляются задачи обучения,
воспитания, развития. Умение лучше организовать, использовать возможности педагогического общения, умение содержательно наполнять и индивидуализировать этот процесс позволяют педагогам-мастерам добиваться высоких достижений Что мы понимаем под коммуникативно-речевой активностью? Активность определяет качество деятельности через отношение человека к процессу деятельности. А отношение включает в себя готовность, стремление к деятельности, проявить инициативу, самостоятельность. Традиционно в педагогической литературе понятие «коммуникативная активность» отождествляется с понятием «речевая» активность. IV. Коммуникативно-речевая активность - это и проявление волевых усилий и вместе с тем внутренняя готовность человека действовать соответствующим образом в конкретной ситуации, это и динамическое интегральное свойство личности, способное изменить под воздействием обучения свой характер от воспроизведения до творческого. V. Какие коммуникативно-речевые умения необходимо сформировать у учителя? Их можно разделить на две группы а) Общие коммуникативные умения, связанные: с анализом и оценкой речи с созданием речи, например: -умение анализировать коммуникативную ситуацию; умение объективно оценить речь других и свою собственную. -умение публично мыслить; умение организовать общение; умение пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения. Невербальные средства - это развитие различных видов мышления, последовательное, логичное, однонаправленное. Этот тип мышления считается более простым по сравнению с творческим мышлением. б) Частные коммуникативные умения, формируются в таких ситуациях, как: - ситуация подготовки к общению, умение извлекать и перерабатывать информацию; - умение выбрать коммуникативную целеустановку - сообщить информацию, обменятся информацией с собеседником, заинтересовать ею учащихся. в)ситуация обмена монологами: -умение быстро реагировать на реакцию слушающего (в какой-то мере управлять ею - умение ставить (задавать) вопрос учащимся; -умение запрашивать информацию у учащегося;
г)Ситуация общения с элементами обсуждения: -умение говорить с учетом возрастной группы; -умение аргументировать (возражать, соглашаться с чужой точкой зрения; -умение принять на себя роль коммуникативного лидера; д)Ситуация общения с элементом дискуссии: -умение самоопределяться по поводу обсуждаемой информации (согласен - не согласен, если возражать, то по поводу чего и т.д.) -умение организовать разговор других. VI. Профессиональная деятельность учителей реализуется, прежде всего, в сфере общения в связи с этим большое значение приобретает их психологическая компетентность. Предъявляются повышенные требования к культуре общения, к умению быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнородных коммутативных ситуациях. Это предполагает владение эффективной техникой общения, навыками глубокого понимания себя, партнера по общению, характера ситуации в целом. Практика показывает, что большинство учителей, пришедших в школу, особенно молодых, испытывают проблемы в общении с детьми, трудности в работе с родителями. Одна из причин этого в том, что педагог не очень хорошо умеет общаться. Общение - весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. П од гото в ка у ч и т е л е й п р ед п ол а г а е т р а з в и т и е , т р е н и р о в к у наблюдательности, умение разбираться в явлениях внутреннего духовного мира человека. Ю. Кренке, автор книги «Практический курс воспитания актера», пишет: - Наблюдая внешние проявления человеческого поведения (жесты, походку, манеру держать себя), надо пытаться как бы заглянуть внутрь человека, уяснить себе внутренние причины того или иного поведения, постараться проникнуть в сущность какого-либо явления, попытаться понять, определить характер человека, особенности, отличающие его от других людей, и, наоборот, уловить то общее, что свойственно большинству людей данного характера, возраста и т.д. Важная предпосылка к более глубокому пониманию других - понимание самого себя. VII. Есть некоторые основные правила которыми должен руководствоваться каждый педагог на занятии.
Правило персонификации обращения и высказывания: -оно указывает на необходимость обращаться конкретно по имени. При высказывании своей позиции также необходимо уходить от безличных речевых форм и говорить только от своего имени. 1) Правило доверительного стиля и искренности: -искренность должна содержаться в открытом выражении своих чувств и мыслей. 2) Правило «Здесь и теперь»: -обсуждать процессы происходящие в данный момент. 3) Правило обратной связи: а) стремитесь дать почувствовать говорящему, как вы относитесь к его словам. б) говорящий должен «уловить» предоставленную ему «обратную связь». 4) Правило недоступности непосредственных оценок человека: -при обсуждении происходящего в классе следует оценивать не учеников, а их действия (например нельзя говорить: «ты не готов», а следует сказать: «программа или пьеса исполненная тобой выглядит очень сыро» и т.д.) 5) Правило «стоп»: -нельзя принуждать ребенка говорить то, чего он не желает. 6) Правило конфиденциальности: -все что происходит во время занятий, не выносится за пределы класса.
Заключение. Отечественный психолог А.В. Бодалев говорил: «Очень многое в нашей способности правильно настраивать себя на другого человека и выбирать наиболее отвечающий обстоятельствам способ ведения разговора зависит от нашего познания не только другого человека, а прежде всего самих себя». Каждый педагог, прежде всего, должен уметь общаться с учеником. А что значит уметь общаться? Прежде всего, это уметь слушать. Но умение слушать еще не самое главное. Важно умение слышать то, что говорят^ понять ребенка, который говорит, уметь задавать вопросы и обучаться навыкам ведения расспроса. И тогда мы достигаем главной цели развития высших чувств детей: социальных, интеллектуальных, эстетических. Формирование и воспитание этих чувств не может состояться при ущербности, дефицитности эмоций. Потому при нормальном развитии коммуникативно-речевой активности педагог побудит, а не принудит к ответной речевой активности ученика, что станет собственно началом работы по развитию эмоциональной сферы детей - что является нашей главной задачей. Душевное равновесие, состояние внутренней гармонии, детский оптимизм и бодрость духа живут в учениках, когда они погружены в творчество. И этому предшествует сложная работа педагога-психолога, обладающего определенным артистизмом. Очень важно, чтобы между педагогом и учеником с первых уроков установился эмоциональный контакт, что уже является сильным психологическим средством. В атмосфере всеобщей доброжелательности и работается легко и плодотворно. Хотелось бы закончить словами великого педагога Анны Даниловны Артоболевской: «Профессионал - музыкант, лишенный понятия о нравственных ценностях, вряд ли способен пробудить в учениках богатый мир красок, эмоций, умение глубоко переживать». Список используемой литературы:
1. Бодалев Л.В. «К вопросам психологии общения». Краснодар, 1979г.; 2. Кренке Ю.А. «Практический курс воспитания актера» М. 1995г.; 3. Петровская Л.А. «Компетентность в общении» М. 1986г.; 4. Харькин В.Н. «Психолого-педагогические тренинги» М. 1995г.


В раздел образования