Серия занятий "Азбука профессий" по профориентации
Автор: Горбань Елена Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области "Юкковская школа-интернат, реализующая адаптированные программы Населённый пункт: пос.Юкки Наименование материала: Методическая разработка Тема: Серия занятий "Азбука профессий" по профориентации Раздел: начальное образование
Ленинградской области «Юкковская школа-интернат, реализующая
адаптированные образовательные программы».
П.Юкки
2017г.
2
Анализ ситуации и постановка проблемы:
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос
формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к
изменяющимся условиям современного мира.
Подготовка школьников с ОВЗ к обоснованному выбору профессии
представляется одной из важнейших задач школьного обучения и воспитания
в условиях коррекционной школы-интерната. Работа по профессиональной
ориентации сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества
образования.
Цель профориентации в начальной школе:
– расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к
познанию мира труда через организацию исследовательской и трудовой
деятельности,
-обогащение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей и
о мире профессий,
- выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в
современной деятельности с родителями и педагогами,
- развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с
профессиями.
Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с
профессиями занимают незначительную часть. Поэтому вовлечение
младших школьников в групповую проектную деятельность позволит
расширить рамки школьной программы и создать условия для
систематических занятий по профессиональной ориентации во внеурочное
время.
Цель занятий
:
Формирование уважительного отношения к труду и людям труда.
Развитие потребности активно участвовать в общественно-полезном труде.
3
Аннотация к проведению занятий:
Серия занятий направлена на расширение знаний и представлений о
профессиях, формирование адаптивных способностей у детей с ОВЗ и
проводится в период с 21 сентября 2014г. по февраль 2017г. Серия занятий
предусматривает совершенствование содержания, форм и методов
профессионально ориентационной работы и психологической поддержки.
Гипотеза:
Предположительно, в результате реализации комплекса мероприятий
будут расширены представления детей о профессиях родителей и
родственников, сформирован интерес к познанию мира труда, через
организацию разнообразной внеурочной, исследовательской и трудовой
деятельности, выявлены способности и предпочтения каждого ребенка в
области трудовой деятельности.
Задачи занятий:
Развивающие:
- Развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных
профессий.
Обучающие:
- Знакомить с особенностями труда людей родного края, с несколькими
видами профессий.
- Показать значение трудовой деятельности.
- Приобщить к общечеловеческим ценностям.
- Вызвать интерес к занятиям прикладными видами творчества.
4
Необходимые материалы и оборудование:
Бумага и карандаши для рисования, написания мини-сочинения.
Стенды для демонстрации рисунков и фотографий.
Телевизор, DVD и компьютер для просмотра видеоматериалов.
Художественная литература для чтения и проведения игр.
Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
Оборудование и дидактический материал для проведения заключительного
занятия-соревнования (в конспекте занятия).
Ожидаемые результаты работы:
Серия занятий «Азбука профессий» не направлена на выработку каких-
либо специальных умений и навыков у учащихся начальных классов.
Предполагаемым результатом в итоге работы станет осознанный выбор
профессии и стремление ребят осуществить подготовку к этой профессии в
рамках школы-интерната.
5
Учебно-тематическое планирование
занятий по теме «Азбука профессий».
№
П
п
Тема занятия
Цели
Формы работы
Кол-
во
час.
1.
2.
«У меня растут
года…
Где работать мне
тогда?».
«Кем работают
наши
родители?»
*Актуализировать
проблему выбора
будущей профессии.
*Определить основные
цели и задачи.
Беседа.
Чтение
стихотворения
В.Маяковского «Кем
быть?» с игровыми
элементами.
Задание на дом.
Беседа с
родителями.
1ч.
1ч.
3.
«Кто важней?»
*Расширить знания
детей о профессиях.
Дискуссия.
Рассказы детей
(подготовленные с
помощью
родителей).
1ч.
4.
«Как мы можем
наиболее полно
познакомиться с
профессиями
нашего
региона?».
*Формировать навыки
планирования своей
деятельности.
*Учить распределять
обязанности в группах.
Коллективное
обсуждение плана
работы и его
составление.
Распределение
обязанностей, исходя
из предпочтений и
способностей детей.
1ч.
5.
«Профессия
моей мамы».
*Формировать умение
проводить опрос, брать
интервью.
*Развивать творческие
и художественные
способности.
Анкетирование
родителей.
Зарисовки трудовой
деятельности мамы.
1ч.
6
6.
«Профессия
моего папы».
*Расширять знания
детей о профессиях
родителей
* Развивать умение
выражать образы
художественными
средствами.
Интервью с папой.
Рисунок моего папы
на рабочем месте.
1ч.
7.
«Расскажи о
профессиях
твоих
родителей».
*Формировать умение
составлять короткий
рассказ.
*Расширять словарный
запас детей.
Презентации ребят о
профессиях
родителей.
1ч.
8.
Оформление
стенда-выставки
рисунков
«Профессии
наших
родителей»
*Формировать навыки
работы в группах.
Практикум.
Работа в малых
группах.
1ч.
9.
Поездка в
детский город
профессий
«Кидбург» в
СПб.
*Раскрыть скрытые
способности и
возможности детей.
*Расширять знания и
представления о
профессиях.
* Формировать
самостоятельность.
Практикум.
5ч.
10
«Все работы
хороши,
выбирай на
вкус».
*Развивать навыки
применения различных
методов исследования
и наблюдения, а также
владения методами
анализа и синтеза.
Дискуссия о
понравившихся
профессиях и их
особенностях.
1ч.
11
Оформление
стенда с
фотографиями
«Мы в
Кидбурге».
*Повышать мотивацию
к расширению знаний в
области
профориентации.
Коллективная
деятельность.
1ч.
12
Особенности
профессии моих
родителей.
*Расширять знания
детей о специфических
особенностях
Беседа.
1ч.
7
профессий родителей.
13
Сергей
Михалков
«Герой».
*Обогащать словарь и
представления детей
по теме занятия.
Внеклассное чтение.
1ч.
14
Константин
Паустовский
«Старый челн».
*Формировать умения
слушать текст, выделять
в тексте необходимые
факты.
Слушание текста.
1ч.
15
Анатолий
Алексин
«Взрослый»
вечер».
*Знакомить детей с
особенностями
описательного текста.
*Учить выделять
главную мысль
повествования.
Внеклассное чтение.
1ч.
16
Александр
Твардовский
«Сельское утро».
*Закреплять умения
детей читать
стихотворный текст и
находить в этом тексте
характерные
особенности
профессии.
Чтение
стихотворения.
1ч.
17
Виктор Асафьев
«За перевалом»
*Обогащать знания
детей о профессиях.
Внеклассное чтение.
1ч.
18
Альберт
Лиханов
«Как мы живем»
*Расширять словарный
запас детей.
*Учить читать текст в
одном темпе.
Внеклассное чтение.
1ч.
19
Тимофей
Белозеров
«Утро в затоне».
*Формировать умение
анализировать
прочитанный
стихотворный текст.
Чтение
стихотворения.
1ч.
20
Николай
Григорьев
«Рассказ
диспетчера»
*Знакомить с
особенностями связной
монологической речи.
*Расширять знания
детей о редких
профессиях.
Слушание текста.
1ч.
21
Лев Кузьмин
«Любовь
Николаевна»
*Учить воспринимать
текст на слух.
*Расширять и
обогащать словарь
Внеклассное чтение.
1ч.
8
детей.
22
Евгений Пермяк
«Чужая калитка»
*Развивать интерес к
литературному чтению.
*Вырабатывать умение
анализировать
прочитанное.
Внеклассное чтение.
1ч.
23
Георгий Граубин
«Незнакомые
друзья»
*Формировать умение
сравнивать
прочитанное, строить
логические
доказательства.
Чтение
стихотворения.
1ч.
24
Виктор Голявкин
«Удивительная
профессия»
*Знакомить с
профессиями людей, их
особенностями.
Внеклассное чтение.
1ч.
25
Николай Носов
«Заплатка»
*Формировать
потребность в трудовых
навыках, посредством
литературного чтения.
Внеклассное чтение.
1ч.
26
Виталий
Коржиков
«На маяке»
*Учить детей читать
стихотворный текст в
определенном ритме,
соблюдать интонацию.
Чтение
стихотворения.
1ч.
27
«Знакомство с
профессией»
*Знакомить с
профессией оператор
станков с ЧПУ.
*Формировать
положительное
отношение к
профессии.
Просмотр
видеоролика.
1ч.
28
*********
*Знакомить с
профессией токарь.
* Учить выделять
основные обязанности,
характерные для
данной профессии.
***********
1ч.
29
*********
*Знакомить с
профессией столяр.
*Выделять
определенные
трудовые навыки,
необходимые в данной
***********
1ч.
9
профессии.
30
*********
*Знакомить с
профессией повар-
кондитер.
*Прививать интерес к
профессии.
************
1ч.
31
*********
*Знакомить с
профессией
парикмахер.
*Формировать
положительное
отношение к людям
труда.
************
1ч.
32
*********
*Знакомить с
профессией модельер-
конструктор и
особенностями
трудовых обязанностей,
связанных с данной
профессией.
************
1ч.
33
*********
*Знакомить с
профессией водитель
трамвая.
*Формировать
представления о
трудовых обязанностях.
************
1ч.
34
*********
*Знакомить с
профессией
электромонтер.
*Расширять
представления детей о
труде взрослых
************
1ч.
35
*********
*Знакомить с
профессией фармацевт.
*Расширять знания
детей о редких
профессиях.
************
1ч.
36
*********
*Знакомить с
профессией учитель
музыки.
*Формировать
представления о
************
1ч.
10
профессиях, связанных
с искусством.
37
*********
*Расширять
представления детей о
рабочих профессиях
*Формировать
положительное
отношение к людям
труда
************
1ч.
38
*********
*Знакомить с
профессией медсестра
*Расширять знания о
специфике данной
профессии
************
1ч.
39
*********
*Знакомить с
профессией мастер
общих работ
*Расширять
представления детей о
рабочих профессиях
************
1ч.
40
*********
*Знакомить с
профессией лаборант-
эколог
*Формировать
представления о
трудовых обязанностях
данной профессии
***********
1ч.
41
********
*Знакомить с
профессией
автомеханик
*Давать доступную
информацию о
профессии
***********
1ч.
42
*********
*Знакомить с
профессией сварщик
*Обогащать знания
детей о рабочих
профессиях
***********
1ч.
43
Повторная
поездка в
детский город
профессий
*Расширять знания и
представления детей о
профессиях
*Знакомить с
Практикум
5ч.
11
Кидбург в СПБ.
профессиональными
особенностями
*Развивать
самостоятельность
44
Мини беседа
после поездки в
Кидбург.
*Обобщать знания
детей о профессиях.
*Формировать
положительное
отношение к людям
различных профессий.
Беседа о профессиях
и их разнообразии.
1ч.
45
Анкетирование
по теме «Кем
быть».
*Выявить предпочтения
ребят в области
профессий.
Заполнение анкет
1ч.
46
Дискуссия «Что
мне нужно знать
и уметь, чтобы
стать…»
*Сформировать
представления детей
об специфических
особенностях
профессий.
Дискуссия о
профессиональной
специфике. Обмен
мнениями и
впечатлениями.
1ч.
47
Подведение
итогов работы
по серии
занятий.
*Подвести итог работы
Беседа о том, как мы
изучали
разнообразные
профессии, что
нового мы узнали о
мире профессий.
1ч.
48
Оформление
стенда «Все
работы хороши,
выбирай на
вкус»
*Учить работать в
малых группах.
*Формировать
творческое мышление.
*Расширять знания
детей о способах
выражения своих
мыслей.
Работа в подгруппах
по оформлению
стенда с рисунками о
профессиях.
1ч.
49
Оформление
фотогазеты «Мы
выбираем
профессию»
*Учить работать в
коллективе
сверстников.
Работа всего
коллектива по
оформлению
фотогазеты и
завершению серии
занятий «Азбука
профессий».
1ч.
50
Проведение
заключитель-
*Закрепить навыки
работы в малых группах
Проведение занятия-
соревнования со
1ч.
12
ного занятия-
соревнования
«Профессий
прекрасных на
свете не счесть
И каждой
профессии слава
и честь!»
* Расширить
представления детей о
многообразии мира
профессий
*Обогатить словарный
запас и речь учащихся в
ходе соревнований
*Сформировать
эмоционально-волевые
качества характера
(настойчивость,
любознательность,
смекалку).
*Закрепить стремление
ребят сделать
осознанный выбор
профессии и
осуществлять
подготовку к этой
профессии в рамках
школы-интерната.
всеми ребятами
начальной школы.
Подведение итогов
соревнования.
Вручение медалей в
номинации «Мастер
профессии» и
«Подмастерье».