Напоминание

Серия занятий "Азбука профессий" по профориентации


Автор: Горбань Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области "Юкковская школа-интернат, реализующая адаптированные программы
Населённый пункт: пос.Юкки
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Серия занятий "Азбука профессий" по профориентации
Раздел: начальное образование





Назад




1
Серия занятий

«Азбука профессий»

по профориентации.

Автор: воспитатель Горбань Елена Юрьевна

Возраст детей: начальные классы

Срок реализации: 2014-2017уч.гг.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ленинградской области «Юкковская школа-интернат, реализующая

адаптированные образовательные программы».

П.Юкки

2017г.

2
Анализ ситуации и постановка проблемы:
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников с ОВЗ к обоснованному выбору профессии представляется одной из важнейших задач школьного обучения и воспитания в условиях коррекционной школы-интерната. Работа по профессиональной ориентации сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования. Цель профориентации в начальной школе: – расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию мира труда через организацию исследовательской и трудовой деятельности, -обогащение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей и о мире профессий, - выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в современной деятельности с родителями и педагогами, - развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями. Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями занимают незначительную часть. Поэтому вовлечение младших школьников в групповую проектную деятельность позволит расширить рамки школьной программы и создать условия для систематических занятий по профессиональной ориентации во внеурочное время.
Цель занятий
: Формирование уважительного отношения к труду и людям труда. Развитие потребности активно участвовать в общественно-полезном труде.
3
Аннотация к проведению занятий:
Серия занятий направлена на расширение знаний и представлений о профессиях, формирование адаптивных способностей у детей с ОВЗ и проводится в период с 21 сентября 2014г. по февраль 2017г. Серия занятий предусматривает совершенствование содержания, форм и методов профессионально ориентационной работы и психологической поддержки.
Гипотеза:


Предположительно, в результате реализации комплекса мероприятий будут расширены представления детей о профессиях родителей и родственников, сформирован интерес к познанию мира труда, через организацию разнообразной внеурочной, исследовательской и трудовой деятельности, выявлены способности и предпочтения каждого ребенка в области трудовой деятельности.
Задачи занятий:
Развивающие: - Развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству. Воспитательные: - Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. Обучающие: - Знакомить с особенностями труда людей родного края, с несколькими видами профессий. - Показать значение трудовой деятельности. - Приобщить к общечеловеческим ценностям. - Вызвать интерес к занятиям прикладными видами творчества.
4
Необходимые материалы и оборудование:
Бумага и карандаши для рисования, написания мини-сочинения. Стенды для демонстрации рисунков и фотографий. Телевизор, DVD и компьютер для просмотра видеоматериалов. Художественная литература для чтения и проведения игр. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации. Оборудование и дидактический материал для проведения заключительного занятия-соревнования (в конспекте занятия).
Ожидаемые результаты работы:
Серия занятий «Азбука профессий» не направлена на выработку каких- либо специальных умений и навыков у учащихся начальных классов. Предполагаемым результатом в итоге работы станет осознанный выбор профессии и стремление ребят осуществить подготовку к этой профессии в рамках школы-интерната.
5
Учебно-тематическое планирование

занятий по теме «Азбука профессий».
№ П п Тема занятия Цели Формы работы Кол- во час. 1. 2. «У меня растут года… Где работать мне тогда?». «Кем работают наши родители?» *Актуализировать проблему выбора будущей профессии. *Определить основные цели и задачи. Беседа. Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» с игровыми элементами. Задание на дом. Беседа с родителями. 1ч. 1ч. 3. «Кто важней?» *Расширить знания детей о профессиях. Дискуссия. Рассказы детей (подготовленные с помощью родителей). 1ч. 4. «Как мы можем наиболее полно познакомиться с профессиями нашего региона?». *Формировать навыки планирования своей деятельности. *Учить распределять обязанности в группах. Коллективное обсуждение плана работы и его составление. Распределение обязанностей, исходя из предпочтений и способностей детей. 1ч. 5. «Профессия моей мамы». *Формировать умение проводить опрос, брать интервью. *Развивать творческие и художественные способности. Анкетирование родителей. Зарисовки трудовой деятельности мамы. 1ч.
6 6. «Профессия моего папы». *Расширять знания детей о профессиях родителей * Развивать умение выражать образы художественными средствами. Интервью с папой. Рисунок моего папы на рабочем месте. 1ч. 7. «Расскажи о профессиях твоих родителей». *Формировать умение составлять короткий рассказ. *Расширять словарный запас детей. Презентации ребят о профессиях родителей. 1ч. 8. Оформление стенда-выставки рисунков «Профессии наших родителей» *Формировать навыки работы в группах. Практикум. Работа в малых группах. 1ч. 9. Поездка в детский город профессий «Кидбург» в СПб. *Раскрыть скрытые способности и возможности детей. *Расширять знания и представления о профессиях. * Формировать самостоятельность. Практикум. 5ч. 10 «Все работы хороши, выбирай на вкус». *Развивать навыки применения различных методов исследования и наблюдения, а также владения методами анализа и синтеза. Дискуссия о понравившихся профессиях и их особенностях. 1ч. 11 Оформление стенда с фотографиями «Мы в Кидбурге». *Повышать мотивацию к расширению знаний в области профориентации. Коллективная деятельность. 1ч. 12 Особенности профессии моих родителей. *Расширять знания детей о специфических особенностях Беседа. 1ч.
7 профессий родителей. 13 Сергей Михалков «Герой». *Обогащать словарь и представления детей по теме занятия. Внеклассное чтение. 1ч. 14 Константин Паустовский «Старый челн». *Формировать умения слушать текст, выделять в тексте необходимые факты. Слушание текста. 1ч. 15 Анатолий Алексин «Взрослый» вечер». *Знакомить детей с особенностями описательного текста. *Учить выделять главную мысль повествования. Внеклассное чтение. 1ч. 16 Александр Твардовский «Сельское утро». *Закреплять умения детей читать стихотворный текст и находить в этом тексте характерные особенности профессии. Чтение стихотворения. 1ч. 17 Виктор Асафьев «За перевалом» *Обогащать знания детей о профессиях. Внеклассное чтение. 1ч. 18 Альберт Лиханов «Как мы живем» *Расширять словарный запас детей. *Учить читать текст в одном темпе. Внеклассное чтение. 1ч. 19 Тимофей Белозеров «Утро в затоне». *Формировать умение анализировать прочитанный стихотворный текст. Чтение стихотворения. 1ч. 20 Николай Григорьев «Рассказ диспетчера» *Знакомить с особенностями связной монологической речи. *Расширять знания детей о редких профессиях. Слушание текста. 1ч. 21 Лев Кузьмин «Любовь Николаевна» *Учить воспринимать текст на слух. *Расширять и обогащать словарь Внеклассное чтение. 1ч.
8 детей. 22 Евгений Пермяк «Чужая калитка» *Развивать интерес к литературному чтению. *Вырабатывать умение анализировать прочитанное. Внеклассное чтение. 1ч. 23 Георгий Граубин «Незнакомые друзья» *Формировать умение сравнивать прочитанное, строить логические доказательства. Чтение стихотворения. 1ч. 24 Виктор Голявкин «Удивительная профессия» *Знакомить с профессиями людей, их особенностями. Внеклассное чтение. 1ч. 25 Николай Носов «Заплатка» *Формировать потребность в трудовых навыках, посредством литературного чтения. Внеклассное чтение. 1ч. 26 Виталий Коржиков «На маяке» *Учить детей читать стихотворный текст в определенном ритме, соблюдать интонацию. Чтение стихотворения. 1ч. 27 «Знакомство с профессией» *Знакомить с профессией оператор станков с ЧПУ. *Формировать положительное отношение к профессии. Просмотр видеоролика. 1ч. 28 ********* *Знакомить с профессией токарь. * Учить выделять основные обязанности, характерные для данной профессии. *********** 1ч. 29 ********* *Знакомить с профессией столяр. *Выделять определенные трудовые навыки, необходимые в данной *********** 1ч.
9 профессии. 30 ********* *Знакомить с профессией повар- кондитер. *Прививать интерес к профессии. ************ 1ч. 31 ********* *Знакомить с профессией парикмахер. *Формировать положительное отношение к людям труда. ************ 1ч. 32 ********* *Знакомить с профессией модельер- конструктор и особенностями трудовых обязанностей, связанных с данной профессией. ************ 1ч. 33 ********* *Знакомить с профессией водитель трамвая. *Формировать представления о трудовых обязанностях. ************ 1ч. 34 ********* *Знакомить с профессией электромонтер. *Расширять представления детей о труде взрослых ************ 1ч. 35 ********* *Знакомить с профессией фармацевт. *Расширять знания детей о редких профессиях. ************ 1ч. 36 ********* *Знакомить с профессией учитель музыки. *Формировать представления о ************ 1ч.
10 профессиях, связанных с искусством. 37 ********* *Расширять представления детей о рабочих профессиях *Формировать положительное отношение к людям труда ************ 1ч. 38 ********* *Знакомить с профессией медсестра *Расширять знания о специфике данной профессии ************ 1ч. 39 ********* *Знакомить с профессией мастер общих работ *Расширять представления детей о рабочих профессиях ************ 1ч. 40 ********* *Знакомить с профессией лаборант- эколог *Формировать представления о трудовых обязанностях данной профессии *********** 1ч. 41 ******** *Знакомить с профессией автомеханик *Давать доступную информацию о профессии *********** 1ч. 42 ********* *Знакомить с профессией сварщик *Обогащать знания детей о рабочих профессиях *********** 1ч. 43 Повторная поездка в детский город профессий *Расширять знания и представления детей о профессиях *Знакомить с Практикум 5ч.
11 Кидбург в СПБ. профессиональными особенностями *Развивать самостоятельность 44 Мини беседа после поездки в Кидбург. *Обобщать знания детей о профессиях. *Формировать положительное отношение к людям различных профессий. Беседа о профессиях и их разнообразии. 1ч. 45 Анкетирование по теме «Кем быть». *Выявить предпочтения ребят в области профессий. Заполнение анкет 1ч. 46 Дискуссия «Что мне нужно знать и уметь, чтобы стать…» *Сформировать представления детей об специфических особенностях профессий. Дискуссия о профессиональной специфике. Обмен мнениями и впечатлениями. 1ч. 47 Подведение итогов работы по серии занятий. *Подвести итог работы Беседа о том, как мы изучали разнообразные профессии, что нового мы узнали о мире профессий. 1ч. 48 Оформление стенда «Все работы хороши, выбирай на вкус» *Учить работать в малых группах. *Формировать творческое мышление. *Расширять знания детей о способах выражения своих мыслей. Работа в подгруппах по оформлению стенда с рисунками о профессиях. 1ч. 49 Оформление фотогазеты «Мы выбираем профессию» *Учить работать в коллективе сверстников. Работа всего коллектива по оформлению фотогазеты и завершению серии занятий «Азбука профессий». 1ч. 50 Проведение заключитель- *Закрепить навыки работы в малых группах Проведение занятия- соревнования со 1ч.
12 ного занятия- соревнования «Профессий прекрасных на свете не счесть И каждой профессии слава и честь!» * Расширить представления детей о многообразии мира профессий *Обогатить словарный запас и речь учащихся в ходе соревнований *Сформировать эмоционально-волевые качества характера (настойчивость, любознательность, смекалку). *Закрепить стремление ребят сделать осознанный выбор профессии и осуществлять подготовку к этой профессии в рамках школы-интерната. всеми ребятами начальной школы. Подведение итогов соревнования. Вручение медалей в номинации «Мастер профессии» и «Подмастерье».


В раздел образования