Напоминание

ИКТ в образовательном процессе


Автор: Сибирцева Ольга Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Чикская СОШ №7
Населённый пункт: р.п. Чик Коченевский район Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: ИКТ в образовательном процессе
Раздел: начальное образование





Назад





ИКТ в образовательном процессе
(из опыта работы) Современное понимание качества образования связано не с наличием у школьника знаний таковых, а с умением действовать в различных изменяющихся ситуациях, умением отобрать знания и свой опыт для каждой конкретной жизненной ситуации. Сегодняшние дети отличаются от тех учеников, которыe учились «вчера». Цифровая среда, в которой им предстоит жить должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания и строить образовательный процесс надо, исходя из новых реалий, возможностей и потребностей общества. Долгое время начальная школа в системе образования рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки. Сегодня начальная школа представляется иначе. Она должна стать первым опытом ребенка в образовательной системе.На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию.
Где же сегодня находят широкое применение ИКТ?
Прежде всего, на уроке. Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Уроки, проводимые с использованием ИКТ, в силу своей наглядности, красочности и простоты приносят наибольший эффект при восприятии учебного материала. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. Применение ИКТ в урочной деятельности в начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить. При использовании на уроке в начальной школе информационных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики. Кроме того, с помощью ИКТ можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. А теперь хотелось бы поделиться своим опытом использования ИКТ на уроках. В своей работе для активизации познавательной деятельности на уроке использую яркие анимированные презентации, созданные в программе Power Point, для знакомства с новым материалом или его закрепления. Считаю, что оперативность обработки информации при подаче новых знаний, закреплении и их проверке имеет неограниченные возможности и играет важную роль в процессе взаимодействия компьютера и ребёнка. Использую информационные технологии для общего стратегического планирования уроков, для целеполагания, для осуществления всего хода педагогического процесса на уроке; на уроках при закреплении или обобщении темы, при осуществлении контроля. С помощью ИКТ осуществляю повторение в любой части урока, которое может быть представлено в любом формате (текст, звук, изображение), постановку проблемной ситуации. Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся
выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Презентация позволяет иллюстрировать рассказ. Это позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, можно вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылки. На всех учебных предметах, в качестве дополнительного материала, использую видеодиски «Современная энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Классическая музыка», «Русские писатели и поэты». Вместе с детьми мы составляем множество презентаций по окружающему миру «В гости к весне», «Красная Книга России», «Птицы наших лесов». Таким образом, ИКТ технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих
познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. Новые информационные технологии образования дают возможность существенно обогатить и качественно обновить весь процесс обучения, повысить его эффективность, позволяют строить образовательный процесс на компетентной основе. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной начальной школы. В данной статье я описала лишь основные направления использования ИКТ при обучении в начальной школе.


В раздел образования