Автор: Сибирцева Ольга Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Чикская СОШ №7 Населённый пункт: р.п. Чик Коченевский район Новосибирская область Наименование материала: Статья Тема: ИКТ в образовательном процессе Раздел: начальное образование
ИКТ в образовательном процессе
(из опыта работы)
Современное понимание качества образования связано не с наличием у школьника
знаний таковых, а с умением действовать в различных изменяющихся ситуациях, умением
отобрать знания и свой опыт для каждой конкретной жизненной ситуации.
Сегодняшние дети отличаются от тех учеников, которыe учились «вчера».
Цифровая
среда,
в
которой
им
предстоит
жить
должна
привести
к
переосмыслению
методов
обучения и преподавания и строить образовательный процесс надо, исходя из новых
реалий, возможностей и потребностей общества. Долгое время начальная школа в системе
образования рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие
основные навыки. Сегодня начальная школа представляется иначе. Она должна стать
первым
опытом
ребенка
в
образовательной
системе.На
этом
этапе
важно
развить
активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия
для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и
эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением
ИКТ в образовательный процесс.
В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование
теоретического,
творческого
и
рефлексивного
мышления
обучающихся.
Образность
отображения
тех
или
иных
явлений
и
процессов
в
памяти
обучаемого
обогащает
восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию.
Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке. Урок –
это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но
и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
Уроки, проводимые с использованием ИКТ, в силу своей наглядности, красочности и
простоты приносят наибольший эффект при восприятии учебного материала. Учеников
младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. Применение
ИКТ
в
урочной
деятельности
в
начальной
школе
просто
необходимо.
Как
важно
заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать
игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить.
При
использовании
на
уроке
в
начальной
школе
информационных
технологий
структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все
основные этапы, изменятся только их временные характеристики. Кроме того, с помощью
ИКТ
можно
использовать
разнообразные
формы
организации
познавательной
деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
А теперь хотелось бы поделиться своим опытом использования ИКТ на уроках.
В своей работе для активизации познавательной деятельности на уроке использую
яркие анимированные презентации, созданные в программе Power Point, для знакомства с
новым
материалом
или
его
закрепления.
Считаю,
что
оперативность
обработки
информации при подаче новых знаний, закреплении и их проверке имеет неограниченные
возможности и играет важную роль в процессе взаимодействия компьютера и ребёнка.
Использую
информационные
технологии
для
общего
стратегического
планирования
уроков, для целеполагания, для осуществления всего хода педагогического процесса на
уроке; на уроках при закреплении или обобщении темы, при осуществлении контроля. С
помощью
ИКТ
осуществляю
повторение
в
любой
части
урока,
которое
может
быть
представлено
в
любом
формате
(текст,
звук,
изображение),
постановку
проблемной
ситуации.
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время
таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся
выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют
интерес к изучаемому материалу.
Презентация
позволяет
иллюстрировать
рассказ.
Это
позволяет
не
перегружать
зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, можно
вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя
гиперссылки.
На
всех
учебных
предметах,
в
качестве
дополнительного
материала,
использую
видеодиски «Современная энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Классическая музыка»,
«Русские писатели и поэты».
Вместе с детьми мы составляем множество презентаций по окружающему миру «В
гости к весне», «Красная Книга России», «Птицы наших лесов». Таким образом, ИКТ
технологии
обогащают
процесс
обучения,
позволяют
сделать
обучение
более
эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.
Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в
начальной
школе
позволяет
говорить
о
высокой
степени
эффективности
сочетания
использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих
познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания,
методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и
работать в условиях неограниченного доступа к информации. Новые информационные
технологии
образования
дают
возможность
существенно
обогатить
и
качественно
обновить
весь
процесс
обучения,
повысить
его
эффективность,
позволяют
строить
образовательный процесс на компетентной основе.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для
введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать,
анализировать
и
передавать
другим
информацию.
Научить
ребёнка
работать
с
информацией, научить учиться – важная задача современной начальной школы. В данной
статье
я
описала
лишь
основные
направления
использования
ИКТ
при
обучении
в
начальной школе.