Автор: Каплунова Раиса Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ Гимназия №2 Населённый пункт: город Балаково Наименование материала: методическая разработка): * Тема: Сочинение по картине К.Ф. Юона "Волшебница зима" Раздел: начальное образование
Составила учитель начальных классов Каплунова Раиса Александровна
МАОУ Гимназия №2 города Балаково Саратовской области
Тема урока:
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима»
( Работа рассчитана на одно занятие-45 минут)
Задачи урока:
познакомить с творчеством К.Ф.Юона;
учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;
привлечь внимание детей к красоте зимней природы;
формировать умение строить текст;
формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно
выбирать концовку сочинения;
развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих
мыслей и впечатлений.
Подготовительная работа:
-Стихи;
- сообщения детей;
- Орфографическая подготовка на предыдущих уроках.
Оборудование:
Презентационный материал по содержанию.
Картина К.Ф. Юона «Волшебница зима»
материал о жизни и творчестве
К.Ф. Юона и его портрет .
Виды деятельности на уроке:
1. Эвристическая беседа (о художнике, стихи о зиме, задачи урока )
2. Представление компьютерной презентации ( подготовительная работа к написанию
сочинения)
3. Письменная работа обучающихся над сочинениями.
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Актуализация опорных моментов
- Ребята, мы продолжаем работу над развитием устной и письменной речи. Одно из ее
направлений – написание сочинений. А сегодня эта работа связана с творчеством одного
из замечательных живописцев Константина Федоровича Юона (на доске портрет
художника. Слайд 1). Рассказ об этом художнике нам подготовила наша Дарья. Давайте ее
послушаем.
3. О художнике ( выступление ученицы)
Константин Федорович Юон—один из известных русских художников. Широко известны
его картины «Весенний солнечный день», «Конец зимы», «Зима».( Слайд 2 ) Рисовать он
начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих
художников, как В.А. Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан. Особое влияние на Юона оказал
Левитан, его одухотворенная живопись, его умение выбрать пейзажный мотив. Юон очень
любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе—в русской зиме и
весне».
Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или
птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.
Известные искусствоведы писали, что «Юон верен большой традиции русской пейзажной
живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки».
3. Подготовительная работа обучающихся.
Сегодня мы пишем сочинение по картине Юона «Волшебница зима». Обратите внимание,
как он ласково называет зиму—волшебницей…
- Ребята, многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными
именами. Вспомните, как еще называют зиму и с чем ее сравнивают? ( красавица, гостья,
рукодельница, чародейка…)
- Приведите строчки из стихов известных поэтов, где они описывают зиму… ( домашнее
задание )
Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов… (А.Пушкин)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна. (С.Есенин)
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты. (А.Фет)
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем. (И.Никитин)
4.Рассматривание картины . ( Слайд 3)
5. Беседа по содержанию картины .
- Каковы ваши первые впечатления от картины? Какие чувства вызывает настроение
картины? (Радость, легкость, очарование, праздник ,свежесть…)
– Перечислите то, что вы видите на картине.
(Окраина деревни, речка, по берегам деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные
снегом, мальчишки на коньках, собаки бегают)
– Этот вид очень напоминает строки А. С. Пушкина, стихотворение это мы учили в
прошлом году, вспомните…
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета,
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
– Можно ли сказать о том, что на картине больше всего нравится художнику?
(Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу, у них радостное настроение, оттого
что выдался отличный денек, каждый занят чем-то своим, но все делается, как это видно
на картине, с большим удовольствием.)
– Природа для Юона – это, прежде всего, среда, в которой живет человек. Художник
оживляет природу.
– Что особенного вы заметили в изображении среднего плана?
(Красочно показаны деревья, они очень большие, их ветки причудливо вырисовываются
на фоне розовато-сероватого неба.)
– Зима – это, прежде всего, снег.
– Как изображает снег художник?
(Серебристый, синеватый, белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал,
украсил ветки деревьев. Снег лежит на крышах домов.)
– И это обилие снега придает русской природе величие. Все кругом становится
необыкновенным и сказочным. Вот почему название картины – "Волшебница зима".
– Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима – волшебница.
– Что еще создает образ волшебницы зимы?
(Разубранные инеем деревья. Большие сугробы. Мягкие пуховые перины. Ковры из
пушистого снега. Ощущаем мягкий снег. Свежий морозный воздух.)
– Что мы видим на заднем плане?
(Слева и справа деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях.)
– Попробуйте, используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила
зима.
(Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмахнула она другим
рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом
лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем накрыла, где алмазы и жемчуга развесила.)
– Если день солнечный и морозный, что будет происходить с зимними, покрытыми инеем
деревьями? (Они будут блестеть, переливаться, сверкать в лучах солнца; будут падать
длинные тени).
– Какой иней? (мохнатый, сверкающий, блестящий).
– На что он похож? (на алмазы, на разноцветный бисер, на мелкие
осколки зеркала, стекла).
Воздух (какой?) – прозрачный, легок, чист, пахнет снегом, свежий, морозный.
Солнце (какое?) – яркое. Снег (какой?) серебристый, пушистый, белый.
Снег (что делает?) сверкает, играет, блестит, искрится, переливается.
– С чем можно сравнить снег?
Снег (как?) мягкая пуховая перина, ковер из пушистого снега, словно пуховый платок,
пуховое одеяло.
6. Составление плана.
Примерный план:
1)
Волшебница-зима. (об авторе, о картине)
2)
Сказочные деревья.
3)
Зимние забавы.
4)
Мои чувства и настроение от картины.
7. Письменная работа над сочинениями.
8. Презентация сочинений и работа над ошибками на следующем уроке русского