Напоминание

Сочинение по картине К.Ф. Юона "Волшебница зима"


Автор: Каплунова Раиса Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №2
Населённый пункт: город Балаково
Наименование материала: методическая разработка): *
Тема: Сочинение по картине К.Ф. Юона "Волшебница зима"
Раздел: начальное образование





Назад





Урок русского языка в 3 классе

Составила учитель начальных классов Каплунова Раиса Александровна

МАОУ Гимназия №2 города Балаково Саратовской области

Тема урока:
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима» ( Работа рассчитана на одно занятие-45 минут)
Задачи урока:
 познакомить с творчеством К.Ф.Юона;  учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;  привлечь внимание детей к красоте зимней природы;  формировать умение строить текст;  формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;  развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений.
Подготовительная работа:
-Стихи; - сообщения детей; - Орфографическая подготовка на предыдущих уроках.
Оборудование:
 Презентационный материал по содержанию.  Картина К.Ф. Юона «Волшебница зима»  материал о жизни и творчестве К.Ф. Юона и его портрет .
Виды деятельности на уроке:
1. Эвристическая беседа (о художнике, стихи о зиме, задачи урока ) 2. Представление компьютерной презентации ( подготовительная работа к написанию сочинения) 3. Письменная работа обучающихся над сочинениями.
Ход урока

1. Орг.момент.

2. Актуализация опорных моментов
- Ребята, мы продолжаем работу над развитием устной и письменной речи. Одно из ее направлений – написание сочинений. А сегодня эта работа связана с творчеством одного из замечательных живописцев Константина Федоровича Юона (на доске портрет художника. Слайд 1). Рассказ об этом художнике нам подготовила наша Дарья. Давайте ее послушаем.
3. О художнике ( выступление ученицы)
Константин Федорович Юон—один из известных русских художников. Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Конец зимы», «Зима».( Слайд 2 ) Рисовать он начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан. Особое влияние на Юона оказал Левитан, его одухотворенная живопись, его умение выбрать пейзажный мотив. Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе—в русской зиме и весне». Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое. Известные искусствоведы писали, что «Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки».
3. Подготовительная работа обучающихся.
Сегодня мы пишем сочинение по картине Юона «Волшебница зима». Обратите внимание, как он ласково называет зиму—волшебницей…

-
Ребята, многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными именами. Вспомните, как еще называют зиму и с чем ее сравнивают? ( красавица, гостья, рукодельница, чародейка…) - Приведите строчки из стихов известных поэтов, где они описывают зиму… ( домашнее задание ) Чародейкою Зимой Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев) Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов… (А.Пушкин) Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. (С.Есенин) Не колючий, светло-синий По ветвям развешен иней - Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. (А.Фет) На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнем. (И.Никитин)
4.Рассматривание картины
. ( Слайд 3)
5. Беседа по содержанию картины
. - Каковы ваши первые впечатления от картины? Какие чувства вызывает настроение картины? (Радость, легкость, очарование, праздник ,свежесть…) – Перечислите то, что вы видите на картине. (Окраина деревни, речка, по берегам деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные снегом, мальчишки на коньках, собаки бегают) – Этот вид очень напоминает строки А. С. Пушкина, стихотворение это мы учили в прошлом году, вспомните…
Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.
– Можно ли сказать о том, что на картине больше всего нравится художнику? (Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу, у них радостное настроение, оттого что выдался отличный денек, каждый занят чем-то своим, но все делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)
– Природа для Юона – это, прежде всего, среда, в которой живет человек. Художник оживляет природу. – Что особенного вы заметили в изображении среднего плана? (Красочно показаны деревья, они очень большие, их ветки причудливо вырисовываются на фоне розовато-сероватого неба.) – Зима – это, прежде всего, снег. – Как изображает снег художник? (Серебристый, синеватый, белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал, украсил ветки деревьев. Снег лежит на крышах домов.) – И это обилие снега придает русской природе величие. Все кругом становится необыкновенным и сказочным. Вот почему название картины – "Волшебница зима". – Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима – волшебница. – Что еще создает образ волшебницы зимы? (Разубранные инеем деревья. Большие сугробы. Мягкие пуховые перины. Ковры из пушистого снега. Ощущаем мягкий снег. Свежий морозный воздух.) – Что мы видим на заднем плане? (Слева и справа деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях.) – Попробуйте, используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима. (Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмахнула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем накрыла, где алмазы и жемчуга развесила.) – Если день солнечный и морозный, что будет происходить с зимними, покрытыми инеем деревьями? (Они будут блестеть, переливаться, сверкать в лучах солнца; будут падать длинные тени). – Какой иней? (мохнатый, сверкающий, блестящий). – На что он похож? (на алмазы, на разноцветный бисер, на мелкие осколки зеркала, стекла). Воздух (какой?) – прозрачный, легок, чист, пахнет снегом, свежий, морозный. Солнце (какое?) – яркое. Снег (какой?) серебристый, пушистый, белый. Снег (что делает?) сверкает, играет, блестит, искрится, переливается. – С чем можно сравнить снег? Снег (как?) мягкая пуховая перина, ковер из пушистого снега, словно пуховый платок, пуховое одеяло.
6. Составление плана.
Примерный план: 1) Волшебница-зима. (об авторе, о картине) 2) Сказочные деревья. 3) Зимние забавы. 4) Мои чувства и настроение от картины.
7. Письменная работа над сочинениями.

8. Презентация сочинений и работа над ошибками на следующем уроке русского

языка.


В раздел образования