Напоминание

Работа над штрихами


Автор: Кочеткова Марина Александровна
Должность: преподаватель музыкального исполнительства "фортепиано"
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: с. Инзер, Белорецкий район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Открытый урок по специальности "Фортепиано"
Тема: Работа над штрихами
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» с. Инзер Белорецкого района Открытый урок по специальности Музыкальное исполнительство «Фортепиано» 4 класс
РАБОТА НАД ШТРИХАМИ




Выполнила: Кочеткова Марина Александровна, преподаватель МАУ ДО «ДШИ» с. Инзер 2016 г. 1

Тема:
«Работа над штрихами».
Цель:
Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами.
Задачи:
• правильно организовать пианистический аппарат; • развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, упражнений;
.
развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных средств, в работе над звуковыми качествами произведения;
.
воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной отзывчивости при передаче художественного образа в пьесах.
Форма урока:
индивидуальная
Тип урока:
комбинированный
Методы обучения:
• словесные (беседа, объяснение нового материала); • наглядные (личный показ педагога на инструменте); • практические (выполнение упражнений, гамм, игра музыкальных произведений); • метод прослушивания и анализа;
Этапы урока:
1. Организационный момент. 2. Вступительное слово педагога. 3. Практическая часть (детальная работа над произведениями). 4. Заключение.
Ожидаемый результат:
правильное и свободное исполнение штрихов, влияющих на музыкальную выразительность.
Ход урока:
2
1. Организационный момент: сообщение темы, цели, задач урока; подготовка рабочего места, нотного материала, ознакомление ученицы с темой урока. 2. Урок начать с разминки. Упражнения для снятия мышечной напряженности в руках: Первое упражнение делается стоя. Поднять руки вверх, потрясти кистями и свободно, нагнув спину вперед, опустить руки и покачать ими. Ученик должен чувствовать свободу от плеча до самых кончиков пальцев. Второе упражнение. Встать прямо, вытянуть руки в пе р ед . Одновременно двумя руками делаем круговые движения кистью, затем предплечьем, а потом всей рукой, свободно раскручивая. 3. Проиграть упражнение на фортепиано: 5 нот с передачей из руки в руку (все тональности от белых клавиш). После игры спросить в разброс знаки при ключе в этих тональностях. 4. Приступить к работе над произведением
Д. Шостаковича

«Колыбельная»
из Третьей балетной сюиты. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975) — советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой социалистического труда (1966). Лауреат пяти Сталинских премий и одной Государственной премии СССР. В этом году мы отмечаем его 110-летие со дня рождения. (показать портрет композитора) Шостакович — один из самых исполняемых в мире композиторов. Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством оркестровки, в сочетании с личной 3
эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью. Вклад Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся. Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и «большой стиль». Сегодня мы поработаем над «Колыбельной» из Третьей балетной сюиты.
Сюита

балетная
(от франц. Suite – ряд, последовательность) — последовательность танцевальных номеров, объединённых одной темой, но в то же время контрастирующих по темпу и характеру. Третья балетная сюита была написана в 1951г., она включает в себя следующие разделы: Вальс, Гавот, Танец, Элегия (Колыбельная), Вальс, Галоп. Сделать разбор «Колыбельной», определить тональность, размер, форму. В данной пьесе – размер 3/4. Очень важно правильно сформировать навык исполнения: опора на бас и лёгкость 2ой и 3ей долей. (Ученица исполняет партию левой руки I части, соблюдая указания педагога). Так же этот аккомпанемент полезно проучить со счётом вслух, выделяя голосом 1ую долю. Это способствует выработке точной ритмической пульсации. (Ученица исполняет аккомпанемент со счётом вслух, ярко выделяя первую долю). Правильный навык исполнения этого приёма развивает и укрепляет от природы слабые, часто проблемные 4 и 5 пальцы, вырабатывает навык исполнения интервалов (двойные ноты) и аккордов, закрепляется такое важное понятие как аппликатурная позиция. 4
Партию левой руки желательно выучить наизусть, чтобы лучше слышать её и добиться художественного исполнения. (Ученица исполняет наизусть партию левой руки I части). Полным овладением партией признано тогда, когда ученик может наизусть аккомпанировать педагогу, исполняющему мелодию. Затем ученица играет I часть пьесы двумя руками. — Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал интонации колыбельной? — Какие штрихи использованы для передачи нужного настроения? В работе над выразительностью большое место занимает мелодия (партия правой руки). При этом важно прежде всего уяснить развитие мелодии, её членение на построения, ознакомиться с фразами, мотивами. (Разбираем строение мелодии I части: определяем предложения; отмечаем фразы и главные звуки в каждой; затем Женя проигрывает их, выделяя кульминацию в каждой, соблюдая правильную аппликатуру). Поработать над II частью и исполнить произведение целиком. Показать картинки с изображением младенцев в колыбели и рядом с ними, баюкающих матерей. Послушать аудиозапись Элегии.
5.

Ф. Кулау. Сонатина II часть.
Фридрих Кулау - выдающийся датский композитор ХVIII-ХIX в.в. Он был рожден в маленьком немецком городке Ильцен 11сентября 1786 года. Его родные имели непосредственное отношение к музыке – отец мальчика, его дед и дядя служили военными музыкантами. Когда Фридриху исполнилось 10 лет в 1796 г., с ним произошла трагедия – ребёнок лишился правого глаза. Портреты, на которых изображен композитор уже в зрелом возрасте, демонстрируют музыканта в профиль или анфас только с одной стороны, 5
слева. Поразительная внешность Кулау достойна отдельного описания. Высокий рост, полнота и недостающий глаз делали его похожим на циклопа. С такой кличкой композитор прожил всю жизнь. Повреждение глаза отразилось на характере музыканта, сделало его стеснительным, застенчивым и сдержанным. Кулау никогда не был женат. Не смотря на весь трагизм ситуации, этот несчастный случай дал возможность мальчику по-настоящему открыть для себя мир музыки. Финансовое положение Кулау было плохим. Одаренный пианист и сочинитель зарабатывал себе на жизнь, давая концерты в домах богатых людей, обучая игре на пианино и давая уроки вокального искусства, издавая свои творения. В 1830 году один за другим умирают его родители, а 5 февраля 1831 года пожар уничтожает его дом. Композитор простужается и долго лечится в госпитале. Но здоровье музыканта сильно подорвано, так и не оправившись от болезни, 12 марта 1832 года Фридрих Кулау скончался. (показать портрет композитора) Приступить к работе над Сонатиной, определить тональность, размер, количество частей. Важное значение в танцевальных пьесах имеют штрихи. Именно штрихи придают каждому произведению особую неповторимость. Необходимо ознакомить ученика не только с длинными – фразировочными – лигами, но и с лигами короткими – штрихами. Здесь большое влияние оказывает снятие рук. Особенно в мелодиях танцевальных, снятие рук большей частью необходимо. В данной пьесе снятие руки способствует подчёркиванию задорно-шутливого характера. При этом важно, чтобы ученик осознанно применял в мелодии штрихи, отдельные интонации, оттенки и подчинял это общему замыслу. 6
В данной сонатине различные штрихи в партиях обеих рук. Если в сопровождении стабильно идёт штрих стаккато, то в мелодии, короткие и более продолжительные мотивы на легато заканчиваются штрихом стаккато. В I части, в каждой фразе, сложен в исполнении мотив восьмыми длительностями на 1ую долю (легато переходит в стаккато). Здесь следует добиться точного исполнения приёма «села рука» (опора на палец, избегать удара, шлёпанья) – отпрыгнула на стаккато на одном движении посредством уменьшения силы» и продолжить мелодию с 3й доли, не нарушая мелодической линии. (Отрабатываем с ученицей этот приём, добиваемся точных штрихов исполнения). Большое значение в передаче художественного образа имеют динамические средства выразительности. В данном произведении следует добиваться волнообразности звучания; отработать приём – чередование динамических нарастаний и спадов звучности. (Ученица проигрывает каждую часть сначала отдельно каждой рукой, затем двумя – с яркими оттенками). Ещё одно немаловажное достоинство пьес танцевального характера – формирование координации. Помимо выполнения художественных исполнительских задач (образ, интонация) ребёнок должен научиться координировать звучность аккомпанемента и мелодии, добиться независимой работы одной руки от другой. При этом каждая рука выполняет свою специфическую задачу. (Ученица исполняет I часть пьесы, контролируя слухом звуковое соотношение между руками). Последний этап работы над произведением характеризуется окончательным выявлением художественных задач. При этом на первый план выдвигается задача собирания отдельных эпизодов в единое целое, 7
выявление главной кульминации всего произведения, соблюдение динамических оттенков. (Ученица исполняет пьесу целиком с учётом всех проработанных элементов). 6 .
Заключение.
Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения — достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. Пьесы малой формы, в том числе и танцевального характера составляет значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика – пианиста. Ученики всех классов с большим удовольствием работают над пьесами этого жанра. Причины вполне объяснимы: 1) удобный формат (малая форма); 2) разнообразие характеров и образов; 3) богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить ученика с современными музыкальными направлениями (джаз, рок, популярная музыка, этнические мотивы); 4) возможность использовать такие произведения для участия в концертах. Таким образом, пьесы танцевального характера расширяют кругозор и обогащают музыкальный слух учащегося, развивают музыкальное мышление, активно способствуют развитию его моторики. 8


В раздел образования