Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по обучению старшеклассников игре на шестиструнной гитаре.
Автор: Барабанов Максим Сергеевич Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО г. Мурманска ДДТ им. А Торцева Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: Статья Тема: Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по обучению старшеклассников игре на шестиструнной гитаре. Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования
по обучению старшеклассников игре на шестиструнной гитаре.
М.С. Барабанов
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ им. А. Торцева, г. Мурманск
В
данной
статье
рассматривается
ряд
вопросов,
посвящённых
проблеме
музыкально-эстетического
воспитания
подростков,
так
как,
к
сожалению,
в
течение ряда лет в методической литературе не уделялось должного внимания
этой теме.
Учитывая
психологические
особенности
старших
школьников,
используя
педагогические технологии личностно-ориентированной педагогики и социально-
педагогической
поддержки
личности
подростка,
педагог
предлагает свою
инновационную систему и образовательную программу обучения детей 13-17 лет
игре на шестиструнной гитаре, в основе которой – идея развития личности.
Программа ориентирована
на приоритет свободного выбора и
максимально
способствует
удовлетворению
индивидуальных
потребностей,
интересов,
развитию
способностей,
творческой
самореализации
каждого
субъекта
образовательного процесс.
Современная
ситуация
в
обществе
требует
новых
образовательных
и
воспитательных
технологий,
имеющих
философскую
методологическую
базу.
Дополнительное
образование
позволяет
расширить
рамки
воспитательного
процесса, а для ребенка это возможность раскрытия своего творческого потенциала,
своего внутреннего мира.
Дополнительное
образование
детей
-
это
создание
условий
для
развития
личности с учетом её индивидуальных способностей, потребностей, ценностных
ориентаций
и
мотивов.
Поэтому
в
основе
методологии
дополнительного
образования
детей
находится
идея
развития
личности,
ее
самоопределения
и
самореализации,
то
есть
личностно-ориентированной
педагогики
и
социально-
педагогической поддержки личности ребёнка.
Педагогические технологии поддержки самоопределения личности призваны
обеспечить организацию деятельности детей и её перевод на более высокий уровень
(от развлечения к потреблению и далее к творчеству).
Музыкально-эстетическое воспитание – необходимое условие всестороннего и
гармоничного
развития
личности.
Музыкальное
искусство
как
«язык
чувств»
оказывает
непосредственное
влияние
на
эмоции
человека,
а
уже
через
них
воздействует на весь внутренний мир подростка, вносит в его жизнь красоту, знания,
наслаждения, творчество, игру воображения, духовность. Музыкальное искусство
способно формировать духовные интересы и потребности, моральные качества,
идеалы, влиять на сознание и подсознание, развивать способности, влиять на волю.
Именно
поэтому,
как
педагог
детского
объединения
«Обучение
игре
на
гитаре»,
в
своей
педагогической
деятельности
я
решаю
проблему
музыкально-
эстетического
воспитания
старшеклассников
в
системе
дополнительного
образования.
Исследуя и анализируя программы по обучению игре на гитаре, используя
технологии
личностно-ориентированной
педагогики
и
социально-педагогической
поддержки личности подростка, я выработал свою инновационную систему,
в
основе которой - идея развития личности.
Традиционная
система
образования
часто
опирается
на
формальную
модель, которую можно представить в виде формулы:
ЗУН -
Д , где 3 - знания, У - умения, Н - навыки, Д - деятельность, для
которой и нужны предлагаемые знания, умения и навыки.
Современный подход дополнительного образования можно представить в виде
другой формулы:
Д - Р - ЗУН + МОС, где Д - деятельность, заинтересовавшая обучающегося,
Р - обучающийся,
3УН -
знания, умения и навыки, которые осознанно осваивает
обучающийся, МОС
-
мастерство,
эмоционально
- ценностные
отношения
обучающегося и его способности, обеспечивающие успех в заинтересовавшей его
деятельности.
Степень предложенной системы - это синтез развивающего обучения,
музыкально-эстетического воспитания и концепции гуманизации личности.
Развивающее обучение в рамках дополнительного образования становится,
прежде
всего,
воспитанием,
что
способствует
саморазвитию
личности
и
её
творческих способностей. Воспитательный процесс строится в реальности так, что
воспитание
становится
самовоспитанием.
Подросток
из
объекта
воспитания
становится субъектом в воспитательном процессе, это происходит за счет смещения
акцентов от знаний, умений и навыков к общению, творчеству, игре. Эффективность
основана на личном контакте педагога и подростка. Воспитание без принуждения;
воспитание
и
обучение
приспосабливается
к
подростку,
а
не
наоборот.
Ядро
системы - культ творчества, развитие индивидуальности средствами музыкального
искусства.
Именно, музыкальное искусство - необходимое условие для
гармоничного развития личности в данной системе.
Сущность гуманизации это обращение не только к интеллекту, но и к эмоциям.
Это
пробуждение,
обогащение,
наполнение
новым
смыслом
человеческих
переживаний.
Эффективность
гуманизации
осуществляется
посредством
воздействия
музыки
на
эмоциональную
сферу
личности.
Задача
педагога
-
это
сочетание
рационального
и
чувственного
в
методике,
развитие
мышления
и
воображения,
а
главная
цель
педагога
-
пробудить,
то
есть,
гуманизировать
личность.
Используя предлагаемую методику музыкально-эстетического воспитания,
развитие личности должно пройти 6 уровней от развития наследственных качеств
(врожденных
задатков,
естественных
потребностей,
инстинкта,
темперамента),
психических особенностей (эмоциональная сфера, внимание, память, мышление),
эмпирических качеств (знаний, умений и навыков), к развитию социальных качеств
(адаптации
в
обществе,
моральных
принципов,
ценностных
установок),
к
творческой
направленности
личности
и
самоуправлению
(самоопределению,
самоутверждению,
самовоспитанию,
самообразованию,
самосовершенствованию),
то есть к выходу на уровень самопознания.
Эту идею я воплотил в своей
авторской программе
«Обучение игре на
шестиструнной
гитаре»
для
обучения
подростков
в
системе
дополнительного
образования. Программа была составлена с учётом психологических особенностей
старших школьников, с использованием программ по обучению игре на гитаре для
музыкальных
школ
и
школ
искусств
и
для
внешкольных
учреждений
и
общеобразовательных школ.
Программа
ставит
своей
целью
формирование
музыкальной
культуры,
способностей
и
вкусов
у
старших
школьников
(13-18
лет)
в
ходе
овладения
навыками игры на шестиструнной гитаре и рассчитана на 3 года.
Основными
задачами
обучения
и
воспитания
являются:
приобщить
подростков к музыкальному искусству, привить им интерес и любовь к музыке; дать
обучающимся определённые знания, умения и практические навыки, необходимые
для
развития
творческих
способностей,
музыкальной
культуры
и
вкусов;
сформировать
у
подростков
сознание
и
понимание
социальной
значимости
и
общественно-полезного характера музыкально-творческой деятельности.
С
самого
начала
обучения
игре
на
гитаре
по
программе
уделяется
первостепенное внимание выработки у учащихся правильной посадки и постановки
исполнительского аппарата и правильного звукоизвлечения.
Важную роль в
музыкальном
развитии
детей
играет
ансамблевая
форма
исполнительства,
прививающая
навыки
коллективной
игры,
развивающая
гармонический
слух
и
ритмику.
Музыкально-эстетическое развитие подростков в процессе обучения на гитаре
осуществляется на основе работы по усвоению навыков исполнения музыкальных
произведений, накоплению и изучению художественного репертуара разнообразного
по жанру, стилю, форме, характеру (от эстрадных, народных песен до классических
произведений зарубежных и отечественных композиторов). Изучаемый материал
должен
отвечать
принципу
доступности,
интереса
и
соответствовать
общему
развитию
обучающихся,
уровню
их
музыкального,
вокального
и
технического
развития.
Не
менее
важным
направлением
является
овладение
учащимися
основами
нотной
грамоты
(метроритмическая,
ладотональная
организация
звукового
материала, основные средства музыкальной выразительности).
В процессе обучения подросток проходит 4 уровня.
Первый уровень («досуговый») соответствует первому полугодию первого года
обучения. Подросток приходит в детское объединение по обучению игре на гитаре
провести своё свободное от школы и домашних заданий время, заполнить его
досугом.
Основная
задача
педагога
на
этом
этапе
сформировать
мотивацию
старшеклассника, чтобы заинтересовать его музыкальной деятельностью.
В
качестве
теории
даётся,
для
начала,
лекционный
материал
о
музыке,
в
первую очередь о той, которая интересна подростку. На этом этапе преподавание
нотной грамоты, как таковой отсутствует, а используется метод «табулатуры» -
графического
изображения
аккордовой
аппликатуры
левой
руки
на
грифе.
Обязательно даются понятия мажора и минора, и основы ритмической организации
музыки. На практических занятиях идёт знакомство с инструментом: конструкция,
основные понятия, правила и особенности эксплуатации и хранения. Выработка
правильной
посадки
и
правильного
положения
инструмента
во
время
игры,
правильной
постановки
исполнительского
аппарата.
Выработка
правильного
звукоизвлечения. Освоение начальных элементов техники левой руки. Изучение и
практическое
освоение
начальных
элементов
исполнительской
техники
и
простейших
приёмов
игры
(арпеджио,
«щипок»,
«бой»).
Техника
барре.
Воспроизведение
голосом
звуков
различной
высоты
и
простых
мелодий
из
репертуара любимых исполнителей подростка под гитарный аккомпанемент.
Репертуар музыкальных произведений для разучивания подбирается с учётом
интересов подростка. Это освоение простого гитарного аккомпанемента и лёгких,
коротких арпеджированных мелодий.
Второй уровень (репродуктивный) соответствует второму полугодию первого
года обучения.
На этом уровне подросток уже проявил интерес к данному виду
деятельности, у него возникает потребность в чем-то большем, чем просто играть
однообразный аккомпанемент (в этом важную роль должен сыграть личный пример
педагога, как хорошего исполнителя разножанровой музыки). Здесь у подростка
возникает желание «играть как учитель». Он потребляет информацию, которая
может стать личным знанием, осваивает опыт деятельности. Уровень коммуникаций
педагога и учащегося в образовательном процессе в основном репродуктивный
(«делай как я»).
На данном этапе уже можно давать учащимся основы нотной грамоты, которая
в
соотнесении
с
опытом
игры
по
табулатуре
сравнительно
легко
усваивается
старшеклассниками.
И
наряду
с
эстрадными
песнями
разучивать
по
нотам
и
простые пьесы из репертуара музыкальной школы. Так же возможно объединение
ребят в ансамбли от 3 до 5 человек.
В
качестве
теоретического
материала
обучающиеся
начинают
осваивать
нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного
стана, нотопись; музыкальный звукоряд; расположение нот на грифе. В качестве
практики:
работа
над
звуком,
развитие
исполнительской техники левой руки:
растяжка пальцев, техника смены позиций. Освоение новых
выразительных
средств
гитарного
аккомпанемента:
более
выпуклая
орнаментация
за
счет
мелизматики;
усложнение
ритмического
рисунка;
исполнение
небольших
мелодических
пассажей
в
вокальных
паузах,
придуманных
педагогом
(очень
хорошо, если в присутствии
обучаемых). Разучивание по нотам небольших
произведений,
гаммаобразных
мелодий.
Игра
в
ансамбле:
работа
над
согласованным исполнением каждой партии, работа над нюансами (в репертуар
ансамблевой
игры
можно
включить
эстрадную
песню
и
обработку
русской
народной песни).
Третий
уровень
(эвристический)
соответствует
второму
году
обучения.
Подросток на этом этапе старается сам увеличить объём потребляемой информации,
становится
исследователем.
Разнообразнее
становятся
и
формы
коммуникаций
педагога и обучающегося. Интерес ребёнка к занятиям становится «личностно-
поисковым».
На том уровне старшеклассник уже знает основы нотной грамоты, умеет играть
по
нотам,
проявляют
большой
интерес
к
разбору
новых,
более
сложных
музыкальных произведений, освоению новых приёмов игры, а так же пытается
подбирать на слух мелодии и аккомпанемент.
Работа педагога на этом этапе состоит в том, чтобы реализовать интересы
старшеклассника, направить их в нужное русло. Например, при подборе какой-
нибудь песни с простой гармонией, показать пример более оригинальной находки
гармонизации
другой
песни,
либо
другого
музыкального
произведения.
Или
показать несколько других, может быть более красивых вариантов гармонизации.
Можно
предложить
ученику
самому
сочинить
мелодию
к
данной
или
другой
гармонии. Теория: беседы о выдающихся исполнителях, композиторах музыкальных
направлений прошлого и настоящего времени. Основы нотной грамоты и гармонии
(аккорды,
интервалы). Практика:
разбор
произведений
русских
и
зарубежных
композиторов, работа над звуком, оттенками, штрихами. Подбор на слух простых
мелодий
и
аккордовых
последовательностей.
Изучение
новых
исполнительских
приёмов. Развитие координации всех звеньев исполнительского аппарата на основе
работы над гаммами.
В ансамбле также следует работать над качеством звука оттенками, штрихами,
согласованностью исполнения.
Высший
уровень
(креативный)
-
«возвышенная
деятельность»
(созидание,
творчество) - рефлексивно созидающий, соответствует третьему году обучения.
Уровень
коммуникации
педагога
и
учащегося
креативный,
когда
происходит
выражение
собственного
«Я»
обучающегося
в
процессе
сотворчества
его
и
педагога. Модель процесса обучения основывается на продуктивной, творческой
деятельности обучающегося. Задача педагога - создать условия для реализации
творческого потенциала подростка.
На
этом
этапе
подростки
уже
имеют
опыт
исполнения
произведений
классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт игры в
ансамбле. Исходя из этого опыта, они комбинируют полученные знания, умения и
навыки,
пытаясь
создать
в
своей
деятельности
что-то
оригинальное,
необычнозвучащее. Это выражается и в поиске красивой гармонии к мелодии, и в
поиске красивого мелодического оборота, и в попытках по-своему аранжировать то
или иное музыкальное произведение, вплоть до сочинения музыкальных миниатюр
и песен. Но наряду с творческой деятельностью не прекращают осваивать новый
музыкальный материал и технические нормы.
Педагог должен помочь своему ученику в его начинаниях, не навязывая ничего,
а лишь направляя и поощряя творчество. Обучающийся на этом этапе получает
более
углубленные
знания
нотной
грамоты
(тональности,
моду ляции,
транспозиции), основы гармонии, импровизацию.
Практика в основном сводится к игре в ансамбле, к коллективному творчеству.
Разбор
русских
народных,
эстрадных,
бардовских
песен,
песен,
сочиненных
учащимися с привнесением в каждую гитарную партию своих замыслов, поиск
наиболее удачного звучания произведения. Подбор на слух произведений с более
сложной
гармонией.
Продолжение
работы
над
качеством
звука,
закрепление
и
совершенствование ранее изученных способов звукоизвлечения и приемов игры.
Дальнейшее
совершенствование
методики художественно- исполнительской
работы
над
произведениями,
в
связи
с
усложнением
репертуара.
Развитие
координации
всех
звеньев
исполнительского
аппарата
на
основе
работы
над
гаммами
и
этюдами.
Накопление
художественного
исполнительского
материала.
Дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений
(сольных и ансамблевых).
Данная
программа
является
гибкой,
достаточно
свободной
в
выборе
репертуара
и
направлена,
прежде
всего,
на
развитие
интересов
самого
обучающегося.
Для
более
успешного
обучения
подростков
необходимо
использовать
современные
информационно-коммуникативные
технологии.
Использование
персонального
компьютера
на
занятиях
повышает
мотивацию
обучения
и
даёт
положительный результат. Музыкальный проигрыватель можно использовать для
прослушивания музыки или подбора той или иной инструментальной партии.
А
использование на занятиях компьютерной программы "Гитар про" делает обучение
более эффективным, чем использование
на занятиях нотных сборников.
Эта
программа имеет очень удобный
интерфейс и
является, по сути, электронным
нотным
редактором,
где
параллельно
с
нотным
текстом
даётся
графическое
обозначение
музыкального
материала
(табулатура),
адаптированного
под
гитару.
Табулатура является более доступной в освоении гитарного аккомпанемента, чем
нотопись. Особенность этой программы в том, что можно не только просмотреть
изучаемый и записанный материал, но и прослушать его при помощи встроенного в
программу миди-секвенсера.
На первом этапе обучения по моей программе, обучающиеся изучают только
табулатуру, с нотной грамотой они знакомятся позже, поэтому, используя в обучении
компьютерную программу «Гитар про», можно более качественно освоить нотную
грамоту. Табулатура на экране расположена под нотным станом, и, разбирая табы,
обучающийся невольно обращает внимание на нотопись, которая откладывается в
его подсознании и на дальнейших этапах обучения осваивается гораздо легче.
С помощью программы «Гитар про» можно проводить не только обучение, но
и диагностику освоения учащимися полученных навыков, например, навыков чтения
нот "с листа". На более поздних этапах обучения, когда обучающиеся пытаются
сочинять
свои
произведения,
эта
программа
помогает
фиксировать
им
своё
творчество, а также экспериментировать с наложением
второй, третьей
и т.д.
гитары с добавлением звучания барабанов.
Предложенная
мной
система
обучения
игре
на
шестиструнной
гитаре
апробирована
мною
на
группе
старшеклассников,
обучающихся
в
детском
объединении по обучению игре не шестиструнной гитаре Дома детского творчества
имени А. Торцева г. Мурманска. Занятия проводились как индивидуальные, так и
групповые с учётом способностей, возможностей, психологических, физических
особенностей обучающихся и их интересов. В процессе обучения использовались
различные методики и формы, а также диагностика.
Диагностика
проводилась
в
течение
трех
учебных
лет. На
каждого
обучающегося были разработаны индивидуальные карты развития по следующим
критериям:
развитие
музыкальных
способностей
(музыкального
слуха,
чувства
ритма,
памяти,
внимания,
воображения,
исполнительских
навыков,
творческой
активности)
и
формирование
музыкальной
культуры
(интерес
к
музыке,
эмоциональная
отзывчивость,
знание
основ
музыкальной
грамоты,
расширение
музыкального кругозора).
По
результатам
диагностики
прослеживается
положительная
динамика
изменений
показателей
критериев
музыкально-эстетического
во спитания
подростков
Педагоги дополнительного образования, возможно, будут работать по другим
программам, но в любом случае они должны воплощать в жизнь одну из главных
задач музыкально-эстетического воспитания - это создание условий для развития
личности с учетом её индивидуальных способностей, потребностей, ценностных
ориентаций и мотивов.
Литература
1. Божович, Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.М.
Божович. - М.: Педагогика, 2000.
2. Болицкий, С.В. Музыкальное образование. Проблема общедоступности и пути
решения [Текст] / С.В. Болицкий // Образование. – 2001. -
№ 23.
3. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения
[Текст] / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 2002. - N23.
4.
Горский, В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов
деятельности
педагога
дополнительного
образования [Текст]
/
В.А. Горский
//
Дополнительное образование. – 2003. - N22.
5.
Дьяченко, Н. Теоретические основы воспитания и обучения
в музыкальных
учебных заведениях
[Текст]: учеб пособие / Н. Дъяченко. - К.: Музична Украина,
1998.
6.
Жавинина, О. Музыкальное воспитание: поиски и находки [Текст]
/
О.
Жавинина// Искусство в школе. – 2003. - №5.
7. Красильников, И. Интонационная концепция музыкальности дополнительного
образования [Текст / И. Красельников // Искусство в школе. – 2000. -
№
1, 2.
8.
Матриросян, Б.П., Горский, В.А. Инновации в дополнительном образовании
[Текст] / Б.П. Матриросян, В.А. Горский // Дополнительное образование. – 2003. -
№4.
9. Мудрик, А.В. В поисках своего "Я" [Текст] / А.В. Мудрик// Семья и школа. –
1998. -.Н210.
10.
Соколов, О. Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный
инструмент»
(шестиструнная
гитара)
для
детских
музыкальных
школ
и
музыкальных отделений школ искусств [Текст]/ О. Соколов. - М. - 2002.
11.
Программы
для
внешкольных
учреждений
и
общеобразовательных
школ
[Текст] / М: «Просвещение», 1986.
12. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления
личности [Текст] / Х. Ремшмидт. - М.,1999.
13.
Халабузарь, П.В. О музыкальной культуре школьников [Текст] / П.В.
Халабузарь
11
Мир
образования - образование в мире. - 2002. -
N 4