Напоминание

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по обучению старшеклассников игре на шестиструнной гитаре.


Автор: Барабанов Максим Сергеевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО г. Мурманска ДДТ им. А Торцева
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по обучению старшеклассников игре на шестиструнной гитаре.
Раздел: дополнительное образование





Назад





Методические рекомендации педагогам дополнительного образования

по обучению старшеклассников игре на шестиструнной гитаре.
М.С. Барабанов педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ им. А. Торцева, г. Мурманск В данной статье рассматривается ряд вопросов, посвящённых проблеме музыкально-эстетического воспитания подростков, так как, к сожалению, в течение ряда лет в методической литературе не уделялось должного внимания этой теме. Учитывая психологические особенности старших школьников, используя педагогические технологии личностно-ориентированной педагогики и социально- педагогической поддержки личности подростка, педагог предлагает свою инновационную систему и образовательную программу обучения детей 13-17 лет игре на шестиструнной гитаре, в основе которой – идея развития личности. Программа ориентирована на приоритет свободного выбора и максимально способствует удовлетворению индивидуальных потребностей, интересов, развитию способностей, творческой самореализации каждого субъекта образовательного процесс. Современная ситуация в обществе требует новых образовательных и воспитательных технологий, имеющих философскую методологическую базу. Дополнительное образование позволяет расширить рамки воспитательного процесса, а для ребенка это возможность раскрытия своего творческого потенциала, своего внутреннего мира. Дополнительное образование детей - это создание условий для развития личности с учетом её индивидуальных способностей, потребностей, ценностных ориентаций и мотивов. Поэтому в основе методологии дополнительного образования детей находится идея развития личности, ее самоопределения и самореализации, то есть личностно-ориентированной педагогики и социально- педагогической поддержки личности ребёнка. Педагогические технологии поддержки самоопределения личности призваны обеспечить организацию деятельности детей и её перевод на более высокий уровень (от развлечения к потреблению и далее к творчеству). Музыкально-эстетическое воспитание – необходимое условие всестороннего и гармоничного развития личности. Музыкальное искусство как «язык чувств» оказывает непосредственное влияние на эмоции человека, а уже через них воздействует на весь внутренний мир подростка, вносит в его жизнь красоту, знания, наслаждения, творчество, игру воображения, духовность. Музыкальное искусство способно формировать духовные интересы и потребности, моральные качества, идеалы, влиять на сознание и подсознание, развивать способности, влиять на волю. Именно поэтому, как педагог детского объединения «Обучение игре на гитаре», в своей педагогической деятельности я решаю проблему музыкально- эстетического воспитания старшеклассников в системе дополнительного образования.
Исследуя и анализируя программы по обучению игре на гитаре, используя технологии личностно-ориентированной педагогики и социально-педагогической поддержки личности подростка, я выработал свою инновационную систему, в основе которой - идея развития личности. Традиционная система образования часто опирается на формальную модель, которую можно представить в виде формулы:
ЗУН -

Д
, где
3
- знания,
У
- умения,
Н
- навыки,
Д
- деятельность, для которой и нужны предлагаемые знания, умения и навыки. Современный подход дополнительного образования можно представить в виде другой формулы:
Д - Р - ЗУН
+ МОС, где
Д
- деятельность, заинтересовавшая обучающегося,
Р
- обучающийся,
3УН
- знания, умения и навыки, которые осознанно осваивает обучающийся,
МОС
- мастерство, эмоционально - ценностные отношения обучающегося и его способности, обеспечивающие успех в заинтересовавшей его деятельности. Степень предложенной системы - это синтез развивающего обучения, музыкально-эстетического воспитания и концепции гуманизации личности. Развивающее обучение в рамках дополнительного образования становится, прежде всего, воспитанием, что способствует саморазвитию личности и её творческих способностей. Воспитательный процесс строится в реальности так, что воспитание становится самовоспитанием. Подросток из объекта воспитания становится субъектом в воспитательном процессе, это происходит за счет смещения акцентов от знаний, умений и навыков к общению, творчеству, игре. Эффективность основана на личном контакте педагога и подростка. Воспитание без принуждения; воспитание и обучение приспосабливается к подростку, а не наоборот. Ядро системы - культ творчества, развитие индивидуальности средствами музыкального искусства. Именно, музыкальное искусство - необходимое условие для гармоничного развития личности в данной системе. Сущность гуманизации это обращение не только к интеллекту, но и к эмоциям. Это пробуждение, обогащение, наполнение новым смыслом человеческих переживаний. Эффективность гуманизации осуществляется посредством воздействия музыки на эмоциональную сферу личности. Задача педагога - это сочетание рационального и чувственного в методике, развитие мышления и воображения, а главная цель педагога - пробудить, то есть, гуманизировать личность. Используя предлагаемую методику музыкально-эстетического воспитания, развитие личности должно пройти 6 уровней от развития наследственных качеств (врожденных задатков, естественных потребностей, инстинкта, темперамента), психических особенностей (эмоциональная сфера, внимание, память, мышление), эмпирических качеств (знаний, умений и навыков), к развитию социальных качеств (адаптации в обществе, моральных принципов, ценностных установок), к творческой направленности личности и самоуправлению (самоопределению, самоутверждению, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию), то есть к выходу на уровень самопознания. Эту идею я воплотил в своей авторской программе «Обучение игре на шестиструнной гитаре» для обучения подростков в системе дополнительного
образования. Программа была составлена с учётом психологических особенностей старших школьников, с использованием программ по обучению игре на гитаре для музыкальных школ и школ искусств и для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Программа ставит своей целью формирование музыкальной культуры, способностей и вкусов у старших школьников (13-18 лет) в ходе овладения навыками игры на шестиструнной гитаре и рассчитана на 3 года. Основными задачами обучения и воспитания являются: приобщить подростков к музыкальному искусству, привить им интерес и любовь к музыке; дать обучающимся определённые знания, умения и практические навыки, необходимые для развития творческих способностей, музыкальной культуры и вкусов; сформировать у подростков сознание и понимание социальной значимости и общественно-полезного характера музыкально-творческой деятельности. С самого начала обучения игре на гитаре по программе уделяется первостепенное внимание выработки у учащихся правильной посадки и постановки исполнительского аппарата и правильного звукоизвлечения. Важную роль в музыкальном развитии детей играет ансамблевая форма исполнительства, прививающая навыки коллективной игры, развивающая гармонический слух и ритмику. Музыкально-эстетическое развитие подростков в процессе обучения на гитаре осуществляется на основе работы по усвоению навыков исполнения музыкальных произведений, накоплению и изучению художественного репертуара разнообразного по жанру, стилю, форме, характеру (от эстрадных, народных песен до классических произведений зарубежных и отечественных композиторов). Изучаемый материал должен отвечать принципу доступности, интереса и соответствовать общему развитию обучающихся, уровню их музыкального, вокального и технического развития. Не менее важным направлением является овладение учащимися основами нотной грамоты (метроритмическая, ладотональная организация звукового материала, основные средства музыкальной выразительности). В процессе обучения подросток проходит 4 уровня. Первый уровень («досуговый») соответствует первому полугодию первого года обучения. Подросток приходит в детское объединение по обучению игре на гитаре провести своё свободное от школы и домашних заданий время, заполнить его досугом. Основная задача педагога на этом этапе сформировать мотивацию старшеклассника, чтобы заинтересовать его музыкальной деятельностью. В качестве теории даётся, для начала, лекционный материал о музыке, в первую очередь о той, которая интересна подростку. На этом этапе преподавание нотной грамоты, как таковой отсутствует, а используется метод «табулатуры» - графического изображения аккордовой аппликатуры левой руки на грифе. Обязательно даются понятия мажора и минора, и основы ритмической организации музыки. На практических занятиях идёт знакомство с инструментом: конструкция, основные понятия, правила и особенности эксплуатации и хранения. Выработка правильной посадки и правильного положения инструмента во время игры, правильной постановки исполнительского аппарата. Выработка правильного звукоизвлечения. Освоение начальных элементов техники левой руки. Изучение и практическое освоение начальных элементов исполнительской техники и
простейших приёмов игры (арпеджио, «щипок», «бой»). Техника барре. Воспроизведение голосом звуков различной высоты и простых мелодий из репертуара любимых исполнителей подростка под гитарный аккомпанемент. Репертуар музыкальных произведений для разучивания подбирается с учётом интересов подростка. Это освоение простого гитарного аккомпанемента и лёгких, коротких арпеджированных мелодий. Второй уровень (репродуктивный) соответствует второму полугодию первого года обучения. На этом уровне подросток уже проявил интерес к данному виду деятельности, у него возникает потребность в чем-то большем, чем просто играть однообразный аккомпанемент (в этом важную роль должен сыграть личный пример педагога, как хорошего исполнителя разножанровой музыки). Здесь у подростка возникает желание «играть как учитель». Он потребляет информацию, которая может стать личным знанием, осваивает опыт деятельности. Уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе в основном репродуктивный («делай как я»). На данном этапе уже можно давать учащимся основы нотной грамоты, которая в соотнесении с опытом игры по табулатуре сравнительно легко усваивается старшеклассниками. И наряду с эстрадными песнями разучивать по нотам и простые пьесы из репертуара музыкальной школы. Так же возможно объединение ребят в ансамбли от 3 до 5 человек. В качестве теоретического материала обучающиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд; расположение нот на грифе. В качестве практики: работа над звуком, развитие исполнительской техники левой руки: растяжка пальцев, техника смены позиций. Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента: более выпуклая орнаментация за счет мелизматики; усложнение ритмического рисунка; исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах, придуманных педагогом (очень хорошо, если в присутствии обучаемых). Разучивание по нотам небольших произведений, гаммаобразных мелодий. Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии, работа над нюансами (в репертуар ансамблевой игры можно включить эстрадную песню и обработку русской народной песни). Третий уровень (эвристический) соответствует второму году обучения. Подросток на этом этапе старается сам увеличить объём потребляемой информации, становится исследователем. Разнообразнее становятся и формы коммуникаций педагога и обучающегося. Интерес ребёнка к занятиям становится «личностно- поисковым». На том уровне старшеклассник уже знает основы нотной грамоты, умеет играть по нотам, проявляют большой интерес к разбору новых, более сложных музыкальных произведений, освоению новых приёмов игры, а так же пытается подбирать на слух мелодии и аккомпанемент. Работа педагога на этом этапе состоит в том, чтобы реализовать интересы старшеклассника, направить их в нужное русло. Например, при подборе какой- нибудь песни с простой гармонией, показать пример более оригинальной находки гармонизации другой песни, либо другого музыкального произведения. Или
показать несколько других, может быть более красивых вариантов гармонизации. Можно предложить ученику самому сочинить мелодию к данной или другой гармонии. Теория: беседы о выдающихся исполнителях, композиторах музыкальных направлений прошлого и настоящего времени. Основы нотной грамоты и гармонии (аккорды, интервалы). Практика: разбор произведений русских и зарубежных композиторов, работа над звуком, оттенками, штрихами. Подбор на слух простых мелодий и аккордовых последовательностей. Изучение новых исполнительских приёмов. Развитие координации всех звеньев исполнительского аппарата на основе работы над гаммами. В ансамбле также следует работать над качеством звука оттенками, штрихами, согласованностью исполнения. Высший уровень (креативный) - «возвышенная деятельность» (созидание, творчество) - рефлексивно созидающий, соответствует третьему году обучения. Уровень коммуникации педагога и учащегося креативный, когда происходит выражение собственного «Я» обучающегося в процессе сотворчества его и педагога. Модель процесса обучения основывается на продуктивной, творческой деятельности обучающегося. Задача педагога - создать условия для реализации творческого потенциала подростка. На этом этапе подростки уже имеют опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они комбинируют полученные знания, умения и навыки, пытаясь создать в своей деятельности что-то оригинальное, необычнозвучащее. Это выражается и в поиске красивой гармонии к мелодии, и в поиске красивого мелодического оборота, и в попытках по-своему аранжировать то или иное музыкальное произведение, вплоть до сочинения музыкальных миниатюр и песен. Но наряду с творческой деятельностью не прекращают осваивать новый музыкальный материал и технические нормы. Педагог должен помочь своему ученику в его начинаниях, не навязывая ничего, а лишь направляя и поощряя творчество. Обучающийся на этом этапе получает более углубленные знания нотной грамоты (тональности, моду ляции, транспозиции), основы гармонии, импровизацию. Практика в основном сводится к игре в ансамбле, к коллективному творчеству. Разбор русских народных, эстрадных, бардовских песен, песен, сочиненных учащимися с привнесением в каждую гитарную партию своих замыслов, поиск наиболее удачного звучания произведения. Подбор на слух произведений с более сложной гармонией. Продолжение работы над качеством звука, закрепление и совершенствование ранее изученных способов звукоизвлечения и приемов игры. Дальнейшее совершенствование методики художественно- исполнительской работы над произведениями, в связи с усложнением репертуара. Развитие координации всех звеньев исполнительского аппарата на основе работы над гаммами и этюдами. Накопление художественного исполнительского материала. Дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых). Данная программа является гибкой, достаточно свободной в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.
Для более успешного обучения подростков необходимо использовать современные информационно-коммуникативные технологии. Использование персонального компьютера на занятиях повышает мотивацию обучения и даёт положительный результат. Музыкальный проигрыватель можно использовать для прослушивания музыки или подбора той или иной инструментальной партии. А использование на занятиях компьютерной программы "Гитар про" делает обучение более эффективным, чем использование на занятиях нотных сборников. Эта программа имеет очень удобный интерфейс и является, по сути, электронным нотным редактором, где параллельно с нотным текстом даётся графическое обозначение музыкального материала (табулатура), адаптированного под гитару. Табулатура является более доступной в освоении гитарного аккомпанемента, чем нотопись. Особенность этой программы в том, что можно не только просмотреть изучаемый и записанный материал, но и прослушать его при помощи встроенного в программу миди-секвенсера. На первом этапе обучения по моей программе, обучающиеся изучают только табулатуру, с нотной грамотой они знакомятся позже, поэтому, используя в обучении компьютерную программу «Гитар про», можно более качественно освоить нотную грамоту. Табулатура на экране расположена под нотным станом, и, разбирая табы, обучающийся невольно обращает внимание на нотопись, которая откладывается в его подсознании и на дальнейших этапах обучения осваивается гораздо легче. С помощью программы «Гитар про» можно проводить не только обучение, но и диагностику освоения учащимися полученных навыков, например, навыков чтения нот "с листа". На более поздних этапах обучения, когда обучающиеся пытаются сочинять свои произведения, эта программа помогает фиксировать им своё творчество, а также экспериментировать с наложением второй, третьей и т.д. гитары с добавлением звучания барабанов. Предложенная мной система обучения игре на шестиструнной гитаре апробирована мною на группе старшеклассников, обучающихся в детском объединении по обучению игре не шестиструнной гитаре Дома детского творчества имени А. Торцева г. Мурманска. Занятия проводились как индивидуальные, так и групповые с учётом способностей, возможностей, психологических, физических особенностей обучающихся и их интересов. В процессе обучения использовались различные методики и формы, а также диагностика. Диагностика проводилась в течение трех учебных лет. На каждого обучающегося были разработаны индивидуальные карты развития по следующим критериям: развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма, памяти, внимания, воображения, исполнительских навыков, творческой активности) и формирование музыкальной культуры (интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость, знание основ музыкальной грамоты, расширение музыкального кругозора). По результатам диагностики прослеживается положительная динамика изменений показателей критериев музыкально-эстетического во спитания подростков Педагоги дополнительного образования, возможно, будут работать по другим программам, но в любом случае они должны воплощать в жизнь одну из главных задач музыкально-эстетического воспитания - это создание условий для развития личности с учетом её индивидуальных способностей, потребностей, ценностных
ориентаций и мотивов. Литература 1. Божович, Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.М. Божович. - М.: Педагогика, 2000. 2. Болицкий, С.В. Музыкальное образование. Проблема общедоступности и пути решения [Текст] / С.В. Болицкий // Образование. – 2001. - № 23. 3. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 2002. - N23. 4. Горский, В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования [Текст] / В.А. Горский // Дополнительное образование. – 2003. - N22. 5. Дьяченко, Н. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях [Текст]: учеб пособие / Н. Дъяченко. - К.: Музична Украина, 1998. 6. Жавинина, О. Музыкальное воспитание: поиски и находки [Текст] / О. Жавинина// Искусство в школе. – 2003. - №5. 7. Красильников, И. Интонационная концепция музыкальности дополнительного образования [Текст / И. Красельников // Искусство в школе. – 2000. - № 1, 2. 8. Матриросян, Б.П., Горский, В.А. Инновации в дополнительном образовании [Текст] / Б.П. Матриросян, В.А. Горский // Дополнительное образование. – 2003. - №4. 9. Мудрик, А.В. В поисках своего "Я" [Текст] / А.В. Мудрик// Семья и школа. – 1998. -.Н210. 10. Соколов, О. Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (шестиструнная гитара) для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств [Текст]/ О. Соколов. - М. - 2002. 11. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ [Текст] / М: «Просвещение», 1986. 12. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. - М.,1999. 13. Халабузарь, П.В. О музыкальной культуре школьников [Текст] / П.В. Халабузарь 11 Мир образования - образование в мире. - 2002. - N 4


В раздел образования