Напоминание

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ РАВНОВЕСИЙ И ПОВОРОТОВ ШПАГАТОМ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ТУЛОВИЩА У КМС В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ


Автор: Меерова Елизавета Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: БОУ ДО "ДЮЦ"Смена"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ РАВНОВЕСИЙ И ПОВОРОТОВ ШПАГАТОМ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ТУЛОВИЩА У КМС В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ РАВНОВЕСИЙ И ПОВОРОТОВ ШПАГАТОМ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ТУЛОВИЩА У КМС В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Е. И. Меерова, Г. Н. Пшеничникова
Ключевые

слова:
художественная гимнастика, амплитуды движений, равновесия, повороты, качество выполнения.
Проблема
заключается в том, что при современной ориентации художественной гимнастике на возросшие требования к амплитудам движения при выполнении равновесий и поворотов с вертикальным положением туловища шпагатом у гимнасток, выступающих по программе КМС отсутствуют сведения о методике исправления ошибок при их выполнении.
Актуальность:
в художественной гимнастике в соревновательные программы входят все виды равновесий и поворотов. Большое значение имеет способность удерживать равновесия после выполнения упражнений связанных с вращением тела вокруг различных осей, то есть после нагрузки на вестибулярный аппарат. Однако исследований по этому вопросу в доступной нами литературе не обнаружено.
Цель
: заключается в разработке комплексов упражнений повышающих качество выполнения равновесий и поворотов с вертикальным положением туловища шпагатом у гимнасток, выступающих по программе КМС в художественной гимнастике.
Гипотеза исследования:
определение типичных ошибок и причин их возникновения позволит разработать комплексы для повышения качества выполнения равновесий и поворотов с вертикальным положением туловища шпагатом у гимнасток, выступающих по программе КМС в художественной гимнастике.
Задачи исследования
1. Изучить взаимосвязь между качеством выполнения равновесий и поворотов с вертикальным положением туловища шпагатом у гимнасток, выступающих по программе КМС в художественной гимнастике; 2. Определить взаимосвязь качества выполнения равновесий и поворотов с вертикальным положением туловища шпагатом с вестибулярной устойчивостью у гимнасток, выступающих по программе КМС в художественной гимнастике; 3. Разработать комплексы специальных упражнений для совершенствования качества выполнения равновесий и поворотов с вертикальным положением
туловища шпагатом у гимнасток, выступающих по программе КМС в художественной гимнастике.
Методы

исследования:
анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; метод экспертных оценок; тестирование; метод математической статистики.
Организация

исследования:
исследования проводилось на базе Центра Олимпийской Подготовки по художественной гимнастике города Омска в три этапа с 2007-2011гг.
Результаты исследования.
В результате проведенного тестирования нами были получены среднестатистические оценки ( х ±σ) свидетельствующие о том, что гимнастки КМС выполняют равновесия и повороты с вертикальным положением туловища шпагатом на достаточно высоком уровне. Минимальная оценка 8,6±1,0 за выполнения вертикального поворота нога в сторону шпагатом, а максимальная оценка 9,2±0,8 за выполнения вертикального равновесия нога в сторону шпагатом (табл. 1). Таблица 1. Оценки за качество выполнения равновесий и поворотов шпагатом с вертикальным положением туловища Вертикальное равновесие нога вперед шпагатом Вертикальное равновесие н о г а в сторону шпагатом Вертикальное равновесие н о г а н а з а д шпагатом Вертикальный поворот нога вперед шпагатом Вертикальный поворот нога в с т о р о н у шпагатом Вертикальный поворот нога назад шпагатом х ±σ 8,9 ±0,9 9,2 ±0,8 9,1 ±0,7 8,7 ±1,0 8,6 ±1,0 8,9 ±0,8 Однако, выявленные ошибки свидетельствуют о том что имеется разница от идеального исполнения между поворотами и равновесиями (высшая оценка 10 баллов). Для повышения качества выполнения этих элементов необходим был более подробный анализ ошибок и причин их возникновения. При расчете достоверности различия средних арифметических между оценками за качество исполнения равновесий и поворотов в той же позе выявлено в основном отсутствие достоверного различия P>0,05. Однако между равновесием нога в сторону и поворотом нога в сторону имеется достоверное различие P<0,05. Это связано с неудобным принятием позы, в данном случае гимнастки выполняют одноименный поворот. По нашему мнению разноименный поворот был бы более удобен для замаха ноги в подготовительных действиях. Так по мнению Ю. К. Гавердовского (2002) при фиксации даже самого удобного, наиболее отработанного конечного положения после гимнастического элемента гимнастка должна очень быстро восстановить полноценную рабочую осанку и мышечный тонус, благоприятные для фиксации позы и удержания равновесия в конечном положении формообразующих действий. При расчете взаимосвязи между качеством выполнения равновесий и поворотов с вертикальным положением туловища шпагатом. Получены
высокие степени взаимосвязи свидетельствующие о переносе двигательного навыка с одних движений на другие. При выполнении гимнастками специальных проб на вестибулярную устойчивость, выявлено, что в статике движения выполняются лучше чем после различных вестибулярных раздражений P> 0.05. Между выполнений проб Ромберга в статике и после вестибулярного раздражения нами рассчитаны коэффициенты корреляции, которые показали, что взаимосвязь между динамической пробой и пробой Ромберга (R = 0,79); между комбинированной пробой и пробой Ромберга (R = 0,67); между динамической пробой и комбинированной пробой (R = 0,85). Полученные результаты свидетельствуют от средней до высокой корреляции, что для практики в художественной гимнастике означает необходимость применения специального воздействия для повышения уровня статического и динамического равновесия. Нами были выявлены, часто встречающиеся ошибки, допускаемые гимнастками КМС при выполнении вертикальных равновесий и поворотов шпагатом такие как: незначительно согнуты колени; не оттянутый носок свободной ноги; недостаточно высокая стойка на носке опорной ноги; плечи вверх во время равновесия и поворота; колебательные движения звеньев тела (рук, свободной ноги); неточное положение рук и туловища. Таким образом, на основе анализа типичных ошибок допущенных гимнастками КМС при выполнении равновесий и поворотов с вертикальным положением туловища шпагатом, а так же на основе анализа научной литературы разработаны комплексы специальных упражнений для устранения типичных ошибок: 1. Комплексы для развития вестибулярной устойчивости. Включают в себя упражнения: - с закрытыми глазами, - с ограниченной площадью опоры, - на сохранение равновесия статического и динамического характера. Первый комплекс упражнений статического характера для развития вестибулярной устойчивости. Второй комплекс упражнений динамического характера для развития вестибулярной устойчивости. 2. Комплексы по хореографической подготовке. Включают в себя упражнения: - у опоры и на середине зала, - на гибкость, - на формирование «школы движений». Первый комплекс хореографических упражнений у опоры следует проводить в подготовительной части занятия. Второй комплекс хореографических упражнений на середине зала нужно проводить в основной части урока.

Выводы
1. Выявлена высокая (R = 0,75) и средняя (R = 0,35) степень взаимосвязи между равновесиями и поворотами с вертикальным положением туловища шпагатом это свидетельствует о том, что кроме позы равновесия на качество выполнения поворота влияет и функция вестибулярного анализатора. 2. Нами были выявлены наиболее часто встречающиеся ошибки при выполнении вертикальных равновесий и поворотов с вертикальным положением туловища, с положением свободной ноги шпагатом вперед, в сторону, назад: мелкие – нарушение требований к «школе движений»; средние - колебательные движения звеньев тела, чрезмерное отклонение туловища от вертикали; грубые - недостаточная амплитуда, опускание на полную стопу в формообразующей фазе выполнения равновесий и поворотов . 3. Разработанные комплексы специальных упражнений включают в себя: упражнения на формирование правильной осанки; упражнения по хореографической подготовке; упражнения на развитие статической и динамической устойчивости; упражнения для совершенствования функции вестибулярного анализатора.
Библиографический список
1. Овчинникова, Н. А. Комплексный подход к устранению ошибок и технике движений при выполнении упражнений с предметами у гимнасток высших разрядов : автореф. дис. ... канд. под. наук / Н. А. Овчинникова. — Киев, 1985. – 23 с. 2. Винер, И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дис. … канд. пед.наук / И. А. Винер. – Спб., 2003. – 21 с. 3. Гавердовский, Ю. К. Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие. – М.: Терра – Спорт, 2002. – 512 с.


В раздел образования