Напоминание

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС ОВЗ начального образования


Автор: Апанасова Валентина Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "Чажемтовская СОШ"
Населённый пункт: Село Чажемто, Томская область
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС ОВЗ начального образования
Раздел: начальное образование





Назад





Психолого – педагогическое сопровождение ФГОС ОВЗ начального

общего образования, МАОУ «Чажемтовская СОШ».
Представление педагогического опыта психолога В.Н. Апанасова «Совершено неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, В какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.» (Я.А. Коменский). В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Профессиональному стандарту педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель) от 18.10.2013 г. № 544н одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с воспитанниками и обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Таким образом, образовательные учреждения России постепенно должны переходить к практике инклюзивного воспитания и обучения. Приведенные в качестве эпиграфа высказывания Я.А. Коменского как нельзя лучше отражают дух и суть инклюзивного образования. В связи с этим перед руководителями образовательных учреждений встает задача оценки уровня готовности вверенного им педагогического коллектива к внедрению инклюзивной практики. Программа коррекционной работы с обучающимися начальных классов в МАОУ «Чажемтовская СОШ», направлена на: 1. создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса; 2. дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут использоваться специальные образовательные программы и быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Также может быть увеличен нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии.
Ц е л ь

п р о г р а м м ы
: *оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);
*осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ начального и основного общего образования, дополнительных о б р а з о в а т е л ь н ы х п р о г р а м м .
З а д а ч и

п р о г р а м м ы :
1. Выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими начальной образовательной программы основного общего образования; 2. Определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии); 3. Осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого- педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями Территориальной психолого-медико - педагогической комиссии); 4. Разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождение поддержкой специалистами сопровождения и ответственного за инклюзию в образовательном учреждении; 5. Обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных услуг; 6. Формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации; 7. Расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности; 8. Развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного л и ч н о с т н о г о о б щ е н и я в г р у п п е с в е р с т н и к о в ; 9. Реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и в последствии профессиональной ориентации обучающихся с о г р а н и ч е н н ы м и в о з м о ж н о с т я м и з д о р о в ь я ; 10.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся начальной школы педагогом – психологом проводится по программе внеурочной деятельности:
«Тропинка к своему Я».
Автор О.В. Хухлаева

Цель:
формирование навыков социальной адаптации у младшего школьника, сохранение и укрепление его психологического здоровья. Развитие ценностного отношения к своему психологическому здоровью, формирование навыков саморегуляции эмоционального состояния, снятие умственного и физического утомления; повышение учебной самооценки школьника. Задачи: 1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробуждать интерес к внутреннему миру другого человека. 2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления. 4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем. 5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. 6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. 7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся. Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей: - осознание себя с позиции школьника; - умение адекватно вести себя в различных ситуациях; - умение различать и описывать различные эмоциональные состояния; - способность справляться со страхами, обидами, гневом; - умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам; - умение справляться с негативными эмоциями; - стремление к изучению своих возможностей и способностей; - успешная адаптация в социуме.
Описание места предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования, курс психологических занятий «Тропинка к своему Я», автор О.В. Хухлаева, изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (34ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 136 часов.
Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический
( с в я з а н н ы й с с о з н а н и е м )
,

инструментально-

технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический
компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный
компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный
компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития
являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них. Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи: 1. Введение в тему. 2. Развёртывание темы. 3. Индивидуализация темы. 4. Завершение темы
Форма

проведения

занятий:
урок с элементами психологического тренинга.
Методы работы:

*работа в индивидуальной рабочей тетради; *тематическое рисование; *дидактические игры; *психологические игры и упражнения; *работа с направленным воображением; *общение в круге. Работа в индивидуальной тетради: Помогает организовывать детей на занятии, развивает общеучебные навыки, повышает интерес ребёнка к занятиям, активизирует его творческий потенциал; способствует закреплению информации, полученной на занятии, и использованию её в реальной жизни. В результате выполнения программы планируются следующие результаты: - своевременное выявление обучающихся с ОВЗ и раннее определение специфики их особых образовательных потребностей; - успешная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной среды школы, расширение адаптивных возможностей личности учащегося ОВЗ; - социализация учащихся с ОВЗ, овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия, социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, формирование жизненно – значимых компетенций; - увеличение доли обучающихся с ОВЗ качественно освоивших образовательную программу НОО, а также обучающихся, освоивших образовательную программу основного общего образования; - разработка и реализация ИОТ учащихся с ОВЗ; - повышение психолого-социально-педагогической грамотности родителей, учащихся с ОВЗ по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями психического и (или) физического развития.


В раздел образования