Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС ОВЗ начального образования
Автор: Апанасова Валентина Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАОУ "Чажемтовская СОШ" Населённый пункт: Село Чажемто, Томская область Наименование материала: Статья Тема: Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС ОВЗ начального образования Раздел: начальное образование
общего образования, МАОУ «Чажемтовская СОШ».
Представление педагогического опыта психолога В.Н. Апанасова
«Совершено неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, В
какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.»
(Я.А. Коменский).
В условиях современного российского образования согласно закону «Об
образовании
в
Российской
Федерации»
от
29.12.2012
г.
№
273-ФЗ
и
Профессиональному
стандарту
педагога
(педагогическая
деятельность
в
дошкольном,
начальном
общем,
основном
общем,
среднем
общем
образовании
(воспитатель,
учитель)
от
18.10.2013
г.
№
544н
одной
из
ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать
с воспитанниками и обучающимися, имеющими ограниченные возможности
здоровья. Таким образом, образовательные учреждения России постепенно
должны
переходить
к
практике
инклюзивного
воспитания
и
обучения.
Приведенные в качестве эпиграфа высказывания Я.А. Коменского как нельзя
лучше отражают дух и суть инклюзивного образования. В связи с этим перед
руководителями образовательных учреждений встает задача оценки уровня
готовности
вверенного
им
педагогического
коллектива
к
внедрению
инклюзивной практики.
Программа коррекционной работы
с обучающимися начальных классов в
МАОУ «Чажемтовская СОШ», направлена на:
1.
создание
в
общеобразовательном
учреждении
специальных
условий
воспитания,
обучения,
позволяющих
учитывать
особые
образовательные
потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством
индивидуализации
и
дифференциации
образовательного
процесса;
2.
дальнейшую
социальную
адаптацию
и
интеграцию
детей
с
особыми
образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении. При
реализации
основных
образовательных
программ
для
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья могут использоваться специальные
образовательные программы и быть установлены специальные федеральные
государственные
образовательные
стандарты
(ФГОС).
Также
может
быть
увеличен нормативный срок освоения образовательной программы основного
общего образования с учётом особенностей психофизического развития и
индивидуальных
возможностей
детей
(в
соответствии
с
рекомендациями
психолого-медико- педагогической комиссии.
Ц е л ь
п р о г р а м м ы :
*оказание
комплексной
психолого-медико-педагогической
помощи
и
поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их
родителям (законным представителям);
*осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
при
освоении
основных
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
начального
и
основного
общего
образования,
дополнительных
о б р а з о в а т е л ь н ы х
п р о г р а м м .
З а д а ч и
п р о г р а м м ы :
1.
Выявление
и
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими
начальной
образовательной
программы
основного
общего
образования;
2.
Определение
особенностей
организации
образовательного
процесса
и
условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения
развития
и
степенью
выраженности
(в
соответствии
с
рекомендациями
Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии);
3.
Осуществление
индивидуально
ориентированной
социально-психолого-
педагогической
и
медицинской
помощи
обучающимся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
с
учётом
особенностей
психического
и
(или)
физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии
с рекомендациями
Территориальной психолого-медико - педагогической
комиссии);
4. Разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий для
детей
с
выраженным
нарушением
в
физическом
и
(или)
психическом
развитии,
сопровождение
поддержкой
специалистами
сопровождения
и
ответственного
за
инклюзию
в
образовательном
учреждении;
5. Обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным
образовательным
программам
социально-педагогической
и
других
направленностей,
получения
дополнительных
образовательных
услуг;
6.
Формирование
зрелых
личностных
установок,
способствующих
оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
7.
Расширение
адаптивных
возможностей
личности,
определяющих
готовность
к
решению
доступных
проблем
в
различных
сферах
жизнедеятельности;
8. Развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного
л и ч н о с т н о г о
о б щ е н и я
в
г р у п п е
с в е р с т н и к о в ;
9. Реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
в
последствии
профессиональной
ориентации
обучающихся
с
о г р а н и ч е н н ы м и
в о з м о ж н о с т я м и
з д о р о в ь я ;
10.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям)
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
по
медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся начальной школы
педагогом – психологом проводится по программе внеурочной деятельности:
«Тропинка к своему Я». Автор О.В. Хухлаева
Цель: формирование навыков социальной адаптации у младшего школьника,
сохранение
и
укрепление
его
психологического
здоровья.
Развитие
ценностного
отношения
к
своему
психологическому
здоровью,
формирование навыков саморегуляции эмоционального состояния, снятие
умственного
и
физического
утомления;
повышение
учебной
самооценки
школьника.
Задачи:
1.Мотивировать
детей
к
самопознанию
и
познанию
других
людей.
Пробуждать интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам,
голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей
-установку преодоления.
4.
Развивать
социальные
и
коммуникативные
умения,
необходимые
для
установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.
Повышать
уровень
самоконтроля
в
отношении
проявления
своего
эмоционального
состояния
в
ходе
общения.
Формировать
терпимость
к
мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Курс
психологических
занятий
с
младшими
школьниками
направлен
на
формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески
относиться к одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Описание места предмета в учебном плане.
В
соответствии
с
федеральным
базисным
учебным
планом
и
примерными
программами
начального
общего
образования,
курс
психологических
занятий
«Тропинка
к
своему
Я»,
автор
О.В.
Хухлаева,
изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (34ч. в год). Общий объём
учебного времени составляет 136 часов.
Общая характеристика предмета:
В
основе
реализации
программы
лежит
теоретическая
модель
групповой
работы
с
младшими
школьниками,
которая
включает
три
основных компонента:
аксиологический
( с в я з а н н ы й
с
с о з н а н и е м ) ,
инструментально-
технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями
«Я»:
собственного
«Я»
человека,
его
связи
с
«Я»
других
людей
и
с
природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком
ценности,
уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и
неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией
как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на
самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у
ребёнка
потребности
в
саморазвитии,
самоизменении,
побуждает
к
последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели.
Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого
занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается
акцент на одном из них.
Занятия
проходят
по
определённой
схеме,
каждая
часть
которой
выполняет свои задачи:
1. Введение в тему.
2. Развёртывание темы.
3. Индивидуализация темы.
4. Завершение темы
Форма
проведения
занятий:
урок
с
элементами
психологического
тренинга.
Методы работы:
*работа в индивидуальной рабочей тетради;
*тематическое рисование;
*дидактические игры;
*психологические игры и упражнения;
*работа с направленным воображением;
*общение в круге.
Работа в индивидуальной тетради:
Помогает организовывать детей на занятии, развивает общеучебные навыки,
повышает
интерес
ребёнка
к
занятиям,
активизирует
его
творческий
потенциал; способствует закреплению информации, полученной на занятии,
и использованию её в реальной жизни.
В
результате
выполнения
программы
планируются
следующие
результаты:
- своевременное
выявление
обучающихся
с
ОВЗ
и
раннее
определение
специфики их особых образовательных потребностей;
- успешная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья к
условиям
образовательной
среды
школы,
расширение
адаптивных
возможностей личности учащегося ОВЗ;
-
социализация
учащихся
с
ОВЗ,
овладение
навыками
коммуникации
и
социального
взаимодействия,
социально
–
бытовыми
умениями,
используемыми в повседневной жизни, формирование жизненно – значимых
компетенций;
-
увеличение
доли
обучающихся
с
ОВЗ
качественно
освоивших
образовательную
программу
НОО,
а
также
обучающихся,
освоивших
образовательную программу основного общего образования;
- разработка и реализация ИОТ учащихся с ОВЗ;
- повышение психолого-социально-педагогической грамотности родителей,
учащихся с ОВЗ по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями
психического и (или) физического развития.