Автор: Замагина Валентина Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Улейская СОШ" Населённый пункт: с. Унгин, Осинский район, Иркутская область Наименование материала: конспект Тема: Правописание предлогов и приставок Раздел: начальное образование
Урок русского языка 3 класс
Тема :Правописание предлогов и приставок
Цели: познакомить учащихся с правилом написания
приставок и предлогов; развитие умения различать
предлоги и приставки; правильно употреблять их в
речи и писать; учить сравнивать ,классифицировать;
формировать умение наблюдать, анализировать и
обобщать, высказывать свое предположение на основе
наблюдения за языковым материалом; формировать
умение делать выводы в результате совместной
работы класса и учителя.
Оборудование: презентация, карточки для парной и
групповой работы.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1.
Снег всю землю покрывает
И деревья одевает.
Что- то он сказать хотел
К нам к окошку подлетел.
Он решил нам подсказать,
Что урок пора начать.
Учитель : Ребята, сегодня у нас на уроке
присутствуют гости .Повернитесь к гостям
,посмотрите, поприветствуйте.
2.Начнем урок с минутки чистописания. Напишите
слог-слияние во ва.
Охарактеризуйте каждый звук в слоге.
Звук в- обозначается на письме буквой в,
согласный, звонкий парный твердый мягкий.
Звук о- обозначается на письме буквой о, гласный,
ударный и безударный
3.Словарная работа. Слайд 2 Прочитайте
слова: вокруг, воробей, ворона, восемь,
воскресенье, восток.
Какие это слова?(словарные слова написание этих
слов надо запомнить)
Назовите слов, когда слог в сильной позиции т.е.
ударный.(восемь); а остальные в слабой позиции
(безударные)
4.Постановка цели.
Мы с вами проходим большую тему "Состав слова"
Какие части слова вы видите?
Слайд 3.
до- по- про- на-.
Да, это приставки. Всегда ли они являются
приставками?
Прочитайте словосочетания. Слайд 4.
Доехал до деревни
Побежал по дороге
Прочитал про завод
На какие группы можно разделить слова в них?(с
приставкой и с предлогом; существительные и
глаголы; словарные и несловарные слова)
-Сравните предлоги и приставки.
Что заметили? (Одинаковые предлоги и приставки)
-Сформулируйте тему урока «Правописание
предлогов и приставок». Слайд 5.
Сегодня будем учиться различать предлоги и
приставки.
-Назовите слова с приставками. (доехал, побежал,
прочитал, подполз)
-Что такое приставка? Слайд 6.(Приставка-это часть
слова, стоит перед корнем, служит для образования
новых слов, пишется со словом слитно)
-Как найти в слове приставку?(подобрать
однокоренное слово без приставки или с другой
приставкой)
-Запишите слова с приставками в столбик, приставку
выделите.
-Подчеркните орфограмму. Как она называется?
(безударная гласная в приставке)
-Как ее проверять? (надо запомнить написание
приставок)
5.А теперь прочитайте в словосочетаниях слова с
предлогами: до деревни, по дороге, про завод, под
машину.
-Что такое предлог? Слайд 7. (Предлог-это часть
речи, служит для связи слов в предложении и
словосочетании, пишется со словом раздельно)
-Запишите рядом столбик слов с предлогами.
-Чтобы ответить на вопрос урока, я предлагаю вам
прочитать правило на стр 132 и найдите в нем
главное правило, по которому можно различить
приставку и предлог.
-Попробуем между предлогом и словом поставить
другое слово или вопрос.
до нашей деревни
по узкой дороге
про тракторный завод
-А можно ли сказать, что поехал по- предлог?
Откройте учебник на стр.133,прочитайте правило
(нет, т.к.это глагол, а предлоги с глаголами не
пишутся, не стоят, не употребляются)
-Составьте предложение с любым из словосочетаний,
запишите, подчеркните главные члены.
_Вывод: Как же отличить приставку от предлога?
(попробовать вставить слово или вопрос, если
подойдет ,то это предлог, если нет- приставка)
6.Физминутка .Слайд 8.Предлагаю отдохнуть и
закрепить новые знания.
Я читаю стихотворение, если вы слышите слово с
предлогом--хлопок в ладоши, если слово с
приставкой -приседание
Под пенечком на горе еж всю зиму спал в норе.
вдруг почуял: в норку с горки натекает под иголки.
Встал. Немножко позевал. Гриб сушеный пожевал.
И пошел с горы шажком на свидание с дружком.
7.Наблюдение за ролью приставок в слове. А теперь
понаблюдаем за ролью приставок в слове.
-Я буду называть приставку, а вы попробуйте
догадаться к какому слову их нужно приставить.
Представьте, что вы сидите перед телевизором.
Какие действия вы сделаете с телевизором,
используя предлог.
в-
пере-
вы-
(включить, переключить, выключить)
_Представьте, что вы сидите на стуле около стола.
Что вы можете сделать со стулом?
подо- пододвинуть
ото- отодвинуть
-Какой вывод можно сделать из этих примеров?
(Каждая приставка имеет свой смысл)
8.Составьте слова из рассыпанных частей, запишите
их, выделите приставки. Слайд 9.
_Обоснуйте, что произошло со словами, когда
поменяли приставки?(изменился смысл слов)
9.Обобщение знаний о приставках и предлогах.
Образуйте слово с корнем и приставкой. Слайд 10.
Составьте предложение с этим словом употребив,
используя предлог:
-кат-с с- скатился с высокой горы 1 ряд
-бег- по- по побежал по широкой дороге 2 ряд
-лет- в- в влетел в открытое окно 3 ряд
10.Предлагаю потренироваться в различении
приставок и предлогов. Работаем в парах.
Прочитайте стихотворение и скажите из какой это
сказки?(«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»).Найдите приставки и предлоги.
Налетели на мальчика гуси
Унесли у сестрицы братца
Заплакала Аленушка от горя
Побежала по чистому полю
Добежала до речки студеной
Про дорогу у реки спросила
11.Рефлексия.
-Чему научились на уроке? ( отличать приставку от
предлога)
-Как это сделать?
-Что запомнилось сегодня на уроке?