Напоминание

Правописание предлогов и приставок


Автор: Замагина Валентина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Улейская СОШ"
Населённый пункт: с. Унгин, Осинский район, Иркутская область
Наименование материала: конспект
Тема: Правописание предлогов и приставок
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка 3 класс Тема :Правописание предлогов и приставок Цели: познакомить учащихся с правилом написания приставок и предлогов; развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать; учить сравнивать ,классифицировать; формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать, высказывать свое предположение на основе наблюдения за языковым материалом; формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Оборудование: презентация, карточки для парной и групповой работы. Ход урока 1.Мотивация к учебной деятельности. Слайд 1. Снег всю землю покрывает И деревья одевает. Что- то он сказать хотел К нам к окошку подлетел. Он решил нам подсказать, Что урок пора начать. Учитель : Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости .Повернитесь к гостям ,посмотрите, поприветствуйте. 2.Начнем урок с минутки чистописания. Напишите слог-слияние во ва. Охарактеризуйте каждый звук в слоге. Звук в- обозначается на письме буквой в, согласный, звонкий парный твердый мягкий. Звук о- обозначается на письме буквой о, гласный, ударный и безударный
3.Словарная работа. Слайд 2 Прочитайте слова: вокруг, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток. Какие это слова?(словарные слова написание этих слов надо запомнить) Назовите слов, когда слог в сильной позиции т.е. ударный.(восемь); а остальные в слабой позиции (безударные) 4.Постановка цели. Мы с вами проходим большую тему "Состав слова" Какие части слова вы видите? Слайд 3. до- по- про- на-. Да, это приставки. Всегда ли они являются приставками? Прочитайте словосочетания. Слайд 4. Доехал до деревни Побежал по дороге Прочитал про завод На какие группы можно разделить слова в них?(с приставкой и с предлогом; существительные и глаголы; словарные и несловарные слова) -Сравните предлоги и приставки. Что заметили? (Одинаковые предлоги и приставки) -Сформулируйте тему урока «Правописание предлогов и приставок». Слайд 5. Сегодня будем учиться различать предлоги и приставки. -Назовите слова с приставками. (доехал, побежал, прочитал, подполз) -Что такое приставка? Слайд 6.(Приставка-это часть слова, стоит перед корнем, служит для образования
новых слов, пишется со словом слитно) -Как найти в слове приставку?(подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой) -Запишите слова с приставками в столбик, приставку выделите. -Подчеркните орфограмму. Как она называется? (безударная гласная в приставке) -Как ее проверять? (надо запомнить написание приставок) 5.А теперь прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами: до деревни, по дороге, про завод, под машину. -Что такое предлог? Слайд 7. (Предлог-это часть речи, служит для связи слов в предложении и словосочетании, пишется со словом раздельно) -Запишите рядом столбик слов с предлогами. -Чтобы ответить на вопрос урока, я предлагаю вам прочитать правило на стр 132 и найдите в нем главное правило, по которому можно различить приставку и предлог. -Попробуем между предлогом и словом поставить другое слово или вопрос. до нашей деревни по узкой дороге про тракторный завод -А можно ли сказать, что поехал по- предлог? Откройте учебник на стр.133,прочитайте правило (нет, т.к.это глагол, а предлоги с глаголами не пишутся, не стоят, не употребляются) -Составьте предложение с любым из словосочетаний, запишите, подчеркните главные члены.
_Вывод: Как же отличить приставку от предлога? (попробовать вставить слово или вопрос, если подойдет ,то это предлог, если нет- приставка) 6.Физминутка .Слайд 8.Предлагаю отдохнуть и закрепить новые знания. Я читаю стихотворение, если вы слышите слово с предлогом--хлопок в ладоши, если слово с приставкой -приседание Под пенечком на горе еж всю зиму спал в норе. вдруг почуял: в норку с горки натекает под иголки. Встал. Немножко позевал. Гриб сушеный пожевал. И пошел с горы шажком на свидание с дружком. 7.Наблюдение за ролью приставок в слове. А теперь понаблюдаем за ролью приставок в слове. -Я буду называть приставку, а вы попробуйте догадаться к какому слову их нужно приставить. Представьте, что вы сидите перед телевизором. Какие действия вы сделаете с телевизором, используя предлог. в- пере- вы- (включить, переключить, выключить) _Представьте, что вы сидите на стуле около стола. Что вы можете сделать со стулом? подо- пододвинуть ото- отодвинуть -Какой вывод можно сделать из этих примеров? (Каждая приставка имеет свой смысл) 8.Составьте слова из рассыпанных частей, запишите их, выделите приставки. Слайд 9. _Обоснуйте, что произошло со словами, когда
поменяли приставки?(изменился смысл слов) 9.Обобщение знаний о приставках и предлогах. Образуйте слово с корнем и приставкой. Слайд 10. Составьте предложение с этим словом употребив, используя предлог: -кат-с с- скатился с высокой горы 1 ряд -бег- по- по побежал по широкой дороге 2 ряд -лет- в- в влетел в открытое окно 3 ряд 10.Предлагаю потренироваться в различении приставок и предлогов. Работаем в парах. Прочитайте стихотворение и скажите из какой это сказки?(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).Найдите приставки и предлоги. Налетели на мальчика гуси Унесли у сестрицы братца Заплакала Аленушка от горя Побежала по чистому полю Добежала до речки студеной Про дорогу у реки спросила 11.Рефлексия. -Чему научились на уроке? ( отличать приставку от предлога) -Как это сделать? -Что запомнилось сегодня на уроке?


В раздел образования