Напоминание

"Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников "


Автор: Кононенко Наталия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: г.Магадан, Магаданская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников "
Раздел: начальное образование





Назад




Российская Федерация Департамент образования мэрии г. Магадана МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ (АНГЛИЙСКАЯ )»

685000, г. Магадан, ул. Якутская 44-а, тел/факс (84132)62-47-80;

e-mail:enggym@mail
Автор: Кононенко Наталия Сергеевна, учитель высшей квалификационной категории
Проектная деятельность как средство формирования познавательных

универсальных учебных действий младших школьников
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов. В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:  высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;  развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;  приобретение детьми опыта познавательной деятельности;  межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его направленность на результат, который можно получить при решении практически или теоретически значимой проблемы. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Подготовка к проектной деятельности ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога. В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:  обрести ученикам ощущение успешности, научиться применять полученные знания;  организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе. Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности, найденный способ решения проблемы, носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия
учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия младших школьников:  деятельностные, предполагающие овладение основными способами поведения и деятельности в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями.  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;  умение структурировать знания;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;  подведение под понятия, выведение следствий;  установление причинно-следственных связей;
 построение логической цепи рассуждений;  доказательство;  формулирование проблемы;  самостоятельное создание способов решения проблемы. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Требования к учебному проекту : 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Учебный проект, имеет большое количество видов и разновидностей. По доминирующей в проекте деятельности:  практико-ориентированные;  исследовательские;  информационные;  творческие;  ролевые. По характеру контактов между участниками:
 моно - проект (в рамках одной области знания);  межпредметный проект. По характеру координации проекта:  непосредственный (жесткий, гибкий);  скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов). По характеру контактов между участниками:  внутриклассные;  внутришкольные;  межрегиональные;  международные. По количеству участников проекта:  индивидуальные;  групповые. По продолжительности:  мини-проекты (укладываются в 1 урок);  краткосрочные (4-6 уроков);  среднесрочные;  долгосрочные. Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Остановлюсь на общих подходах к структурированию проекта: 1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). 6. Защита проектов, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов : Ученик Учитель Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания Ре ком е н д уе т и с т оч н и к и п о л у ч е н и я информации Экспериментирует Раскрывает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создаёт условия для активности школьника Субъект обучения Партнёр ученика Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки Исходя из этого, выделяют несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направит ее в нужное русло); в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявить, какой информации или каких умений не достает); д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); ж) менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы впоследствии применять такие умения?» Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Для этого они готовят небольшое выступление с рассказом о своём проекте. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Метод проектов я использую в своей практике уже не первый год. Попытки использовать метод проектов на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными. Примером этому могут служить следующие проекты:  экологические проекты: «Наша Земля в наших руках», «Лес – наше богатство»;  литературный проект: «Проба пера: сочиняем сказки»;  здоровьесберегающий проект: «Здоровым быть модно»;  а также проекты: «Моя родословная», «Я расскажу тебе про Магадан», «Моя малая Родина», «Живая Азбука», «Экономика Магаданской области» и др. В ходе этой работы я пришла к выводу, что проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при
традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем – то для них знакомым и понятным из реальной жизни.
В приложении к данной работе вы познакомитесь с исследовательским

проектом «Игровые приоритеты детей трех поколений: современных детей, их

родителей, бабушек и дедушек».


В раздел образования