РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Золотарева Ирина Витальевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: БОУ ДО ЦРТ "Дом пионеров" Населённый пункт: город Омск, Омская область Наименование материала: статья Тема: РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел: дополнительное образование
Золотарева
Ирина
Витальевна,
педагог
дополнительного
образования,
руководитель
студии
раннего
развития
детей
«Звёздочки»
Бюджетное
образовательное
учреждение
города
Омска
«Центр
развития
творче-
ства
«Дом
пионеров»
РАЗВИТИЕ
СВЯЗНОЙ
РЕЧИ
У
ДОШКОЛЬНИКОВ
В
РАЗЛИЧНЫХ
ВИДАХ
ПОЗНА-
ВАТЕЛЬНОЙ
И
ПРОДУКТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главное направление в развитии речи старшего дошкольника - освоение связной мо-
нологической речи. Особенно важно научиться точно и образно говорить в возрасте 5-6
лет, перед поступлением в школу.
Связная речь неотделима от мира мыслей. Связность речи - это связность мыслей. В
связной речи отражаются логика мышления ребенка, его умение осмыслить и передать
воспринимаемую действительность в правильной, четкой, логичной речи.
В студии раннего развития для дошкольников задача развития связной речи стала од-
ной из главных. Решаем мы эту проблему на разных занятиях. Так как основные направ -
ления развития дошкольников реализуются в студии в процессе организации различных
видов детской деятельности, мы формируем навыки связной речи на занятиях изобрази-
тельным
искусством
(продуктивная
деятельность),
на
занятиях
познавательного
цикла:
«Почемучки» и математики.
На занятиях математикой и логикой большое внимание уделяется развитию умения
детей
обобщать,
сравнивать,
противопоставлять.
В
словарь
детей
вводятся
простейшие
математические
термины,
широко
используются
загадки
и
описания
предметов,
их
свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется логическому построению речи
при решении задач, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие
к ситуации. При введении каждого нового понятия создается ситуация, когда дети решают
задачу в игровой и практической деятельности. Например, при знакомстве с прямой и
кривой линиями можно использовать географическую карту. Дошкольники рассматривают
карты, рассказывают о путешествиях на поезде и самолете, между пунктами (точками) на -
значения проводят линии. Самостоятельно делают вывод, что путь, проделанный самоле-
том - прямая линия, железная или автомобильная дорога - кривая. С помощью педагога
дети делают вывод: линия получается из множества точек.
При
использовании
в
образовательном
процессе
технологии
«Ситуация»
[1,с.1]
очень важно умение педагога помочь детям высказаться, зафиксировать свое затруднение
и выявить причину; не бояться активности детей, их желания высказаться, готовности по -
мочь друг другу словом и делом. При таком подходе активность детей не заменяется рас -
суждениями педагога, когда он говорит, а дети слушают. Умение рассуждать, делать выво -
ды, выстраивать порядок решения задачи или проблемной ситуации развивает грамотную
связную речь, формирует алгоритмические навыки [2].
Задачи развития интеллектуальных и творческих способностей детей в студии раз-
виваются также на занятиях познавательного цикла «Почемучка». Ознакомление с окру-
жающим миром происходит в процессе познавательной деятельности, организованной в
форме простейших экспериментов и опытов, наблюдений, и в ходе общения педагога с
детьми, детей друг с другом. При реализации данного направления необходимо наличие у
детей умений рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы, строить умозаключения и
т.д. Применение ребенком такого типа речи как рассуждение является ярким показателем
высокого уровня развития его интеллекта и успешности познавательной и коммуникатив-
ной деятельности.
Игровая деятельность содержит множество
упражнений, направленных на развитие
умения рассуждать. Например, упражнения на умение строить предположения «При ка-
ких условиях будет полезен самовар, телефон и т. д.?», Почему бывают наводнения?»,
«Найди
возможную
причину
события...»,
«Что
бы
прошло,
если..?»
Также
здесь
дети
учатся употреблять слова: может быть, предположим, допустим, если. Игры на развитие
умений
классифицировать
и
обобщать
учат
доказывать
и
строить
умозаключения.
Строить умозаключения и делать выводы помогают следующие упражнения и игры: «На
что похоже?», «Это верно или нет?», «Назови как можно лучше предметов, которые од-
новременно являются...»
(твердыми и прозрачными, белыми, блестящими, пушистыми),
«Незаконченный рассказ», «Точка зрения», «Хорошо – плохо». «Небылицы» и др. В про-
цессе познавательной деятельности детей создаются проблемные ситуации, которые тре-
буют от них развернутых рассуждений, например: как мышке перебраться через бурный
ручей,
если
у
нее
есть
палочка,
шарик,
лист
бумаги
(противоречие:
необходимо
пере -
браться, но мышка боится утонуть).
Основными методами организации познавательной деятельности детей старшего
туннельного возраста на занятиях познавательного цикла «Почемучка» являются экспери-
ментирование
и
наблюдение.
Специфика
экспериментирования
обеспечивает
диалогич -
ность общения педагога и ребенка, что также способствует развитию такого типа речи. На
занятиях используются предложенные А. И. Савенковым [3] игры, которые помогают ак-
тивизировать и расширять словарный запас. Конкретно планируются новые слова,
кото -
рые надо запомнить детям, или слова, которые надо уточнить и закрепить.
Для развития связной речи на занятиях изобразительной деятельностью с детьми стар-
шего дошкольного возраста часто используется прием составления рассказа по картине -
это может быть жанровая или сюжетная картина, книжная иллюстрация [4]. На таких за-
нятиях решаются разнообразные задачи, зависящие от содержания картины:
-учить детей понимать содержание картины;
-воспитывать чувства (конкретно планируется в зависимости от сюжета картины:
любовь к природе, уважение к труду) и т. п.;
-учить составлять связный рассказ по картине.
На занятиях всегда происходит обсуждение будущей работы при деятельном участии
детей. Часто работы портретного характера несут сравнительную эмоциональную окрас -
ку,
например,
по
выбору
рисуем
портрет
Снежной
королевы
или
Снегурочки.
Педагог
предлагает
детям
рассмотреть
и
описать
словами
схематичное
изображение
эмоций:
грусть, удивление, гнев, радость и т. п. Предлагается обосновать выбор выражения лица
для персонажа своей картины. Здесь возникает цепочка рассуждений - почему у героя та -
кое выражение лица? Ребенку также предлагается рассказать о каком-либо поступке, кото-
рый
характеризовал
бы
героя.
В
результате
рассуждения
подкрепляются
соответствую-
щим изображением, что помогает ребенку запомнить сюжет, составить свое положитель -
ное или отрицательное отношение к изображению.
Часто дети вносят в готовую работу свои необычные элементы. Это происходит в
основном на занятиях лепкой или аппликацией. Например, у вертолета для подарка папе
появляются
дополнительные
детали,
позволяющие
машине
совершать
фантастические
действия. И тогда, конечно, у малыша возникает желание поделиться «конструкторским
решением» с окружающими. Здесь важно дать ребенку высказаться и мягко направить вы -
сказывания в позитивное русло, т. к. не секрет, что современная трактовка военной техни-
ки несет разрушительный подтекст.
На занятиях часто используется приём кукольного спектакля. С помощью игрушек
педагог в начале занятия разыгрывает несложный сюжет и предлагает способ изображе -
ния на листе. А в конце занятия устраивается выставка работ и дети с использованием
игрушек воспроизводят спектакль по ролям с возможно более точной передачей текста.
При этом педагог задает наводящие вопросы и подсказывает новые слова. Используется
также
приём
иллюстрации
литературных
произведений.
Например,
при
лепке
фигурки
кошки читаем стихотворение С. В. Михалкова «Котята». Дети в течение занятия лепят фи -
гурки согласно сюжету стихотворения, а затем по очереди читают и показывают своих ко -
тят. Такой прием очень оживляет занятие, тренирует память, учит играть самодельны ми
игрушками, развивает речь.
Педагоги на занятиях в студии раннего развития организуют непосредственную
образовательную
деятельность,
моделируют
коммуникативные
ситуации,
создают
сцена -
рии активизирующего общения, в ходе которых формируются коммуникативные навыки
детей, развиваются все стороны устной речи.
1 .
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-
7 лет «Цветные ладошки». - М., 2012
2 .
Петерсон Л. Г. Программа по математике дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Сту-
пеньки». - М., 2007.
3 .
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. - Самара,
2010.
4 .
Шадрина Л. Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет. - М., 2012.