Напоминание

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Золотарева Ирина Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: БОУ ДО ЦРТ "Дом пионеров"
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Золотарева Ирина Витальевна, педагог дополнительного образования, руководитель студии раннего развития детей «Звёздочки» Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Центр развития творче- ства «Дом пионеров» РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПОЗНА- ВАТЕЛЬНОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Главное направление в развитии речи старшего дошкольника - освоение связной мо- нологической речи. Особенно важно научиться точно и образно говорить в возрасте 5-6 лет, перед поступлением в школу. Связная речь неотделима от мира мыслей. Связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражаются логика мышления ребенка, его умение осмыслить и передать воспринимаемую действительность в правильной, четкой, логичной речи. В студии раннего развития для дошкольников задача развития связной речи стала од- ной из главных. Решаем мы эту проблему на разных занятиях. Так как основные направ - ления развития дошкольников реализуются в студии в процессе организации различных видов детской деятельности, мы формируем навыки связной речи на занятиях изобрази- тельным искусством (продуктивная деятельность), на занятиях познавательного цикла: «Почемучки» и математики. На занятиях математикой и логикой большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся простейшие математические термины, широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется логическому построению речи при решении задач, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. При введении каждого нового понятия создается ситуация, когда дети решают задачу в игровой и практической деятельности. Например, при знакомстве с прямой и кривой линиями можно использовать географическую карту. Дошкольники рассматривают карты, рассказывают о путешествиях на поезде и самолете, между пунктами (точками) на - значения проводят линии. Самостоятельно делают вывод, что путь, проделанный самоле- том - прямая линия, железная или автомобильная дорога - кривая. С помощью педагога дети делают вывод: линия получается из множества точек. При использовании в образовательном процессе технологии «Ситуация» [1,с.1] очень важно умение педагога помочь детям высказаться, зафиксировать свое затруднение и выявить причину; не бояться активности детей, их желания высказаться, готовности по - мочь друг другу словом и делом. При таком подходе активность детей не заменяется рас - суждениями педагога, когда он говорит, а дети слушают. Умение рассуждать, делать выво - ды, выстраивать порядок решения задачи или проблемной ситуации развивает грамотную связную речь, формирует алгоритмические навыки [2]. Задачи развития интеллектуальных и творческих способностей детей в студии раз- виваются также на занятиях познавательного цикла «Почемучка». Ознакомление с окру- жающим миром происходит в процессе познавательной деятельности, организованной в форме простейших экспериментов и опытов, наблюдений, и в ходе общения педагога с детьми, детей друг с другом. При реализации данного направления необходимо наличие у детей умений рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы, строить умозаключения и т.д. Применение ребенком такого типа речи как рассуждение является ярким показателем высокого уровня развития его интеллекта и успешности познавательной и коммуникатив- ной деятельности. Игровая деятельность содержит множество упражнений, направленных на развитие умения рассуждать. Например, упражнения на умение строить предположения «При ка- ких условиях будет полезен самовар, телефон и т. д.?», Почему бывают наводнения?», «Найди возможную причину события...», «Что бы прошло, если..?» Также здесь дети учатся употреблять слова: может быть, предположим, допустим, если. Игры на развитие
умений классифицировать и обобщать учат доказывать и строить умозаключения. Строить умозаключения и делать выводы помогают следующие упражнения и игры: «На что похоже?», «Это верно или нет?», «Назови как можно лучше предметов, которые од- новременно являются...» (твердыми и прозрачными, белыми, блестящими, пушистыми), «Незаконченный рассказ», «Точка зрения», «Хорошо – плохо». «Небылицы» и др. В про- цессе познавательной деятельности детей создаются проблемные ситуации, которые тре- буют от них развернутых рассуждений, например: как мышке перебраться через бурный ручей, если у нее есть палочка, шарик, лист бумаги (противоречие: необходимо пере - браться, но мышка боится утонуть). Основными методами организации познавательной деятельности детей старшего туннельного возраста на занятиях познавательного цикла «Почемучка» являются экспери- ментирование и наблюдение. Специфика экспериментирования обеспечивает диалогич - ность общения педагога и ребенка, что также способствует развитию такого типа речи. На занятиях используются предложенные А. И. Савенковым [3] игры, которые помогают ак- тивизировать и расширять словарный запас. Конкретно планируются новые слова, кото - рые надо запомнить детям, или слова, которые надо уточнить и закрепить. Для развития связной речи на занятиях изобразительной деятельностью с детьми стар- шего дошкольного возраста часто используется прием составления рассказа по картине - это может быть жанровая или сюжетная картина, книжная иллюстрация [4]. На таких за- нятиях решаются разнообразные задачи, зависящие от содержания картины: -учить детей понимать содержание картины; -воспитывать чувства (конкретно планируется в зависимости от сюжета картины: любовь к природе, уважение к труду) и т. п.; -учить составлять связный рассказ по картине. На занятиях всегда происходит обсуждение будущей работы при деятельном участии детей. Часто работы портретного характера несут сравнительную эмоциональную окрас - ку, например, по выбору рисуем портрет Снежной королевы или Снегурочки. Педагог предлагает детям рассмотреть и описать словами схематичное изображение эмоций: грусть, удивление, гнев, радость и т. п. Предлагается обосновать выбор выражения лица для персонажа своей картины. Здесь возникает цепочка рассуждений - почему у героя та - кое выражение лица? Ребенку также предлагается рассказать о каком-либо поступке, кото- рый характеризовал бы героя. В результате рассуждения подкрепляются соответствую- щим изображением, что помогает ребенку запомнить сюжет, составить свое положитель - ное или отрицательное отношение к изображению. Часто дети вносят в готовую работу свои необычные элементы. Это происходит в основном на занятиях лепкой или аппликацией. Например, у вертолета для подарка папе появляются дополнительные детали, позволяющие машине совершать фантастические действия. И тогда, конечно, у малыша возникает желание поделиться «конструкторским решением» с окружающими. Здесь важно дать ребенку высказаться и мягко направить вы - сказывания в позитивное русло, т. к. не секрет, что современная трактовка военной техни- ки несет разрушительный подтекст. На занятиях часто используется приём кукольного спектакля. С помощью игрушек педагог в начале занятия разыгрывает несложный сюжет и предлагает способ изображе - ния на листе. А в конце занятия устраивается выставка работ и дети с использованием игрушек воспроизводят спектакль по ролям с возможно более точной передачей текста. При этом педагог задает наводящие вопросы и подсказывает новые слова. Используется также приём иллюстрации литературных произведений. Например, при лепке фигурки кошки читаем стихотворение С. В. Михалкова «Котята». Дети в течение занятия лепят фи - гурки согласно сюжету стихотворения, а затем по очереди читают и показывают своих ко - тят. Такой прием очень оживляет занятие, тренирует память, учит играть самодельны ми игрушками, развивает речь.
Педагоги на занятиях в студии раннего развития организуют непосредственную образовательную деятельность, моделируют коммуникативные ситуации, создают сцена - рии активизирующего общения, в ходе которых формируются коммуникативные навыки детей, развиваются все стороны устной речи. 1 . Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки». - М., 2012 2 . Петерсон Л. Г. Программа по математике дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Сту- пеньки». - М., 2007. 3 . Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. - Самара, 2010. 4 . Шадрина Л. Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет. - М., 2012.


В раздел образования