Автор: Козина Светлана Олеговна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №31" Населённый пункт: г.Казань Наименование материала: статья Тема: Воспитательная система школы Раздел: начальное образование
Воспитательная система школы – это целостный организм ,который
соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую
и воспитывающую.
Цель воспитательной работы школы:
1.
Создание условий для творческого развития личности школьника.
2.
Создание единого воспитательного пространства.
3.
Повышение статуса воспитательной работы в школе.
Непременным условием получения положительных результатов в
воспитательной работе является сотрудничество педагогического коллектива
с родителями учащихся. С одной стороны, именно родители более всего
заинтересованы в том, чтобы школа стала для ребят вторым домом, чтобы
дети находились здесь в комфортных условиях, укрепляли свое здоровье,
получали полноценное образование и воспитание. Именно родители лучше
других знают интересы и потребности своих детей,
поэтому они могут
помочь педагогам, верно определить и реализовать перспективу развития
каждой школы. С другой стороны, добиться положительных результатов в
развитии
детей
родители
и
учителя
могут
только
на
основе
тесного
воспитательного взаимодействия, единства педагогических позиций. Но в
реальной жизни все оказывается не так просто.
С
целью
активизации
роли
родителей
в
организации
учебно-
воспитательного
процесса
и
укрепления
связей
семьи
и
школы у
нас
организовываются встречи
работников отдела образования с родителями
наших учащихся.
Организуя
воспитательное
взаимодействие
с
семьей,
каждый
педагогический коллектив и родительская общественность должны решать
очень важные задачи: создание
в школе и дома комфортных условий для
развития каждого ребенка, достигать нравственного и духовного единства
между собой, формировать отношения сотрудничества, уважения и доверия.
Девизом каждой встречи является высказывание :«Чтобы счастье наше было
полным, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей».
В нашей школе накоплен определенный опыт по изучению семей
школьников
и
планировании
воспитательной
работы
на
этой
основе,
построения модели взаимодействия с родителями.
В наших детях мы все чаще наблюдаем какое-то странное несоответствие
внешней взрослости и внутренней незрелости. И чем взрослее он становится,
тем ярче видно его душевное недоразвитие. Это выражается не только в
отсутствии
высоких
потребностей
(равнодушие
к
поэзии,
к
чтению
художественной литературы. живописи, классической музыке и т.д.), но и в
их уверенности в том, что родители обязаны обеспечивать им « достойное
качество жизни» и после школы и в более старшем возрасте. А сами они
никому ничего не должны. У них нет понятия «ответственности» за свои
поступки, действия, они не знают, что такое «чувство долга».
Эта проблема тоже должна стоять в центре воспитательной работы школы,
она одна из главных в социализации учащихся. Ответственность – один из
главных признаков полноценного развития человека, одна из важнейших
характеристик нормального взрослого зрелого человека.
Работая над этой проблемой, нужно выстраивать логическую цепочку:
душевная
незрелость
–
отсутствие
ответственности
–
оскудение
чувства
любви и терпимости к окружающим.
Это является особым условием
воспитательной работы и социализации
учащихся.
В районе проводятся семинары и круглые столы, целью которых является
р а з р а б о т к а
и
а п р о б а ц и я
м е т о д о в
з а н я т и й
с
у ч е н и к а м и ,
способствующих умению
детей
общаться
с
ровесниками
и
взрослыми
Учителя и руководители школ, участвующие в этих мероприятиях, пришли к
выводу, что им самим необходимо овладевать особой техникой общения,
которая помогла бы эти методы воплотить в реальную жизнь.
Участники пришли к выводу, что мы должны всемерно помогать ученикам,
которые осознают, что мир несовершенен, что взрослые часто говорят одно, а
делают другое.
Ребята мечтают об уважении и справедливости, а видят вокруг и сами уже
воспроизводят в общении с близкими и незнакомыми людьми такие образцы,
как давление, превосходство, унижение, нетерпимость, неумение защищать
себя и др.
В последние годы в системе воспитательной работы возникла пагубная
ситуация в связи с отсутствием детских организаций.
У нас в классе дети делятся на группы по интересам. Например: в классе 28
человек делятся по 7 человек на 4 группы.
Первая группа – художники, они отвечают за оформление класса, помогают
оформлять выставки рисунков.
Вторая группа – цветоводы. Они ухаживают за цветами, поливают их,
пересаживают , следят за ростом.
Третья группа – книголюбы ( это те дети , которые могут и любят читать),
они выдают книги, занимаются ремонтом книг.
Четвёртая группа – спортивная. В эту группу входят ребята , которые
посещают спортивные школы, кружки. Они разрабатывают физкультминутки,
комплекс упражнений.
Организация детям необходима, любая организация – это форма
коллектива, союз единомышленников, модель человеческого общества. Это
прекрасный механизм по социализации учащихся, здесь дети приобщаются к
общественным ценностям, коллективному воздействию, где есть поддержка
друзей и необходимая помощь. В детских общественных организациях ребята
получают опыт социализации.
Детская организация не может существовать без поддержки взрослых, она
должна стать нужной учителям, стране.
Учителя все прекрасно знают о том, что не все ребята активны в
общественной жизни класса и школы. Обычно небольшая группа детей тянет
на себе всю работу в классе и школе, да еще при этом и отлично учатся. Их
называем лидерами. Без них не может обойтись ни один класс, ни одна
школа, ни одно общество.
Воспитательная работа школы, проводимая в отрыве от социальной
практики народа, оказывается недостаточно эффективной.
Выявленные
проблемы позволяют определить
направления
и
перспективы
развития
системы
воспитательной
работы
и
социализации
учащихся в средней школе.
Воспитательная система школы является важным условием творческого
развития личности.
Современное воспитание школьников осложнено многими негативными
процессами,
которые
происходят
в
нашем
обществе:
кризис
социальной
системы; обострение политической ситуации, социальная напряженность;
экономическая
нестабильность,
криминализация
жизни,
ухудшение
э к о л о г и ч е с к о й
о б с т а н о в к и
и
т а к
д а л е е .
Основными направлениями воспитательной работы объявляются:
1.
Укрепление и развитие связей по проблемам воспитания детей
2.
Профилактическая работа по предупреждению негативных проявлений
в среде несовершеннолетней учащейся молодежи
3.
Содействие детскому и молодежному движению
4.
Образование и здоровье
5.
Совершенствование
национально-регионального
компонента
воспитания
6.
Развитие творческих способностей личности .