Напоминание

Воспитательная система школы


Автор: Козина Светлана Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №31"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательная система школы
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитательная система школы – это целостный организм ,который соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспитывающую. Цель воспитательной работы школы: 1. Создание условий для творческого развития личности школьника. 2. Создание единого воспитательного пространства. 3. Повышение статуса воспитательной работы в школе. Непременным условием получения положительных результатов в воспитательной работе является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. С одной стороны, именно родители более всего заинтересованы в том, чтобы школа стала для ребят вторым домом, чтобы дети находились здесь в комфортных условиях, укрепляли свое здоровье, получали полноценное образование и воспитание. Именно родители лучше других знают интересы и потребности своих детей, поэтому они могут помочь педагогам, верно определить и реализовать перспективу развития каждой школы. С другой стороны, добиться положительных результатов в развитии детей родители и учителя могут только на основе тесного воспитательного взаимодействия, единства педагогических позиций. Но в реальной жизни все оказывается не так просто. С целью активизации роли родителей в организации учебно- воспитательного процесса и укрепления связей семьи и школы у нас организовываются встречи работников отдела образования с родителями наших учащихся. Организуя воспитательное взаимодействие с семьей, каждый педагогический коллектив и родительская общественность должны решать очень важные задачи: создание в школе и дома комфортных условий для развития каждого ребенка, достигать нравственного и духовного единства между собой, формировать отношения сотрудничества, уважения и доверия. Девизом каждой встречи является высказывание :«Чтобы счастье наше было полным, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей». В нашей школе накоплен определенный опыт по изучению семей школьников и планировании воспитательной работы на этой основе, построения модели взаимодействия с родителями. В наших детях мы все чаще наблюдаем какое-то странное несоответствие внешней взрослости и внутренней незрелости. И чем взрослее он становится, тем ярче видно его душевное недоразвитие. Это выражается не только в отсутствии высоких потребностей (равнодушие к поэзии, к чтению
художественной литературы. живописи, классической музыке и т.д.), но и в их уверенности в том, что родители обязаны обеспечивать им « достойное качество жизни» и после школы и в более старшем возрасте. А сами они никому ничего не должны. У них нет понятия «ответственности» за свои поступки, действия, они не знают, что такое «чувство долга». Эта проблема тоже должна стоять в центре воспитательной работы школы, она одна из главных в социализации учащихся. Ответственность – один из главных признаков полноценного развития человека, одна из важнейших характеристик нормального взрослого зрелого человека. Работая над этой проблемой, нужно выстраивать логическую цепочку: душевная незрелость – отсутствие ответственности – оскудение чувства любви и терпимости к окружающим. Это является особым условием воспитательной работы и социализации учащихся. В районе проводятся семинары и круглые столы, целью которых является р а з р а б о т к а и а п р о б а ц и я м е т о д о в з а н я т и й с у ч е н и к а м и , способствующих умению детей общаться с ровесниками и взрослыми Учителя и руководители школ, участвующие в этих мероприятиях, пришли к выводу, что им самим необходимо овладевать особой техникой общения, которая помогла бы эти методы воплотить в реальную жизнь. Участники пришли к выводу, что мы должны всемерно помогать ученикам, которые осознают, что мир несовершенен, что взрослые часто говорят одно, а делают другое. Ребята мечтают об уважении и справедливости, а видят вокруг и сами уже воспроизводят в общении с близкими и незнакомыми людьми такие образцы, как давление, превосходство, унижение, нетерпимость, неумение защищать себя и др. В последние годы в системе воспитательной работы возникла пагубная ситуация в связи с отсутствием детских организаций. У нас в классе дети делятся на группы по интересам. Например: в классе 28 человек делятся по 7 человек на 4 группы. Первая группа – художники, они отвечают за оформление класса, помогают оформлять выставки рисунков. Вторая группа – цветоводы. Они ухаживают за цветами, поливают их, пересаживают , следят за ростом.
Третья группа – книголюбы ( это те дети , которые могут и любят читать), они выдают книги, занимаются ремонтом книг. Четвёртая группа – спортивная. В эту группу входят ребята , которые посещают спортивные школы, кружки. Они разрабатывают физкультминутки, комплекс упражнений. Организация детям необходима, любая организация – это форма коллектива, союз единомышленников, модель человеческого общества. Это прекрасный механизм по социализации учащихся, здесь дети приобщаются к общественным ценностям, коллективному воздействию, где есть поддержка друзей и необходимая помощь. В детских общественных организациях ребята получают опыт социализации. Детская организация не может существовать без поддержки взрослых, она должна стать нужной учителям, стране. Учителя все прекрасно знают о том, что не все ребята активны в общественной жизни класса и школы. Обычно небольшая группа детей тянет на себе всю работу в классе и школе, да еще при этом и отлично учатся. Их называем лидерами. Без них не может обойтись ни один класс, ни одна школа, ни одно общество. Воспитательная работа школы, проводимая в отрыве от социальной практики народа, оказывается недостаточно эффективной. Выявленные проблемы позволяют определить направления и перспективы развития системы воспитательной работы и социализации учащихся в средней школе. Воспитательная система школы является важным условием творческого развития личности. Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации, социальная напряженность; экономическая нестабильность, криминализация жизни, ухудшение э к о л о г и ч е с к о й о б с т а н о в к и и т а к д а л е е . Основными направлениями воспитательной работы объявляются: 1. Укрепление и развитие связей по проблемам воспитания детей 2. Профилактическая работа по предупреждению негативных проявлений в среде несовершеннолетней учащейся молодежи
3. Содействие детскому и молодежному движению 4. Образование и здоровье 5. Совершенствование национально-регионального компонента воспитания 6. Развитие творческих способностей личности .


В раздел образования