Напоминание

Повышения профессиональной компетенции старших вожатых


Автор: Вайнтруб Марина Кимовна
Должность: старший методист
Учебное заведение: БОУ ДО ЦРТ "Дом пионеров"
Населённый пункт: Омская область, город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Повышения профессиональной компетенции старших вожатых
Раздел: дополнительное образование





Назад





Вайнтруб М.К.

Старший методист

Бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

города Омска «Центр развития творчества «Дом пионеров»



Повышения профессиональной компетенции старших вожатых
Вожатый – проводник ребенка в мире детства. Это слово точно отражает назначение, место и специфику вожатсва с точки зрения личностно - ориентированной педагогики. Да, ребенок продвигается в своём личностном развитии сам. Но растущему человеку на разных этапах его развития нужны надёжные «проводники по дорогам жизненного самоопределения». Для школьников таким «проводником» наряду с другими участниками педагогического процесса становится вожатый. Он помогает ребенку самореализоваться, и адаптироваться в «пространстве» сегодняшней жизни. Кроме того, вожатый - это педагог особого типа, он реализует уникальную возможность воспитательного процесса, как в школе, так и вне её. Как известно, личность можно воспитать только личностью. Подготовкой профессии старшего вожатого в централизованном порядке на базе педагогических училищ и вузов не занимаются. Поэтому в БОУ ДО ЦРТ «Дом пионеров» одним из основных направлений деятельности методиста, работающего со старшими вожатыми округа, является повышение профессионального уровня старших вожатых. Целью подготовки старших вожатых на базе БОУ ДО ЦРТ «Дом пионеров» является, не только передача совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Всё это составляет специфику и качество в обучении старших вожатых.
Вожатые получают знания по целеполаганию, по ведению документации, по планированию и анализу своей деятельности, диагностике, учатся работать с методической литературой, овладевают личностно - ориентированными, игровыми, групповыми технологиями, эвристическими методами решения проблем. Разработана программа методического сопровождения, которая помогает молодым специалистам адаптироваться на рабочем месте, а стажистам повысить свою профессиональную квалификацию. Составлен цикл лекций, семинаров – практикумов, интерактивных занятий, психологических тренингов. Обучающие мероприятия позволяют ответить на вопросы: как работать с классом, где дружного коллектива фактически не существует, где детская организация не сложилась? Какая должна быть структура детского самоуправления в таком коллективе? На что ориентироваться в содержании деятельности? Чтобы оценить значение обучающих семинаров и проверить их результаты специалисты нашего БОУ ДО ЦРТ «Дом пионеров» проводят анкетирования, «круглые столы», а вожатые – стажисты приглашают своих молодых коллег на открытые мероприятия, которые проходят на базе БОУ ДО ЦРТ «Дом пионеров» и базах общеобразовательных учреждений. Это позволяет вожатым обмениваться знаниями, умениями и навыками, показывать, насколько широка сфера их компетентности по определенной теме, и получать обратную связь от своих коллег. Например, методистами Центра был разработан семинар на тему «Проектирование интеллектуально – творческих игр», с целью мотивации вожатых к данной деятельности. Основными задачами семинара являлись актуализация знаний по интеллектуально-творческим играм и активизация деятельности старших вожатых по их проектированию. Работа проводилась в группах. В результате были созданы проекты интеллектуально-творческой игры по гражданско-патриотической направленности. Проведение такого рода мероприятий позволяет вожатым представить свои профессиональные навыки и
получить новые знания, что способствует развитию профессиональной и коммуникативной компетентности. Профессиональная компетентность старших вожатых также связана с умением грамотно и успешно, представить свой педагогический опыт. С этой целью, уже четвертый год, БОУ ЦРТ «Дом пионеров» и Ассоциация детских общественных объединений «Лидер» проводит окружной конкурс вожатского мастерства «Вожатый года». На котором вожатый не только готов творчески, вместе со своими детьми, работать сам, «зажечь» членов жюри, но и громко заявить о своих идеях и открытиях. И как результат - призовые места на городских и областных конкурсах. Но главное - вожатые учатся самостоятельно анализировать свою работу, выявлять свои недостатки, определять их причины и вырабатывать пути их исправления. Компетентностный подход в обучении старших вожатых напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания человека не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума Поэтому, правильно организовав обучение старших вожатых, я наладили процесс сотрудничества вожатого и методиста. Благодаря этому, вожатый может сделать то, что одному ему не под силу: совместная работа даёт возможность обсуждать свои проблемы и получать своевременную компетентную методическую помощь.


В раздел образования