Напоминание

Тема: "Звуки [х], [x’]. Буквы Х, х"


Автор: Меркулова Светлана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Начальная общеобразовательная школа "Радуга"
Населённый пункт: Тульская область посёлок Чернь
Наименование материала: конспект урока
Тема: Тема: "Звуки [х], [x’]. Буквы Х, х"
Раздел: начальное образование





Назад




МКОУ «НОШ «Радуга» Открытый урок по чтению 1 класс « Школа России » Тема : « Звуки [ х ], [x’]. Буквы Х , х » Подготовила: учитель начальных классов Меркулова Светлана Валерьевна 1
Чернь, 2015г.
Тип урока:
изучение нового материала.
Цели урока:
 Познакомить учащихся с названием буквы «х» и звуками [х], [x’]. Учить правильно произносить и характеризовать звуки.  Формировать умение производить звукобуквенный разбор слов, читать слоги, слова, содержащие изученные звуки.  обогащать словарный запас учащихся  Развивать внимание, память, речь, фонематический слух и культуру звукопроизношения.  Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых.
Формировать универсальные учебные действия
: Коммуникативные: – работать в паре; – работать в группе; Познавательные (информационные): – Работать с книгой (нахождение необходимых страниц); – работать со словарем (работа с алфавитом);

читать кодированную информацию;

пользоваться графическими моделями;

искать и выделять необходимую информацию; Познавательные (общеучебные):

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Формы работы:
фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Оборудование:
буквы, слоги, слова на печатной основе, схемы; учебник «Азбука»; печатный текст «Умей беречь хлеб», счётные палочки для конструирования буквы, мультимедиа, презентация, карточки с изображением зерна, колоска, каравая для рефлексии. 2

Ход урока.

1.

Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый! Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. (проверка посадки) - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по одной из русских народных сказок. А поможет нам в этом один из её героев. ( прослушивание записи начала сказки «Колобок») - Догадались? Правильно! Это Колобок. СЛАЙД 2. - И мы будем не просто путешествовать, а учиться читать и узнавать что – то новое.
2. Актуализация знаний.
СЛАЙД 3. - Покатился Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайка. Не стал он есть Колобка, а предложил поиграть в игру «Согласен – не согласен». - Звуки бывают гласные и согласные? (да) - Гласные звуки не поются? (нет) - Согласные звуки произносятся с преградой? (да) - Согласные звуки бывают звонкие и глухие? (да) - Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет) - Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука? (да) - Звуки [ж], [ш] всегда мягкие? (нет) - Есть буква, не имеющая звука? (да) - Гласные я, ё, и, е обозначают твёрдость согласных звуков? (нет) - Звуки [ч], [й] всегда мягкие ? (да) 3
- Молодцы, ребята, помогли Колобку, справится с заданием. И покатился он дальше.
3. Самоопределение к деятельности.
- Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Волк. СЛАЙД 4. - Не стал он есть Колобка, а предложил отгадать загадку. Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый. Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) СЛАЙД 5. - Найдите букву, которую мы ещё не изучали. - Определите тему и цели урока. (На доске) Познакомиться с…….. Учиться отличать ………. Учиться читать……….. СЛАЙД 6.
4. Работа по теме урока.
а) Работа со схемами. Выделение звуков. Характеристика звуков. (Учебник с. 39) - Произнесите хором первое слово и выделите последний звук. Дайте ему характеристику. - Произнесите хором второе слово и выделите нужный нам звук в последнем слоге. Дайте ему характеристику. б) Знакомство с буквой. Конструирование её из палочек. Работа с алфавитом. - Оба этих звука обозначаются одной и той же буквой. СЛАЙД 7. - Прочитайте её название в алфавите. - Выложите печатную букву ха из палочек. - Не отпускает Волк Колобка, а хочет поиграть с ним в игру «Кто внимательнее?». 4
Я называю слова, если в них встречается звук [х], [x’] вы встаёте, нет – сидите. Хитрый, шипеть, хруст, хороший, моет, ехать, запах, хлеб, шёлк, шорох, мох, зима. в) Чтение слогов. - Поработайте в парах. Прочитайте слоги на с. 39. г) Работа по иллюстрации. - Рассмотрите иллюстрацию на с. 38. - Что изображено в центре иллюстрации? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью) - Кого принято встречать хлебом и солью? (Хлебом – солью встречают самых дорогих и почётных гостей) - Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и колоски пшеницы) - Легко ли выращивать хлеб? - Прочитайте пословицу на с. 38 - Недаром говорят, что хлеб – всему голова. Долог путь хлеба от поля до твоего стола. Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зернышка получился пышный румяный каравай. Помни всегда об этом! - Посмотрите, как много лет назад выращивали хлеб, и как сейчас. СЛАЙД 8. д) Работа с толковым словарём. - Найдите по словарю объяснение значения слов «серп», «сноп». СЛАЙД 9. - Молодцы, ребята, помогли Колобку, справится с заданиями. И покатился он дальше.
5. Физминутка.
- Давайте совершим с вами волшебное превращение от зернышка до хлеба-продукта. · Мы зернышки (присели) · Мы колоски (поднялись, руки вверх потянулись) · Скосили колоски (движение руками) · Смололи зернышки в муку (потерли ладошки) · Замесили тесто (сжимаем - расжимаем кулачки) 5
· Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в стороны) · Вот какой хлеб получился!
6. Продолжение работы по теме урока
. - Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Медведь. СЛАЙД 10. - Не стал, он есть Колобка, а захотел послушать, как вы умеете читать и работать с текстом. а) Работа со словами. - Прочитайте хором слова напечатанные жирным шрифтом. - Что можно сказать о словах хорошо – плохо? (Антонимы) - Какой звук на конце слова слышится в слове хлеб? Холод? - Какая буква пишется? - Назовите орфограмму. Подберите проверочное слово. б) Работа с текстом. - Рассмотрите картинку. Что видите? О чем будет текст? - Прочитайте текст по «цепочке». - Оправдалось ли наше предположение? - О каких приметах осени говорится в тексте? - Почему до холодов надо убрать хлеб? (Прорастёт, осыплется) - Какие машины работают на полях? СЛАЙД 11. - Придумайте заглавие к этому тексту. (Уборка хлеба) - Сколько букв Х в тексте? (6) в) Работа со слого – звуковой схемой. - Составьте схему к слову хлеб. (Один человек работает у доски. Самопроверка) 6
г) Работа с текстом. (Для детей, умеющих читать.) (Текст напечатан на карточках.) «Умей беречь хлеб». С любовью и заботой выращивают люди рожь и пшеницу. Большой труд они вкладывают. В холод, дождь и жару они работают в поле. В трудную пору жатвы им помогают школьники. Каждый колосок надо сохранить. На столе лежит душистый свежий хлеб. В нём сила рабочих рук, тепло сердец. Хлеб – это сама жизнь. Умей его беречь. - Почему надо беречь хлеб? - Во втором абзаце найдите слова, на изученную нами орфограмму и подчеркните их. (Лежит, душистый, свежий, жизнь). - Молодцы, ребята, помогли Колобку, справится с заданиями. И покатился он дальше. д) Составление слов из слогов. Работа в группах. - Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Лиса. СЛАЙД 12. - А Лиса хитрая запутать хочет Колобка. Подготовила ему задание трудное. - Работаем в группах. Перед вами лежат карточки со слогами, составьте из них слова. (Хо – мяк, му – ха, хо – бот, са – хар, хо – рёк, у – ха) - Молодцы! И с самым трудным заданием помогли Колобку справится. Отпустила его Лиса. Покатился Колобок дальше в другие сказки. СЛАЙД 13.
7. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке? - Чему научил вас урок? - С какими звуками и буквой познакомились? - Дайте характеристику звукам [х], [x’]. - Ребята, а как вы думаете, почему именно Колобок приходил к вам в гости? (Он относится к хлебным изделиям) 7
- А как много хлебных изделий мы можем увидеть на прилавках в магазинах. СЛАЙД 14.
8. Рефлексия.
- Работа кого из ваших товарищей вам понравилась больше всего? Почему? - Оцените свои достижения с помощью картинок: Зернышко - мне было очень трудно. Колосок - я немного затруднялся, но в целом все понял. Каравай – я все понял, мне было легко. 8
9


В раздел образования