Автор: Меркулова Светлана Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Начальная общеобразовательная школа "Радуга" Населённый пункт: Тульская область посёлок Чернь Наименование материала: конспект урока Тема: Тема: "Звуки [х], [x’]. Буквы Х, х" Раздел: начальное образование
МКОУ «НОШ «Радуга»
Открытый
урок
по
чтению
1
класс
«
Школа
России
»
Тема
: «
Звуки
[
х
], [x’].
Буквы
Х
,
х
»
Подготовила:
учитель начальных классов
Меркулова Светлана Валерьевна
1
Чернь, 2015г.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Познакомить учащихся с названием буквы «х» и звуками [х], [x’]. Учить правильно
произносить и характеризовать звуки.
Формировать умение производить звукобуквенный разбор слов, читать слоги,
слова, содержащие изученные звуки.
обогащать словарный запас учащихся
Развивать внимание, память, речь, фонематический слух и культуру
звукопроизношения.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых.
Формировать универсальные учебные действия :
Коммуникативные:
– работать в паре;
– работать в группе;
Познавательные (информационные):
– Работать с книгой (нахождение необходимых страниц);
– работать со словарем (работа с алфавитом);
– читать кодированную информацию;
– пользоваться графическими моделями;
– искать и выделять необходимую информацию;
Познавательные (общеучебные):
– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Оборудование:
буквы, слоги, слова на печатной основе, схемы; учебник «Азбука»; печатный текст «Умей
беречь хлеб», счётные палочки для конструирования буквы, мультимедиа, презентация,
карточки с изображением зерна, колоска, каравая для рефлексии.
2
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый!
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
(проверка посадки)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по одной из русских народных
сказок. А поможет нам в этом один из её героев.
( прослушивание записи начала сказки «Колобок»)
- Догадались? Правильно! Это Колобок.
СЛАЙД 2.
- И мы будем не просто путешествовать, а учиться читать и узнавать что – то новое.
2. Актуализация знаний.
СЛАЙД 3.
-
Покатился Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайка. Не стал он есть Колобка,
а предложил поиграть в игру «Согласен – не согласен».
- Звуки бывают гласные и согласные? (да)
- Гласные звуки не поются? (нет)
- Согласные звуки произносятся с преградой? (да)
- Согласные звуки бывают звонкие и глухие? (да)
- Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет)
- Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука? (да)
- Звуки [ж], [ш] всегда мягкие? (нет)
- Есть буква, не имеющая звука? (да)
- Гласные я, ё, и, е обозначают твёрдость согласных звуков? (нет)
- Звуки [ч], [й] всегда мягкие ? (да)
3
- Молодцы, ребята, помогли Колобку, справится с заданием. И покатился он дальше.
3. Самоопределение к деятельности.
-
Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Волк.
СЛАЙД 4.
- Не стал он есть Колобка, а предложил отгадать загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
СЛАЙД 5.
- Найдите букву, которую мы ещё не изучали.
- Определите тему и цели урока.
(На доске)
Познакомиться с……..
Учиться отличать ……….
Учиться читать………..
СЛАЙД 6.
4. Работа по теме урока.
а) Работа со схемами. Выделение звуков. Характеристика звуков. (Учебник с. 39)
- Произнесите хором первое слово и выделите последний звук. Дайте ему характеристику.
- Произнесите хором второе слово и выделите нужный нам звук в последнем слоге. Дайте
ему характеристику.
б) Знакомство с буквой. Конструирование её из палочек. Работа с алфавитом.
- Оба этих звука обозначаются одной и той же буквой.
СЛАЙД 7.
- Прочитайте её название в алфавите.
- Выложите печатную букву ха из палочек.
- Не отпускает Волк Колобка, а хочет поиграть с ним в игру «Кто внимательнее?».
4
Я называю слова, если в них встречается звук [х], [x’] вы встаёте, нет – сидите.
Хитрый, шипеть, хруст, хороший, моет, ехать, запах, хлеб, шёлк, шорох, мох, зима.
в) Чтение слогов.
- Поработайте в парах. Прочитайте слоги на с. 39.
г) Работа по иллюстрации.
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 38.
- Что изображено в центре иллюстрации? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью)
- Кого принято встречать хлебом и солью? (Хлебом – солью встречают самых дорогих и
почётных гостей)
- Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и колоски пшеницы)
- Легко ли выращивать хлеб?
- Прочитайте пословицу на с. 38
- Недаром говорят, что хлеб – всему голова. Долог путь хлеба от поля до твоего стола.
Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зернышка
получился пышный румяный каравай. Помни всегда об этом!
- Посмотрите, как много лет назад выращивали хлеб, и как сейчас.
СЛАЙД 8.
д) Работа с толковым словарём.
- Найдите по словарю объяснение значения слов «серп», «сноп».
СЛАЙД 9.
- Молодцы, ребята, помогли Колобку, справится с заданиями. И покатился он дальше.
5. Физминутка.
- Давайте совершим с вами волшебное превращение от зернышка до хлеба-продукта.
· Мы зернышки (присели)
· Мы колоски (поднялись, руки вверх потянулись)
· Скосили колоски (движение руками)
· Смололи зернышки в муку (потерли ладошки)
· Замесили тесто (сжимаем - расжимаем кулачки)
5
· Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в стороны)
· Вот какой хлеб получился!
6. Продолжение работы по теме урока .
- Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Медведь.
СЛАЙД 10.
- Не стал, он есть Колобка, а захотел послушать, как вы умеете читать и работать с
текстом.
а) Работа со словами.
- Прочитайте хором слова напечатанные жирным шрифтом.
- Что можно сказать о словах хорошо – плохо? (Антонимы)
- Какой звук на конце слова слышится в слове хлеб? Холод?
- Какая буква пишется?
- Назовите орфограмму. Подберите проверочное слово.
б) Работа с текстом.
- Рассмотрите картинку. Что видите? О чем будет текст?
- Прочитайте текст по «цепочке».
- Оправдалось ли наше предположение?
- О каких приметах осени говорится в тексте?
- Почему до холодов надо убрать хлеб? (Прорастёт, осыплется)
- Какие машины работают на полях?
СЛАЙД 11.
- Придумайте заглавие к этому тексту. (Уборка хлеба)
- Сколько букв Х в тексте? (6)
в) Работа со слого – звуковой схемой.
- Составьте схему к слову хлеб.
(Один человек работает у доски. Самопроверка)
6
г) Работа с текстом. (Для детей, умеющих читать.)
(Текст напечатан на карточках.)
«Умей беречь хлеб».
С любовью и заботой выращивают люди рожь и пшеницу. Большой труд они
вкладывают. В холод, дождь и жару они работают в поле. В трудную пору жатвы им
помогают школьники. Каждый колосок надо сохранить.
На столе лежит душистый свежий хлеб. В нём сила рабочих рук, тепло сердец. Хлеб
– это сама жизнь. Умей его беречь.
- Почему надо беречь хлеб?
- Во втором абзаце найдите слова, на изученную нами орфограмму и подчеркните их.
(Лежит, душистый, свежий, жизнь).
- Молодцы, ребята, помогли Колобку, справится с заданиями. И покатился он дальше.
д) Составление слов из слогов. Работа в группах.
- Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Лиса.
СЛАЙД 12.
- А Лиса хитрая запутать хочет Колобка. Подготовила ему задание трудное.
- Работаем в группах. Перед вами лежат карточки со слогами, составьте из них слова.
(Хо – мяк, му – ха, хо – бот, са – хар, хо – рёк, у – ха)
- Молодцы! И с самым трудным заданием помогли Колобку справится. Отпустила его
Лиса. Покатился Колобок дальше в другие сказки.
СЛАЙД 13.
7. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научил вас урок?
- С какими звуками и буквой познакомились?
- Дайте характеристику звукам [х], [x’].
- Ребята, а как вы думаете, почему именно Колобок приходил к вам в гости?
(Он относится к хлебным изделиям)
7
- А как много хлебных изделий мы можем увидеть на прилавках в магазинах.
СЛАЙД 14.
8. Рефлексия.
- Работа кого из ваших товарищей вам понравилась больше всего? Почему?
- Оцените свои достижения с помощью картинок:
Зернышко - мне было очень трудно.
Колосок - я немного затруднялся, но в целом все понял.
Каравай – я все понял, мне было легко.
8
9