Автор: Егоркина Марина Вениаминовна Должность: преподаватель Учебное заведение: Санкт-Петербургская школа искусств №10 Населённый пункт: г.Санкт-Петербург Наименование материала: Программа для 1-3 классов ДШИ Тема: "Основы изобразительной грамоты и рисование" Раздел: дополнительное образование
образовательное учреждение дополнительного образования
детей «Санкт-Петербургская школа искусств № 10»
Рабочая учебная программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01. ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ
Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2015г.
1.Пояснительная записка
Направленность программы: художественно – эстетическая
Вид: адаптированная
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и
рисование»
разработана
на
основе
и
с
учетом
федеральных
государственных требований к дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области изобразительного искусства
«Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование»
занимает
важное
место
в
комплексе
предметов
предпрофессиональных
программ
«Живопись»
и
«Декоративно-прикладное
творчество».
Он
является базовой составляющей для последующего изучения предметов в
области изобразительного искусства.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и
согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного
возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу
нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают
введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные
детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания
из
разных
разделов,
данный
принцип
способствует
поддержанию
творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Новизна
и
особенности
программы.
Программа
создана
на
основе
про ект а примерной
программы
по
учебному
предмету
ПО.01.УП.01.
ОСНОВЫ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ГРАМОТЫ
И
РИСОВАНИЕ
с
учетом
особенностей
и
традиций
преподавания
в
Санкт-Петербургской
школе
искусств № 10.
Срок
реализации
учебного
предмета.
Срок
реализации
учебного
предмета
«Композиция
станковая»
составляет
3года
в
р а м к а х
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
«Живопись» с 8-летним сроком освоения- с 1 по 3 классы.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки
Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
Всего
часов
Классы
1
2
3
Полугодия
1
2
3
4
5
6
Аудиторные
занятия (в часах)
32
32
33
33
33
33
196
Самостоятельна
я
р а б о т а
( в
часах)
32
32
33
33
33
33
196
Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)
64
64
66
66
66
66
392
Вид
промежуточной
аттестации
З.
З.
Э.
З. – зачет; Э. – экзамен
Форма проведения учебных занятий
Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4
до 10.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельные.
Цель и задачи учебного предмета
Цели:
1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства
в раннем детском возрасте.
2 . Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
3.
Формирование
понимания
основ
художественной
культуры,
как
неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
Развитие
художественно-творческих
способностей
детей
(фантазии,
эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего
мира, зрительно-образной памяти).
Воспитание
эстетического
вкуса,
эмоциональной
отзывчивости
на
прекрасное.
Во спитание
детей
в
творче ской
атмо сфере,
о б с т а н о в ке
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также профессиональной требовательности.
Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства
ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).
Приобретение детьми опыта творческой деятельности.
Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие
все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной
раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями
и
учетом
уровня
развития
детей.
Для
воспитания
и
развития
навыков
творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие
основные методы:
1.объяснительно-иллюстративные
(демонстрация
методических
пособий, иллюстраций);
2.частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3.творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4.исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый
обучающийся
обеспечивается
доступом
к
библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для
сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел,
техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных
умельцах.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями
основной,
дополнительной,
учебной
и
учебно-методической
литературой
по
изобразительному
искусству,
а
также
альбомами
по
искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными
пособиями, интерактивной доской.
Каждый
обучающийся
должен
быть
обеспечен
графическими
и
живописными
материалами
и
инструментами:
гуашью,
акварелью,
карандашами, цветными карандашами, сангиной, углем, масляной и сухой
пастелью, тушью, кистями, перьями; зажимами, стирательными резинками,
клеем,
ножницами;
бумагой
(белая
разной
плотности,
цветная,
тонированная; картон; бумага для акварели, бумага для пастели; черная;
крафт).
1 класс
1.
Учебно-тематический план
№
Раздел, тема
Количество часов
Максим.
Аудит.
Самост.
I полугодие
Раздел 1
Живописные и
графические материалы и
техники
1
«Чем и как работает
художник». Живопись,
графика. Живописные и
графические материалы.
Композиция «Осеннее
дерево» (живописная и
графическая работы).
«Осенние листья»
(живописная и
графическая
работы).
4
2
2
Раздел 2
Изобразительные и
выразительные средства
графики и живописи.
2
Линия, штрих, тональное
пятно – изобразительные и
выразительные средства
графики.
Выполнение упражнений.
Графическая композиция
«Рыба».
«Дерево»
(графика).
4
2
2
Раздел 1
Живописные и
графические материалы и
техники
3
Техника работы
графитным и цветными
карандашами.
Зарисовки игрушек (с
опорой на натуру).
Рисунок любимой
игрушки (цветные
карандаши).
4
2
2
Раздел 2
Изобразительные и
выразительные средства
графики и живописи.
4
Цвет - главное
изобразительное и
выразительное средство
живописи.
Выполнение этюдов
«Осенний день».
Копия осеннего
пейзажа (гуашь,
акварель).
4
2
2
Раздел 1
Живописные и
графические материалы и
техники
5
Техника работы гуашью.
Выполнение натюрморта
«Дары осени».
Этюд
с
натуры
«Яблоко» (гуашь).
8
4
4
6
Техника работы пастелью.
Рисунок с натуры мягкой
игрушки.
Рисунок
домашнего
животного
(пастель).
4
2
2
7
Техника работы масляной
пастелью.
Выполнение композиции
«Сказочная птица».
Композиция
«Сказочный
герой»
(масляная
пастель).
4
2
2
8
Техника работы
акварелью: вливание
одного цвета в другой.
Выполнение этюда «Радуга».
Э т юд ы
« К а ко е
б ы в а е т
н е б о »
(акварель).
4
2
2
9
Техника работы
акварелью: мазок,
разнообразие мазков.
Локальный цвет, оттенки
цвета.
Этюд «Натюрморт с
цветами».
Копия
натюрморта
(овощи, фрукты,
цветы) (акварель,
гуашь).
8
4
4
10
Техника работы цветными
карандашами.
Выполнение композиции
«Портрет сказочного героя».
Рисунок
комнатного
растения (цветные
карандаши).
8
4
4
11
Граттаж.
Выполнение графической
работы «Снежинки»
(«Зимние узоры»).
« З и м н и й
л е с »
(карандаш,
подготовительный
рисунок).
4
2
2
12
Техника работы гуашью.
Монохром.
Выполнение композиции
«Зимний лес».
Выполнение
этюдов
(«Белые
медведи»,
«Зайчик
зимой»
Серый
волк»
,
«Слон»).
4
2
2
13
Техника работы акварелью
«по-сырому».
«Пушистые
звери»
(акварель
4
2
2
Выполнение этюдов «Море»,
«Небо».
Выполнение композиции на
основе этюдов («Парусник»,
«Подводный мир», «Птицы»
и т.д.).
«по-сырому»).
Всего
64
32
32
2 полугодие
Раздел 2
Изобразительные и
выразительные средства
графики и живописи.
14
Многообразие линий.
Тональное пятно.
Выполнение упражнений.
Выполнение графической
композиции «Зимний город»
(тушь, перо, кисть).
Автопортрет
(свободный выбор
техники).
8
4
4
15
Штрих. Фактура.
Техника работы углем,
сангиной, соусом.
Выполнение упражнений.
Выполнение графической
композиции «Кошка с
котятами» (уголь, сангина).
сказочные образы:
Баба-Яга,
Кикимора, Леший
и др.
8
4
4
Раздел 1
Живописные и
графические материалы и
техники
16
Смешанные техники:
акварель и гуашь.
Контраст и нюанс.
Выполнение композиции
«Зимние игры».
Композиция «Я и
м о и
д р у з ь я »
(акварель. гуашь).
12
6
6
17
Смешанные техники:
акварель и масляная
пастель.
Портрет мамы.
Композиция «Я и
м о и
д р у з ь я »
(акварель. гуашь).
4
2
2
18
Смешанные техники:
акварель и тушь.
Выполнение иллюстраций к
детским стихотворениям.
Композиция «Я и
м о и
д р у з ь я »
(акварель. гуашь).
8
4
4
19
Техника работы
фломастерами.
Геометрические фигуры.
Выполнение композиции
«Замок».
Рисунки
людей
и
з в е р е й
и з
геометрических
фигур
(фломастеры).
4
2
2
20
Творческое живописное
задание: «Портрет
Копия
живописного
8
4
4
одноклассника» (акварель
или гуашь).
портрета
( а к в а р е л ь
и л и
гуашь).
21
Раздел 5
Промежуточная
(экзаменационная)
аттестация.
Контроль знаний, умений и
навыков обучающихся .
Копирование живописного
детского портрета (акварель
или гуашь).
Иллюстрация
к
сказке (свободный
выбор
материала
и техники).
12
6
6
Всего
64
32
32
Итого
128
64
64
2 класс
Учебно-тематический план
№
Раздел, тема
Количество часов
Максим.
Аудит.
Самост.
I полугодие
Раздел 2
Изобразительные и
выразительные средства
графики и живописи.
1
Цвет - главное
изобразительное и
выразительное средство
живописи.
Упражнение «Палитра Осени»
(акварель)
«Осень бродит по лесным
дорожкам» («Художница
Осень» -по мотивам сказки
Г.Скребицкого «Четыре
Художника») (гуашь).
«Хмурая,
дождливая
наступила
осень»
(акварель),
Выполнение
этюдов
портретов на
передачу
настроения
(веселый,
грустный, злой
человек).
12
6
6
Раздел 4.
Основы рисования с
натуры.
2
Этюд с натуры.
Этюды овощей и фруктов
(акварель).
Копирование
осенних
натюрмортов.
4
2
2
Раздел 2
Изобразительные и
выразительные средства
графики и живописи.
3
Линия, штрих, тональное
пятно – изобразительные и
выразительные средства
графики.
«Кто в лесу живет» (линейная
композиция: граттаж или
гелиевая ручка).
«Дождик» (тушь, перо или
гелиевая ручка).
«Настроение»
(гелевая ручка
мягкие
графические
материалы,
фломастер).
Копирование
графического
пейзажа.
16
8
8
Раздел 4.
Основы рисования с
натуры.
4
Свойства предметов
изображения
(геометрическая основа
предметов).
Зарисовки чучел животных
(пластические) (карандаш,
черная гуашь или тушь:
силуэт). Преобразование их в
геометрические.
Зарисовки
животных
(геометрические)
из
геометрических
фигур
(фломастер).
Преобразование
их в
пластические.
4
2
2
5
Свойства предметов
изображения (пропорции,
симметрия, асимметрия).
Зарисовки домашней утвари
(карандаш).
Зарисовки
симметричных и
асимметричных
предметов
(посуда,
игрушки).
4
2
2
Раздел 3.
выразительные средства.
7
Контраст и нюанс.
Упражнение «Грустный и
веселый клоун» (гуашь)
«Цирк» (гуашь)
«В некотором
царстве» (гуашь,
акварель;
сближенная
цветовая гамма).
16
8
8
8
Композиционный центр.
«Я и моя семья» (свободный
выбор материала)
Автопортрет,
портреты членов
семьи.
16
8
8
Раздел 4.
Основы рисования с
натуры.
9
Свойства предметов
изображения (светлота и
освещенность предметов,
плоские и объемные
предметы).
Рисунок графического
декоративного натюрморта
(тональное решение) (черная
и белая гуашь).
Зарисовки и
штриховка
геометрических
фигур
(карандаш).
8
4
4
Раздел 3.
Композиционные
выразительные средства.
10
Фактура
Композиция «Сказки о
животных» (графика)
З н а ком с т в о
с
творчеством
художников-
анималистов,
з а р и с о в к и
с
н а т у р ы
и
п о
памяти
домашних
животных.
8
4
4
Раздел 4.
Промежуточная
«Чего на свете не
бывает»
(графика).
16
8
8
(экзаменационная)
аттестация.
Контроль знаний, умений и
навыков обучающихся .
«Я и мои друзья»
(живопись).
Всего
68
34
34
Итого
132
66
66
3 класс
Учебно-тематический план
№
Раздел, тема
Количество часов
Максим.
Аудит.
Самост.
I полугодие
Раздел 2
Изобразительные и
выразительные
средства графики и
живописи.
1
Разнообразие и
выразительность
линий.
Рисуем музыку:
выполнение упражнения
на характер линий
(колкая, плавная, тонкая,
ломаная; линия, разная по
толщине и др.)
Два образа,
противоположные по
характеру и
пластическому решению:
Лебедь-Коршун, Баба Яга
- Аленушка).
Выполнение
упражнения на
характер линий
(колкая, плавная,
тонкая, ломаная;
линия, разная по
толщине и др.)
4
2
2
2
Разнообразие и
выразительность
штрихов.
Выполнение упражнений
на характер и
выразительность штриха:
«Ветер», «Дождь»,
«Гроза».
Славянские
мифологические образы
(птица Феникс, Сирин,
Выполнение
зарисовок
природных форм с
натуры, (например,
ракушка, снежинка,
перо, паутинка).
8
4
4
Домовой, Леший,
Водяной, Русалка).
3
Тональное пятно.
Силуэт.
Создание
композиции с
использованием сложного
силуэта (например, полка
с
по судой,
белье
н а
веревке, деревья).
Иллюстрация сказки,
басни (силуэт).
8
4
4
Раздел 4.
Основы рисования с
натуры.
4
Свойства предметов
изображения : форма.
Зарисовка двух разных по
форме предметов
(игрушки, посуда;
силуэт).
Зарисовка двух
близких по форме
предметов(игрушки,
посуда; карандаш).
4
2
2
5
Свойства предметов
изображения :
симметрия и
асимметрия.
Рисунки плоских
симметричных
предметов(бабочка,
листок, рыбка, кухонная
доска и др.)
Зарисовки предметов
быта сложной формы
(например, чайник,
графин, фонарик, и др.).
Упражнение
«дорисуй
половинку».
Вырезание
симметричных
предметов.
Фотографирование
симметричных и
асимметричных
предметов.
8
4
4
6
Свойства предметов
изображения
:пропорции предметов .
Строение и
пропорции
фигуры человека.
Рисунок двух близких по
форме, но разных по
пропорциям предметов.
Композиция «Спорт»
(«Танец», «Акробаты»).
Зарисовки фигур
людей в разных
движениях с натуры
и по памяти.
12
6
6
Раздел 2
Изобразительные и
выразительные
средства графики и
живописи.
7
Локальный цвет.
Оттенки цвета .
Иллюстрации
«Разноцветных сказок» Л.
Яхнина, стихотворения
«Разноцветные
страницы» С.Маршака.
Выполнение
абстрактной
аппликации
(ассоциации на темы:
«Вьюга»,
«Огонь»,
«Времена года»)
С б о р
к о л л е к ц и и
п у г о в и ц ,
б у с и н ,
фантиков в пределах
одного цвета.
8
4
4
8
Контраст и нюанс.
Выполнение композиции
из предметов,
контрастных по цвету
(например, фрукты,
зонтики под дождем,
игрушки на полке).
Выполнение
эскизов
(например,
«Парусник
на
море,
«Силуэт
дерева
на
ф о н е
з а к а т а » ,
«Горный
пейзаж»,
«Силуэт
цветка
в
окне»,
«Привидения»).
4
2
2
Раздел 4.
Основы рисования с
натуры.
9
Геометрические фигуры
и геометрические тела.
Геометрическая основа
предметов.
Упражнения (рисование и
лепка геометрических
фигур и тел),
«превращения
геометрических фигур и
тел».
Упражнения: определение
геометрической основы
предметов.
Упражнение
«Пирамидка».
А п п л и к а ц и я
и з
геометрических
фигур «Робот».
4
2
2
2 полугодие
1
0
Свойства предметов
изображения : тон
(светлота) предмета.
Плоские и объемные
предметы. Свет и тень.
Рисунок с тональным
разбором группы разных
по тону. плоских
предметов (листья,
пуговицы, печенье).
Упражнение
«тональная
растяжка».
Фотографирование
освещенных
объектов.
Изображение
объемного предмета
с передачей света и
тени (аппликация).
12
6
6
Рисунок одного и того же
предмета на светлом и
темном фоне.
Рисунок объемного
предмета с передачей
света и тени.
11
Свойства предметов
изображения :
локальный цвет
предмета, влияние
окружения на
локальный цвет
предмета, цветовые
рефлексы.
Этюд драпировок разных
оттенков одного цвета.
Этюд натюрморта в
единой цветовой гамме
(зеленой, синей).
Этюд двух разных по
цвету предметов на
нейтральном фоне.
Этюд одного и того же
предмета на разных по
цвету фонах.
Выполнение этюдов
с натуры (например,
«ягоды», ветка
рябины, виноград).
12
6
6
Раздел 3.
Композиционные
выразительные
средства.
1
2
Организация картинной
плоскости . Равновесие
элементов композиции в
листе .
Выбор формата в
зависимости от
замысла.
Упражнения по
организации плоскости
(«Рыбы», «Птицы»,
«Дома» (заполнение и
равновесие листа).
Выполнение
эскиза
равновесной
к о м п о з и ц и и
и з
любых предметов.
Поиск равновесных,
динамичных.
статичных
композиций в
журналах, книгах
4
2
2
1
3
Выделение
композиционного
центра с помощью
цвета, тона, величины
изображения.
Упражнения по
выделению одного из
однотипных предметов с
помощью цвета, тона,
величины, расположения
(«Рыбы», «Птицы»,
«Дома» и т.п.)
Выполнение
а п п л и к а ц и и
и з
геометрических
форм с доминантой и
акцентом.
4
2
2
1
4
Перспектива: линия
горизонта, плановость.
Городской пейзаж
(ограниченная цветовая
гамма).
Копирование
архитектурных
образов.
Выполнение этюда
пейзажа (например,
морской, горный,
лесной,
доисторический).
8
4
4
Раздел 1.
Живописные и
графические материалы
и техники.
1
5
Нетрадиционные
живописные и
графические техники.
Творческая работа в
технике граттажа,
кляксографии,
монотипии, трафарета,
гравюры на картоне и т.п.
Творческая работа в
технике граттажа,
кляксографии,
монотипии,трафарет
а и т.п.
12
6
6
1
6
Раздел 5.
Промежуточная
(экзаменационная)
аттестация.
Контроль знаний, умений
и навыков обучающихся
Пейзаж или натюрморт
«Времена года»
(акварель)
Пейзаж или
натюрморт «Времена
года» (графика)
16
8
8
Всего
68
34
34
Итого
132
66
66
3.
Содержание учебного предмета
Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает
особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот
предмет
является
базовой
составляющей
для
последующего
изучения
предметов в области изобразительного искусства.
Программа
для
данного
возраста
ориентирована
на знакомство
с
различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий
призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание,
наблюдательность, зрительную память.
Содержание программы включает следующие разделы и темы:
Живописные и графические материалы и техники работы.
Изобразительные и выразительные средства живописи и графики.
Композиционные выразительные средства.
Основы рисования с натуры.
Промежуточная (экзаменационная) аттестация.
Содержание разделов и тем. Годовые требования.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. «Живописные и графические материалы и техники».
1.1Тема: «Чем и как работает художник». Живопись, графика.
Живописные и графические материалы.
Понятие изобразительного искусства, знакомство с живописными и
графическими произведениями, материалами, инструментами, техниками.
Аудиторное задание: Композиция «Осеннее дерево» (живописное и
графическое решения). Передача
линиями и цветом характера дерева и
состояния природы.
Самостоятельная
работа:
«Осенние
листья»
(живописная
и
графическая работы).
Раздел 2. «Изобразительные и выразительные средства графики и
живописи.
2.1 Тема: Линия, штрих, тональное пятно – изобразительные и
выразительные средства графики.
Знакомство с выразительными средствами графики, техникой работы
карандашом, гелиевой ручкой.
Аудиторное
задание:
Выполнение
графических
упражнений
и
композиции «Рыба». Создание выразительного образа с помощью линий,
штрихов, тональных пятен.
Самостоятельная
работа:
Графические
упражнения:
линии
(изображение линий разной длины, толщины, направления: волны, водопад,
лучи и т.п.), штриховка (изображение дыма, травы, иголок у ежа, дождика и
т.п.), тональное пятно (дорисовка кляксы до понятного изображения).
Раздел 1. «Живописные и графические материалы и техники»
1.2 Тема: Техника работы графитным и цветными карандашами.
Знакомство с техникой и приемами работы графитным и цветными
карандашами. Работа линиями, штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми
переходами.
Аудиторное задание:
Упражнения
.
Зарисовки игрушек (с опорой на
натуру).
Самостоятельная работа:
выполнение плавных цветовых переходов
(цветовые растяжки),
рисунок любимой игрушки;
Раздел 2. «Изобразительные и выразительные средства
графики и живописи.
2.2 Тема: Цвет - главное изобразительное и выразительное
средство живописи.
Знакомство
с
выразительными
средствами
живописи,
техникой
работы акварелью.
Аудиторное задание:
Выполнение этюдов «Осенний день». Передача
состояний природы («Солнечный день», «Пасмурный день», «Вечер»).
Самостоятельная работа:
копия осеннего пейзажа (гуашь, акварель).
Раздел 1. «Живописные и графические материалы и
техники»
1.3. Тема:
Техника работы гуашью.
Освоение и развитие навыков
работы гуашью
.
Аудиторное
задание:
Выполнение
натюрморта
«Дары
осени».
Разнообразие технических приемов: работа кистью, пальцами, мастихином,
печатание листьями
.
Самостоятельная работа:этюд с натуры «Яблоко» (гуашь).
1.4 Тема: Техника работы пастелью.
Знакомство с новым графическим материалом, развитие технических
навыков работы
пастелью, изучение технологических особенностей работы
(растушевка, штриховка, затирка), применение новой техники в творческих
работах.
Аудиторное задание:
рисунок с натуры мягкой игрушки.
Самостоятельная работа:
рисунок домашнего животного.
1.5 Тема:
Техника работы масляной пастелью.
Знакомство с новым графическим материалом, развитие технических
навыков работы масляной пастель, изучение технологических особенностей
работы, применение новой техники в творческих работах.
Аудиторное задание:
Выполнение композиции «Сказочная птица».
Создание выразительного образа с помощью цвета и разнообразия
технических приемов
.
Самостоятельная работа:композиция «Сказочный герой».
1.6 Тема:
Техника работы акварелью: вливание одного цвета в
другой.
Освоение
и
развитие
навыков
работы
акварелью,
изучение
технологических особенностей работы (вливание цветов).
Закрепление понятий об основных и составных цветах, порядке цветов
в спектре
.
Аудиторное задание:
выполнение этюда «Радуга».
Самостоятельная работа:
этюды «Какое бывает небо».
1.7 Тема: Техника работы акварелью: мазок, разнообразие мазков.
Локальный цвет, оттенки цвета.
Освоение
и
развитие
навыков
работы
акварелью,
изучение
технологических особенностей работы (мазок).
Аудиторное
задание:
выполнение
этюда
«Натюрморт
с
цветами».
Грамотное техническое решение, выразительность цветового решения.
Самостоятельная
работа:
копия
натюрморта
(овощи,
фрукты,
цветы).
1.8 Тема:
Техника работы цветными карандашами.
Развитие
технических
навыков
работы
цветными
карандашами,
применение их в творческих работах.
Закрепление понятий о выразительных
средствах графики.
Аудиторное задание:
выполнение композиции «Портрет сказочного
героя».
Самостоятельная работа:
рисунок комнатного растения.
1.9 Тема:
Граттаж.
Знакомство
с
новой
графической
техникой,
развитие
технических
навыков. Закрепление понятий о выразительных средствах графики.
Аудиторное задание:
Выполнение графической работы «Снежинки»
(«Зимние
узоры»):
компоновка
(равновесие,
заполненность
листа),
декорирование формы
.
Самостоятельная
работа:
« З и м н и й
л е с »
( к а р а н д а ш ,
подготовительный рисунок).
1.10 Тема: Техника работы гуашью. Монохром.
Знакомство с новой техникой и ее выразительными возможностями
.
Закрепление
понятий
об
ахроматических
цветах.
Овладение
навыками
смешивания черной и белой гуаши для получения оттенков цвета.
Аудиторное задание:
Выполнение композиции «Зимний лес».
Самостоятельная работа: выполнение этюдов ( «Белые медведи»,
«Зайчик зимой», «Серый волк» , «Слон»).
1.11 Тема: Техника работы акварелью «по-сырому».
Освоение
и
развитие
навыков
работы
акварелью,
изучение
технологических
особенностей
работы
(«по-сырому»),
применение
их
в
творческих работах.
Аудиторное
задание:
Выполнение
этюдов
«Море»,
«Небо»
и
композиции на основе этюдов («Парусник», «Подводный мир», «Птицы» и
т.д.).
Самостоятельная работа:
«Пушистые звери».
Раздел 2.
«Изобразительные и выразительные средства
графики и живописи».
2.3 Тема:
Многообразие линий. Тональное пятно. Техника работы
тушью.
Расширение понятия о выразительных средствах графики
.
Знакомство
с
новой
техникой
и
ее
выразительными
возможностями.
Освоение
и
развитие навыков
работы тушью, изучение технологических особенностей
работы (пером, кистью, по сырой бумаге).
Аудиторное
задание:
Кляксография.
Знакомство
с
понятием
образность. Создание пятна (кляксы) из туши определение в нем образа и
дорисовывание его.
Выполнение графической композиции «Зимний город» (тушь, перо,
кисть).
Самостоятельная работа: автопортрет (свободный выбор техники)
.
2.4
Тема:
Штрих.
Фактура.
Техника
работы
углем,
сангиной,
соусом.
Знакомство
с
новыми
графическими
материалами,
развитие
технических
навыков
работы
углем,
сангиной,
соусом,
изучение
технологических особенностей работы (растушевка, штриховка, затирка),
применение новой техники в творческих работах.
Аудиторное
задание:
Выполнение
упражнений.
Выполнение
графической композиции «Сказки о животных».
Самостоятельная работа:
композиция «Кошка с котятами».
Раздел 1.
«Живописные и графические материалы и
техники».
1.12 Тема: Смешанные техники: акварель и гуашь. Контраст и
нюанс.
Знакомство с новой техникой и ее выразительными возможностями
.
Освоение и развитие навыков
работы акварелью и гуашью.
Аудиторное задание:
Выполнение композиции «Зимние игры»: выбор
сюжета,
заполнение
листа,
равновесие
(
акварельный
фон.
изображение
гуашью фигур людей).
Самостоятельная
работа:
композиция
«Я
и
мои
друзья»
(смешанная
техника).
1.13 Тема: Смешанные техники: акварель и масляная пастель.
Знакомство с новой техникой и ее выразительными возможностями
.
Обогащение
чувственного
опыта
детей
через
эстетическое
восприятие
портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет».
Аудиторное задание:
Портрет мамы.
Самостоятельная работа:
композиция «Я и мои друзья»
1.14 Тема: Смешанные техники: акварель и тушь.
Знакомство с элементами оформления книги, новой техникой и ее
выразительными возможностями.
Аудиторное
задание:
Выполнение
иллюстраций
к
детским
стихотворениям.
Самостоятельная работа: композиция «Я и мои друзья».
1.15
Тема:
Техника
работы
фломастерами.
Геометрические
фигуры.
Знакомство
с
новыми
графическими
материалами,
развитие
технических навыков работы фломастерами. Знакомство с геометрическими
фигурами.
Аудиторное задание: выполнение композиции «Замок», рисунок из
геометрических фигур.
Самостоятельная работа: рисунки людей и зверей из геометрических
фигур.
1.16 Тема:
Творческое живописное задание.
Закрепление понятий о выразительных средствах живописи. Развитие
технических навыков работы акварелью.
Аудиторное задание: «Портрет одноклассника»
Самостоятельная работа:
копия живописного портрета (акварель или
гуашь).
Раздел 5. Промежуточная (экзаменационная) аттестация
.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся
.
Аудиторное
задание:
копирование
живописного
детского
портрета
(акварель или гуашь).
Самостоятельная работа:
иллюстрация к сказке (свободный выбор
материала и техники).
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 2. «Изобразительные и выразительные средства
графики и живописи».
2.1
Тема:
Цвет
-
главное
изобразительное
и
выразительное
средство живописи.
Закрепление
и
расширение
понятий
о
цвете
как
главном
изобразительном и выразительном средстве живописи, его роль в создании
художественного образа портрета и пейзажа; техника
и приемы работы
акварелью (вливание цвета, «по-сырому») и гуашью.
Аудиторное задание: Упражнение «Палитра Осени» (акварель)
Композиция «Осень бродит по лесным дорожкам» (гуашь) («Осень на
опушке
краски
разводила…»
-
иллюстрация
стихотворения
З,
Федоровской ; иллюстрация сказки Г. Скребицкого «Четыре художника»)на
основе живописного упражнения.
Самостоятельная
работа:
этюд
–
иллюстрация
стихотворения
А.Блока «Зайчик» («Хмурая, дождливая наступила осень» (акварель
).
Выполнение
этюдов
портретов
на
передачу
настроения
(веселый,
грустный, злой человек или сказочные образы: Царевна Несмеяна, Карабас-
Барабас, Петрушка и т.п.).
Раздел 4. «Основы рисования с натуры»
4.1 Тема: Этюд с натуры.
Закрепление и расширение понятий о разнообразии форм и окраски
природных форм. Знакомство с последовательностью работы над этюдом с
натуры. Развитие навыков работы акварелью.
Аудиторное задание: этюды овощей и фруктов (акварель).
Самостоятельная работа:
копирование осенних натюрмортов.
Раздел 2.
«Изобразительные и выразительные средства
графики и живописи».
2.2 Тема: Линия, штрих, тональное пятно – изобразительные и
выразительные средства графики.
Закрепление
и
расширение
понятий
об
изобразительных
и
выразительных средствах графики, их роли в создании художественного
образа; развитие технических навыков , освоение новых приемов работы
тушью,
гелевой
ручкой,
масляной
пастелью,
использование
их
возможностей в создании композиции.
Аудиторное
задание:
«Кто
в
лесу
живет»
(линейная
композиция:
граттаж или гелиевая ручка).
«Дождик» (тушь, перо или гелиевая ручка).
Самостоятельная
работа:
«Настроение»
(гелевая
ручка
,мягкие
графические материалы, фломастер).
Копирование графического пейзажа.
Раздел 4. «Основы рисования с натуры»
4.2
Тема: Свойства
предметов
изображения
(геометрическая
основа предметов).
Закрепление
и
расширение
понятий
о
геометрических
фигурах,
геометрическая основа предметов. Развитие умений находить и передавать
ее в рисунке.
Аудиторное
задание:
зарисовки
чучел
животных
(пластические)
(черная гуашь или тушь: силуэт). Преобразование их в геометрические.
Самостоятельная работа:
зарисовки животных (геометрические) из
геометрических фигур (фломастер). Преобразование их в пластические.
Раздел 4. «Основы рисования с натуры».
4 . 3
Т е м а : Свойства
предметов
изображения
(пропорции,
симметрия, асимметрия ).
Понятие
о
разнообразии
форм,
симметричные
и
асимметричные
предметы. Понятие пропорций.
Аудиторное задание:
зарисовки домашней утвари (карандаш).
Зарисовки
могут
быть
использованы
для
создания
натюрморта-
сочинения «Варим суп».
С а м о с т о я т ел ь н а я
р а б о т а : зарисовки
симмет ричных
и
асимметричных предметов (посуда, игрушки).
Раздел 5. «Композиционные выразительные средства».
5.1 Тема: Статика, динамика. Ритм.
Понятие
композиции
как
формы
организации
плоскости;
правила
композиции
(выбор
положения
листа,
соразмерность,
заполненность,
равновесие отдельных частей листа), выделение композиционного центра с
помощью величины и положения на листе бумаги , выразительные средства
композиции (статика, динамика, ритм).
Аудиторное задание:
натюрморт - сочинение «Варим суп» (масляная
пастель) (равновесная статичная композиция).
Иллюстрация сказки К.И. Чуковского (свободный выбор материала)
(динамичная композиция).
Коллективная композиция «Улица» (гуашь)
Самостоятельная работа:
упражнения на статику, динамику, ритм
(композиции из геометрических фигур, аппликация).
5.2 Тема: Контраст и нюанс.
Выразительные
средства
композиции
(контраст
и
нюанс).
Использование
контрастных
и
сближенных
цветовых
и
тональных
отношений для передачи характера, состояния, настроения.
Выделение
композиционного центра с помощью цвета и тона.
Аудиторное задание:
упражнение «Грустный и веселый клоун» (гуашь)
«Цирк» (гуашь; контрастная цветовая гамма).
«
Я
и
моя
семья»
(свободный
выбор
материала;
выделение
композиционного центра).
Самостоятельная работа:
«В некотором царстве» (гуашь, акварель;
сближенная цветовая гамма).
Автопортрет, портреты членов семьи.
Раздел 4. «Основы рисования с натуры».
4 . 4
Т е м а : Свойства
предметов
изображения
(светлота
и
освещенность предметов, плоские и объемные предметы).
Понятия светлоты (тона) предмета, передача его в рисунке с помощью
штриховки и тонального пятна. Плоские и объемные предметы, разница в их
освещении.
Аудиторное
задание:
рисунок
графического
декоративного
натюрморта (тональное решение) (черная и белая гуашь).
Самостоятельная работа:
зарисовки и штриховка геометрических
фигур (карандаш).
Раздел 5. «Композиционные выразительные средства».
5.3 Тема: Фактура.
Понятие фактуры и фактурного штриха как выразительных средств
композиции,
использование
графических
средств
для
передачи
фактуры и создания выразительного образа композиции.
Аудиторное задание:
композиция «Сказки о животных» (графика)
.
Работа
мягкими
графическими
материалами
или
гелиевой
ручкой
(тушью).
Передача
фактурных
особенностей
животных
с
помощью
разнообразных графических приемов. Выделение композиционного центра,
цельность и выразительность композиции.
Самостоятельная
работа:
знакомство
с
творчеством
художников-
анималистов, зарисовки с натуры и по памяти домашних животных
.
Раздел 4. «Основы рисования с натуры».
4.5 Тема: Свойства предметов изображения (фактура).
Закрепление и расширение понятий фактуры и фактурного штриха.
Понятие
фактуры
как
свойства
предмета
,использование
графических
средств для передачи фактуры предметов.
Аудиторное задание: зарисовки разнофактурных предметов.
Копирование литографий Е.Чарушина
.
Раздел 6. Промежуточная (экзаменационная) аттестация
.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся
.
Аудиторное
задание:
живописная
композиция
«
Я
и
мои
друзья»
(акварель или гуашь).
Самостоятельная работа: графическая композиция «Чего на свете не
бывает» (свободный выбор графических материалов).
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 2.
«Изобразительные и выразительные средства
графики и живописи».
2.1 Тема: Разнообразие и выразительность линий
.
Продолжение знакомства с разнообразием линий в природе. Пластика
линий. Выразительные возможности линий.
Аудиторное задание:
«
Рисуем музыку»: выполнение упражнения на
характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине
и др.)
Два
образа,
противоположные
по
характеру
и
пластическому
решению: Лебедь-Коршун, Баба Яга – Аленушка и др.).
Самостоятельная
работа:
выполнение
упражнения
на
характер
линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.)
2.2 Тема: Разнообразие и выразительность штрихов.
Знакомство
с
материальностью
окружающего
мира
средствами
графики. Виды (фактурный, декоративный) и выразительные возможности
штриха.
Формирование
умения
работать
над
сложной
графической
композицией.
Аудиторное
задание:
выполнение
упражнений
на
характер
и
выразительность штриха: «Ветер», «Дождь», «Гроза».
Славянские мифологические образы (птица Феникс, Сирин, Домовой,
Леший, Водяной, Русалка).
Самостоятельная работа:
выполнение зарисовок природных форм с
натуры, (например, ракушка, снежинка, перо, паутинка).
2.3 Тема: Тональное пятно. Силуэт.
Повторение понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами.
Оверлеппинг (наложение, пересечение).
Аудиторное
задание:
Создание
композиции
с
использованием
сложного силуэта (например, полка с посудой, белье на веревке, деревья).
Использование формата, вытянутого по горизонтали, черного фломастера
Самостоятельная работа: Иллюстрация сказки, басни (силуэт
).
Раздел 4. «Основы рисования с натуры».
4.1 Тема: Свойства предметов изображения : форма.
Закрепление и расширение понятий о форме предметов. Многообразие
форм, геометрическая основа формы. Знакомство с последовательностью
работы
над
рисунком
с
натуры
с
натуры.
Развитие
навыков
сравнения
предметов и работы графическими материалами.
Аудиторное задание:
зарисовка двух близких по форме предметов
(игрушки, посуда; карандаш).
Самостоятельная
работа:
зарисовка
двух
разных
по
форме
предметов (игрушки, посуда; силуэт).
4.2
Тема: Свойства
предметов
изображения
:
симметрия
и
асимметрия.
Многообразие
форм,
симметричные
и
асимметричные
предметы.
Приемы
и
последовательность
изображения.
Развитие
навыков
работы
графическими материалами.
Аудиторное
задание:
рисунки
пло ских
си м м ет ри ч н ы х
предметов(бабочка, листок,
рыбка, кухонная доска и др.)
Зарисовки
предметов
быта
сложной
формы
(например,
чайник,
графин, фонарик, и др.).
Самостоятельная
работа:
упражнение
«дорисуй
половинку».
Вырезание симметричных предметов. Фотографирование симметричных и
асимметричных предметов.
4.3 Тема: Свойства предметов изображения: пропорции предметов .
Строение и
пропорции фигуры человека.
Понятие пропорций. Развитие навыков сравнения предметов по форме
и
пропорциям.
Значение
пропорций
для
реалистического
изображения
предмета («похожесть), изменение и искажение пропорций для создания
образа.
Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры
человека.
Аудиторное задание: рисунок двух близких по форме, но разных по
пропорциям предметов.
Композиция «Спорт» («Танец», «Акробаты»).
Самостоятельная
работа:
зарисовки
фигур
людей
в
разных
движениях с натуры и по памяти.
Раздел 2.
«Изобразительные и выразительные средства
графики и живописи».
2.4 Тема:
Локальный цвет. Оттенки цвета
.
Знакомство с понятиями локального цвет и разнообразия оттенков
одного цвета.
Развитие способности видения градаций цвета в природе и живописи,
многообразие цветовых оттенков.
Аудиторное задание: Иллюстрации «Разноцветных сказок» Л. Яхнина,
стихотворения «Разноцветные
страницы» С.Маршака.
Самостоятельная
работа:
Выполнение
абстрактной
аппликации
(ассоциации на темы: «Вьюга», «Огонь», «Времена года») .Сбор коллекции
пуговиц, бусин, фантиков в пределах одного цвета.
2.5 Тема:
Контраст и нюанс.
Нюансы . Многообразие оттенков цвета. Знакомство с контрастными
парами
цветов,
их
способностью
«усиливать»
друг
друга.
Тональные
контрасты.
(Темное
на
светлом,
светлое
на
темном).
Выделение
тоном
главного пятна композиции.
Аудиторное
задание:
Выполнение
композиции
из
предметов,
контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на
полке).
Самостоятельная
работа:
Выполнение
эскизов
(например,
«Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж»,
«Силуэт цветка в окне», «Привидения»).
Раздел 4. «Основы рисования с натуры».
4.4
Тема:
Геометрические
фигуры
и
геометрические
тела.
Геометрическая основа предметов.
Знакомство
с
геометрическими
телами.
Формирование
умений
определять геометрическую основу предметов, сравнивать, анализировать и
преобразовывать геометрическую форму в пластичную пластическую форму
- в геометрическую.
Аудиторное задание: упражнения (рисование и лепка геометрических
фигур и тел), «превращения геометрических фигур и тел».
Упражнения: определение геометрической основы предметов.
Упражнение «Пирамидка».
Самостоятельная
работа:
аппликация
из
геометрических
фигур
«Робот».
4.5
Тема:
Свойства
предметов
изображения:
тон
(светлота)
предмета. Плоские и объемные предметы. Свет и тень.
Понятие тона (светлоты) как одного из свойств предмета. Определение
светлоты
предмета
путем
сравнения.
Изменение
светлоты
предмета
под
влиянием окружения.
Объемные
и
плоские
предметы.
Условный
объем.
Освещенность
плоских и объемных предметов.
Аудиторное задание: рисунок с тональным разбором разных по тону
плоских предметов (листья, пуговицы, печенье).
Рисунок одного и того же предмета на светлом и темном фоне.
Рисунок объемного предмета с передачей света и тени.
Самостоятельная работа: упражнение «тональная растяжка».
Фотографирование освещенных объектов.
Изображение
объемного
предмета
с
передачей
света
и
тени
(аппликация).
4.6
Тема:
Свойства
предметов
изображения:
локальный
цвет
предмета, влияние окружения на локальный цвет предмета, цветовые
рефлексы.
Понятие локального цвета как одного из свойств предмета., способы
определения
локального
цвета:
сравнение
предметов
по
светлоте,
насыщенности,
теплохолодности.
Изменение
локального
цвета
под
влиянием окружения (фона).
Сложный цвет предмета. Цветовые рефлексы. Расположение цветового
рефлекса, зависимость цвета и тона рефлекса от цвета самого предмета и
окружения.
Аудиторное задание: этюд драпировок разных оттенков одного цвета.
Этюд натюрморта в единой цветовой гамме (зеленой, синей).
Этюд двух разных по цвету предметов на нейтральном фоне.
Этюд одного и того же предмета на разных по цвету фонах.
Самостоятельная работа: выполнение этюдов с натуры (например,
«ягоды», ветка рябины, виноград).
Раздел 5. «Композиционные выразительные средства».
5.1
Тема:
Организация
картинной
плоскости .
Равновесие
элементов композиции в листе .
Выбор формата в зависимости от замысла.
Закрепление
и
расширение
понятие
композиции
как
формы
организации плоскости; повторение правил композиции (выбор положения
листа, соразмерность, заполненность, равновесие отдельных частей листа),
выделение композиционного центра, выразительные средства композиции).
Знакомство
с
понятием
равновесной
композиции
(динамичной
и
статичной)..
Аудиторное
задание
:
упражнения
по
организации
плоскости
(«Рыбы», «Птицы», «Дома» (заполнение и равновесие листа).
Самостоятельная
работа:
выполнение
эскиза
равнове сной
композиции
из
любых
предметов. Поиск
равновесных,
динамичных,
статичных композиций в журналах, книгах
5.2 Тема: Выделение композиционного центра с помощью цвета,
тона, величины изображения
Закрепление
и
расширение
понятие
композиционного
центра
и
способов его с помощью величины , положения на листе бумаги ,цвета и
тона.
Аудиторное
задание:
упражнения
по
выделению
одного
из
однотипных предметов с помощью цвета, тона, величины, расположения
(«Рыбы», «Птицы», «Дома» и т.п.)
Самостоятельная
работа:
в ы п о л н е н и е
а п п л и к а ц и и
и з
геометрических форм с доминантой и акцентом.
5.3 Тема: Перспектива: линия горизонта, плановость.
Линия
горизонта.
Плановость. Знакомство
с
понятием
«линия
горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки пейзажа
с 2-3-мя планами. Законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие,
композиционный
центр).
Знакомство
с
видами
перспективы
города
(фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональными отношениями в
пейзаже (люди, машины, дома).
Аудиторное
задание:
городской
пейзаж
(ограниченная
цветовая
гамма).
Передача
явлений
воздушной
перспективы
путем
разбеливания
цвета.
Самостоятельная
работа:
знакомство
с
творчеством
художников,
работающих в жанре пейзажа, копирование архитектурных образов.
Выполнение
этюда
пейзажа
(например,
морской,
горный,
лесной,
доисторический).
Раздел 1.
«Живописные и графические материалы и
техники».
6.1 Тема: Нетрадиционные живописные и графические техники.
Знакомство
с
новыми
техниками
и
их
изобразительными
и
выразительными
возможностями.
Освоение
новых
техник
и
творческое
применение в работах.
Аудиторное
задание:
творческая
работа
в
технике
граттажа,
кляксографии, монотипии, трафарета, гравюры на картоне и т.п.
Самостоятельная
работа:
творческая
работа
в
технике
граттажа,
кляксографии, монотипии, трафарета и т.п.
Раздел 5. Промежуточная (экзаменационная) аттестация
.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся
.
Аудиторное задание: пейзаж или натюрморт «Времена года»
(акварель).
Самостоятельная работа: пейзаж или натюрморт «Времена года»
(графика).
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых
обеспечивает
программа
«Основы
изобразительной
грамоты
и
рисование»:
Знание различных видов изобразительного искусства.
Знание основных жанров изобразительного искусства.
Знание терминологии изобразительного искусства.
Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и
большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
Знание
разнообразных
техник
и
технологий,
художественных
материалов в изобразительной деятельности и
умение их применять в
творческой работе.
Знание
основных
выразительных
средств
изобразительного
искусства.
Знание основных формальных элементов композиции: принципа
трехкомпонентности,
силуэта,
ритма,
пластического
контраста,
соразмерности,
центричности-децентричности,
статики-динамики,
симметрии-асимметрии.
Знание
основных
свойств
предметов
изображения
(форма,
ее
геометрическая
основа,
симметрия
и
асимметрия,
пропорции,
тон,
локальный цвет).
Навыки организации плоскости листа, композиционного решения
изображения.
Первоначальные
навыки
работы
с
натуры,
передачи
формы,
характера предмета.
Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках,
набросках.
Наличие
творческой
инициативы,
понимания
выразительности
цветового и композиционного решения.
Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к
действительности.
Умение
отражать
в
своей
работе
различные
чувства,
мысли,
эмоции.
Умение
правильно
оценивать
и
анализировать
результаты
собственной творческой деятельности.
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа
предусматривает
текущий
контроль
успеваемости,
промежуточную аттестацию.
Контроль
знаний,
умений
и
навыков
обучающихся
обеспечивает
оперативное
управление
учебным
процессом
и
выполняет
обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий
контроль
знаний
учащихся
осуществляется
педагогом
практически на всех занятиях.
В
качестве
средств текущего
контроля
успеваемости
учащихся
программой
предусмотрено
введение
трехкомпонентной
оценки:
за
фантазию,
композицию
и
технику
исполнения,
которая
складывается
из
выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы.
Это
обеспечивает
стимул
к
творческой
деятельности
и
объективную
самооценку учащихся.
Промежуточная
аттестация
во
2-м
и
4-м
полугодиях
может
проводиться
в
двух
формах.
Во-первых,
в
форме
просмотров
работ
учащихся за счет аудиторного времени, где выставляется итоговая оценка за
полугодие.
Во-вторых,
в
форме
зачета,
на
котором
учащимся
предлагается
выполнить копию или сюжетную композицию на заданную тему. Оценка
работ учащихся ставится исходя из приведенных ниже критериев.
В
6-м
полугодии
проводится
промежуточная
аттестация,
вид
аттестации
–
экзамен,
оценка
за
который
выставляется
и
заносится
в
свидетельство об окончании предмета «Основы изобразительной грамоты и
рисование». Учащимся предлагается выполнить сюжетную композицию на
заданную тему. Оценка работ учащихся ставится исходя из приведенных
ниже критериев.
Критерии оценки
Для
развития
творческого
потенциала
учащихся,
а
также
стимулирования
творческого
роста
программой
предлагается
введение
поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию,
композицию,
технику
исполнения
(выразительность
цветового
или
графического решения).
«Фантазия».
На
первом
этапе
оценивается
оригинальность
мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления
задания.
5 (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение
задачи;
4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
3
(удовлетворительно)
-
использование
готового
решения
(срисовывание с образца).
« Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение
величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин,
знание
элементарных
законов
композиции
(равновесие,
плановость,
загораживание, статика, динамика и др.).
5
(«отлично»)
-
все
параметры
раздела
соблюдены;
в
случае
незначительных
ошибок
ребенку
предлагается
исправить
недочеты
самостоятельно.
При
самостоятельном
исправлении
ошибок
оценка
за
работу не снижается;
4 («хорошо») - имеются незначительные ошибки;
3 («удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает
формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
«Техника
исполнения»
(выразительность
цветового
и
(или)
графического
решения» предполагает обобщение знаний по изученным
разделам,
наличие
индивидуального
цветового
(графического
решения),
законченность работы.
5
(«отлично»)
—
учащийся
способен
самостоятельно
применять
полученные
знания,
умения,
навыки,
демонстрируя
индивидуальное
решение поставленной задачи и законченность работы;
4
(«хорошо»)
-
работой
учащегося
руководит
преподаватель
(в
большей части словесно);
3
(«удовлетворительно»)
-
работой
учащегося
руководит
преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Занятия
изобразительным
искусством
–
одно
из
самых
больших
удовольствий для ребенка младшего
школьного
возраста. Они приносят
много
радости
и
положительных
эмоций,
являясь
источником
развития
творческих
способностей.
Особенностью
этого
возраста
является
любознательность,
желание
познавать
окружающую
действительность,
отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и
начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить
свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание
творческой
атмосферы
на
занятии
способствует
появлению
и
укреплению
у
ребенка
заинтересованности
в
собственной
творческой
деятельности.
С
этой
целью
педагогу
необходимо
знакомить
детей
с
работами
художников
и
народных
мастеров
с
шедеврами
живописи
и
графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки
ш кол ь н о й
б и бл и от е к и ) .
В а ж н о й
с о с т а вл я ю щ е й
т в о р ч е с ко й
заинтересованности
учащихся
является
приобщение
детей
к
конкурсно-
выставочной
деятельности
(посещение
художественных
выставок,
проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных
качеств личности каждого ребенка, рекомендуется проводить внеклассные
мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических
дней,
посещение
музеев
и
др.).
Это
позволит
объединить
и
сдружить
детский коллектив.
Самостоятельная работа учащихся
Для
полноценного
усвоения
материала
учебной
программой
предусмотрено
введение
самостоятельной
работы.
На
самостоятельную
работу
учащихся,
которая
существует
в
форме
домашних
заданий
(упражнения к изученным темам, рисование с натуры), а также в виде
экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-
просветительской
деятельности
образовательного
учреждения,
отводится
100% времени от аудиторных часов,
Средства обучения
-
материальные :
учебные
аудитории,
специально
оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
-
наглядно
–
плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски,
интерактивные доски);
-
демонстрационные: муляжи,
чучела
птиц
и
животных,
гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные
универсальные
энциклопедии,
сетевые
образовательные
ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.
школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е
изд.- М.: Просвещение, 1991
Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы:
Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991
Давыдов
В.В.
Проблемы
развивающего
обучения.
Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.:
Педагогика,1989
Дубровская Н.В. Игры с цветом.- СПб, 2005.
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996
Казакова
Т.С.
Изобразительная
деятельность
и
художественное
развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
Кирилло
А.
Учителю
об
изобразительных
материалах.
–
М.:
Просвещение, 1971
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. –
М.: Просвещение, 1985
Курчевский В.А. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985
Курчевский В.А. Быль-сказка о карандашах и красках. – М.:
Педагогика, 1980.
Левин С.Д. Беседы с юным художником. В 2-х т.- М.,1988.
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. –
М.: Просвещение, 1977
Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.:
Просвещение, 1982
Претте М. Творчество и выражение.- М.,1981, 1985.
Светлова И.Е. Развиваем воображение и фантазию.- М.,2005.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду. – М.: Просвещение, 1985
Шмид А. Детское творчество. – М., 2007.
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Коготкова И.И. Аппликационные
работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
Учебная литература
Акварельная
живопись:
Учебное
пособие.
Часть
1.
Начальный
рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
Алексеева В.В. Что такое искусство? В 2-х т. – М.
Бесчастнов
М.П.
Графика
пейзажа.-
М.:
Гуманитарное
издание
ВЛАДОС, 2008
Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. –
М.: Просвещение, 1998
Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. – М.:
Просвещение, 1998
Каменева Е.А. Какого цвета радуга. – М., 1984.
Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.: Астрель:
АСТ, 2006
Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010