Напоминание

"Основы изобразительной грамоты и рисование"


Автор: Егоркина Марина Вениаминовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Санкт-Петербургская школа искусств №10
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Программа для 1-3 классов ДШИ
Тема: "Основы изобразительной грамоты и рисование"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Санкт-Петербургское государственное бюджетное

образовательное учреждение дополнительного образования

детей «Санкт-Петербургская школа искусств № 10»

Рабочая учебная программа по учебному предмету

ПО.01.УП.01. ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ

Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2015г.


1.Пояснительная записка

Направленность программы:
художественно – эстетическая
Вид:
адаптированная Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество». Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов предпрофессиональных программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Новизна

и

особенности

программы.
Программа создана на основе про ект а примерной программы по учебному предмету
ПО.01.УП.01.

ОСНОВЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

ГРАМОТЫ

И

РИСОВАНИЕ
с учетом особенностей и традиций преподавания в Санкт-Петербургской школе искусств № 10.
Срок

реализации

учебного

предмета.
Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» составляет 3года в р а м к а х дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с 8-летним сроком освоения- с 1 по 3 классы.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Вид учебной

работы,

аттестации,

учебной

нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего

часов
Классы
1

2

3
Полугодия
1

2

3

4

5

6
Аудиторные занятия (в часах)
32

32

33

33

33

33

196
Самостоятельна я р а б о т а ( в часах)
32

32

33

33

33

33

196
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
64

64

66

66

66

66

392
Вид промежуточной аттестации
З.

З.

Э.

З.
– зачет;
Э.
– экзамен
Форма проведения учебных занятий
Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельные.
Цель и задачи учебного предмета

Цели:
1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте. 2 . Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства. 3. Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
 Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти).  Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.  Во спитание детей в творче ской атмо сфере, о б с т а н о в ке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
 Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).  Приобретение детьми опыта творческой деятельности.  Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;  распределение учебного материала по годам обучения;  описание дидактических единиц учебного предмета;  требования к уровню подготовки обучающихся;  формы и методы контроля, система оценок;  методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: 1.объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); 2.частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); 3.творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); 4.исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен графическими и живописными материалами и инструментами: гуашью, акварелью, карандашами, цветными карандашами, сангиной, углем, масляной и сухой пастелью, тушью, кистями, перьями; зажимами, стирательными резинками, клеем, ножницами; бумагой (белая разной плотности, цветная, тонированная; картон; бумага для акварели, бумага для пастели; черная; крафт).
1 класс

1.

Учебно-тематический план
№ Раздел, тема Количество часов Максим. Аудит. Самост. I полугодие
Раздел 1

Живописные и

графические материалы и

техники
1
«Чем и как работает

художник». Живопись,

графика. Живописные и

графические материалы.
Композиция «Осеннее дерево» (живописная и графическая работы). «Осенние листья» (живописная и графическая работы). 4 2 2
Раздел 2

Изобразительные и

выразительные средства

графики и живописи.
2
Линия, штрих, тональное

пятно – изобразительные и

выразительные средства

графики.
Выполнение упражнений. Графическая композиция «Рыба». «Дерево» (графика). 4 2 2
Раздел 1

Живописные и

графические материалы и

техники
3
Техника работы

графитным и цветными

карандашами.
Зарисовки игрушек (с опорой на натуру). Рисунок любимой игрушки (цветные карандаши). 4 2 2

Раздел 2

Изобразительные и

выразительные средства

графики и живописи.
4
Цвет - главное

изобразительное и

выразительное средство

живописи.
Выполнение этюдов «Осенний день». Копия осеннего пейзажа (гуашь, акварель). 4 2 2
Раздел 1

Живописные и

графические материалы и

техники
5
Техника работы гуашью.
Выполнение натюрморта «Дары осени». Этюд с натуры «Яблоко» (гуашь). 8 4 4 6
Техника работы пастелью.
Рисунок с натуры мягкой игрушки. Рисунок домашнего животного (пастель). 4 2 2 7
Техника работы масляной

пастелью.
Выполнение композиции «Сказочная птица». Композиция «Сказочный герой» (масляная пастель). 4 2 2 8
Техника работы

акварелью: вливание

одного цвета в другой.
Выполнение этюда «Радуга». Э т юд ы « К а ко е б ы в а е т н е б о » (акварель). 4 2 2 9
Техника работы

акварелью: мазок,

разнообразие мазков.

Локальный цвет, оттенки

цвета.
Этюд «Натюрморт с цветами». Копия натюрморта (овощи, фрукты, цветы) (акварель, гуашь). 8 4 4 10
Техника работы цветными

карандашами.
Выполнение композиции «Портрет сказочного героя». Рисунок комнатного растения (цветные карандаши). 8 4 4 11
Граттаж.
Выполнение графической работы «Снежинки» («Зимние узоры»). « З и м н и й л е с » (карандаш, подготовительный рисунок). 4 2 2 12
Техника работы гуашью.

Монохром.
Выполнение композиции «Зимний лес». Выполнение этюдов («Белые медведи», «Зайчик зимой» Серый волк» , «Слон»). 4 2 2 13
Техника работы акварелью

«по-сырому».
«Пушистые звери» (акварель 4 2 2
Выполнение этюдов «Море», «Небо». Выполнение композиции на основе этюдов («Парусник», «Подводный мир», «Птицы» и т.д.). «по-сырому»). Всего 64 32 32 2 полугодие
Раздел 2

Изобразительные и

выразительные средства

графики и живописи.
14
Многообразие линий.

Тональное пятно.
Выполнение упражнений. Выполнение графической композиции «Зимний город» (тушь, перо, кисть). Автопортрет (свободный выбор техники). 8 4 4 15
Штрих. Фактура.

Техника работы углем,

сангиной, соусом.
Выполнение упражнений. Выполнение графической композиции «Кошка с котятами» (уголь, сангина). сказочные образы: Баба-Яга, Кикимора, Леший и др. 8 4 4
Раздел 1

Живописные и

графические материалы и

техники
16
Смешанные техники:

акварель и гуашь.

Контраст и нюанс.
Выполнение композиции «Зимние игры». Композиция «Я и м о и д р у з ь я » (акварель. гуашь). 12 6 6 17
Смешанные техники:

акварель и масляная

пастель.
Портрет мамы. Композиция «Я и м о и д р у з ь я » (акварель. гуашь). 4 2 2 18
Смешанные техники:

акварель и тушь.
Выполнение иллюстраций к детским стихотворениям. Композиция «Я и м о и д р у з ь я » (акварель. гуашь). 8 4 4 19
Техника работы

фломастерами.

Геометрические фигуры.
Выполнение композиции «Замок». Рисунки людей и з в е р е й и з геометрических фигур (фломастеры). 4 2 2 20
Творческое живописное

задание:
«Портрет Копия живописного 8 4 4
одноклассника» (акварель или гуашь). портрета ( а к в а р е л ь и л и гуашь).
21

Раздел 5

Промежуточная

(экзаменационная)

аттестация.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся . Копирование живописного детского портрета (акварель или гуашь). Иллюстрация к сказке (свободный выбор материала и техники). 12 6 6 Всего 64 32 32 Итого 128 64 64
2 класс

Учебно-тематический план
№ Раздел, тема Количество часов Максим. Аудит. Самост. I полугодие
Раздел 2

Изобразительные и

выразительные средства

графики и живописи.
1
Цвет - главное

изобразительное и

выразительное средство

живописи.
Упражнение «Палитра Осени» (акварель) «Осень бродит по лесным дорожкам» («Художница Осень» -по мотивам сказки Г.Скребицкого «Четыре Художника») (гуашь). «Хмурая, дождливая наступила осень» (акварель), Выполнение этюдов портретов на передачу настроения (веселый, грустный, злой человек). 12 6 6
Раздел 4.

Основы рисования с

натуры.
2
Этюд с натуры.
Этюды овощей и фруктов (акварель). Копирование осенних натюрмортов. 4 2 2

Раздел 2

Изобразительные и

выразительные средства

графики и живописи.
3
Линия, штрих, тональное

пятно – изобразительные и

выразительные средства

графики.
«Кто в лесу живет» (линейная композиция: граттаж или гелиевая ручка). «Дождик» (тушь, перо или гелиевая ручка). «Настроение» (гелевая ручка мягкие графические материалы, фломастер). Копирование графического пейзажа. 16 8 8
Раздел 4.

Основы рисования с

натуры.
4
Свойства предметов

изображения

(геометрическая основа

предметов).
Зарисовки чучел животных (пластические) (карандаш, черная гуашь или тушь: силуэт). Преобразование их в геометрические. Зарисовки животных (геометрические) из геометрических фигур (фломастер). Преобразование их в пластические. 4 2 2 5
Свойства предметов

изображения (пропорции,

симметрия, асимметрия).
Зарисовки домашней утвари (карандаш). Зарисовки симметричных и асимметричных предметов (посуда, игрушки). 4 2 2
Раздел 3.

Композиционные

выразительные средства.
6
Статика, динамика. Ритм.
Натюрморт - сочинение «Варим суп» (масляная пастель) (равновесная статичная композиция). Иллюстрация сказки К.И. Чуковского (свободный выбор материала) (динамичная композиция). Коллективная композиция «Улица» (гуашь) Упражнения на статику, динамику, ритм (композиции из геометрических фигур, аппликация). 24 12 12
Всего
64 32 32 2 полугодие

Раздел 3.

Композиционные

выразительные средства.
7
Контраст и нюанс.
Упражнение «Грустный и веселый клоун» (гуашь) «Цирк» (гуашь) «В некотором царстве» (гуашь, акварель; сближенная цветовая гамма). 16 8 8 8
Композиционный центр.
«Я и моя семья» (свободный выбор материала) Автопортрет, портреты членов семьи. 16 8 8
Раздел 4.

Основы рисования с

натуры.
9
Свойства предметов

изображения (светлота и

освещенность предметов,

плоские и объемные

предметы).
Рисунок графического декоративного натюрморта (тональное решение) (черная и белая гуашь). Зарисовки и штриховка геометрических фигур (карандаш). 8 4 4
Раздел 3.

Композиционные

выразительные средства.
10
Фактура
Композиция «Сказки о животных» (графика) З н а ком с т в о с творчеством художников- анималистов, з а р и с о в к и с н а т у р ы и п о памяти домашних животных. 8 4 4
Раздел 4.

Основы рисования с

натуры.
11
Свойства предметов

изображения (фактура).
Зарисовки разнофактурных предметов. Копирование литографий Е.Чарушина. . 4 2 2
12

Раздел 5.

Промежуточная
«Чего на свете не бывает» (графика). 16 8 8

(экзаменационная)

аттестация.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся . «Я и мои друзья» (живопись). Всего 68 34 34 Итого 132 66 66
3 класс

Учебно-тематический план
№ Раздел, тема Количество часов Максим. Аудит. Самост. I полугодие
Раздел 2

Изобразительные и

выразительные

средства графики и

живописи.
1
Разнообразие и

выразительность

линий.
Рисуем музыку: выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.) Два образа, противоположные по характеру и пластическому решению: Лебедь-Коршун, Баба Яга - Аленушка). Выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.) 4 2 2
2

Разнообразие и

выразительность

штрихов.
Выполнение упражнений на характер и выразительность штриха: «Ветер», «Дождь», «Гроза». Славянские мифологические образы (птица Феникс, Сирин, Выполнение зарисовок природных форм с натуры, (например, ракушка, снежинка, перо, паутинка). 8 4 4
Домовой, Леший, Водяной, Русалка).
3

Тональное пятно.

Силуэт.
Создание композиции с использованием сложного силуэта (например, полка с по судой, белье н а веревке, деревья). Иллюстрация сказки, басни (силуэт). 8 4 4
Раздел 4.

Основы рисования с

натуры.
4
Свойства предметов

изображения : форма.
Зарисовка двух разных по форме предметов (игрушки, посуда; силуэт). Зарисовка двух близких по форме предметов(игрушки, посуда; карандаш). 4 2 2 5
Свойства предметов

изображения :

симметрия и

асимметрия.
Рисунки плоских симметричных предметов(бабочка, листок, рыбка, кухонная доска и др.) Зарисовки предметов быта сложной формы (например, чайник, графин, фонарик, и др.). Упражнение «дорисуй половинку». Вырезание симметричных предметов. Фотографирование симметричных и асимметричных предметов. 8 4 4 6
Свойства предметов

изображения

:пропорции предметов
.
Строение и

пропорции

фигуры человека.
Рисунок двух близких по форме, но разных по пропорциям предметов. Композиция «Спорт» («Танец», «Акробаты»). Зарисовки фигур людей в разных движениях с натуры и по памяти. 12 6 6


Раздел 2

Изобразительные и

выразительные

средства графики и

живописи.

7
Локальный цвет.

Оттенки цвета
. Иллюстрации «Разноцветных сказок» Л. Яхнина, стихотворения «Разноцветные страницы» С.Маршака. Выполнение абстрактной аппликации (ассоциации на темы: «Вьюга», «Огонь», «Времена года») С б о р к о л л е к ц и и п у г о в и ц , б у с и н , фантиков в пределах одного цвета. 8 4 4 8
Контраст и нюанс.
Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке). Выполнение эскизов (например, «Парусник на море, «Силуэт дерева на ф о н е з а к а т а » , «Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»). 4 2 2
Раздел 4.

Основы рисования с

натуры.
9
Геометрические фигуры

и геометрические тела.

Геометрическая основа

предметов.
Упражнения (рисование и лепка геометрических фигур и тел), «превращения геометрических фигур и тел». Упражнения: определение геометрической основы предметов. Упражнение «Пирамидка». А п п л и к а ц и я и з геометрических фигур «Робот». 4 2 2 2 полугодие 1 0
Свойства предметов

изображения : тон

(светлота) предмета.

Плоские и объемные

предметы. Свет и тень.
Рисунок с тональным разбором группы разных по тону. плоских предметов (листья, пуговицы, печенье). Упражнение «тональная растяжка». Фотографирование освещенных объектов. Изображение объемного предмета с передачей света и тени (аппликация). 12 6 6
Рисунок одного и того же предмета на светлом и темном фоне. Рисунок объемного предмета с передачей света и тени. 11
Свойства предметов

изображения :

локальный цвет

предмета, влияние

окружения на

локальный цвет

предмета, цветовые

рефлексы.
Этюд драпировок разных оттенков одного цвета. Этюд натюрморта в единой цветовой гамме (зеленой, синей). Этюд двух разных по цвету предметов на нейтральном фоне. Этюд одного и того же предмета на разных по цвету фонах. Выполнение этюдов с натуры (например, «ягоды», ветка рябины, виноград). 12 6 6
Раздел 3.

Композиционные

выразительные

средства.
1 2
Организация картинной

плоскости
.
Равновесие

элементов композиции в

листе
.
Выбор формата в

зависимости от

замысла.
Упражнения по организации плоскости («Рыбы», «Птицы», «Дома» (заполнение и равновесие листа). Выполнение эскиза равновесной к о м п о з и ц и и и з любых предметов. Поиск равновесных, динамичных. статичных композиций в журналах, книгах 4 2 2
1 3
Выделение

композиционного

центра с помощью

цвета, тона, величины

изображения.
Упражнения по выделению одного из однотипных предметов с помощью цвета, тона, величины, расположения («Рыбы», «Птицы», «Дома» и т.п.) Выполнение а п п л и к а ц и и и з геометрических форм с доминантой и акцентом. 4 2 2 1 4
Перспектива: линия

горизонта, плановость.
Городской пейзаж (ограниченная цветовая гамма). Копирование архитектурных образов. Выполнение этюда пейзажа (например, морской, горный, лесной, доисторический). 8 4 4
Раздел 1.

Живописные и

графические материалы

и техники.

1

5

Нетрадиционные

живописные и

графические техники.
Творческая работа в технике граттажа, кляксографии, монотипии, трафарета, гравюры на картоне и т.п. Творческая работа в технике граттажа, кляксографии, монотипии,трафарет а и т.п. 12 6 6
1

6

Раздел 5.

Промежуточная

(экзаменационная)

аттестация.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся Пейзаж или натюрморт «Времена года» (акварель) Пейзаж или натюрморт «Времена года» (графика) 16 8 8 Всего 68 34 34 Итого 132 66 66
3.

Содержание учебного предмета

Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память. Содержание программы включает следующие разделы и темы:  Живописные и графические материалы и техники работы.  Изобразительные и выразительные средства живописи и графики.  Композиционные выразительные средства.  Основы рисования с натуры.  Промежуточная (экзаменационная) аттестация.
Содержание разделов и тем. Годовые требования.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. «Живописные и графические материалы и техники».

1.1Тема: «Чем и как работает художник». Живопись, графика.

Живописные и графические материалы.
Понятие изобразительного искусства, знакомство с живописными и графическими произведениями, материалами, инструментами, техниками. Аудиторное задание: Композиция «Осеннее дерево» (живописное и графическое решения). Передача линиями и цветом характера дерева и состояния природы. Самостоятельная работа: «Осенние листья» (живописная и графическая работы).
Раздел 2. «Изобразительные и выразительные средства графики и

живописи.

2.1 Тема: Линия, штрих, тональное пятно – изобразительные и

выразительные средства графики.
Знакомство с выразительными средствами графики, техникой работы карандашом, гелиевой ручкой. Аудиторное задание: Выполнение графических упражнений и композиции «Рыба». Создание выразительного образа с помощью линий, штрихов, тональных пятен. Самостоятельная работа: Графические упражнения: линии (изображение линий разной длины, толщины, направления: волны, водопад,
лучи и т.п.), штриховка (изображение дыма, травы, иголок у ежа, дождика и т.п.), тональное пятно (дорисовка кляксы до понятного изображения).
Раздел 1. «Живописные и графические материалы и техники»

1.2 Тема: Техника работы графитным и цветными карандашами.
Знакомство с техникой и приемами работы графитным и цветными карандашами. Работа линиями, штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Аудиторное задание: Упражнения . Зарисовки игрушек (с опорой на натуру). Самостоятельная работа: выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки), рисунок любимой игрушки;
Раздел 2. «Изобразительные и выразительные средства

графики и живописи.

2.2 Тема: Цвет - главное изобразительное и выразительное

средство живописи.
Знакомство с выразительными средствами живописи, техникой работы акварелью. Аудиторное задание: Выполнение этюдов «Осенний день». Передача состояний природы («Солнечный день», «Пасмурный день», «Вечер»). Самостоятельная работа: копия осеннего пейзажа (гуашь, акварель).
Раздел 1. «Живописные и графические материалы и

техники»

1.3. Тема:

Техника работы гуашью.
Освоение и развитие навыков работы гуашью . Аудиторное задание: Выполнение натюрморта «Дары осени». Разнообразие технических приемов: работа кистью, пальцами, мастихином, печатание листьями . Самостоятельная работа:этюд с натуры «Яблоко» (гуашь).
1.4 Тема: Техника работы пастелью.
Знакомство с новым графическим материалом, развитие технических навыков работы пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка, штриховка, затирка), применение новой техники в творческих работах. Аудиторное задание: рисунок с натуры мягкой игрушки. Самостоятельная работа: рисунок домашнего животного.

1.5 Тема:

Техника работы масляной пастелью.
Знакомство с новым графическим материалом, развитие технических навыков работы масляной пастель, изучение технологических особенностей работы, применение новой техники в творческих работах. Аудиторное задание: Выполнение композиции «Сказочная птица». Создание выразительного образа с помощью цвета и разнообразия технических приемов . Самостоятельная работа:композиция «Сказочный герой».
1.6 Тема:

Техника работы акварелью: вливание одного цвета в

другой.
Освоение и развитие навыков работы акварелью, изучение технологических особенностей работы (вливание цветов). Закрепление понятий об основных и составных цветах, порядке цветов в спектре . Аудиторное задание: выполнение этюда «Радуга». Самостоятельная работа: этюды «Какое бывает небо».
1.7 Тема: Техника работы акварелью: мазок, разнообразие мазков.

Локальный цвет, оттенки цвета.
Освоение и развитие навыков работы акварелью, изучение технологических особенностей работы (мазок). Аудиторное задание: выполнение этюда «Натюрморт с цветами». Грамотное техническое решение, выразительность цветового решения. Самостоятельная работа: копия натюрморта (овощи, фрукты, цветы).
1.8 Тема:

Техника работы цветными карандашами.
Развитие технических навыков работы цветными карандашами, применение их в творческих работах. Закрепление понятий о выразительных средствах графики. Аудиторное задание: выполнение композиции «Портрет сказочного героя». Самостоятельная работа: рисунок комнатного растения.
1.9 Тема:

Граттаж.
Знакомство с новой графической техникой, развитие технических навыков. Закрепление понятий о выразительных средствах графики. Аудиторное задание: Выполнение графической работы «Снежинки» («Зимние узоры»): компоновка (равновесие, заполненность листа), декорирование формы .
Самостоятельная работа: « З и м н и й л е с » ( к а р а н д а ш , подготовительный рисунок).
1.10 Тема: Техника работы гуашью. Монохром.
Знакомство с новой техникой и ее выразительными возможностями . Закрепление понятий об ахроматических цветах. Овладение навыками смешивания черной и белой гуаши для получения оттенков цвета. Аудиторное задание: Выполнение композиции «Зимний лес». Самостоятельная работа: выполнение этюдов ( «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Серый волк» , «Слон»).
1.11 Тема: Техника работы акварелью «по-сырому».
Освоение и развитие навыков работы акварелью, изучение технологических особенностей работы («по-сырому»), применение их в творческих работах. Аудиторное задание: Выполнение этюдов «Море», «Небо» и композиции на основе этюдов («Парусник», «Подводный мир», «Птицы» и т.д.). Самостоятельная работа: «Пушистые звери».
Раздел 2.

«Изобразительные и выразительные средства

графики и живописи».

2.3 Тема:

Многообразие линий. Тональное пятно. Техника работы

тушью.
Расширение понятия о выразительных средствах графики . Знакомство с новой техникой и ее выразительными возможностями. Освоение и развитие навыков работы тушью, изучение технологических особенностей работы (пером, кистью, по сырой бумаге). Аудиторное задание: Кляксография. Знакомство с понятием образность. Создание пятна (кляксы) из туши определение в нем образа и дорисовывание его. Выполнение графической композиции «Зимний город» (тушь, перо, кисть). Самостоятельная работа: автопортрет (свободный выбор техники) .

2.4

Тема:

Штрих.

Фактура.

Техника

работы

углем,

сангиной,

соусом.
Знакомство с новыми графическими материалами, развитие технических навыков работы углем, сангиной, соусом, изучение технологических особенностей работы (растушевка, штриховка, затирка), применение новой техники в творческих работах. Аудиторное задание: Выполнение упражнений. Выполнение графической композиции «Сказки о животных». Самостоятельная работа: композиция «Кошка с котятами».
Раздел 1.

«Живописные и графические материалы и

техники».

1.12 Тема: Смешанные техники: акварель и гуашь. Контраст и

нюанс.
Знакомство с новой техникой и ее выразительными возможностями . Освоение и развитие навыков работы акварелью и гуашью. Аудиторное задание: Выполнение композиции «Зимние игры»: выбор сюжета, заполнение листа, равновесие ( акварельный фон. изображение гуашью фигур людей). Самостоятельная работа: композиция «Я и мои друзья» (смешанная техника).
1.13 Тема: Смешанные техники: акварель и масляная пастель.
Знакомство с новой техникой и ее выразительными возможностями . Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет». Аудиторное задание: Портрет мамы. Самостоятельная работа: композиция «Я и мои друзья»
1.14 Тема: Смешанные техники: акварель и тушь.
Знакомство с элементами оформления книги, новой техникой и ее выразительными возможностями. Аудиторное задание: Выполнение иллюстраций к детским стихотворениям. Самостоятельная работа: композиция «Я и мои друзья».
1.15

Тема:

Техника

работы

фломастерами.

Геометрические

фигуры.

Знакомство с новыми графическими материалами, развитие технических навыков работы фломастерами. Знакомство с геометрическими фигурами. Аудиторное задание: выполнение композиции «Замок», рисунок из геометрических фигур. Самостоятельная работа: рисунки людей и зверей из геометрических фигур.
1.16 Тема:

Творческое живописное задание.
Закрепление понятий о выразительных средствах живописи. Развитие технических навыков работы акварелью. Аудиторное задание: «Портрет одноклассника» Самостоятельная работа: копия живописного портрета (акварель или гуашь).
Раздел 5. Промежуточная (экзаменационная) аттестация

.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся . Аудиторное задание: копирование живописного детского портрета (акварель или гуашь). Самостоятельная работа: иллюстрация к сказке (свободный выбор материала и техники).
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 2. «Изобразительные и выразительные средства

графики и живописи».

2.1

Тема:

Цвет

-

главное

изобразительное

и

выразительное

средство живописи.
Закрепление и расширение понятий о цвете как главном изобразительном и выразительном средстве живописи, его роль в создании художественного образа портрета и пейзажа; техника и приемы работы акварелью (вливание цвета, «по-сырому») и гуашью. Аудиторное задание: Упражнение «Палитра Осени» (акварель) Композиция «Осень бродит по лесным дорожкам» (гуашь) («Осень на опушке краски разводила…» - иллюстрация стихотворения З, Федоровской ; иллюстрация сказки Г. Скребицкого «Четыре художника»)на основе живописного упражнения.
Самостоятельная работа: этюд – иллюстрация стихотворения А.Блока «Зайчик» («Хмурая, дождливая наступила осень» (акварель ). Выполнение этюдов портретов на передачу настроения (веселый, грустный, злой человек или сказочные образы: Царевна Несмеяна, Карабас- Барабас, Петрушка и т.п.).
Раздел 4. «Основы рисования с натуры»

4.1 Тема: Этюд с натуры.
Закрепление и расширение понятий о разнообразии форм и окраски природных форм. Знакомство с последовательностью работы над этюдом с натуры. Развитие навыков работы акварелью. Аудиторное задание: этюды овощей и фруктов (акварель). Самостоятельная работа: копирование осенних натюрмортов.
Раздел 2.

«Изобразительные и выразительные средства

графики и живописи».

2.2 Тема: Линия, штрих, тональное пятно – изобразительные и

выразительные средства графики.
Закрепление и расширение понятий об изобразительных и выразительных средствах графики, их роли в создании художественного образа; развитие технических навыков , освоение новых приемов работы тушью, гелевой ручкой, масляной пастелью, использование их возможностей в создании композиции. Аудиторное задание: «Кто в лесу живет» (линейная композиция: граттаж или гелиевая ручка). «Дождик» (тушь, перо или гелиевая ручка). Самостоятельная работа: «Настроение» (гелевая ручка ,мягкие графические материалы, фломастер). Копирование графического пейзажа.
Раздел 4. «Основы рисования с натуры»

4.2

Тема: Свойства

предметов

изображения

(геометрическая

основа предметов).
Закрепление и расширение понятий о геометрических фигурах, геометрическая основа предметов. Развитие умений находить и передавать ее в рисунке. Аудиторное задание: зарисовки чучел животных (пластические) (черная гуашь или тушь: силуэт). Преобразование их в геометрические.
Самостоятельная работа: зарисовки животных (геометрические) из геометрических фигур (фломастер). Преобразование их в пластические.
Раздел 4. «Основы рисования с натуры».

4 . 3

Т е м а : Свойства

предметов

изображения

(пропорции,

симметрия, асимметрия ).
Понятие о разнообразии форм, симметричные и асимметричные предметы. Понятие пропорций. Аудиторное задание: зарисовки домашней утвари (карандаш). Зарисовки могут быть использованы для создания натюрморта- сочинения «Варим суп». С а м о с т о я т ел ь н а я р а б о т а : зарисовки симмет ричных и асимметричных предметов (посуда, игрушки).
Раздел 5. «Композиционные выразительные средства».

5.1 Тема: Статика, динамика. Ритм.
Понятие композиции как формы организации плоскости; правила композиции (выбор положения листа, соразмерность, заполненность, равновесие отдельных частей листа), выделение композиционного центра с помощью величины и положения на листе бумаги , выразительные средства композиции (статика, динамика, ритм). Аудиторное задание: натюрморт - сочинение «Варим суп» (масляная пастель) (равновесная статичная композиция). Иллюстрация сказки К.И. Чуковского (свободный выбор материала) (динамичная композиция). Коллективная композиция «Улица» (гуашь) Самостоятельная работа: упражнения на статику, динамику, ритм (композиции из геометрических фигур, аппликация).
5.2 Тема: Контраст и нюанс.
Выразительные средства композиции (контраст и нюанс). Использование контрастных и сближенных цветовых и тональных отношений для передачи характера, состояния, настроения. Выделение композиционного центра с помощью цвета и тона. Аудиторное задание: упражнение «Грустный и веселый клоун» (гуашь) «Цирк» (гуашь; контрастная цветовая гамма).
« Я и моя семья» (свободный выбор материала; выделение композиционного центра). Самостоятельная работа: «В некотором царстве» (гуашь, акварель; сближенная цветовая гамма). Автопортрет, портреты членов семьи.
Раздел 4. «Основы рисования с натуры».

4 . 4

Т е м а : Свойства

предметов

изображения

(светлота

и

освещенность предметов, плоские и объемные предметы).
Понятия светлоты (тона) предмета, передача его в рисунке с помощью штриховки и тонального пятна. Плоские и объемные предметы, разница в их освещении. Аудиторное задание: рисунок графического декоративного натюрморта (тональное решение) (черная и белая гуашь). Самостоятельная работа: зарисовки и штриховка геометрических фигур (карандаш).
Раздел 5. «Композиционные выразительные средства».

5.3 Тема: Фактура.
Понятие фактуры и фактурного штриха как выразительных средств композиции, использование графических средств для передачи фактуры и создания выразительного образа композиции. Аудиторное задание: композиция «Сказки о животных» (графика) . Работа мягкими графическими материалами или гелиевой ручкой (тушью). Передача фактурных особенностей животных с помощью разнообразных графических приемов. Выделение композиционного центра, цельность и выразительность композиции. Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников- анималистов, зарисовки с натуры и по памяти домашних животных .
Раздел 4. «Основы рисования с натуры».

4.5 Тема: Свойства предметов изображения (фактура).
Закрепление и расширение понятий фактуры и фактурного штриха. Понятие фактуры как свойства предмета ,использование графических средств для передачи фактуры предметов. Аудиторное задание: зарисовки разнофактурных предметов.
Копирование литографий Е.Чарушина .
Раздел 6. Промежуточная (экзаменационная) аттестация

.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся . Аудиторное задание: живописная композиция « Я и мои друзья» (акварель или гуашь). Самостоятельная работа: графическая композиция «Чего на свете не бывает» (свободный выбор графических материалов).
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 2.

«Изобразительные и выразительные средства

графики и живописи».

2.1 Тема: Разнообразие и выразительность линий

.
Продолжение знакомства с разнообразием линий в природе. Пластика линий. Выразительные возможности линий. Аудиторное задание: « Рисуем музыку»: выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.) Два образа, противоположные по характеру и пластическому решению: Лебедь-Коршун, Баба Яга – Аленушка и др.). Самостоятельная работа: выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.)
2.2 Тема: Разнообразие и выразительность штрихов.
Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Виды (фактурный, декоративный) и выразительные возможности штриха. Формирование умения работать над сложной графической композицией. Аудиторное задание: выполнение упражнений на характер и выразительность штриха: «Ветер», «Дождь», «Гроза». Славянские мифологические образы (птица Феникс, Сирин, Домовой, Леший, Водяной, Русалка). Самостоятельная работа: выполнение зарисовок природных форм с натуры, (например, ракушка, снежинка, перо, паутинка).
2.3 Тема: Тональное пятно. Силуэт.
Повторение понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами. Оверлеппинг (наложение, пересечение).
Аудиторное задание: Создание композиции с использованием сложного силуэта (например, полка с посудой, белье на веревке, деревья). Использование формата, вытянутого по горизонтали, черного фломастера Самостоятельная работа: Иллюстрация сказки, басни (силуэт ).
Раздел 4. «Основы рисования с натуры».

4.1 Тема: Свойства предметов изображения : форма.
Закрепление и расширение понятий о форме предметов. Многообразие форм, геометрическая основа формы. Знакомство с последовательностью работы над рисунком с натуры с натуры. Развитие навыков сравнения предметов и работы графическими материалами. Аудиторное задание: зарисовка двух близких по форме предметов (игрушки, посуда; карандаш). Самостоятельная работа: зарисовка двух разных по форме предметов (игрушки, посуда; силуэт).
4.2

Тема: Свойства

предметов

изображения

:

симметрия

и

асимметрия.
Многообразие форм, симметричные и асимметричные предметы. Приемы и последовательность изображения. Развитие навыков работы графическими материалами. Аудиторное задание: рисунки пло ских си м м ет ри ч н ы х предметов(бабочка, листок, рыбка, кухонная доска и др.) Зарисовки предметов быта сложной формы (например, чайник, графин, фонарик, и др.). Самостоятельная работа: упражнение «дорисуй половинку». Вырезание симметричных предметов. Фотографирование симметричных и асимметричных предметов.
4.3 Тема: Свойства предметов изображения: пропорции предметов
.
Строение и

пропорции фигуры человека.
Понятие пропорций. Развитие навыков сравнения предметов по форме и пропорциям. Значение пропорций для реалистического изображения предмета («похожесть), изменение и искажение пропорций для создания образа. Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Аудиторное задание: рисунок двух близких по форме, но разных по пропорциям предметов.
Композиция «Спорт» («Танец», «Акробаты»). Самостоятельная работа: зарисовки фигур людей в разных движениях с натуры и по памяти.
Раздел 2.

«Изобразительные и выразительные средства

графики и живописи».

2.4 Тема:

Локальный цвет. Оттенки цвета
. Знакомство с понятиями локального цвет и разнообразия оттенков одного цвета. Развитие способности видения градаций цвета в природе и живописи, многообразие цветовых оттенков. Аудиторное задание: Иллюстрации «Разноцветных сказок» Л. Яхнина, стихотворения «Разноцветные страницы» С.Маршака. Самостоятельная работа: Выполнение абстрактной аппликации (ассоциации на темы: «Вьюга», «Огонь», «Времена года») .Сбор коллекции пуговиц, бусин, фантиков в пределах одного цвета.
2.5 Тема:

Контраст и нюанс.
Нюансы
.
Многообразие оттенков цвета. Знакомство с контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга. Тональные контрасты. (Темное на светлом, светлое на темном). Выделение тоном главного пятна композиции. Аудиторное задание: Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке). Самостоятельная работа: Выполнение эскизов (например, «Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»).
Раздел 4. «Основы рисования с натуры».

4.4

Тема:

Геометрические

фигуры

и

геометрические

тела.

Геометрическая основа предметов.
Знакомство с геометрическими телами. Формирование умений определять геометрическую основу предметов, сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную пластическую форму - в геометрическую. Аудиторное задание: упражнения (рисование и лепка геометрических фигур и тел), «превращения геометрических фигур и тел». Упражнения: определение геометрической основы предметов. Упражнение «Пирамидка».
Самостоятельная работа: аппликация из геометрических фигур «Робот».
4.5

Тема:

Свойства

предметов

изображения:

тон

(светлота)

предмета. Плоские и объемные предметы. Свет и тень.
Понятие тона (светлоты) как одного из свойств предмета. Определение светлоты предмета путем сравнения. Изменение светлоты предмета под влиянием окружения. Объемные и плоские предметы. Условный объем. Освещенность плоских и объемных предметов. Аудиторное задание: рисунок с тональным разбором разных по тону плоских предметов (листья, пуговицы, печенье). Рисунок одного и того же предмета на светлом и темном фоне. Рисунок объемного предмета с передачей света и тени. Самостоятельная работа: упражнение «тональная растяжка». Фотографирование освещенных объектов. Изображение объемного предмета с передачей света и тени (аппликация).
4.6

Тема:

Свойства

предметов

изображения:

локальный

цвет

предмета, влияние окружения на локальный цвет предмета, цветовые

рефлексы.
Понятие локального цвета как одного из свойств предмета., способы определения локального цвета: сравнение предметов по светлоте, насыщенности, теплохолодности. Изменение локального цвета под влиянием окружения (фона). Сложный цвет предмета. Цветовые рефлексы. Расположение цветового рефлекса, зависимость цвета и тона рефлекса от цвета самого предмета и окружения. Аудиторное задание: этюд драпировок разных оттенков одного цвета. Этюд натюрморта в единой цветовой гамме (зеленой, синей). Этюд двух разных по цвету предметов на нейтральном фоне. Этюд одного и того же предмета на разных по цвету фонах. Самостоятельная работа: выполнение этюдов с натуры (например, «ягоды», ветка рябины, виноград).
Раздел 5. «Композиционные выразительные средства».

5.1

Тема:

Организация

картинной

плоскости
.
Равновесие

элементов композиции в листе
.
Выбор формата в зависимости от замысла.
Закрепление и расширение понятие композиции как формы организации плоскости; повторение правил композиции (выбор положения листа, соразмерность, заполненность, равновесие отдельных частей листа), выделение композиционного центра, выразительные средства композиции).
Знакомство с понятием равновесной композиции (динамичной и статичной).. Аудиторное задание : упражнения по организации плоскости («Рыбы», «Птицы», «Дома» (заполнение и равновесие листа). Самостоятельная работа: выполнение эскиза равнове сной композиции из любых предметов. Поиск равновесных, динамичных, статичных композиций в журналах, книгах
5.2 Тема: Выделение композиционного центра с помощью цвета,

тона, величины изображения
Закрепление и расширение понятие композиционного центра и способов его с помощью величины , положения на листе бумаги ,цвета и тона. Аудиторное задание: упражнения по выделению одного из однотипных предметов с помощью цвета, тона, величины, расположения («Рыбы», «Птицы», «Дома» и т.п.) Самостоятельная работа: в ы п о л н е н и е а п п л и к а ц и и и з геометрических форм с доминантой и акцентом.
5.3 Тема: Перспектива: линия горизонта, плановость.

Линия

горизонта.

Плановость.
Знакомство с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки пейзажа с 2-3-мя планами. Законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр). Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональными отношениями в пейзаже (люди, машины, дома). Аудиторное задание: городской пейзаж (ограниченная цветовая гамма). Передача явлений воздушной перспективы путем разбеливания цвета. Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа, копирование архитектурных образов. Выполнение этюда пейзажа (например, морской, горный, лесной, доисторический).
Раздел 1.

«Живописные и графические материалы и

техники».

6.1 Тема: Нетрадиционные живописные и графические техники.
Знакомство с новыми техниками и их изобразительными и выразительными возможностями. Освоение новых техник и творческое применение в работах. Аудиторное задание: творческая работа в технике граттажа, кляксографии, монотипии, трафарета, гравюры на картоне и т.п. Самостоятельная работа: творческая работа в технике граттажа, кляксографии, монотипии, трафарета и т.п.

Раздел 5. Промежуточная (экзаменационная) аттестация

.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся . Аудиторное задание: пейзаж или натюрморт «Времена года» (акварель). Самостоятельная работа: пейзаж или натюрморт «Времена года» (графика).
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и рисование»:  Знание различных видов изобразительного искусства.  Знание основных жанров изобразительного искусства.  Знание терминологии изобразительного искусства.  Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).  Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.  Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.  Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии.  Знание основных свойств предметов изображения (форма, ее геометрическая основа, симметрия и асимметрия, пропорции, тон, локальный цвет).  Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения.  Первоначальные навыки работы с натуры, передачи формы, характера предмета.  Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках.  Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения.  Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.  Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.
 Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств
текущего

контроля
успеваемости учащихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
Промежуточная

аттестация
во 2-м и 4-м полугодиях может проводиться в двух формах. Во-первых, в форме просмотров работ учащихся за счет аудиторного времени, где выставляется итоговая оценка за полугодие. Во-вторых, в форме зачета, на котором учащимся предлагается выполнить копию или сюжетную композицию на заданную тему. Оценка работ учащихся ставится исходя из приведенных ниже критериев. В 6-м полугодии проводится промежуточная аттестация, вид аттестации – экзамен, оценка за который выставляется и заносится в свидетельство об окончании предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование». Учащимся предлагается выполнить сюжетную композицию на заданную тему. Оценка работ учащихся ставится исходя из приведенных ниже критериев.
Критерии оценки
Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику исполнения (выразительность цветового или графического решения).
«Фантазия».
На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания. 5 (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи; 4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя; 3 (удовлетворительно) - использование готового решения (срисовывание с образца).
«
Композиция».
Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.). 5 («отлично») - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается; 4 («хорошо») - имеются незначительные ошибки; 3 («удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
«Техника

исполнения»

(выразительность

цветового

и

(или)

графического

решения»
предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения), законченность работы. 5 («отлично») — учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы; 4 («хорошо») - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно); 3 («удовлетворительно») - работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям
Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки ш кол ь н о й б и бл и от е к и ) . В а ж н о й с о с т а вл я ю щ е й т в о р ч е с ко й заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно- выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка, рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Самостоятельная работа учащихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся, которая существует в форме домашних заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения, отводится 100% времени от аудиторных часов,
Средства обучения
-
материальные
: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; -
наглядно



плоскостные:
наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски); -
демонстрационные:
муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; -
электронные образовательные ресурсы:
мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; -
аудиовизуальные:
слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература
 Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991  Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989  Дубровская Н.В. Игры с цветом.- СПб, 2005.  Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996
 Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983  Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.: Просвещение, 1971  Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998  Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985  Курчевский В.А. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985  Курчевский В.А. Быль-сказка о карандашах и красках. – М.: Педагогика, 1980.  Левин С.Д. Беседы с юным художником. В 2-х т.- М.,1988.  Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977  Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1982  Претте М. Творчество и выражение.- М.,1981, 1985.  Светлова И.Е. Развиваем воображение и фантазию.- М.,2005.  Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008  Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1985  Шмид А. Детское творчество. – М., 2007.  Щеблыкин И.К., Романина В.И., Коготкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
Учебная литература
 Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009  Алексеева В.В. Что такое искусство? В 2-х т. – М.  Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008  Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 1998  Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998  Каменева Е.А. Какого цвета радуга. – М., 1984.  Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.: Астрель: АСТ, 2006  Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010


В раздел образования