"Отбор и набор детей как один из основополагающих факторов в методике подготовки игрока в настольном теннисе"
Автор: Сутягина Ирина Викторовна Должность: тренер-преподаватель Учебное заведение: МБУДО "ДЮСШ№1" Населённый пункт: г.Усолье-Сибирское, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Отбор и набор детей как один из основополагающих факторов в методике подготовки игрока в настольном теннисе" Раздел: дополнительное образование
факторов в методике подготовки игрока в настольном
теннисе»
Исполнитель:
тренер -преподаватель
по настольному теннису
Сутягина И.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Основные принципы набора и отбора детей в настольном теннисе в
России……………………………………………………………………….4
1.1. Возраст для отбора………………………………………………...4
1.2. Длительность отбора………………………………………………5
1.3. Главные критерии отбора…………………………………………6
1.4. Результат набора и динамика роста результатов………………..8
1.5. Влияние среды обитания и мотиваций…………………………..9
1.6. Отсев занимающихся……………………………………………..10
1.7. Отбор инвентаря…………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………....12
Список литературы………………………………………………………...14
2
ВВЕДЕНИЕ
Один из самых популярных в мире видов спорта – настольный
теннис получил официальное признание в 1891 году, когда англичанин
Чарльз Бейсистер подал заявку на изобретение и получил патент на игру
под названием «пинг-понг». В 1929 году была создана международная
федерация настольного тенниса ИТТФ, а в 1927 году в Лондоне был
проведен Чемпионат мира, в котором приняли участие спортсмены из
Англии,
Австрии,
Венгрии,
Германии,
Дании,
Индии,
Уэльса,
Чехословакии
и
Швеции.
В
нашей
стране
Всесоюзная
федерация
настольного тенниса была образована в 1950 году, а уже в ноябре 1951
года в Вильнюсе было проведено личное первенство СССР.
В
1958
году
советские
мастера
настольного
тенниса
дебютировали на Чемпионате Европы.
Основоположником
школы
настольного
тенниса
в
г.Усолье-
Сибирское Иркутской области является является Михаил Всевалодович
Ольшевский, который приехав в город 1961 году создал ядро любителей
настольного
тенниса:
Ольшевский
М.В.,
Московцев
Влад,
Семёнова
Екатерина,
Телемарских
Евгений.
Они
играли
в
общежитии
молодых
специалистов
гидрохлора.
Михаил
Всеволодович
в
это
время
начал
тренировать
группу
новичков
на
стадионе.
В
1963
в
общежитие
гидрохлора пришли Коршунов Михаил Дмитриевич и Чернышев Павел.
В 1964 в Доме культуры открылась секция настольного тенниса,
которой руководил Лев Наумов. 31 мая 1965 года здесь же набрал свою
первую
группу
Коршунов
М.Д..
В
1970
году
открывается
филиал
Иркутской
ДЮСШ,
а
в
1972
г.
после
закрытия
филиала
открывается
секция в Доме пионеров, где вместе Коршуновым М.Д. начинает работать
Ольга Латышева. В 1974 году открылось отделение настольного тенниса в
«ДЮСШ №1» Усольского горОНО, где старшим тренером стал Коршунов
М.Д., который подготовил не только мастеров спорта, но и смену на
тренерском поприще. Под его началом работали Якубов О.Ш, Фомина И.В
(Сутягина), Пестовская Т.М., Хисамудинов Ш.Ш., Попова Е.Н., Ковалёва
Г.Н.
Сейчас
в
«ДЮСШ
№1»
продолжают
работать
Сутягина
И.В
,
Хисамудинов Ш.Ш., Головных А.Ю., Яковченко О.Л., Шильникова О.В.,
Петрученя
И.В.-
все
выпускники
спортивной
школы
отделения
настольного тенниса разных годов.
Обучающиеся
ДЮСШ
становились
призерами
победителями
областных,
региональных,
финальных
соревнований
России.
Наши
теннисисты
участвовали
в
Международных
соревнованиях.
Бенчаров
Никита на протяжении многих лет входил в Сборную СССР и РСФСР. В
составе
сборных
России
и
СССР
в
разные
годы
были
учащиеся
отделения: Бенчаров Никита, Плотников Лев, Братченко Сергей.
3
За
время
существования
секции
настольного
тенниса
подготовлено
много
разрядников
разных
рангов.
Выпускники
ДЮСШ
отделения продолжают тяжелый труд на педагогическом и тренерском
поприще
Гордостью ДЮСШ являются не только те сумевшие взойти на
вершину Российского международного настольного тенниса, но и те, кто
благодаря закалке, терпению, труду полученными на занятиях, сумели
высоко подняться в своей профессиональной деятельности.
Свою
любовь
к
настольному
теннису
основатели
настольного
тенниса в г.Усолье-Сибирское сумели пронести через всю свою жизнь и
привить ее своим ученикам во многих поколениях, которые в настоящий
момент успешно возглавляют в областных школах отделения настольного
тенниса!!
ГЛАВА I. Основные принципы отбора и набора детей.
Анализ
достижения
российского
настольного
тенниса
выявил
определенные недостатки в его развитии. Если в Советскую эпоху имели
место
достаточно
устойчивые
результаты
в
международных
соревнованиях
в
юношеском
возрасте,
то
за
последнее
десятилетие
в
международную
элиту
сумели
пробиться
лишь
несколько
теннисистов
России.
Значительное
упущение
наблюдается
на
стадии
начального
обучения
и
отбора.
При
отборе
детей
в
секцию
настольного
тенниса
необходимо понимать насколько этот этап является основополагающим в
тренерской
судьбе
и
судьбе
набранных
детей.
Вся
многолетняя
последующая
работа
будет
напрямую
зависеть,
насколько
хороший
материал удалось подобрать среди новичков. Если среди этих детей не
окажется талантливых и способных к настольному теннису, какие бы
титанические усилия не будут предприняты, результата не последует.
1.1. Возраст для отбора
Единодушного
согласия
специалистов
по
этому
вопросу
не
существует. Практика показывает, что начинать лучше в возрасте 6 – 8 лет.
Более раннее начало практически не дает преимуществ, так как развитие
ребенка, его двигательные и координационные возможности, а так же
способность
к
концентрации
внимания
на
более
ранней
стадии
не
позволяют эффективно воспринимать программу обучения. Более позднее
начало не дает в полной мере сформировать игровой потенциал к 12 – 13
годам, когда начинается активная соревновательная практика. Нет правил
без исключения как в одну, так и в другую сторону. В любом случае во
внимание
при
отборе
следует
принимать
не
хронологический,
а
физиологический возраст, т.е. степень развития физических, умственных и
психологических качеств. Более быстрое развитие (акселерация) позволяет
4
уже шестилетним детям приступить к изучению игры. Но встречаются
такие ребята, которые в 8 – 9 лет не готовы к этому из-за отставаний в
развитии. При этом некоторые из них в последствии способны догнать и
даже опередить своих сверстников.
Есть и другой подход к проблеме. Если начинаешь присматривать
детей
с
6
–
8
лет,
то
довольно
большая
их
доля.
Причем
наиболее
одаренных, оказывается присмотренной в другие виды спорта ( теннис,
гимнастика и т.д.) и различные художественные студии ( танцы, языки,
рисование, музыка и т.д.). Например, в большом теннисе практикуется
набор детей 4 – 6 летнего возраста. Первые пару лет занятия проводятся 1
– 2 раза в неделю не более часа и направлены, прежде всего, на развитие
общих качеств и если попадаются дети с определенными задатками, то
такие ранние группы себя оправдывают. В конечном итоге, любой вариант
помогающий найти талантливого ребенка, себя оправдывает.
1.2. Длительность отбора.
Отбор
детей
в
настольном
теннисе
не
является
разовым
мероприятием, а есть длительный процесс с протяженностью до года и
больше.
Начинается
он
с
набора,
который
по
времени
связывается
с
началом
учебного
года,
когда
комплектуются
группы
начальной
подготовки. Набор – это просмотр кандидатов пришедших в спортшколу
по
объявлению,
а
также
просмотр
учащихся
в
общеобразовательных
школах, в летних лагерях. По месту жительства. Основная трудность, что
тренер должен угадать способности ребенка, который в данный момент
еще не проявился. А поскольку одаренные дети в настоящее время –
явление достаточно редкое, то и просматривать, в надежде их отыскать,
приходится много детей.
Сегодня,
к
сожалению,
часто
встречается
ситуация,
когда
не
столько плохо поставлен отбор, сколько вообще мало тех, среди кого отбор
надо производить.
1.3. Главные критерии отбора.
К главным критериям на этапе набора относятся – двигательная
активность
детей,
их
общий
уровень
развития,
спортивность.
Для
выявления этих качеств целесообразно использовать тесты: скоростные
отрезки, различные прыжки (например, через гимнастическую скамейку),
метание мячей на дальность и в цель, ловля мячей. Ведение мяча одной
рукой, меняя руки, прямо, зигзагом, вперед и назад. Для тестирования
можно использовать, предлагаемые программой для ДЮСШ «Нормативы
физической
подготовленности
теннисистов».
Очень
информативны
и
хорошо воспринимаются детьми тесты с привлечением различных игр и
эстафет.
Спортивная наука рекомендует следующие несложные тесты:
5
1. Статистическая координация
а) стойка на одной ноге с открытыми глазами. Спортсмен стоит на
правой ноге, левая согнута в колене и подошвой соприкасается с коленом
правой ноги, секундомером замеряется время, которое испытуемый может
простоять без движения;
б) тоже с закрытыми глазами.
2. Динамическая координация
а)
броски в цель. В 1,5 метра от испытуемого на уровне груди
устанавливается мишень размером 25 х 25 см. с тремя кругами. В руке
поднятой над головой теннисный мяч. Необходимо попасть в мишень
броском без замаха. Броски производятся по 3 раза каждой рукой.
Попадание центральный круг – 3 очка, средний – 2 очка, наружный – 1
очко. Результат определяется по сумме 6 бросков;
б)
укладка спичек. Испытуемый сидит за столом, перед ним
коробок
спичек
на
расстоянии
полусогнутой
руки.
На
одинаковом
расстоянии справа и слева от коробки кладут по 10 спичек. По сигналу
испытуемый
должен
складывать
спички
в
коробок
двумя
руками,
укладывая их по одной из каждого ряда, беря большим и указательным
пальцем.
Начинать
надо
с
ближних
к
коробке
спичек.
Время
безошибочного исполнения замеряется.
3 .
12
минутный
бег
дает
представление
о
выносливости
испытуемого и силе характера.
Очень важно обнаружить предрасположенность к нашему виду
спорта
с
помощью
таких
упражнений,
как
жонглирование
ракеткой
с
мячом на месте и в движении, ловля мяча на ракетку, игра с мячом у
стенки
с
посылкой
в
определенную
зону.
Эти
упражнения
весьма
информативны и опытный тренер редко ошибается при первичной оценки
возможности кандидата. Все дело в том, что одним из основных качеств
теннисиста
является
так
называемое
чувство
мяча.
Чувство
мяча
проявляется в тонких двигательных, зрительных и слуховых ощущениях,
которые возникают у игрока во взаимодействии ракетки с мячом и имеет в
большей степени генетическую природу, т.е. если и поддается тренировке,
то не в значительной степени. Наличие чувства мяча играет огромную
роль
как
на
стадии
обучения,
таки
в
процессе
совершенствования
мастерства.
1.4. Результат набора и динамики роста.
Результатом набора является формирование групп новичков, где в
процессе обучении продолжается непосредственно отбор среди тех, кто
показался тренеру достаточно перспективным. Нельзя утверждать, что
проведенные испытания окончательно дают ответ о пригодности. Они
дают лишь полезную информацию, и то, скорее о том, кто в меньшей
степени
способен
оправдать
надежды
на
будущее.
Остальные
могут
6
проявить себя только в процессе занятий, так как важным качеством при
наличии
способностей
являются:
усидчивость,
увлеченность
и
способность к усвоению нового материала. К сожалению, тренеру часто
приходится сталкиваться со случаями, когда при больших способностях
новичок в дальнейшем не проявляет усердия, силы воли, регулярности в
занятиях. Такие ребята редко добиваются результатов. В процессе занятий
тренер
присматривается
к
отбираемым
кандидатам,
изучая
черты
характера, ибо такие качества, как настойчивость, трудолюбие и особенно
степень волевых проявлений играют решающую роль в будущей судьбе
начинающих спортсменов. Для испытания собранности и волевых качеств
можно предложить испытуемому такое задание, справится с которым он
может лишь предварительно потренировавшись, к примеру, если не умеет
прыгать
со
скакалкой,
дать
задание
безошибочно
выполнить
пять
подскоков.
В
этом
случае
испытуемого
оставляют
разучивать
задание
самостоятельно
и
наблюдают
за
ним
издалека.
Некоторые,
после
нескольких неудачных попыток начинают делать все кое-как, а потом
вообще бросают выполнение задания, но найдутся и такие, которые не
останавливаясь. Ни на минуту, будут добиваться выполнения задачи.
Очень
важным
показателем
при
оценке
потенциальных
возможностей детей является динамика роста их результатов в процессе
занятий, поэтому периодическое тестирование дает довольно объективную
картину предрасположенности к занятиям нашим видом спорта.
Комплексная
оценка
способностей
детей
включает
в
себя
экспертные
наблюдения
за
качеством
выступления
новичков
в
контрольных соревнованиях. Это позволяет составить мнение не только об
уровне
их
игровых
возможностей,
но
и
об
особенностях
характера,
тактических
способностях,
особенностях
игрового
стиля,
проявлении
волевых реакций и т.п. Все это составляет весьма объективную картину
потенциала игрока и целесообразности его дальнейших занятий.
1.5. Влияние среды обитания и мотивации.
Человек – существо общественное, на его жизнь большое влияние
оказывает окружающая среда. Особенно это относится к детям. Большое
значение имеет, в какой семье они
воспитываются, кто их родители, в
каких
условиях
живут,
как
окружающие
относятся
к
их
спортивному
увлечению. Хорошо если есть поддержка и понимание, а если родители
считают эти занятия лишь средством развлечения, временной забавой?
Бывает что для родителей гораздо важнее уроки музыки или языка, в
таких
случаях
у
ребенка
нет
возможности
регулярно
тренироваться.
Немаловажным
обстоятельством
является
и
материальное
положение
семьи, род занятий родителей. Все больше семей с хорошим достатком
выдвигают на первый план различные формы досуга, например, отправляя
детей на все лето отдыхать. Такие дети часто пропускают тренировки и
7
неизбежно,
в
конце
концов,
сходят
с
дистанции.
Бывают
и
противоположные
примеры,
когда
родители
приветствуют
реализацию
способностей
своих
детей
через
занятия
спортом.
Все
эти
моменты
необходимо
знать
тренеру
и
учитывать
в
своей
работе.
Желателен
постоянный контакт с родителями и в идеале использование их в качестве
помощников.
Тему
родителей
имеет
смысл
рассмотреть
в
р а ку р с е
наследственности. Известно, что умственные и физические способности
детей сходны с одним или с обоими родителями.
1.6. Отсев занимающихся.
Отсев
занимающихся
является
неизбежным
процессом.
Кто-то
теряет интерес к постоянным занятиям, с кем-то приходится расстаться в
результате обнаружения тренером профессиональной бесперспективности.
Поэтому возникает необходимость пополнять контингент занимающихся,
что требует дополнительного просмотра новых кандидатов.
Еще раз следует подчеркнуть, при всей очевидной необходимости
именно
описанного
подхода
к
процессу
отбора,
на
практике
многие
тренера
относятся
к
этой
не
самой
увлекательной
части
учебно-
тренеровочного процесса с некоторым пренебрежением, поверхностно,
ограничиваясь
минимальными
усилиями
при
комплектации
групп.
Вдобавок
затрачивая
много
сил
для
удержания
любым
путем
занимающихся в группах. Подобное отношение к отбору обрекает тренера
в дальнейшем, за редким исключением. На творческое бесплодие, низкие
результаты воспитанников, безрадостный формальный труд. Необходимо
твердо осознавать. Что будущие результаты напрямую зависят от качества
отобранного контингента начинающих и значительные усилия на этом
этапе будут десятикратно вознаграждены в будущем.
1.7. Выбор инвентаря на этапе раннего обучения.
Важным
фактором
при
обучении
игрока
в
раннем
возрасте
является выбор инвентаря. Основным правилом при подборе инвентаря
является
соответствие
характеристики
ракетки
игровым
возможностям
теннисиста. В магазине большой ассортимент ракеток для настольного
тенниса которые не соответствуют качеству. Если
долго играть таким
инвентарем то у спортсмена притупляются такие качества как: скорость
движения, быстрота, что крайне сдерживает его развитие. Очень полезно
начинающему теннисисту использовать на начальном этапе (месяц, два)
при обучении базовым элементам техники, простейшей жесткой ракеткой
с шипованной резиной. Это позволяет наиболее быстро понять и усвоить
простейшие элементы – подрезку и накаты с обоих сторон, после чего
можно переходить на сэндвич.
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
тактика набора и отбора была бы не полной если не рассказать об
отборе детей в секции настольного тенниса в Китае. Настольный теннис в
КНР
очень
популярен.
В
настоящий
момент
редкий
клуб
Европы
обходится без привлечения китайских спортсменов, которым нет равных
не только в Европе, но и в мире.
А заниматься настольным теннисом в Китае начинают в возрасте 6
лет
в
общеобразовательных
школах
под
руководством
учителей
физкультуры. Затем лучшие из них попадают в спортивный городской
интернат в возрасте 7 – 8 лет. Это уже достаточно подготовленные дети.
Через два года наиболее талантливых отбирают в интернат провинции,
откуда лучшие попадают в центры настольного тенниса, которые есть
практически в каждом регионе и последний этап отбора – сборная КНР.
Обучение во всех звеньях этой много ступенчатой системы идет по
единой программе, утвержденной Госкомспортом КНР. По ней работают
все интернаты и центры страны, причем в программе учтена возрастная
специализация
детей
7
–
9
лет,
10
–
12
лет
и
т.д.
Таким
образом,
планомерная
работа
ведется
уже
с
раннего
детства,
и
основные
направления игры постоянно совершенствуются.
Казалось бы, близкое соседство с «поднебесной» дает возможность
в
полной
мере
воспользоваться
их
опытом,
однако
безразличие
руководящих
органов,
а
также
слабая
материальная
поддержка
не
позволяет этого сделать.
Остается,
надеется,
что
после
преодоления
экономического
кризиса в стране, а следовательно и в Приангарье проснется интерес при
«финансовой поддержке» не только на словах, но и на деле к развитию
этого прекрасного вида спорта – настольный теннис .
9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Амелин А.Н. Для успешных тренировок: об организации
самостоятельных тренировок: об организации и настольном
теннисе //. Спортивные игры, 1982, № 8.
2. Амелин А.Н. Современный настольный теннис. – М. ФИС,
1991 г.
3.
Барчукова Г.В., Шпрах С.Д. Игра, доступная всем. – М.
Знание, 1991 г.
4.
Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. –
Киев: Здоровья, 1984 г.
5. Канонов В.В. Первый шаг – отважный самый. М. Настольный
теннис 2007, № 7.
6. Шпрах С.Д. Как обыграть Китайцев в настольный теннис.
Информационно - исторический бюллетень, 1990, № 1.
10