Напоминание

"Отбор и набор детей как один из основополагающих факторов в методике подготовки игрока в настольном теннисе"


Автор: Сутягина Ирина Викторовна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДЮСШ№1"
Населённый пункт: г.Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Отбор и набор детей как один из основополагающих факторов в методике подготовки игрока в настольном теннисе"
Раздел: дополнительное образование





Назад





«Отбор и набор детей как один из основополагающих

факторов в методике подготовки игрока в настольном

теннисе»
Исполнитель: тренер -преподаватель по настольному теннису Сутягина И.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………3 Глава I. Основные принципы набора и отбора детей в настольном теннисе в России……………………………………………………………………….4 1.1. Возраст для отбора………………………………………………...4 1.2. Длительность отбора………………………………………………5 1.3. Главные критерии отбора…………………………………………6 1.4. Результат набора и динамика роста результатов………………..8 1.5. Влияние среды обитания и мотиваций…………………………..9 1.6. Отсев занимающихся……………………………………………..10 1.7. Отбор инвентаря…………………………………………………..11 Заключение………………………………………………………………....12 Список литературы………………………………………………………...14

2

ВВЕДЕНИЕ
Один из самых популярных в мире видов спорта – настольный теннис получил официальное признание в 1891 году, когда англичанин Чарльз Бейсистер подал заявку на изобретение и получил патент на игру под названием «пинг-понг». В 1929 году была создана международная федерация настольного тенниса ИТТФ, а в 1927 году в Лондоне был проведен Чемпионат мира, в котором приняли участие спортсмены из Англии, Австрии, Венгрии, Германии, Дании, Индии, Уэльса, Чехословакии и Швеции. В нашей стране Всесоюзная федерация настольного тенниса была образована в 1950 году, а уже в ноябре 1951 года в Вильнюсе было проведено личное первенство СССР. В 1958 году советские мастера настольного тенниса дебютировали на Чемпионате Европы. Основоположником школы настольного тенниса в г.Усолье- Сибирское Иркутской области является является Михаил Всевалодович Ольшевский, который приехав в город 1961 году создал ядро любителей настольного тенниса: Ольшевский М.В., Московцев Влад, Семёнова Екатерина, Телемарских Евгений. Они играли в общежитии молодых специалистов гидрохлора. Михаил Всеволодович в это время начал тренировать группу новичков на стадионе. В 1963 в общежитие гидрохлора пришли Коршунов Михаил Дмитриевич и Чернышев Павел. В 1964 в Доме культуры открылась секция настольного тенниса, которой руководил Лев Наумов. 31 мая 1965 года здесь же набрал свою первую группу Коршунов М.Д.. В 1970 году открывается филиал Иркутской ДЮСШ, а в 1972 г. после закрытия филиала открывается секция в Доме пионеров, где вместе Коршуновым М.Д. начинает работать Ольга Латышева. В 1974 году открылось отделение настольного тенниса в «ДЮСШ №1» Усольского горОНО, где старшим тренером стал Коршунов М.Д., который подготовил не только мастеров спорта, но и смену на тренерском поприще. Под его началом работали Якубов О.Ш, Фомина И.В (Сутягина), Пестовская Т.М., Хисамудинов Ш.Ш., Попова Е.Н., Ковалёва Г.Н. Сейчас в «ДЮСШ №1» продолжают работать Сутягина И.В , Хисамудинов Ш.Ш., Головных А.Ю., Яковченко О.Л., Шильникова О.В., Петрученя И.В.- все выпускники спортивной школы отделения настольного тенниса разных годов. Обучающиеся ДЮСШ становились призерами победителями областных, региональных, финальных соревнований России. Наши теннисисты участвовали в Международных соревнованиях. Бенчаров Никита на протяжении многих лет входил в Сборную СССР и РСФСР. В составе сборных России и СССР в разные годы были учащиеся отделения: Бенчаров Никита, Плотников Лев, Братченко Сергей. 3
За время существования секции настольного тенниса подготовлено много разрядников разных рангов. Выпускники ДЮСШ отделения продолжают тяжелый труд на педагогическом и тренерском поприще Гордостью ДЮСШ являются не только те сумевшие взойти на вершину Российского международного настольного тенниса, но и те, кто благодаря закалке, терпению, труду полученными на занятиях, сумели высоко подняться в своей профессиональной деятельности. Свою любовь к настольному теннису основатели настольного тенниса в г.Усолье-Сибирское сумели пронести через всю свою жизнь и привить ее своим ученикам во многих поколениях, которые в настоящий момент успешно возглавляют в областных школах отделения настольного тенниса!!
ГЛАВА I. Основные принципы отбора и набора детей.
Анализ достижения российского настольного тенниса выявил определенные недостатки в его развитии. Если в Советскую эпоху имели место достаточно устойчивые результаты в международных соревнованиях в юношеском возрасте, то за последнее десятилетие в международную элиту сумели пробиться лишь несколько теннисистов России. Значительное упущение наблюдается на стадии начального обучения и отбора. При отборе детей в секцию настольного тенниса необходимо понимать насколько этот этап является основополагающим в тренерской судьбе и судьбе набранных детей. Вся многолетняя последующая работа будет напрямую зависеть, насколько хороший материал удалось подобрать среди новичков. Если среди этих детей не окажется талантливых и способных к настольному теннису, какие бы титанические усилия не будут предприняты, результата не последует.
1.1. Возраст для отбора
Единодушного согласия специалистов по этому вопросу не существует. Практика показывает, что начинать лучше в возрасте 6 – 8 лет. Более раннее начало практически не дает преимуществ, так как развитие ребенка, его двигательные и координационные возможности, а так же способность к концентрации внимания на более ранней стадии не позволяют эффективно воспринимать программу обучения. Более позднее начало не дает в полной мере сформировать игровой потенциал к 12 – 13 годам, когда начинается активная соревновательная практика. Нет правил без исключения как в одну, так и в другую сторону. В любом случае во внимание при отборе следует принимать не хронологический, а физиологический возраст, т.е. степень развития физических, умственных и психологических качеств. Более быстрое развитие (акселерация) позволяет 4
уже шестилетним детям приступить к изучению игры. Но встречаются такие ребята, которые в 8 – 9 лет не готовы к этому из-за отставаний в развитии. При этом некоторые из них в последствии способны догнать и даже опередить своих сверстников. Есть и другой подход к проблеме. Если начинаешь присматривать детей с 6 – 8 лет, то довольно большая их доля. Причем наиболее одаренных, оказывается присмотренной в другие виды спорта ( теннис, гимнастика и т.д.) и различные художественные студии ( танцы, языки, рисование, музыка и т.д.). Например, в большом теннисе практикуется набор детей 4 – 6 летнего возраста. Первые пару лет занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю не более часа и направлены, прежде всего, на развитие общих качеств и если попадаются дети с определенными задатками, то такие ранние группы себя оправдывают. В конечном итоге, любой вариант помогающий найти талантливого ребенка, себя оправдывает.
1.2. Длительность отбора.
Отбор детей в настольном теннисе не является разовым мероприятием, а есть длительный процесс с протяженностью до года и больше. Начинается он с набора, который по времени связывается с началом учебного года, когда комплектуются группы начальной подготовки. Набор – это просмотр кандидатов пришедших в спортшколу по объявлению, а также просмотр учащихся в общеобразовательных школах, в летних лагерях. По месту жительства. Основная трудность, что тренер должен угадать способности ребенка, который в данный момент еще не проявился. А поскольку одаренные дети в настоящее время – явление достаточно редкое, то и просматривать, в надежде их отыскать, приходится много детей. Сегодня, к сожалению, часто встречается ситуация, когда не столько плохо поставлен отбор, сколько вообще мало тех, среди кого отбор надо производить.
1.3. Главные критерии отбора.
К главным критериям на этапе набора относятся – двигательная активность детей, их общий уровень развития, спортивность. Для выявления этих качеств целесообразно использовать тесты: скоростные отрезки, различные прыжки (например, через гимнастическую скамейку), метание мячей на дальность и в цель, ловля мячей. Ведение мяча одной рукой, меняя руки, прямо, зигзагом, вперед и назад. Для тестирования можно использовать, предлагаемые программой для ДЮСШ «Нормативы физической подготовленности теннисистов». Очень информативны и хорошо воспринимаются детьми тесты с привлечением различных игр и эстафет. Спортивная наука рекомендует следующие несложные тесты: 5

1.
Статистическая координация а) стойка на одной ноге с открытыми глазами. Спортсмен стоит на правой ноге, левая согнута в колене и подошвой соприкасается с коленом правой ноги, секундомером замеряется время, которое испытуемый может простоять без движения; б) тоже с закрытыми глазами.
2.
Динамическая координация а) броски в цель. В 1,5 метра от испытуемого на уровне груди устанавливается мишень размером 25 х 25 см. с тремя кругами. В руке поднятой над головой теннисный мяч. Необходимо попасть в мишень броском без замаха. Броски производятся по 3 раза каждой рукой. Попадание центральный круг – 3 очка, средний – 2 очка, наружный – 1 очко. Результат определяется по сумме 6 бросков; б) укладка спичек. Испытуемый сидит за столом, перед ним коробок спичек на расстоянии полусогнутой руки. На одинаковом расстоянии справа и слева от коробки кладут по 10 спичек. По сигналу испытуемый должен складывать спички в коробок двумя руками, укладывая их по одной из каждого ряда, беря большим и указательным пальцем. Начинать надо с ближних к коробке спичек. Время безошибочного исполнения замеряется.
3 .
12 минутный бег дает представление о выносливости испытуемого и силе характера. Очень важно обнаружить предрасположенность к нашему виду спорта с помощью таких упражнений, как жонглирование ракеткой с мячом на месте и в движении, ловля мяча на ракетку, игра с мячом у стенки с посылкой в определенную зону. Эти упражнения весьма информативны и опытный тренер редко ошибается при первичной оценки возможности кандидата. Все дело в том, что одним из основных качеств теннисиста является так называемое чувство мяча. Чувство мяча проявляется в тонких двигательных, зрительных и слуховых ощущениях, которые возникают у игрока во взаимодействии ракетки с мячом и имеет в большей степени генетическую природу, т.е. если и поддается тренировке, то не в значительной степени. Наличие чувства мяча играет огромную роль как на стадии обучения, таки в процессе совершенствования мастерства.
1.4. Результат набора и динамики роста.
Результатом набора является формирование групп новичков, где в процессе обучении продолжается непосредственно отбор среди тех, кто показался тренеру достаточно перспективным. Нельзя утверждать, что проведенные испытания окончательно дают ответ о пригодности. Они дают лишь полезную информацию, и то, скорее о том, кто в меньшей степени способен оправдать надежды на будущее. Остальные могут 6
проявить себя только в процессе занятий, так как важным качеством при наличии способностей являются: усидчивость, увлеченность и способность к усвоению нового материала. К сожалению, тренеру часто приходится сталкиваться со случаями, когда при больших способностях новичок в дальнейшем не проявляет усердия, силы воли, регулярности в занятиях. Такие ребята редко добиваются результатов. В процессе занятий тренер присматривается к отбираемым кандидатам, изучая черты характера, ибо такие качества, как настойчивость, трудолюбие и особенно степень волевых проявлений играют решающую роль в будущей судьбе начинающих спортсменов. Для испытания собранности и волевых качеств можно предложить испытуемому такое задание, справится с которым он может лишь предварительно потренировавшись, к примеру, если не умеет прыгать со скакалкой, дать задание безошибочно выполнить пять подскоков. В этом случае испытуемого оставляют разучивать задание самостоятельно и наблюдают за ним издалека. Некоторые, после нескольких неудачных попыток начинают делать все кое-как, а потом вообще бросают выполнение задания, но найдутся и такие, которые не останавливаясь. Ни на минуту, будут добиваться выполнения задачи. Очень важным показателем при оценке потенциальных возможностей детей является динамика роста их результатов в процессе занятий, поэтому периодическое тестирование дает довольно объективную картину предрасположенности к занятиям нашим видом спорта. Комплексная оценка способностей детей включает в себя экспертные наблюдения за качеством выступления новичков в контрольных соревнованиях. Это позволяет составить мнение не только об уровне их игровых возможностей, но и об особенностях характера, тактических способностях, особенностях игрового стиля, проявлении волевых реакций и т.п. Все это составляет весьма объективную картину потенциала игрока и целесообразности его дальнейших занятий.
1.5. Влияние среды обитания и мотивации.
Человек – существо общественное, на его жизнь большое влияние оказывает окружающая среда. Особенно это относится к детям. Большое значение имеет, в какой семье они воспитываются, кто их родители, в каких условиях живут, как окружающие относятся к их спортивному увлечению. Хорошо если есть поддержка и понимание, а если родители считают эти занятия лишь средством развлечения, временной забавой? Бывает что для родителей гораздо важнее уроки музыки или языка, в таких случаях у ребенка нет возможности регулярно тренироваться. Немаловажным обстоятельством является и материальное положение семьи, род занятий родителей. Все больше семей с хорошим достатком выдвигают на первый план различные формы досуга, например, отправляя детей на все лето отдыхать. Такие дети часто пропускают тренировки и 7
неизбежно, в конце концов, сходят с дистанции. Бывают и противоположные примеры, когда родители приветствуют реализацию способностей своих детей через занятия спортом. Все эти моменты необходимо знать тренеру и учитывать в своей работе. Желателен постоянный контакт с родителями и в идеале использование их в качестве помощников. Тему родителей имеет смысл рассмотреть в р а ку р с е наследственности. Известно, что умственные и физические способности детей сходны с одним или с обоими родителями.
1.6. Отсев занимающихся.
Отсев занимающихся является неизбежным процессом. Кто-то теряет интерес к постоянным занятиям, с кем-то приходится расстаться в результате обнаружения тренером профессиональной бесперспективности. Поэтому возникает необходимость пополнять контингент занимающихся, что требует дополнительного просмотра новых кандидатов. Еще раз следует подчеркнуть, при всей очевидной необходимости именно описанного подхода к процессу отбора, на практике многие тренера относятся к этой не самой увлекательной части учебно- тренеровочного процесса с некоторым пренебрежением, поверхностно, ограничиваясь минимальными усилиями при комплектации групп. Вдобавок затрачивая много сил для удержания любым путем занимающихся в группах. Подобное отношение к отбору обрекает тренера в дальнейшем, за редким исключением. На творческое бесплодие, низкие результаты воспитанников, безрадостный формальный труд. Необходимо твердо осознавать. Что будущие результаты напрямую зависят от качества отобранного контингента начинающих и значительные усилия на этом этапе будут десятикратно вознаграждены в будущем.
1.7. Выбор инвентаря на этапе раннего обучения.
Важным фактором при обучении игрока в раннем возрасте является выбор инвентаря. Основным правилом при подборе инвентаря является соответствие характеристики ракетки игровым возможностям теннисиста. В магазине большой ассортимент ракеток для настольного тенниса которые не соответствуют качеству. Если долго играть таким инвентарем то у спортсмена притупляются такие качества как: скорость движения, быстрота, что крайне сдерживает его развитие. Очень полезно начинающему теннисисту использовать на начальном этапе (месяц, два) при обучении базовым элементам техники, простейшей жесткой ракеткой с шипованной резиной. Это позволяет наиболее быстро понять и усвоить простейшие элементы – подрезку и накаты с обоих сторон, после чего можно переходить на сэндвич.

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
тактика набора и отбора была бы не полной если не рассказать об отборе детей в секции настольного тенниса в Китае. Настольный теннис в КНР очень популярен. В настоящий момент редкий клуб Европы обходится без привлечения китайских спортсменов, которым нет равных не только в Европе, но и в мире. А заниматься настольным теннисом в Китае начинают в возрасте 6 лет в общеобразовательных школах под руководством учителей физкультуры. Затем лучшие из них попадают в спортивный городской интернат в возрасте 7 – 8 лет. Это уже достаточно подготовленные дети. Через два года наиболее талантливых отбирают в интернат провинции, откуда лучшие попадают в центры настольного тенниса, которые есть практически в каждом регионе и последний этап отбора – сборная КНР. Обучение во всех звеньях этой много ступенчатой системы идет по единой программе, утвержденной Госкомспортом КНР. По ней работают все интернаты и центры страны, причем в программе учтена возрастная специализация детей 7 – 9 лет, 10 – 12 лет и т.д. Таким образом, планомерная работа ведется уже с раннего детства, и основные направления игры постоянно совершенствуются. Казалось бы, близкое соседство с «поднебесной» дает возможность в полной мере воспользоваться их опытом, однако безразличие руководящих органов, а также слабая материальная поддержка не позволяет этого сделать. Остается, надеется, что после преодоления экономического кризиса в стране, а следовательно и в Приангарье проснется интерес при «финансовой поддержке» не только на словах, но и на деле к развитию этого прекрасного вида спорта –
настольный теннис
. 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амелин А.Н. Для успешных тренировок: об организации самостоятельных тренировок: об организации и настольном теннисе //. Спортивные игры, 1982, № 8. 2. Амелин А.Н. Современный настольный теннис. – М. ФИС, 1991 г. 3. Барчукова Г.В., Шпрах С.Д. Игра, доступная всем. – М. Знание, 1991 г. 4. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев: Здоровья, 1984 г. 5. Канонов В.В. Первый шаг – отважный самый. М. Настольный теннис 2007, № 7. 6. Шпрах С.Д. Как обыграть Китайцев в настольный теннис. Информационно - исторический бюллетень, 1990, № 1. 10


В раздел образования