Метод тренировки с использованием большогого колличества мяч
Автор: Сутягина Ирина Викторовна Должность: тренер-преподаватель Учебное заведение: МБУДО "ДЮСШ№1" Населённый пункт: г.Усолье-Сибирское, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Метод тренировки с использованием большогого колличества мяч Раздел: дополнительное образование
Методичекие рекомендации
Обучение настольному теннису с
использование большого количества
мячей
Подготовила :
Сутягина Ирина Викторовна , тренер-
преподаватель по настольному теннису
г.Усолье-Сибирское
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1 .Пояснительная записка .
2. Методы обучения
3. Задачи, решаемые тренировкой с использованием
большого количества мячей
4. Заключение
2
Пояснительная записка
Учебно-методитческая рекомендация составлена на основании
личного опыта работы , опыта работы китайских , советских тренеров-
преподавателей .
Данная работа решает вопросы обучения , совершенствования
технических приемов в настольном теннисе на разных этапах подготовки.
Главная задача заключается в правильном подборе средств для
освоения приемов игры в настольном теннисе и применения в игре на счет,
его технической , тактической и психологической (методом разьяснений и
убеждений )подготовки .Основным условием выполнения этой задачи
является целеноправленная подготовка юных теннисистов , которая
предусматривает :
- подготовку теннисистов на уровне ДЮСШ , области ,России;
- подготовку смелых , волевых , дисциплинированных ,
- инициативных , самостоятельно думающих игроков ;
-развитие специальных (технических , физических , тактических )
качеств .
Настольный теннис – это увлекательнейшее зрелище , где лучшие
спортсмены разных стран показывают высочайшее мастерство ,
молниеносную реакцию и тончайшую координацию движений .
Для успешного формирования навыков игры прежде всего нужно
составить некую модель движений с характеристиками удара по скорости ,
амплитуде , направлению и ритму , силе и вращению мяча . Эта модель
основа того или иного удара .Настольный теннис – вид спорта
индивидуальный , где и техника у каждого индивидуальна – поэтому
тренеру чтобы поставить технику приходится прибегать к различным
методам и средствам (в данном случае использование большого количества
мячей ).
Правильнее выполнение движений зависит от индивидуальных
способностей спортсмена . Игра побуждает к творчеству и самовыражению
Основной задачей тренировки с применением большого
количества мячей является :
- многократное повторение того или иного элемента в течении
длительного времени не отвлекаясь ,что ведет к быстрому ос-
воению технических приемов ;
- увеличение интенсивности тренировки ;
- увеличение плотности тренировки .
При работе с большим количеством мячей новичков проще
научить двигаться у стола ( так как есть возможность спокойно без суеты ,
осмысленно сделать подход к мячу и начать атаку ).
3
Настольный теннис относится к числу наиболее популярных
спортивных игр, он развивает координацию движений, ловкость ,
гибкость, быстроту , скорость реакции, внимание, мышление,
эмоциональную устойчивость. Во время игры можно легко
регулировать физические и психические нагрузки, определять каждому
для себя в зависимости от возраста, подготовленности , состояния
здоровья степень интенсивности занятий их продолжительность и
регулярность. Все это плюс нехитрый инвентарь делают настольный
теннис одним из самых любимых и доступных для систематических
занятий видов спорта.
В настольном теннисе существуют различные варианты ударов,
при которых сила удара преобразуется в первую очередь во вращение,
а не в скорость полета мяча .При помощи накладок с хорошим
сцеплением поверхности мячу можно придать вращение со скоростью
до 170 оборотов в секунду !
Но для того что бы добиться определенных результатов нужно
очень много работать и работать в связке тренер-ребенок
(воспитанник ) - родители. И если это одно сторонняя работа тренер
– ребенок, то очень сложно добиться определенных результатов.
Хотелось бы что бы родители поняли ,что если отдают ребенка в
спорт то они понимали ,что это не простое время препровождение, а
титанический труд как тренера так и воспитуемого .Многие
родители видя, что ребенок с большим удовольствием бежит на
тренировку начинают спекулировать этим. Плохие отметки в школе -
наказан тренировками . Наказали раз, наказали два….,ребенок отстал
от своих сверстников Кто-то будет тренироваться с удвоенной
силой ,а кто-то пойдет на улицу - там его лучше поймут… ,а ведь
учебой никто наказывать не будет- школа это святое…!!! Но многие
недопонимают, что делают большую ошибку.
4
Как вести учеников от незнания к знанию от неумения к умению –
одна из стержневых задач деятельности преподавателя Способов обучения
много , но ни один из них не является универсальным
Способы передачи ученикам знаний и умений , воздействие
преподавателя на учеников , работа самих учеников – все это относится к
методам и методическим приемам .
Метод обучения – это способ преподавания тренером и усвоения
спортсменом учебного материала
Методический прием – это способ реализации метода в
соответствии с конкретной задачей обучения
Следовательно, внутри каждого метода используются его разнооб-
разные методические приемы .Прием позволяет применять
соответствующий метод в конкретных условиях. Именно по этому тот или
иной метод используется при решении самых разнообразных задач на
любом этапе обучения и при работе с любыми контингентами людей.
Методических приемов так много ,что и не поддаются какому – либо
строгому учету . Различие в уровне преподавания объясняется часто
именно разным объемом методических приемов , которыми владеют
тренеры .
Обучение процесс двусторонний : тренер учит ,ученики учатся .
Поэтому и применяемый метод обучения – это не только способ
преподавания ,выполняющий информационную и управляющую функции ,
но и способ учения ребенка . Ведущая роль тренера и ведомая ученика
всегда взаимосвязаны.
Специальную систему методов и методических приемов обучения ,
иногда и форм и организаций занятий ,созданную для изучения
конкретного двигательного действия , принято называть методикой
обучения.
Нужно выделить три взаимосвязанных звена :
1)осмысливание задачи обучения (складывается из понимания учеником
поставленной перед ним задачи , понять основу техники и ведущие
движения изучаемого действия.
2)составление проекта ее решения ;
3) попытка выполнить двигательное действие.
В настольном теннисе существуют различные варианты ударов и
для того чтобы их освоить и закрепить применяются различные методы .
При тренировки с партнером удары максимальной
скорости и силы приводят к завершению розыгрыша очка и пока вновь
мяч будет введен в игру и вновь создастся ситуация для выполнения
удара на пределе скоростно-силовых возможностей ,пройдет
слишком много времени. Причем пауза между двумя успешными
попытками настолько велика , что надежды на закрепление
положительного опыта, скорее всего, следует считать безосновательными.
5
Для совершенствования эффективной атаки выход
заключается в применении равномерного, повторного методов тренировки
с использованием большого количества мячей. Этот метод получил
широкое распространение в подготовки спортсменов ведущих теннисных
стран благодаря целому ряду преимуществ по сравнению с
тренировкой с партнером
-Возможность выполнять упражнение непрерывно в течении
относительно длительного времени с постоянной интенсивностью,
стремясь сохранить заданную скорость ,постоянный темп ;
- возможность в десятки раз увеличить интенсивность тренировки
и управлять ею в широких пределах;
- возможность увеличить плотность тренировки сложных
элементов и ударов , направленных на выигрыш очка, в решающей
степени увеличить число удачных попыток и сократить интервал
времени между ними ;
- возможность гораздо более эффективно тренировать
устойчивость атакующей игры против разнообразных вращений ,
длины и направлений мяча ;
- возможность акцентированного специального тренировочного
воздействия на конкретные технико-тактические элементы спорт
смена
при одновременной коррекции его действий со стороны
тренера ;
- возможность совершенствования специальной физической
подготовки в условия , максимально приближенных к игровым .
На практике тренировка выглядит следующим образом
тренер, имея рядом с собой коробку с большим количеством
мячей на специальной подставке, достает из нее сразу по 5-6
мячей, набрасывает их перед собой на стол один за другим и
наносит удары в желаемом темпе с нужной скоростью и
вращением , в необходимых направлениях.
Спортсмен производит ответные удары с большой силой и
скоростью в соответствии с поставленной задачей.. Независимо от того
попал он на стол или нет - в игру вводится следующий мяч и таким
образом достигается непрерывность тренировки.
Режим работы тренер должен выбирать в соответствии
с поставленной задачей тренировки и реальными возможностями
спортсмена. Для того, чтобы тренировка с большим количеством мячей
была более эффективно, следует внимательно относиться к некоторым
немало важным деталям.. Прежде всего необходимо обеспечить, чтобы к
началу каждой серии спортсмен был предельно мобилизирован на
выполнение задания, настроен на полное проявление своих скоростно-
силовых возможностей. Каждый удар должен выполняться им со
значительным внутренним напряжением, подобным натуживанию
штангиста.
Тренер должен также следить , чтобы точность попадания
в указанные точки стола (мишени ) не опускалась ниже 50 %,поскольку
в таком же случае теннисист будет закреп- лить неправильные навыки
и тренировка даст отрицательный эффект.
6
При обработке комбинаций следует заботится о максимальном
соответствии направляемых спортсмену мячей реальной игровой ситуации
. Чем лучше решена эта проблема , тем на больший положительный
перенос в игру на счет можно рассчитывать.
Задания с большим количеством мячей рекомендуются применять
не более 60 минут и не более чем на двух тренировках подрят при
двухразовых занятиях в день. Сочетания этого вида тренировки с
заданиями в парах позволяет теннисистам постоянно переносить в
естественную игру навыки, приобретенные интенсивным методом.
Тематическое содержание тренировочных заданий так же как и
упражнений в парах может иметь целью совершенствование техники
ударных движений , техники работы ног, точности направлений,
устойчивости к смене вращений и т.д. Отдельное время в обязательном
порядке должно уделяться тренировке подач и их приема.
Задания тактической направленности могут включать в себя:
- начало атаки топ-спином против срезки или скидкой с
коротких мячей,
- борьба за инициативу в темповом розыгрыше с частым
выполнением сильнейших ударов и вращений
- прием сильной атаки с частыми встречными ударами с
целью перехвата инициативы.
Допускается сочетание циклов разных тренировочных режимов в
одном занятии , но общую положительность интенсивности тренировок
превышать не рекомендуется, поскольку любые сильнодействующие
средства надо исполнять в меру.
Особенно этот метод тренировки хорош для закрепления
элементов у спортсменов начальной подготовки. Так как за время работы
на большом количестве мячей спортсмен выполняет больше
имитационных движений , благодаря чему появляется мышечная память-
(навык) и ребенок быстрее осваивает технику. Движения становятся более
уверенными ,что способствует игровому опыту. Примером тому может
служить моя работа с шестилетками. Для того, чтобы дети освоили
быстрее тот или иной элемент им приходилось концентрировать внимание
на работе рукой без сочетания с ногами , когда был двигательный навык
закреплен , тогда подключали передвижение ног .Взять к примеру
воспитанницу Александрову Ю. -в теннис пришла , когда сверстники уже
имели определенные результаты , пришлось с ней много работать
индивидуально с применением большого количества мячей и по истечении
определенного времени она стала обыгрывать вошла в основной состав
сборной области , на протяжении 5 лет играла за сборную ДЮСШ ,
становилась победителем и призером областных региональных
соревнований .Мне нравится этот метод- он эффективен.