Автор: Колясникова Валентина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Кочневская СОШ № 16" Населённый пункт: Свердловская область, Белоярский район, село Кочневское Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность Раздел: начальное образование
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учителя начальных классов МАОУ «Кочневская СОШ № 16»
Колясниковой Валентины Владимировны
С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и
воспитании
заняла проектная
и
исследовательская
деятельность
школьников. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится
в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и
н а в ы ко в требуется
развитие
личности
ребенка,
его
творческих
способностей,
самостоятельности
мышления
и
чувства
личной
ответственности .
Проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но
интересный
и
увлекательный.
Ведь
метод
проектов
в
образовании
не
случайно приобрел большую популярность. На самом деле участие детей в
п р о е к т е даёт
возможность
экспериментировать,
проявлять
любознательность,
активность
и
интерес
к
окружающему
миру,
а
также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми . Кроме того,
младшие
школьники
в
процессе
реализации
проекта
получают
большую
творческую тренировку, что очень важно, так как основная цель проектов на
с о в р е м е н н о м
э т а п е
-
э т о
с о ц и а л и з а ц и я
д е т е й .
Проект в начальной школе это не доклад и не сухой отчёт – это, напротив,
красочное действие. В его основе лежит развитие познавательных интересов
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания
и
ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в
вопросах,
связанных
с
темой
проекта,
а
также
развивать
критическое
мышление.
Метод
этот
может
быть
ориентирован
на
самостоятельную
деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую
учащиеся
выполняют
в
течение
определённого
отрезка
времени.
Н е ко т о р ы е родители
заинтересованы
и
являются
активными
помощниками , чему я, безусловно, очень рада.
На мой взгляд, проектная деятельность в современном обществе - это
будущее нашей педагогики в целом. Она способствует развитию личности,
как детей, так и взрослых. Дети сами выбирают пути решения поставленной,
выбранной ими проблемы, сами собирают информацию, сами реализуют
проект.
Педагог
и
родители
только
помогают
и
направляют.
Я стараюсь готовить своих детей к жизни, чтобы все знания, которые они
получают, пригодились моим ученикам.
Включать
школьников
в
проектную
деятельность
начинаю
постепенно,
с
первого класса. Вначале детям даются доступные творческие задания, а уже в
3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные
проекты.
Правила , по которым нужно строить свою работу:
1.
Подходить творчески к любому проекту ученика.
2.
Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
3.
Развивать
самостоятельность
в
поиске
информации
для
реализации проекта.
4.
Избегать прямых инструкций.
5.
В
процессе
работы
над
проектом
обучить
школьника
умениям
анализировать свою деятельность и работу.
6.
Тесно сотрудничать с родителями.
7.
При
оценке
лучше
10
раз
похвалить,
даже
за
незначительные
успехи, чем 1 раз раскритиковать.
Темы
детских
проектных
работ
выбираются
из
содержания
учебных
предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно
или социально значимая проблема.
Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и
постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ
на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос,
ученик
определяет цель своей
работы.
Затем
возникает
вопрос, что для
этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.
Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы ,
которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее
решить, чего ты
хочешь
добиться
в
итоге.
Это
поможет
представить
себе ожидаемый
результат .
Только
продумав
все
эти
вопросы,
можно
приступать к работе.
Наиболее яркие работы:
Проект «Буква»
Ребята совместно со своими родителями красочно и с выдумкой оформляли
выбранную букву. На презентации дети с увлечением рассказывали о своей
букве (почему они выбрали данную букву, как её изобразили, какой материал
использовали для украшения).
Первоклассники прочитали стихи о своей букве.
Проект «Птицы – наши друзья»
«Живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга,
иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи.
Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но
выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»
Коровинские чтения Проект «Моя малая Родина»
В проекте «Моя малая Родина» представили фоторассказ о своей малой
Родине. Выразили своё отношение к ней. Нарисовали своё село. Узнали,
какие народы живут на нашей территории.
Сделали вывод: Все народы России связывает в единую семью общая Родина,
взаимное уважение и дружба.
Проект «Новый год» В
процессе проекта ученики познакомились с традициями празднования
Нового года разных стран, с древней историей возникновения этого
праздника. Учились самостоятельно искать информацию с использованием
разных источников, делать выводы по теме.
Проект «Спорт в нашем селе»
Беседуя в классе, мы задумались над вопросом: люди в нашем селе заботятся
о своём здоровье? Как они сохраняют здоровье? А мы, ученики 3 класса,
хотим быть здоровыми или больными? Вот так нам стало любопытно узнать
спортивную занятость населения нашего села.
Здоровый образ жизни постепенно становится в нашем селе актуальным.
Проект «Книжка - малышка»
Привычку читать необходимо формировать не только у ребенка, но и у
родителей, поднимать интерес к книге, к её чтению. При изготовлении книги
ребенок берет на себя роль изготовителя книги, оформителя, писателя и
сказочника, развивается его речь, ручная умелость. Созданные книжки –
малышки читали первоклассники.
Наши проекты:
Проект «Профессии наших родителей»
Проект « Есть ли военные профессии?»
Проект «Почему я люблю свою маму?»
Проект « Природа Родного края»
Проект «Правила движения – достойны уважения»
Проект «Моя 7 я»
Проект «Вот моя деревня»
Проект «Экономика Родного края»
Проект «Всё, что мы едим, является ли полезным?»
Проект «Первоклассная газета»
Проект «Животные на войне»
Проект «Мой дедушка ветеран»
Проект «Роль традиций в моей семье»
В процессе выполнения этих paбoт каждый учился общаться, изобретать,
проводить собственные наблюдения, сотрудничать с другими,
руководить и подчиняться.
Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность
за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде
и доводить до конца начатое дело .
Научить
ребёнка
работать
с
информацией, научить
учиться
–
важная
задача
современной
начальной
школы
в
чём
нам
несомненно
помогает
использование метода проектов.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у
ребёнка ощущение гордости за полученный результат. После завершения
работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о
своей работе, показать то, что у них получилось и услышать похвалу в свой
адрес.
Хорошо,
если
на
представлении
результатов
проекта
будут
присутствовать не только другие дети, но и родители.
Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый
проект «победил» в «какой-либо» номинации: «Познавательный проект»,
«Нужный
проект»,
«Памятный
проект»,
«Красочный
проект»,
«Веселый
проект», «Лучшая защита проекта» и т.д.