"Логопедическое и тьюторское сопровождение при формировании жизненных компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Карапетян Нарине Суреновна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ "СОШ№9" Населённый пункт: Нефтеюганск, ХМАО-ЮГРА, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: "Логопедическое и тьюторское сопровождение при формировании жизненных компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Раздел: начальное образование
формировании жизненных компетенций у обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре
образования как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас
необходимыми ребенку с ОВЗ в обыденной жизни. Как известно, у
большинства учащихся с ОВЗ общее нарушение речи. (бедность словарного
запаса, неточность употребления слов, значительные трудности
актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным и
другие). Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна
без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи
возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности
коммуникативного поведения, оказываются расстроенными
взаимоотношения между индивидом и обществом. Поэтому особое
значение уделяется развитию коммуникативных компетенций (Знание
способов взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе,
коллективе, владение различными социальными ролями), как основы для
успешной интеграции выпускника в социуме.
Коммуникативные трудности школьников с ОНР:
Снижение потребности в общении
-эмоциональная неуравновешенность.
- трудности в организации речевого поведения.
-неумение пользоваться средствами общения
Психологические трудности:
Стеснительность, застенчивость, робость, замкнутость, ограниченная
контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение
поддерживать беседу.
Это неизбежно приводит к снижению коммуникативной активности, и
ограничению процесса свободного общения и затрудняет развитие
речемыслительной и познавательной деятельности детей.
Формирование социально- коммуникативных компетенций у детей с ОНР
это процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений,
форм специально усвоенного поведения, который вкючает в себя:
- Невербальное общение
- Вербальное общение
- Социальные навыки
Невербальные средства общения:
Мимика
Позы
Жесты
Вербальные средства общения
Коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, чистота,
выразительность, богатство и уместность
.
-Диалогическая и монологическая формы связной речи
- Лексико- грамматический строй речи
-Дикция
-Интонационная выразительность речи
Темпо- ритмическая характеристика речи
- Фонематический слух
Социальные навыки:
-умение выражать свои чувства и эмоции
-умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми,
так и незнакомыми)
-умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от
ситуации
Основные методы, используемые при формировании и
развитии коммуникативных умений и навыков:
Практические (игры, упражнения)
Наглядные (наблюдение, рассматривание рисунков, картин, прослушивание
произведений)
Словесные (рассказ, беседа, чтение)
Проектная деятельность и проектная задача
Игры на умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам .
«Ласковое имя»
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную
палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем.
«Комплимент»
Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева)
фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение
помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать,
что он принимаем другими детьми.
«Секрет»
Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка
(пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и
зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые
любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой
секрет
Игры на развитие умения пользоваться невербальными средствам обще-
ния.
«Зеркало»
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна
половина группы — зеркала, другая — разные зверушки. Зверушки
ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно
отражать движения и выражение лиц зверушек.
«На что похоже настроение?»
Участники игры по очереди мимикой показывают свое настроение
Другие участники угадывают его.
.Игры на взаимодействие, умение действовать сообща.
«Ладонь в ладонь»
Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую
ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны
передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол,
стулья, кровать, гору, реку (в виде детской железной дороги) и т. д.
«Рукавички»
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно
количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с
одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети
отыскивают свою «пару» и с помощью карандашей раскрашивают
совершенно одинаково рукавички.
Проектная деятельность.
В этом учебном году в 1 классе совместно с родителями создали проект
«Мой любимый сказочный герой «Родители вместе с детьми сделали подел-
ки, на занятиях каждый ребенок подробно рассказывал, как они сделали, из
какого материала, делились своими впечатлениями. Рассказывали о своем
герое. В проектной деятельности учащиеся приобретают необходимые соци-
альные навыки- они учатся общаться, сотрудничать, учатся обмениваться ин-
формацией, вступать в дискуссию и убеждать оппонентов.
В проектной деятельности родители получают возможность принять участие.
Каждая семья может проявить свои лучшие качества, таланты, дети испыты-
вают чувство гордости за свою семью.
Между родителями и педагогом складываются доверительные отношения.
Проектная задача.
Одной из наиболее эффективных методов формирования коммуникативных
компетенций у младших школьников является проектная задача. Из опыта
моей работы: я
изучила литературу по теме «Коммуникативная компетенция младших
школьников», возрастные нормы в соответствии с ФГОС, познакомилась с технологией
метода проектной задачи. В начале реализовала готовую проектную задачу календарь
безопасности.
Овладела
технологией,
подобрала
инструментарий
для
отслеживания
развития коммуникативной компетенции обучающихся. Я разработала проектные задачи
«Сохраним
еловые
леса
«где
дети
сами
сделали
новогоднюю
ёлочку,
посчитали
себестоимость изготовленной ёлочки, сделали буклеты, призывающие не рубить ёлки, не
рубить лес.
проектную задачу о космосе: Изготовление макета солнечной системы,
проектная задача: Кормушки для птиц, «Образ мамы»
с п13
Диагностика 15слайд
У
м
е
н
и
е
1
У
м
е
н
и
е
2
У
м
е
н
и
е
3
У
м
е
н
и
е
4
У
м
е
н
и
е
5
У
м
е
н
и
е
6
У
м
е
н
и
е
7
У
м
е
н
и
е
8
У
м
е
н
и
е
9
У
м
е
н
и
е
1
0
0
0,2
0,4
0,6
0,8
1
1,2
1,4
1,6
Chart Title
Д.1
Д.2
Выводы:
1. После введения решения проектных задач, количество учащихся с высоким
уровнем
коммуникативного
развития
стало
значительно
больше,
и
соответственно снизился показатель с низким уровнем коммуникативного
развития.
2.Проектные задачи способствуют достижению положительных результатов
в формировании коммуникативных умений школьников
Результаты свидетельствуют о том, что участие школьников в проектных
задачах
успешно
повлияло
на
формирование
коммуникативной
компетентности.
Взаимодействуя
в
группе,
дети
понимают,
что
для
достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между
собой,
вырабатывать
общую
стратегию
решения
задачи,
распределять
обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким
образом,
решение
проектных
задач
способствует
воспитанию
чувства
ответственности,
формированию
умений
общаться,
договариваться,
чутко
относиться к сверстникам. Можно уверенно сказать, что включение решения
проектных задач в процесс обучения и воспитания способствует повышению
уровня коммуникативной компетентности учащихся, учащиеся приобретают
опыт
общения,
усовершенствуют
речевые
навыки
и
способность
точно
выражать свои мысли. Работа в группах помогает организации общения, т.к.
каждый
ребёнок
имеет
возможность
говорить
с
заинтересованным
собеседником, создаётся атмосфера доверия и доброжелательности, свободы
и взаимопонимания. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности,
и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
У
детей
развиваются
умения
сравнивать,
выделять
главное,
умение
прогнозировать, умение обобщать и систематизировать, умение работать в
группе.
И
самое
главное
–
учащиеся
практически
осваивают
способ
самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения
на
основе
текстов,
который
могут
применять
в
дальнейшем,
и
с
удовольствием учиться в течение всей жизни.
Применение проектных задач возможно, начиная с первого класса.
Стоит задуматься, а можно ли начинать такую сложную работу с детьми,
имеющими проблемы в обучении? Да.
Педагогу необходимо заранее изучить возможности детей с ОВЗ, определить
для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в
работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с дру-
гой стороны дать возможность учащимся самостоятельно оценивать свою де-
ятельность, используя приемы самоконтроля. Кроме того, необходимо отме-
тить, что перед детьми с ОВЗ, учитывая их речевые и психологические осо-
бенности, нельзя ставить слишком сложные задачи. Например, требовать
охватить одновременно несколько направлений деятельности, предъявлять
завышенные
требования
к
заучиванию
материала.
Именно
для
решения
проектной задачи в отличие от проекта предлагаются все необходимые сред-
ства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых
для их выполнения.
Приведу пример работы над проектной задачей на логопедических занятиях
по теме: «Словарные слова». Можно использовать и учителям на уроке рус-
ского языка.
Название
проектной за-
дачи
Иллюстрированный словарик «Словарные слова»
Предмет
Русский язык
Класс
3
Тип задачи
С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая
Цели и педа-
гогические
задачи (педа-
гогический за
мысел)
1. Обучение младших школьников совместному решению задач.
2. Более рациональное запоминание учащимися словарных слов
3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы
4. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей
Знания, уме-
ния и спосо-
бы действий,
на которые
опирается за-
дача
Русский язык
Третьеклассники знают ряд словарных слов, написание которых должны запомнить
Общеучебные умения
• работа в группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение за
даний между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями
участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
• работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу);
Планируемый
педагогиче-
ский ре
зультат
Демонстрация учащимися:
• усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
• часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;
• умение, работая в группе, создать конечный «продукт» — словарик для учащихся младших
классов
Способ и
формат оце-
нивания ре
зультатов ра-
боты
При подведении итогов работы оценивается:
• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных зада
ний и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
• Оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем экспертного на
блюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся
в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в группе
Замысел проектной задачи
Детям предлагается изготовить для младших школьников словарик слов с
непроверяемой орфограммой в корне слова.
Результат, который должны получить дети: иллюстрированный словарик для
учащихся младших классов.
Описание работы над проектной задачей
Мотивируем учащихся на предстоящую деятельность, предлагая приступить
к решению интересной задачи – созданию словарика слов с непроверяемой
орфограммой.
Через
проблемную
ситуацию
на
занятии
дети
определяют
проблему: «Как лучше и быстрее запомнить словарные слова и помочь в этом
другим ребятам». И ставят пред собой задачу: «Найти способы запоминания
словарных слов». Далее ребята приступают к решению задачи путем выпол-
нения ряда заданий:
• Запиши словарное слово, выделяя непроверяемую букву красным цветом,
поставь знак ударения.
• Сделай морфологический разбор слова.
• Сделай звукобуквенный анализ слова.
• Запиши значение этого слова из толкового словаря.
• Этимология (происхождение) слова.
• Подбери к этому слову однокоренные слова.
• Найди синонимы и антонимы к словарному слову.
• Подбери ассоциативное слово. Например, учитЕль – мЕл, тЕтрадь – клЕтка,
бЕрёза – бЕлая.
• Выпиши из дополнительной литературы четверостишие, в котором встреча-
ется это слово.
• Запиши загадку с этим словом (если возможно).
• Составь анаграмму.
• Нарисуй рисунок (на отдельном листе).
Работа над данной проектной задачей проводится в течение нескольких
логопедических занятий. В ходе работы дети делятся на группы, выступают в
роли «аналитиков» (намечают план, по которому можно запомнить словарное
слово), «иллюстраторов» (придумывают рисованный образ словарного сло-
ва), «исследователей» (предлагают интересные приемы запоминания словар-
ных слов) и т. д. Группы детей могут быть мобильными и помогать друг дру-
гу.
На заключительном этапе работы над задачей весь собранный материал по
теме
учащиеся оформляют в иллюстрированный словарик для учащихся младших
классов. Работа при этом строится следующим образом:
1. распределяются задания внутри группы;
2. рассматриваются материалы, полученные в ходе работы над словарными
словами и отбираются необходимые для оформления словарика;
3. продумываются и оформляются странички словаря.
Далее дети представляют и защищают свои работы.
Итак, занятие с применением проектных задач задает реальную возможность
организации взаимодействия, то есть сотрудничества детей между собой при
решении проблемы. Такое занятие учит способу проектирования через специ-
ально разработанные задания и дает возможность посмотреть, как группа де-
тей осуществляет «перенос» известных им предметных способов действий в
модельную ситуацию.
В процессе работы над решением проектных задач у детей с нарушения-
ми речи формируются такие важные коммуникативные умения, как:
1. умение спрашивать, то есть выяснять, что думает другой ученик и задавать
вопросы учителю, если недостаточно информации для решения проблемы;
2. умение управлять голосом, то есть говорить четко и ясно;
3. умение выражать свою точку зрения, то есть понятно для всех формулиро-
вать свое мнение и уметь его доказывать;
4. умение договариваться.
Хотя данные умения начинают формироваться еще до поступления ребенка в
школу, но дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на том же
уровне, что и их сверстники.
Поэтому учителю-логопеду необходимо на своих занятиях восполнять дан-
ные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции
речи проектную деятельность
Таким
образом,
результативность
деятельности
по
обеспечению
положительной
динамики
уровня
сформированности
коммуникативных
компетенций, обучающихся в начальной школе оптимальна. Исходя их этого,
можно
сделать
вывод
о
перспективности
дальнейшей
работы
по
формированию коммуникативных компетенций младших школьников.
Тьюторское сопровождение в формирование жизненных
компетенций у обучающихся с овз.
Как я уже сказала я являюсь и тьютором в 1 д классе, где учатся дети аутисты
и инвалид ДЦП.
Цели и задачи в работе тьютора
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в
среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо реше-
ние множества задач.
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и
организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и дру-
гих мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образователь-
ной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания
единой психологически комфортной образовательной среды.
2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы,
формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Описывая роль
тьютора в социальной жизни ребенка с ОВЗ, И.В.Карпенкова предлагает 2 таблицы:
Таблица 1: «Основные направления работы тьютора в организации условий для
формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы».
Тьютор
и подопечный
Тьютор:
формирует доверительные и эмоционально насыщен-
ные отношения с подопечным, в начале работы стано-
вится «проводником», защитником, выразителем жела-
ний и вместе с тем – организующей и гармонизирую-
щей силой;
следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помо-
гает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает,
воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному
нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игро-
вую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден,
при необходимости помогает сходить в туалет);
координирует общую деятельность ученика, дозирует
учебную нагрузку.
Тьютор
Тьютор:
и учитель (учи-
теля) класса
обсуждает с учителем:
цели и задачи своей работы;
возможные трудности (посторонний шум во время
переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и
возвращение, особенности характера и специфику пове-
денческих проявлений ребенка;
каким образом наиболее эффективно выстроить взаи-
модействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.
Тьютор и
другие дети
Тьютор:
следит за тем, что происходит в детском коллективе – о
чем дети говорят, во что играют;
объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
если тема разговора касается особенностей подопечного
– отвечает на вопросы.
Тьютор и
родители
Тьютор:
рассказывает родителям подопечного о том, как прошел
день, что удалось, какие были трудности;
отвечает на вопросы родителей.
Таблица 2: Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в школь-
ной системе и роль тьютора в этом процессе.
Ребенок с ОВЗ и учи-
тель
Для этого тьютор:
Ребенок слушает учи-
теля и выполняет его
инструкции
привлекает внимание ребенка к учителю: «Смот-
ри на ….. (имя учителя), слушай…»;
«Смотри на доску»;
«Возьми ручку, пиши»;
«Открывай учебник»;
«Открывай дневник» и т.п.
Ребенок с ОВЗ и тью-
тор
Для этого тьютор:
Ребенок выполняет ре-
комендации тьютора
следит за организацией рабочего пространства
ученика;
соотносит задания учителя с возможностями уче-
ника;
если ребенок не успевает полностью выполнить
задание - определяет нужный момент, когда сле-
дует остановиться и переключиться на новое за-
дание;
если общее задание для всех детей сложно для
понимания ребенка, то продолжает с подопеч-
ным работу по предыдущему заданию.
Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в ка-
кой момент правильнее переключиться, то необходимо
спросить об этом учителя.
Ребенок с ОВЗ и дру-
гие ученики
Для этого тьютор:
Ребенок по своей ини-
циативе общается с
ними, отвечает на об-
ращение других уче-
ников к нему
наблюдает за контекстом общения детей и в соот-
ветствующие моменты подключает к общению
подопечного.
Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот
не реагирует. Тьютор организует диалог учеников:
«Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На,
возьми обратно».
Ребенок с ОВЗ и роди-
тели
Для этого тьютор:
Ребенок перед нача-
лом уроков прощается
с родителями,
после уроков – встре-
чает родителей и про-
щается с тьютором
помогает подопечному в общении со своими ро-
дителями в условиях школы – помогает расска-
зать, что было в школе, познакомить с их с дру-
зьями и т.п. Ребенок может обменяться несколь-
кими фразами и с родителями других детей.
«При этом вся деятельность по сопровождению особого ребенка не
должна нарушать образовательного и коммуникативного про-
странства той группы детей, в которой находится ребенок с особенно-
стями развития». (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Со-
провождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под
ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010).
Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в
жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно
снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодей-
ствию с педагогами. «Сопровождать можно только идущего». (Ковале-
ва Т.М. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса ин-
дивидуализации»).
Таблица сформированности основных навыков
Деятельность ребенка
Делает +
Делает не всегда
+-
Делает, но редко -
+
Не делает -
Маршрутная деятельность
Знает, где раздевалка; приходя в школу, идет в раздевалку, в соот-
ветствующее место; верхнюю одежду вешает на вешалку, переобу-
вается, пакет с обувью также вешает на вешалку
Берет свой портфель и идет в свой класс
В классе находит свое место; достает из портфеля необходимые
вещи, в соответствии с уроком; портфель помещает на соответству-
ющее место
В течение урока находится в классе, сидит или двигается в соответ-
ствии с указаниями учителя
После урока меняет учебники и тетради для следующего урока
Во время перемены вместе с другими учениками под руководством
учителя выходит из класса, гуляет в рекреации или идет в столо-
вую, в спортзал, в другие классы, после уроков – в раздевалку
После уроков собирает все вещи в портфель
Другое
Витальная деятельность
(навыки самообслуживания)
Во время урока (или на перемене) может попроситься в туалет
Может самостоятельно сходить в туалет во время перемены
Моет руки перед едой и после туалета
Находясь в столовой, ест
Другое
Коммуникативная деятельность
Выполняет инструкции учителя
Может повторять действия за учителем
Смотрит на учителя
Задает вопросы
Отвечает на вопросы
Поднимает руку, когда знает ответ
Может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски
Копирует то, что делают другие ученики, если не успел за учи-
телем
На перемене общается со сверстниками
Другое
Учебная деятельность
Может самостоятельно писать
Может самостоятельно открыть учебник или тетрадь на нужном
месте
Пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в со-
ответствии с заданием
Рисует
Пользуется красками, фломастерами, мелками
Другое
Этика отношений
Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией
Обращается к учителям на «вы», к сверстникам – на «ты»
Ждет, когда надо ждать всех
Помогает другим, по просьбе
Помогает другим, без просьбы, по ситуации
Поздравляет, выражает радость успеху других
Переживает за других в случае грустной ситуации
Другое
Осознавание себя и смысла учебы
Радуется похвале
Понимает и серьезен, когда его действия критикуют
Стремится исправить свое поведение или оценку
Выражает разную степень интереса к темам и урокам
Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слу-
шать)
Другое