Напоминание

Пуктуция


Автор: Купеева Анжелика Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №38
Населённый пункт: ГОРОД ВЛАДИКАВКАЗ
Наименование материала: Коспект
Тема: Пуктуция
Раздел: начальное образование





Назад





ПУНКТУАЦИЯ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
 Ведущий (учитель) 
.
точка; 
;
точка с запятой; 
:
двоеточие; 

многоточие; 
-
тире; 
( )
скобки; 
« »
кавычки; 
,
запятая; 
!
восклицательный знак; 
?
вопросительный знак.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
I. Рисунки со знаками препинания: 1) «бродячий цирк» 2) «знаки на тетрадной страничке». II. ПУНКТУАЦИЯ – от лат. пункция – укол, точка – буквально «постановка точек или учение о точках». III. Предложения для игры со зрителями: 1) Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 2) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища. 3) Коля пел так как пели все. 4) Было светло так что всякий камешек был виден на дороге.
Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют прочтения.
Вед.:
– Мы приглашаем вас в страну «Пунктуация». Слово пунктуация – от латинского слова пункция (укол). Пункт – точка. С точкой связано и происхождение самого термина пунктуация. Когда-то слово пунктуация означало буквально «постановка точек или учение о точках». Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом. А по-русски знаки пунктуации мы называем знаками препинания. Препинание, т. е. препятствие в течение речи, как камень в течении реки. Всего в русской пунктуации 10 основных знаков:
Точка
– У меня особый пост В самой малой строчке. Если Точка – Вывод прост: Это значит – Точка. Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать. Точку слушать надо.
Точка с запятой
Я родилась на Руси аж в XV в. Встретить меня можно только в сложных предложениях. И с вами, ребята, я встречусь еще в старших классах.
Запятая
– На крохотное ушко Похожа завитушка. Велит нам Постоять чуть-чуть
И отправляться Дальше в путь. Выйду на дорожку – Всем Подставлю ножку!
Двоеточие
Двоеточие Глазастое Ходит Знаниями Хвастая: Так и хочется Ему (мне) Разъяснить вам Что к чему…
Тире
– Я – минус в математике, Но знак другой в грамматике. Знаком я детворе, Меня зовут Тире. Лягу палочкой На строчку, – Проходите По мосточку.
Вопросительный знак
– На странице я стою, Всем вопросы задаю. Согнут я всегда в дугу – Разогнуться не могу.
Восклицательный знак
– На странице вверх тормашками Торчу! Восхищаюсь, возмущаюсь
И кричу! Ребята! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны!
Многоточие
– Стоят три кумушки Рядком. Ведут беседу, Но – тайком, Какими-то Далекими Туманными Намеками…
Скобки
Словам Раскрывают Объятья – Ждем в гости вас, Милые братья!
Кавычки
Всегда подслушать Норовят то, Что другие Говорят…
Вед.:
А дружит ли наш класс со знаками препинания
I.
– Вот предложение, в котором можно расставить запятые шестью способами:

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.
– Попробуйте расставить запятые так, чтобы все шесть способов соответствовали строю и смыслу предложения. 1) Внезапно
,
проснувшись
,
среди ночи в испуге вскочил он с постели. 2) Внезапно проснувшись
,
среди ночи в испуге вскочил он с постели. 3) Внезапно проснувшись среди ночи
,
в испуге вскочил он с постели. 4) Внезапно
,
проснувшись среди ночи
,
в испуге вскочил он с постели. 5) Внезапно проснувшись среди ночи в испуге
,
вскочил он с постели.
II.

Вед.:
Внимательно прочитайте два предложения и уловите между ними разницу. Чем они отличаются? Что повлияло на различие в смысле фраз.
На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата, своего товарища.

На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата своего товарища.
 Почему во втором предложении встреченных стало меньше? Куда делся товарищ Петра?  Составьте две свои пары подобных предложений.
III.

Вед.:
– Данные предложения одинаковы по словарному составу, но смысл их различен. Как вы думаете, от чего это зависит?
Коля пел так, как пели все.

Коля пел, так как пели все.

Было светло так, что всякий камешек был виден на дороге.

Было светло, так что всякий камешек был виден на дороге.

IV.

Вед.:
– В русском языке имеются устойчивые сочетания, образованные со словом точка:
В самую точку попасть
– сказать или сделать что-либо очень точно.
Точка в точку
– совершенно точно.
До точки дойти
– дойти до крайности.
Ставить точку
– закончить какое-либо дело.
Вед.:
У последней Точки На последней
Строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак – Восклицательный знак Никогда он не молчит, Оглушительно кричит.
Восклицательный знак:
 Ура!  Долой!  Караул!  Разбой! Притащился криволосый Вопросительный знак. Задает он всем вопросы.
Вопросительный знак:
 Кто?  Кого?  Откуда?  Как?
В.
– Явились запятые, Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой остановке.
Запятые:
– Мы особы занятые, Не обходятся без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Точка с запятой:
– Если нет над вами точки, Запятая – знак пустой.
В.
– Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие…
Двоеточие:
– Нет, постой! Я важней, чем запятая Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу.
В.
– Но сказало многоточие, Еле глазками ворочая,
Многоточие:
– Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, Ставят многоточие…
В.
– Вопросительный знак Удивился
Вопросительный знак:
– То есть как? Восклицательный знак Возмутился.
Восклицательный знак:
– То есть как!
Вед.
– И сказала точка,
Точка-одиночка.
Точка:
– Мной кончается рассказ, Значит, я важнее вас.
Вед.:
Можно ли выделить из знаков препинания самый главный?
Вед.:
– Известен факт такой переписки французского писателя В. Гюго со своим издателем: Закончив писать роман «Отверженные», Гюго послал рукопись книги издателю, приложив к ней письмо без слов. Вместо слов на листе бумаги стоял большой вопросительный знак. Ответ не замедлил себя ждать. В ответном письме издателя на листе бумаги вместо слов стоял большой восклицательный знак. – Как вы думаете, почему они поняли друг друга? – Какие виды предложений вы знаете по цели их высказывания.
Веселые рифмы
– Опять ты делаешь ошибки?.. – Когда ты их исправишь, Рыбкин? – А как без них я обойдусь? Ведь на ошибках я … учусь. – Кто всех скромнее в нашем классе? – Конечно, я да друг мой Вася! Держась за руки выходят все участники праздника с песенкой: «Точка, точка, запятая – Вышла рожица кривая». Все вместе: — Мы знаки препинания! И с вами не прощаемся. Мы говорим вам до свидания! Ведь завтра встретимся в тетрадках мы. Машут ручками и убегают.


В раздел образования