Напоминание

Духовно- нравственное воспитание в семье и школе


Автор: Жердева Вера Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Спасская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Спасское Медвенский район Курская область
Наименование материала: конспект родительского собрания
Тема: Духовно- нравственное воспитание в семье и школе
Раздел: начальное образование





Назад





Духовно- нравственное воспитание в семье и школе
Уважаемые родители, послушайте притчу о совести.
Я беден и слаб, — сказал как-то отец своим сыновьям, — но вы молоды. Я учу вас жизни, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы

жить ваш старый учитель.

Что делать нам? — спросили сыновья. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

Дети мои, — сказал отец, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы

заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

Мы молоды, — ответили юноши, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, отец! Скажи же, как нам

поступать, а мы будем повиноваться тебе.

Вы сильны, — ответил отец, — для вас ничего не стоит отнять кошелёк у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас

никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

Отправимся прямо сейчас! — загалдели сыновья. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Отец взглянул на юношу и сказал:

Другие мои сыновья исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания отца.

Прости, отец! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

Почему невыполнимо?

Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил сын. —Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой

пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо отца просияло, и он обнял своего ученика.
Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов (влияние семьи на развитие ребенка составляет 40
процентов; средств массовой информации - 30 процентов; школы - 20 процентов; улицы - 10 процентов). Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Как видим, именно через тесное общение всех членов семьи, внимательное, заботливое, бережное отношение, способствует семейной гармонии и взаимопонимание. И пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей, даже если образовательные учреждения найдут пути решения этой задачи на своем уровне. Ещё в 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что
«вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не

может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения

России может создать именно семья...»
А в обществе, идеалом которого являются успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства, становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. И вот какие они: 1. Разрушены нравственные представления о браке и семье: 2. Повреждены устои семьи: - фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений; - утрачен традиционный уклад семейной жизни; – нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей. 3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: - культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; - продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, - увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников; 4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: - не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки; - утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока от дурных поступков; 5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: - духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, на - в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников. 6. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: - в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в
потоке второстепенной информации, пошлости и порока; - массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти "свободной любви", половой распущенности, всевозможных извращений. Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи: культ наслаждений, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий - все это ожесточённо атакует неокрепшие души. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо". Только семья может воспитать семьянина: добрая семья дарить человеку «два священных первообраза», в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: - первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; - и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Именно эти родительские образы являются источниками духовной любви и духовной веры человека. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец сына не на худо учит" и много других примеров... Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни. А за счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними? Еще Я.А.Коменский утверждал: «Несчастно то образование, которое не переходит в нравственность и благочестие». «Образование без души
убивает душу». Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной). Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.
А завершить нашу встречу хочу словами: «Подобно тому, как яблоня или грушевое дерево всасывает в себя воду и другие вещества и из

них вырабатывает прекрасный плод, так точно человеческий дух, воспринимая знания, из них вырабатывает новый продукт, плод

духовный. И этот плод есть нечто высшее, более духовное, чем те знания, которые первоначально были восприняты». В заключении

послушайте притчу:

Три

«Я»

Притча от Сергея Ванжи

Однажды внук пришёл к деду и спросил:

— Что такое душа?

Дед поведал ему историю, услышанную давным-давно от его собственного деда:

— Говорят, в человеке живут три «Я», которые поддерживают и направляют его всю его жизнь. Первое «Я» — самое холодное.

Его видят все окружающие тебя люди. Второе «Я» — наиболее тёплое. Его видят лишь самые близкие тебе люди. Первое и второе

всегда ссорятся за власть над человеком, а их раздоры пробуждают в нас сомнения и страхи. И лишь только третье «Я» способно

примирить и найти компромисс между первыми двумя. Его не видит никто. Иногда мы даже не подозреваем о его существовании, но

оно всегда с нами.

— Я никогда не слышал о них, — сказал внук.

Дед улыбнулся и ответил:

— Первое «Я» — это Разум. Если он берёт верх над вторым, человек становится расчётливым и холодным. Второе «Я» — это Сердце.

Если побеждает оно, мы становимся наивными. Тогда нас легко ранить и обмануть. Третье же — Душа. Только она способна

установить в нас гармонию.


В раздел образования