Автор: Даминова Гелсиня Шарифулловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ПСКОШИ Населённый пункт: С.Пестрецы, Республика Татарстан Наименование материала: методическая разработка Тема: "Звук и буква Шш" Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов «Пестречинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья VIII вида» Даминова Гелсиня Шарифулловна
Тема: Звук и буква Ш.
Слайд 1
Цель: знакомство учащихся со звуком и буквой «ш».
познакомить со звуком и буквой Ш.;
учить соотносить звук с символом и буквой;
формировать навыки слогового анализа, фонематического анализа и синтеза;
развивать фонематический слух, внимание, память;
развивать фонематическое восприятие, дикцию;
воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: учебник «Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина, картинки,
счетные палочки, «Волшебный мешочек», картинки-трафареты с изображением шмеля,
презентация, мягкие игрушки, зеркала, дудочки.
Ход занятия
1.Орг. момент:
-подготовка к уроку.
-психологический настрой:
Слайд 2 .На уроке я сижу
Не шумлю и не кричу
Руку тихо поднимаю
Если спросят, отвечаю.
-сюрпризный момент:
Учитель: - дети, посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел? (слайд 2) ШМЕЛИ
- Эти шмели волшебные, сегодня на занятие они будут наблюдать за вами, какие вы умные, как
умеете хорошо работать… (на каждом этапе идет напоминание о шмелях).
2. Артикуляционная гимнастика. (Зеркала) Слайд (3-4)
Лопаточка – иголочка
Качели
Вкусное варенье
Ох и вкусное варенье
Жаль, осталось на губе
Язычок приподниму
И остаток оближу
3. Упражнение на дыхание. Слайд 5
Как правильно дышать? (вдыхаем через нос, выдыхаем через рот) 2-3 раза.
А теперь будем не просто выдыхать, но и проговаривать фразы:
(Возьмите цветочек, понюхайте и скажите: Ах, как пахнет) 2-3 раза.
Берем дудочки и подуйте. Кто из вас дольше сможет подудеть.
- Что мы сейчас делали? (Зарядку для языка, на дыхание).
-Для чего делали? (Чтобы правильно выговаривать звуки, слоги, слова).
4. Постановка цели и задачи урока. Слайд 6.
а) Какой звук и букву будем изучать, узнаете из языковой разминки.
-Скажите, кого вы видите? (Гусь, змея)
-Какой звук издаёт гусь, когда сердится? Ш-ш-ш.
-Как шипит змея? Ш-ш-ш. (Но к змеям нельзя близко подходить, может укусить).
-А теперь давайте пошипим хором. Ш-ш-ш.
-Посмотрите, какая может быть буква Ш-ш. (Показать букву Ш). Слайд 7
б) - Скажите, в каком домике живет звук ш?
-Звук Ш будет жить в синем домике, потому что он согласный звук.
в) – Развитие оптических представлений и кинестетических ощущений.
-Выложите из палочек букву «Ш». Сколько палочек нам пригодилась. (4). .) Буква ША состоит из
4-х элементов. Слайд 8.
5. Знакомство с буквой «Ш-ш». Слайд 9
На что похожа буква «ш».
Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл. (На вилы)
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Чтение слогов с буквой ш. Чтение слогов по карточке на слайде10 : Учитель: - прочитаем
слоги: хором, индивидуально по цепочке, парами.
ША – АШ
ШО – ОШ
ШУ – УШ
Чистоговорка. Слайд 10-13
Ша-ша-ша мама моет малыша
Шу-шу-шу я письмо пишу
Аш-аш-аш у Наташи карандаш.
6. Физкультминутка – разминка.
7.Игра «Загадки». Слайд 14-17. Дети получают игрушки.
Маленький рост, длинный хвост
Серенькая шубка, остренькие зубки. (Мышка)
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)
Сегодня все ликует!
В руках у детворы.
От радости танцуют
Воздушные …. (шары).
Не похожи на иголки
А упали тоже с ёлки. (Шишки)
Учитель: - Ребята, определите место жительства звука Ш на ваших картинках. Где стоит звук ш – в
начале слова, в середине, в конце и покажите это на звуковых линейках.
8. Чтение слогов по карточке на слайдах. Слайд 18
Ша,шо,шу, ош.ом,ос.
9. Игра «Волшебный мешочек».
Учитель: - дети, шмели приготовили для вас волшебный мешочек, хотят с вами поиграть. Вы
должны на ощупь определить буквы из мешочка.
(В мешочке лежат изученные буквы, дети на ощупь отгадывают).
10. Физкультминутка: Слайд 19.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
А деревцо выше, выше.
Зашумели листочки ш-ш-ш.
11.Упражнение на развитие и коррекцию зрительного внимания «Найди букву». Слайд 20.
Учитель: - дети, внимательно посмотрите на ряд букв, найдите букву Ш, скажите, сколько их и
какого они цвета.
У каждого на парте лежат листочек с буквой «ш», дети обводят и разукрашивают букву Шш.
12. Игра «Исключи лишнего». Слайд 22-24
13. Пальчиковая гимнастика. Слайд 25
14. Работа в тетрадях. Написать букву Ш-ш
15. 7. Итог занятия. Рефлексия.
Учитель: – С каким звуком мы сегодня работали?
Дети: - мы сегодня работали со звуком «Ш».
Учитель: – Всё получалось? (Дети высказывают свои мнения.)
Учитель: - Вспомните, о чем вам загадывали загадки?
Дети: мышь, кошка, шары.
Учитель: – На память о нашем уроке дарю вам картинки с изображением шмеля – раскрасьте его.
(На парте у каждого ребенка лежит трафарет со шмелем). Молодцы. Все хорошо поработали.