Автор: Шестопалова Татьяна Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Полевской лицей" Населённый пункт: Курская область Курский район д. Полевая Наименование материала: классный час Тема: Этическая беседа "Я и мои друзья" Раздел: начальное образование
Тема: «Я и мои друзья»
Цель: развитие умения сотрудничать, вести дискуссию, умения
аргументировать свою точку зрения;
Формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.
Планируемые результаты
В результате беседы обучающиеся научатся:
воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
использовать в речи слова вежливости;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать
высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
создавать словесный портрет настоящего друга;
использовать в общении доброжелательный тон;
Материал к занятию:
Карточки «солнышко» и «тучка» на каждого школьника; пословицы
разрезные в конвертах (по количеству детей); аппликация «Дерево дружбы»,
готовые формы цветов для наклеивания, карточки с пословицами, домик
дружбы.
I.
Организационный момент
Заливистый школьный звонок
Позвал опять нас на урок
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
- Ребята, сядьте удобнее.
-Готовы к занятию?
- А сейчас мне хочется узнать, какое же у вас настроение.
Игра «Мое настроение» (на столе лежат карточки - «солнышко» и «тучка»).
- Ребята, какое же у вас сейчас настроение? (дети показывают свои
карточки).
- Мне приятно, что настрой на занятие у вас хороший, радостный.
II. Актуализация знаний
- Ребята, продолжите предложение: «Друг – это тот, кто…»
Дети по цепочке говорят о том, кто такой друг и кого они называют
своими друзьями.
1) А сейчас вашему вниманию будет предложен видеоклип.
Посмотрите и послушайте внимательно.
-О чем же мы будем говорить на нашем занятии?
(высказывания детей по теме занятия)
III. Основная часть
1.
Работа над понятием «дружба».
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
(Ответы детей)
Учитель:- Анализируя ваши ответы, можно сказать, что
Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов, взглядов.
2.
Обсуждение вопроса, какими качествами должен обладать
настоящий друг.
Составление ромашки
На каждом лепестке дети пишут
по одному самому главному, на их взгляд, качеству, без которого дружба
состояться не может.
3.
Рассказ обучающихся о своих друзьях. Портрет моего друга.
4.
Физкультминутка "Здравствуйте!"
- Когда-то давным-давно в одном древнем городе существовал
интересный обычай у людей: здороваться друг с другом. Когда на
большой городской площади звучали удары больших старинных часов,
люди прислушивались... Один удар часов - все кланялись друг другу
при встрече; два удара - пожимали руку проходящему мимо человеку;
три удара - обнимались. Представим сейчас, что мы находимся с вами
в том далёком городе, слышим звон тех старинных часов и здороваемся
по обычаю тех людей. Все запомнили, как нужно здороваться?
Учитель имитирует удары часов. Дети начинают приветствовать друг
друга, согласно легенде.
4. Работа с аппликацией.
- Ребята, это «Дерево Дружбы», оно может даже расцвести, но только
в том случае, если вы правильно составите пословицы о дружбе.
- Работать вы будете в паре. На столе в конвертах у вас лежат
карточки со словами, как пазлы, вы должны их правильно составить, чтобы
получилась пословица (дети составляют пословицы, помогая друг другу,
затем наклеивают пословицу вместо «корней» и если она правильно
подобрана, то зачитывают ее и на веточки приклеивают цветок).
- Какое получилось дерево? (красивое, разноцветное, доброе,
веселое...)
Пословицы:
Дружба и братство - дороже всякого богатства.
Друг дороже денег.
Без друга в жизни туго.
Друг в беде помощник.
Друг за дружку держаться - ничего не бояться.
Нет друга - ищи, а найдешь - береги.
Дружба в делах помощница.
За добро плати добром.
Сам погибай, а товарища выручай,
Итог: Оказывается, пословицу «Дружба в делах помощница» мы
применили на деле и смогли сделать «Дерево Дружбы» таким красивым,
ярким, а еще «Дерево Дружбы» похоже на наш класс, где «Дружба и братство
дороже всего богатства».
5.
. А сейчас мы немного отдохнем и поиграем.
Тренинг
«Пусть всегда будет солнце»
Упражнение «Пусть всегда будет»
Цель содействовать улучшению общения со сверстниками.
Педагог-психолог рассказывает детям о том, что один маленький мальчик
придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет
небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий
предлагает придумать каждому свое самое заветное «пусть». Все дети
хором кричат: «Пусть всегда будет...», а один из детей добавляет свое
желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.
6.
Работа в группах Решение проблемных ситуаций.
- Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его
списать.
- Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
- Твой друг предлагает тебе плохо поступить.
- Твой друг не умеет играть в игру и подводит команду.
Ребята обсуждают ситуацию и комментируют её.
7.
Ну и, наконец, под ярким веселым солнышком и рядом с красивым
цветущем деревом мы построим наш ДОМ ДРУЖБЫ.
Учитель: - Скажите, какой дом можно назвать мирным?
Дети: Где никто не ругается, помогают друг другу, никто никого не
обижает. Все живут по правилам.
Учитель: - Правильно! Чтобы сохранить название Дома Дружбы, Мира
у жильцов должны быть правила.
Учитель:- Какие правила необходимо соблюдать в нашем с вами доме,
что можно делать, а что нельзя?
(Дети высказывают свои мнения)
Учитель: - А теперь ребята, посмотрите, на вашем столе лежат
карточки, в которых напечатаны утверждения. Возьмите те карточки,
на которых написано что можно делать.
Законы дружбы.
1. Помогай другу в беде.
2. Уважать друг друга.
3. Прощать друг друга.
4. Быть добрым.
5. Заботиться о близких.
6. Обманывать друга.
7. Предавать друга.
8. Плохо себя вести.
9. Обзываться.
10. Быть жадным.
11. Ругаться.
12. Драться.
13.Не выдавать чужие секреты;
14.Обижать друг друга.
15.Не бойся попросить прощения;
16.Ябедничать.
17. Злиться на друга
18.Защищать друга
Учитель: - Мы с вами составили правила дружбы.
Учитель: - Соблюдаются ли в нашем классе все эти правила? Что
может сдружить наших ребят?
(Общие дела, общие интересы, понимание, доброта, желание помочь.)
Учитель: - Ребята, вы очень дружно трудились и построили
замечательный дом. Даже законы дружбы определили. И незаметно для
себя открыли тайну.
Учитель: - А теперь внимательно посмотрите на наш Дом Дружбы и
подумайте: в чем же заключается тайна?
Дети: В дружбе.
Учитель: - Конечно, в дружбе. Ведь только тот дом можно назвать
Дружным, где живут дружные жильцы.
IV. Итог занятия. Рефлексия
– Вот и подошёл к концу наш классный час. Давайте встанем и скажем
друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота
Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!
-Что для вас, ребята, значит слова -дружба? (выслушиваются мнения
учащихся)
Каждый из вас на этот вопрос сможет ответить по- своему.
( у учащихся на столах вырезанные цветочки из цветной бумаги)
Если вы решили, что быть хорошим другом хорошо – посадите на клумбу
возле нашего дома красный цветок.
Если вы решили иначе, то жёлтый.
Вывод…..
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы - исключить из жизни дружбу-
всё равно- что лишить мир солнечного света Цицерон.
Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам
в этом дружба!
Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы»
Сильней, чем «я».
Мы – семья
И мы – друзья.