Методические рекомендации родителям по развитию детей
Автор: Реденко Наталья Васильевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУДО "ДДТ" Населённый пункт: ст. Староминская, Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: Методические рекомендации родителям по развитию детей Раздел: дополнительное образование
Развитие моторики пальцев рук детей.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс
речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в
тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук
также
взаимодействует
с
такими
высшими
свойствами
сознания,
как
внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация),
воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие
навыков
мелкой
моторики
важно
еще
и
потому,
что
вся
дальнейшая
жизнь
ребенка
потребует
использования
точ н ы х ,
координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных
бытовых и учебных действий.
Игры
с
пальчиками
создают
благоприятный
эмоциональный
фон,
развивают
умение
подражать
взрослому,
учат
вслушиваться
и
понимать
смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет
выполнять
упражнения,
сопровождая
их
короткими
стихотворными
строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится
контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как
он учится запоминать определённые положения рук и последовательность
движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми
упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно
ребенок,
имеющий
высокий
уровень
развития
мелкой
моторики,
умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная
речь.
Виды детской деятельности, которые можно использовать для
развития мелкой моторики пальцев рук:
собирание пирамидок, матрешек, мозаики:
нанизывание колец на тесьму;
работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок,
крючков, замков разной величины;
сортировка монет;
перебор крупы;
работа со спичками;
работа с бумагой;
лепка (глины, пластилин, тесто);
шнуровка на специальных рамках, ботинок;
завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
игры с песком, водой;
наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на
собственный палец (получается колечко или спираль);
закручивание шурупов, гаек;
игры с конструктором, кубиками;
рисование в воздухе;
рисование различными материалами (карандашом, ручкой,
мелом, красками, углем и т.д.)
Советы родителям леворуких детей.
Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет
причин.
Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка
или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой
организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку,
но и некоторые особенности организации высших психических функций.
Владение ребенком той или иной рукой в качестве ведущей следует
рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы.
Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы,
происходящие в период развития плода (пренатальный период) и другие
причины.
Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное
изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям.
Переучивание ребенка (изменение его специфических качеств) влияет на
психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом
(возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон,
головные боли, вялость; невротические реакции: нервные тики, энурез,
заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь
комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.
Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой,
но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно
ею.
Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с
акцентом на левую руку, но не забывать о правой, так как она является
«помощницей» в бытовой деятельности.
В процессе развития у ребенка может самостоятельно произойти смена
доминирующего полушария, после чего у праворукого ребенка может
развиться так называемое «скрытое левшество» (критический период — 11
—12 лет).
Смену доминирующего полушария у ребенка следует принять как
естественное проявление развития.