Напоминание

Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития образовательной организации


Автор: Иванова Алина Васильевна
Должность: магистрант вшпипо
Учебное заведение: САФУ им. М.В. Ломоносова
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития образовательной организации
Раздел: дополнительное образование





Назад





Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития

образовательной организации

(Psychological and pedagogical assistance of educational institutions

evolution)

Иванова Алина Васильевна
Alina Ivanova магистрант ВШПиПО САФУ им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск.
Аннотация:
в данной статье рассматриваются вопросы психолого- педагогического сопровождения процесса развития образовательных организаций в России на современном этапе. Представлены сущность понятия "сопровождение" и ее основных составляющих, актуальные направления развития образовательных организаций.
Annotation:
This paper deals with the question of psycho-pedagogical assistance of educational institutions evolution in Russia at the present time. The essence of such concepts is presented as : Psychological and pedagogical assistance and its basic components, relevant trends of development.
Ключевые

слова:
психолого-педагогическое сопровождение, образовательные организации, процесс развития.
Keywords:
psychological and pedagogical assistance, educational institutions, the development process.
Введение
Актуальность темы исследования. В последние годы вопросы, связанные с разработкой психолого-педагогического сопровождения процесса развития образовательной организации, приобретают в России все большую актуальность, так как усиливается потребность реформирования управления школьного образования. Очевидно, что в условиях расширения рынка образовательных услуг в стране необходимо совершенствовать систему функционирования образовательных организаций, что требует использования новых подходов, разработки и оптимизации новых организационно-экономиче ских, образовательных, методических и воспитательных механизмов управления. Представляется актуальным предположить, ч т о психолого- педагогическое сопровождение будет способствовать процессу развития образовательной организации, если: - создана интеграция направлений деятельности (образовательная, воспитательная, просветительская, финансово-хозяйственная, методическая, организационная и др.);
- реализуются механизмы контроля и оптимизации процесса развития образовательной организации; - изучен и учтен российский и зарубежный опыт процесса развития образовательной организации; - спроектированы необходимые изменения в существующей образовательной организации.
Основной раздел
Несмотря на широкое внедрение практики менеджмента в систему образования, термин «сопровождение» является новым в педагогике. Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (поддержки) развития образовательной организации, которое складывается из двух составляющих: - реализация тех возможностей, которыми обладает образовательная организация (совет образовательного учреждения, методический совет, кадровый и управленческий потенциал, финансово-хозяйственная деятельность, воспитательная, методическая, организационная и др.); - реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда (эффективные методы управления, экспертиза качества, дистанционное обучение, модульная и проектная деятельность и др.) [1]. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, позволит осуществить в школе процесс обучения, ориентированный на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Важное место в образовательном процессе займет психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды [3]. С целью выявления отношения к обозначенной проблеме проведен констатирующий эксперимент, где респондентами выступили: педагоги, учащиеся и родители МБОУ СОШ №28 г. Северодвинска. Использованный метод исследования – анкетирование. В анализе «Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива школы» приняло участие 22 педагога. Первый вопрос анкеты показал, что изменения в школе нужны в содержании образования и воспитания. Второй вопрос касался форм подготовки каждого педагога, участники оценивали каждую форму по 5-ти бальной шкале. Предпочитаемой оказались курсы повышения квалификации, а наименее предпочитаемой – педагогические советы. Третий вопрос представил оценку школы в плане инновационной деятельности, который выявил, что на более высоком уровне располагается психологический климат в школе, на низком уровне финансовые ресурсы.
В анализе анкет учащихся старших классов приняло участие 20 человек. Ученики оценивали общую удовлетворенность/неудовлетворенность процессом обучения в школе (материально-техническая оснащенность, питание, психологический комфорт, безопасность и др.). Высокую удовлетворенность имеют такие показатели, как: качество учебной деятельности, взаимодействие с классным руководителем, учебные пособия и условия безопасности. Более низкую удовлетворенность получили: материально-техническая оснащенность школы, питание, каче ство воспитательной деятельности и взаимодействие внутри классного коллектива. В опросе родителей приняло участие 12 человек. В основном родители удовлетворены работой классного руководителя, формированием классного коллектива, качеством воспитательной работы и питанием. Не удовлетворены материально-техническим оснащением, условиями безопасности учащихся, учебными пособиями. Таким образом, задача создания модели эффективного психолого- педагогического сопровождения процесса развития образовательной организации, в которую будут вовлечены администрация школы, педагоги, учащиеся и родители, подтверждена мнением респондентов на этапе констатации. Рассмотрим реализацию сопровождения процесса развития образовательной организации через 3 направления. Первое направление – работа с педагогами и другими работниками школ: - профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводит ся обучению педагогов методам установления психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной «Я-концепции», эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами; - консультирование учителей по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, модулей); - проведение семинаров, практических занятий, лекций; - использование новейших форм обучения педагогических кадров: инновационные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития. Ожидания и достигаемые цели исследования в этом направлении: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе, индивидуальное проведение диагностических мероприятий, повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров. Второе направление – работа с учащимися:
- профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей; - выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы; - проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу; - консультирование учащихся (помощь в решении проблем); - профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение элективных курсов «Учимся выбирать» (8 класс), «Хочу быть успешным» (9 класс), «Мир профессий» (9 класс), проведение групповых занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры, профессиональные пробы). - сопровождение учащихся в рамках подготовки и прохождения государственной итоговой аттестации. При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, гармонизации взаимоотношений, профориентация учащихся среднего звена. Наконец, третье направление – работа с родителями: - консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию к школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети; - профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности; - проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.
Заключение
Таким образом, если создать интеграцию направлений деятельности каждого субъекта образовательного процесса; изучить реализацию механизмов
контроля и оптимизации процесса развития образовательной организации; обобщить российский и зарубежный опыт процесса развития образовательной организации; а также спроектировать необходимые изменения, то мы достигнем качественных изменений в развитии образовательной организации.
Библиографический список
1. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете; Методологические характеристики: Монография. – СПб., 2000. – 376с. 2. Исаев И.Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина / И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов // Известия Российской академии образования. - 2000. – №3. - С.45-58. 3. К а з а к о в а Е . И . Т е о р е т и ч е с к и е о с н о в ы р а з в и т и я общеобразовательной школы (системно – ориентационный подход)// автореф. дисс.пед.наук. – СПб., 1995. – 32 с.


В раздел образования